Статья «Воспитательная среда образовательных учреждений дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»
Воспитательная среда образовательных учреждений дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»
Представление среды своей группы.
Разрешите представить Вам предметно-развивающую среду старшей группы «Красная шапочка»
Предметная среда организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО и которая позволяет решать основные задачи нашей образовательной программы. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольной организации развивающая предметно-пространственная среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Наполняемость предметной среды осуществляю в соответствии с принципом целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных в ФГОС дошкольного образования, стараюсь подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем не забываю, что пространственная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др). Она должна быть разнообразной, содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Группа оснащена как традиционными материалами, так и моими авторскими играми и пособиями. Имеются аудиовизуальные пособия и материалы нового поколения. В группе используются технические средства: ноутбук, магнитофон, телевизор, sent-бокс (пескотерапия). Среда в подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. В группе использую не только горизонтальную плоскость, но и вертикальные поверхности (стены).Ребенок в зависимости от интереса может располагаться, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, магнитной доски с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.
В своей группе мы старались создать предметно-развивающую среду, которая обеспечивала бы развитие ребенка как личности, и способствовала развитию его способностей и интересов.
Наша группа условно разделена на сектора: в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской и творческой ).
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
В секторе природы подобраны и размещены растения, требующую ухода, для этого подобрано необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В секторе природы размещен макет весны, детские рисунки, дети ведут дневник наблюдений за погодой, знакомятся со схемами и моделями ухода за комнатными цветами. Изготовлен своими руками макет зоопарка, есть сухой аквариум , с помощью его дети знакомятся с обитателями морей. Так же своими руками изготовлен эгкологический лэпбук с различными дидактическими играми и заданиями по экологии. Подобран различный наглядно- дидактический материал по темам: « Птицы», « Животные», « Овощи- Фрукты», « Грибы» и др. Составлен паспорт комнатных растений, есть дневник наблюдений, подобрана детская литература(энциклопедии) и игры. В природном уголке размещены детские поделки из природного материала, экспонаты природы: камни, мена, плоды и др.
В секторе экспериментирования дети проводят несложные опыты по изучению свойств воды, воздуха, света, дерева, металла, бумаги, тканей, резины. При этом используют весы, лупы, цветные стеклышки и т. п. Составлена картотека по различным видов материалов: ткани , бумага, крупы и т.д. Подобраны различные природные материалы, схемы, детская литература.
В группе стараемся создать условия, как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.
Для этого у нас создан сектор уединения, где ребенок может отдохнуть посмотреть фото альбомы, позвонить , поиграть на «компьютере»или взять дидактическую игру.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Супермаркет".В нем подобраны атрибуты для сюжетно –ролевых игр: сшиты фартуки и шапочки для игр» Скорая помощь», «водитель такси», форма для продавцов, « полицейский» и др. Оформлен «Салон красоты», « Кафе «Сластена» изготовлены своими руками атрибуты (пельмени, пицца, бутерброды др. Так же изготовлен атрибуты для фотосалоны и банкомат для снятия денег для игры в «Супермаркет»,с помощью родителей изготовлена из пластиковых труб модель корабль- машина» Для сюжетно-ролевых игр « Водитель», « Моряки»
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Многие элементы развивающей среды полифункциональны, и дети используют их в качестве заместителей недостающих предметов. Например, набивные модули могут стенами домика или кроватками для кукол, а также сиденьями автобуса. В качестве заместителей дети используют элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов. Все это помогает детям в развитии и обогащении сюжетов ролевых игр».
Фото секторов
DOCX / 9.42 Мб
Театральный сектор и музыкальный - совмещены. В театральном уголке размещены ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый, настольный виды театра, куклы для театра бибабо, так же изготовлен театр теней с атрибутами к нему.
В музыкальном секторе расположены «музыкальные лестницы», подобраны различные музык. инструменты как промышленного производства ,так и изготовленного своими руками. Имеются плоскостные муз. инструменты, для разучивания танцевальных движений имеются муз. платочки, ленточки, цветы, ободки. Есть дидактические игры на развитие муз. слуха, подобрана картотека муз. игр. В музыкальном уголке дети могут импровизировать на различных инструментах, создавать музыкальные ансамбли.
Также в нашей группе учитывается принцип гендорного воспитания .Учитываются интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек. Например, мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинками, конструктором «Лего», а девочки охотнее играют с куклами – лечат, купают их, ходят в супермаркет, салон красоты, играют в семью, парикмахера, стилиста.
Физкультурный сектор пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности . Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Изготовлен и подобран инвентарь для двигательной активности детей. С шиты мешочки для метания в даль, флажки, изготовлены дорожки здоровья, шапочки для подвижных игр.
Сектор безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, действующий светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Изготовлен лэпбук по безопасности для закрепления знаний по пдд. Подобраны дид. игры и книги по пдд. Изготовлен макет микрорайона.
В речевом секторе размещены мнемотаблицы для заучивания стихов и составления рассказов, подобраны картины для составления рассказов, сказки ,стихи, рассказы, портрет писателя с произведениями которого знакомим детей. После знакомства со сказками Андерсена было изготовлено дидактическое пособие лэпбук « Снежная королева.» Подобраны дидактические игры» Расскажи сказку», « Составь рассказ по временам года»
В игровом секторе подобраны игры на разный уровень детей: традиционная мозаика и современные пазлы, различные бродилки , развивающие игры « шашки», блоки « Дьенеша», палочки» Кьюзинера».
Сектор безопасности В секторе безопасности изготовлен макет по пожарной безопасности, телефон с «важными» номерами имеются атрибуты для сюжетно –ролевой игры « Пожарный», подобраны дидактические игры.
Для сектора художественного творчества отведено хорошо освещенное место в группе. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, различные трафареты. шаблоны. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Подобраны материалы для знакомства с народными росписями.
Далее у нас расположен учебный сектор, здесь находится учебный материал, доска, над доской оформлены зрительные ориентиры для физкульт. минуток детей., числовая лесенка для закрепления состава числа по математике ,по грамоте оформлен стенд в виде шаров которые делятся на две группы букв: гласные и согласные, твердые, мягкие.
Большое внимание в нашей группе уделяется патриотическому воспитанию детей, знакомству с символами нашей родины, народными традициями. Этому способствует организация уголка «Наша родина».Здесь также подобраны дидак. игры, книги, открытки, изготовлен макет русской избы для мини музея « русский быт»
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Шуткова Татьяна Михайловна
Шабанова Алёна
Посадскова Анна Валерьевна