Статья «Работа с письменными историческими источниками»
Прудников Арсений Васильевич
учитель истории и обществознания
МБОУ "АСОШ №50", г. Абаза
Рабочий адрес: Кулакова 83А
Домашний адрес: Транспортная 28-2
e-mail: senyaprudnikoff@yandex.ru
рабочий телефон: 8(39047)2-35-50
Работа с письменными историческими источниками
(на примере анализа образцов древнетюркского рунического письма)
Методы работы с письменными историческими источниками
(пример применения)
В связи с формулированием концепции модернизации российского образования предполагается переход к формам обучения, предусматривающим: формирование практических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся.
Особая роль при этом должна отводиться практической деятельности преподавателя и учащегося. Одним из примером подобной деятельности может служить работа с письменными историческими источниками. Многочисленные публикации по данному вопросу свидетельствуют о значительном интересе, проявляемом к данной теме со стороны педагогического сообщества, и предоставляют ощутимую свободу в выборе методов и способов реализации той или иной концепции.
Особый интерес вызывают разработки , содержащие методики формирования основных учебных навыков, формулирующие мысль, в соответствии с которой
источниковая база исторического и обществоведческого образования очень разнообразна, но в практике наиболее востребованы, бывают письменные источники.
Для управления качеством овладения учащимися навыками работы с источниками авторы подобных разработок (Мельников С.А.) предлагают преподавателю развернутый алгоритм, связавший этапы, виды и методы исследовательской деятельности:
Название этапа | Виды аналитической деятельности | Методы |
I. Подготовительная работа | Предварительный общий обзор источника. | Определение типа документа, мыслительная обработка его заголовка с целью подготовки восприятия вероятного содержания. Рассмотрение авторской принадлежности источника (ученый, писатель, обыватель; отечественный или зарубежный и т.п.) Разбор выходных данных документа (при их наличии) для определения его предназначения и времени создания.
|
II. Анализ документа | Уяснение терминологии документа, работа с понятийным аппаратом. Выявление причин, исторических условий и времени создания письменного источника. Разбор фактов и событий, содержащихся в источнике. Качественная характеристика личностей, упомянутых в документе. | Работа со словарями и энциклопедиями. Выявление существенных черт в определении понятия. Подбор близких по значению терминов. Выделение хронологических рамок возникновения и применения понятий. Установление событий и фактов из истории и общественной жизни, которые соответствовали сущности рассматриваемых терминов. Выяснение исторических обстоятельств, вызвавших создание данного источника. Характеристика исторического пространства создания документа. Работа с хронологией - выявление дат, прямо или косвенно указанных в документе, приведение их к соответствующей системе летоисчисления; установление исторического времени по известным фактам, событиям, явлениям в различных отраслях жизни, данным биографического характера. Установление сущности факта (война, реформа, революция, мятеж, конференция и т.п.). Выявление причин, вызвавших событие. Установления места данного факта в историческом процессе (его роль в цепи других явлений). Определение значения факта (результаты его воздействия, последствия, уроки). Выявление имен, фамилий или косвенных указаний на них в тексте источника. Установление биографических данных, содержания деятельности личностей, включенных в источник. Выявление взглядов, идей персонажей (политических, религиозных и т.п.) Определение, интересы каких общественных сил выражала данная личность. Оценка деятельности личности. |
III. Усвоение содержания источника и обобщение итогов его исследования | Выделение главных вопросов документа. Уяснение положений источника. Презентация исследования документа. | Разделение текста на смысловые отрезки, содержащие основные его положения. Отделение второстепенного, менее значимого материала. Группировка отобранного материала. Установление сущности идей, взглядов, изложенных в источнике. Сравнение их с другими известными положениями. Выявление новизны и возможности использования идей документа в дальнейшей исторической и общественной практике. Обобщение материалов анализа в виде конспекта. Определение взаимосвязей между положениями источника и реальной исторической действительностью и выработка конкретных рекомендаций использования документа путем сообщения, научной статьи, реферата. |
Для иллюстрации вышеуказанной методики исследования письменных исторических источников предлагается краткий анализ перевода одного из образцов древнетюркского рунического письма – малой эпитафийной надписи в честь Кюль-тегина. Предполагается проведения анализа примерно в соответствии с этапами, указанными в предлагаемой методике.
I этап – данный документ относится к так называемым эпитафийным надписям, об этом свидетельствует сам характер написанного, включающий в себя перечисление подвигов героя и основных этапов его жизненного пути, а кроме того, текст в конце произведения напрямую указывающий на обстоятельства появления данного памятника:
Все, что хотел сказать народу своему,
на вечном камне – здесь! – я высечь повелел.
Глядите на него, читайте письмена,
о беки и народ, отныне и вовек!
Далее следует:
Смотрите на него, вникайте в письмена, -
Здесь вечный камень я на все века воздвиг!..
Автором памятника является племянник захороненного героя – Йолыг-тегин, о чем напрямую указывается в последнем двустишии:
А надпись оставлял и письмена писал –
Йолыг-тегин, что был племянником ему.
II этап - понятийный аппарат данного источника включает в себя термины характерные для употребления в среде востоковедов и специалистов, занимающихся проблемами средневековья Центральной Азии:
Эль – племенной союз
Беки – князья, правители
Апа – старейшины
Таркан – крупный вельможа
Токуз-огузы – союз девяти племен тюрков
Йенчу – река Сырдарья
Табгачи – китайцы
Таты – древнетюркское название иранцев
и т.д.
Данные понятия встречаются в древнетюркских рунических надписях, датируемых не ранее VII и не позднее XII века.
