Урока литературы на тему «Анализ средств создания стихотворения» (5 класс)

9
1
Материал опубликован 15 February 2019 в группе

Технологическая карта урока литературы на тему «Анализ средств создания стихотворения».

Класс: 5.

Ход урока.


 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Организационный момент.


 


 


 


 


 


 

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

(Запись :Дата. Классная работа)

Личностные:

ответственность за предстоящую деятельность.

Метапредметные: организация своего рабочего места.

2.Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель читает притчу о поэте:

Господь сотворил Поэта.

Поэт получился очень загадочным. И настроение у него было переменчивое, как у ребенка. Стоит его похвалить немного, как он вдохновляется, сам готов утешить любого, поднять настроение. Только некому утешить, приласкать его самого.

Нелегка жизнь у Поэта. В разных ситуациях оказывался он из-за своего характера, из-за открытости. Однажды в трудную минуту, почувствовав себя особенно одиноким, Поэт стал жаловаться богу:

- О Всевышний! О, мой создатель! Есть у меня к тебе упреки. Когда ты сотворил льва или кабана, то проявил к ним больше заботы, чем ко мне. У льва есть грозное рычание, которое наводит на всех ужас, у кабана есть острые клыки, чтобы защитить себя. У длинноухого осла есть толстая шкура. Кулан спасается от опасности быстротой ног, куница прячется в дупле, еж сворачивается в клубок, выставляя иглы. Даже у скорпиона есть ядовитое жало. У царей есть власть, у богатырей - оружие. Визири обладают лисьей проворностью. У Евы есть волшебные чары, притягивающие человека. А у меня нет ничего. Таким ты сотворил меня, Всевышний.

- Ошибаешься, Поэт, - ответил Бог. - Ты гораздо сильнее всех этих людей и зверей. Твоя мощь - в твоих словах. Твоя речь способна поднять богатырей на битву, твои стихи могут соблазнить Еву. Правители готовы слушать твои мудрые советы. Какими бы грозными и властными ни были бы сильные мира сего - все они страшатся твоего слова.

Слово - твое оружие, Поэт. И нет на свете более могущественного оружия.


 

Учитель просит ответить на вопрос:

-Согласны ли вы с мнением Бога? Почему?


 

 

Учитель просит определить основную мысль текста, дать ему название.


 


 


 

Учитель предлагает сформулировать цель урока и его тему.

Учащиеся слушают притчу


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, высказывают свою точку зрения.

 

Учащиеся под руководством учителя определяют основную мысль притчи, предлагают названия, выбирают наиболее оптимальное название.


 

 

Учащиеся под руководством учителя формулируют цель урока и его тему.
 

Личностные:внимательное отношение к русскому языку.

Метапредметные: уметь сохранять и выполнять задачу педагога,уметь видеть результат своей детельности, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Предметные: знание особенностей СПП.

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Учитель использует прием «Корзина идей». Задача для пар: «сложить в корзину» все поэтические способы воздействия на читателя.

Учащиеся в парах «собирают в корзину» термины и определения. Среди них стихотворные размеры, способы рифмовки, средства художественной выразительности,


 

Личностные: воспитание любви к языку.

Метапредметные : систематизация знаний,сопоставление.

Предметные: знание групп придаточных обстоятельственных и их особенностей.

4.Выстраивание проекта.


 


 

Построение проекта и фиксация имеющегося знания.

Учитель предлагает разработать план работы на уроке.


 


 

Составляют план действий, озвучивают: проанализировать средства создания стихотворения, выполнить ряд заданий, способствующих закреплению темы; определить степень усвоения и способности применения полученных знаний.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия.

Метапредметные : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.


 


 


 

5.Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6.Динамическая пауза (Презентация «Гимнастика для глаз»).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проверка умения применять полученные знания в типовых условиях.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Смена видов деятельности, здоровьесбережение школьников.


 


 

Учитель предлагает презентацию и карточки с практическим материалом. Класс делится на группы по 4-ре человека. Избирается координатор.


 


 


 

Игра-презентация «Контсруктор».

1)Небо,мгла,буря,кроет

Крутя,снежные,вихри

Завоет,как,она,зветь,то

То,как,заплачет,дитя.


 

2)Недаром,зима,злится

Пора,прошла,ее

В,весна,стучится,окно

Со,гонит,и,двор.


 

3)Рожь,над,зреет,жаркая,нива

И,нива,от,до,и,нива
Ветер,гнать,прихотливый

Золотой, перелив

4) Май,начало,люблю,гроза,в

Гром,весенний,когда,первый

Резвяся,играя,как,и,бы

Небо,голубое,грохотать,в


 


 


 

Карточка 1.

1)……….нежный

……….хрусталь

..безбрежный

……………даль

2)…………...лес

…………...чудес

……………дубы

……….....грибы

3)………...трава

………тропинки

……….низинки

...………сова

4)……….орозы

…………стужа

……….мимозы

………….лужа


 

Карточка 2.

1)Выткался на озере … свет зари,                           

На бору со звонами … глухари.                       

                          С.А. Есенин

2) В небе … облака,  

И, лучистая на зное, 

В искрах … река,

Словно зеркало …

. Ф.Тютчев

3) О красном вечере …дорога,
Кусты рябин … глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует … мякиш тишины.

С.Есенин

4) Еще в полях … снег,
А воды уж весной … —
Бегут и будят … брег,
Бегут, и …, и гласят…

Ф.Тютчев

Учащиеся последовательно выполняют условия игры-презентации, работают с карточками, самостоятельно разрабатывают задания к ним, озвучивают их, вместе с учитель выбирают наиболее рациональные.


 

Учащиеся восстанавливают текст стихотворения, меняя формы , где это необходимо; называют автора, определяют тип рифмовки и стихотворный размер.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся сочиняют стихи на заданные рифмы, называют типы рифмовки, определяют тематическую направленность стихотворений.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся восстанавливают строчки стихотворений, сверяются с оригиналом, определяют роль средств выразительности.

Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, интерес к природе .

Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы, развивать речь.


 


 


 


 


 

9.Итог урока. Рефлексия


 


 


 


 

 

Задает вопросы:

В чем сила поэтического слова?

Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.

Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.


 

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Личностные: сформированность учебной мотивации.

Метапредметные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Предметные:выявление пробелов в знаниях по русскому языку и умениях, связанных с их практическим применением

Домашнее задание

 

1.Составить тест по теме «Стихотворная речь. Термины" или написать сочинение на тему «В чем сила поэтической речи?»

2.По желанию: составить синквейн на тему «Поэзия».

3.По желанию: сочинить стихотворение.

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Личностные:

развитие учебных мотивов, интереса к предмету.

Метапредметные

Планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Предметные:

Закрепление изученного по предмету.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Полезный материал!

31 March 2019

Похожие публикации