Статья «Воспитательная среда образовательных учреждений дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»
Статья
«Воспитательная среда образовательных учреждений дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»
Автор: учитель – логопед: Харитонова О.А.
В МБДОУ «Детский сад №14» создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида: при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида; обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
чередование индивидуальных и подгрупповых занятий; повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса; корректировка времени для выполнения заданий; снижение темповых нагрузок; помощь взрослого; чередование видов деятельности; снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий; условия для двигательной активности ребенка; подбор специального дидактического материала и т. п.
В МБДОУ «Детский сад №14» имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
МБДОУ «Детский сад № 14» располагает достаточной материально-технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности воспитанников. Логопедический кабинет (65,5 м2) служит для обеспечения специализированной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи, а также своевременного выявления и предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.В кабинете создана коррекционно-развивающая среда и благоприятный психологический климат для обеспечения помощи воспитанникам по исправлению имеющихся речевых нарушений.
Проводятся фронтальные и индивидуальные коррекционные занятия с воспитанниками. Оказывается консультативная помощь педагогам, родителям. Логопедический кабинет отвечает санитарно-гигиеническим нормативам и правилам пожарной безопасности. Имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
- зона для индивидуальной работы;
- учебная зона для проведения подгрупповых и групповых занятий;
- рабочая зона логопеда.
Учитывая слова Л. Фейербаха: «Где нет простора для проявления способности, там нет способности», постоянно работаю над развивающей средой логопедического кабинета, стараюсь «превратить» его в яркий сказочный мир, где в каждом уголке регулярно воплощаются интересные, познавательные, яркие учебные, игровые и авторские пособия, сюрпризные моменты, игровые и развивающие стенды. Они помогают мне вызвать у ребенка яркие эмоции и создать ситуацию успеха на занятии.
Коррекционно-развивающая среда организована так, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно.
Приобретено современное учебное, коррекционно-развивающее оборудование, обеспечивающее условия для организации коррекционно- педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
-программно — индикаторный комплекс для профилактики и коррекции речевых нарушений методом БОС «Лого»;
-коррекционно — развивающий программный комплекс для
занятий по развитию и коррекции речи;
— диагностический коррекционно-развивающий комплекс с видеорегистрацией,
— набор методических материалов для развития и коррекции восприятия,
— интерактивный кабинет песочной терапии.
В здание детского сада оборудована затемненная сенсорная комната Сенсорная комната-это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
Оборудование сенсорной комнаты способствует:
- Созданию положительного эмоционального фона
- Компенсации недостатка сенсорных впечатлений
- Снятию эмоционального и мышечного напряжения
- Развитию общей и мелкой моторики
- Устранению нервного возбуждения и тревожности
- Активизации мыслительных процессов
Многие дети с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста испытывают материнскую и социальную депривацию. Развитие эмоциональной сферы у ребенка не происходит в полном объеме. Находясь в социальной депривации дети испытывают сенсорный голод. Для решения этих проблем занятия с детьми и родителями проводятся в
сенсорной комнате. занятие проводится индивидуально или небольшой подгруппой по 2-3 ребенка. Занятие проходит в форме увлекательной игры. Длительность каждого занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка
В этой комнате размещено уникальное оборудование,
позволяющее психологу, логопеду, воспитателю мягко
работать со своими воспитанниками, помогая обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. Оборудована бескаркасными мебельными модулями, воздушно-пузырьковой колонной, оборудованием со светомузыкальным сопровождением, интерактивным оборудованием, уголком уюта.
Для диагностического сопровождения детей я использую методики: Иншаковой О.Б «Альбом для логопеда», «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста»
В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко .А так же методическое пособие «Логопедическое обследование детей» Акименко В.М.Оно содержит детальное описание процедур логопедического обследования детей и рекомендации по оценке показателей.
Педагогический процесс осуществляю по следующим программам: Н. В. Нищева «Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет); «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи"( общим недоразвитием речи) с 3 до 7лет. Н.В. Нищева; тематические альбомы: Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.И. Крупенчук «Учим буквы». Модель коррекционно-развивающей деятельности МБДОУ «Детского сада № 14» представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития дошкольника с ОНР. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.
Внутренний механизм взаимодействия: в преодолении ТНР у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
В группах компенсирующей направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно- педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность), а так же в режимные моменты.
По мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.
Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико- грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темы.