События, изложенные в представленном источнике, относятся к первой половине VIII века и связаны с темой становления и укрепления Восточно-тюркского каганата:
Вперед – до тех земель, где солнечный рассвет,
направо – до земель полдневных, а затем
назад – до тех земель, где солнечный закат,
налево – до земель полночных, - вот тот мир,
где подданных моих не счесть: все племена,
народы все собрал, сплотил, устроил – я!
Кроме того, в надписи рассказывается об освобождении тюрков от китайской зависимости:
Всегда, когда спешишь к табгачам кочевать,
Ты к гибели спешишь, о тюркский мой народ.
А также о завоевательных походах, предпринятых правителем Восточно-тюркского каната:
Вперед водя войска до местности Шантунг,
Тогда едва-едва до моря не дошел,
Направо к «девяти эрсенам» я ходил –
Тогда едва-едва в Тибет я не вошел.
Назад, преодолев Йенчу, я подводил
К Темир-Капыгу вплоть воителей своих,
Налево до страны Йир-Байрыку ходил…
Вот сколько дальних стран я с войском достигал!
Описание исторических событий не является главной целью создателей данного памятника. Данный текст, это сразу бросается в глаза, содержит эпическую идеализацию героя. Героя-воителя, героя-отца нации, объединившего разрозненные племена в мощное единое государство:
Каганом, став, собрал несчастный мой народ,
устроил и сплотил разрозненных, - и так
кто прежде бедным был, богатым вскоре стал,
а малый мой народ великим вскоре стал.
Написавший данное произведения является одним из первых известных науке авторов древнетюркской литературы. Он стремился внушить своим современникам и потомкам мысль о необходимости единства государства, о недопустимости мятежей и междоусобиц, что являлось основной политической проблемой описываемого периода, а также главной проблемой, свойственной для любого государства периода средневековья, а тем более для центрально-азиатской Степной Империи.
Вас всех, объединив, как множить и крепить
Наш племенной союз, - на камне высек я!
И, как в грехах своих, погрязши, может он
Распасться навсегда, - на камне высек здесь!
В тексте надписи не существует четкого указания на конкретную дату написания источника, а также на того когда происходили описываемые события, но, сравнивая описания событий с материалом, получаемым из китайских, иранских и византийских летописей, можно установить, что описываемые события относятся к началу VII века, когда произошло разделение Великого Тюркского каганата на Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. На это также указывает факт упоминания зависимости народа тюрков от Китая, которая продолжалась в течение пятидесяти лет, вплоть до освобождения в результате вооруженной борьбы, возглавляемой отцом Кюль-тегина – Ильтериш-каганом.
Ни сильных мудрецов, ни мудрых смельчаков
народ табгач не мог прельстить и погубить,
и если кто-нибудь случайно прегрешал,
то, в общем, тюрки свой закон старались чтить.
В тексте, в самом его начале, мы встречаем представление главного героя данного произведения, исполненное в духе того времени. Оно преисполнено величия и соответствует традиции центрально-азиатских Кочевых Империй:
Рожденный Небом, сам подобный Небу, я,
Бильге-каган, теперь над тюрками воссел – …
Образ сильного и справедливого правителя всегда был центральным в произведениях древних тюрков. В данном случае в надписи номинально посвященной Кюль-тегину основным героем предстает его старший брат Бильге-каган – олицетворяющий единство Восточно-тюркского каганата и являющийся продолжателем дела своего отца – объединителя всех тюркских племен в рамках одного государства:
Мой царственный завет – сердечные слова
Нести из рода в род велю вам: пусть войдут
Они в народ «он ок» и в племя тат, и пусть,
о тюрки, пусть всегда средь вас они живут!
III этап – текст эпитафии можно разделить на четыре смысловые составляющие:
Представление главного героя (перечисление титулов, оценка его роли в исторических событиях)
Рассказ о завоеваниях правителя (имеют ценность для определения хронологии событий, используются как дополнительный материал, дополняющий имеющуюся историческую картину, сложившуюся на основании китайских, в основном, источников)
Описание негативных моментов, связанных с китайским владычеством (дают представление о четкой самоидентификации тюркского этноса, о стремлении его представителей сохранить собственную культуру, законы, противостоять китайской ассимиляции)
Призывы к единству (характеризуют тюркское общество как государственное образование, находящееся на стадии, угрожающей очередной раздробленностью, подобной той, которую Тюркский каганат пережил около столетия назад. Поэтому с такой силой и убедительностью раздаются призывы главного героя чтить законы государства, не допускать откочевок, стремиться к расширению территории и собиранию народов)
Подобные же идеи встречаются и других образцах древнетюркской рунической письменности – Большая надпись в честь Кюль-тегина и надпись в честь Тоньюкука. Эти произведения посвящены описанию событий времен возникновения Тюркского каганата (идеализированное прошлое тюрков), а также истории становления Восточно-тюркского каганата, освобождения от китайской зависимости, военным походам против агрессивных соседей. При этом описание исторических событий является фоном для представления образов героев тюркского народа.
Авторы стремились внушить современникам и потомкам мысль о необходимости единства государства тюрков, осуждая вражду, мятежи и междоусобицы. Основной идеей этих сочинений является верность идеалам предков, повиновение народа кагану, выше всех добродетелей почитается воинская доблесть, что характерно для государственных образований, причисляемых к так называемым номадным, кочевым или степным империям, находящимся на стадии перехода от военной демократии к примитивным феодальным отношениям.
Подобный (пусть самый поверхностный) анализ письменного исторического источника, сопряженный с обращением к основным учебным материалам и пособиям позволит достичь качественно более высокого уровня подготовки, а главное (соглашаясь с коллегой Мельниковым) позволит рассматривать ученика не как пассивный объект управленческой деятельности, а как равноправного партнера преподавателя по совместной творческой деятельности.
Литература.
1. Кляшторный С. Первый тюркский каганат и народы Евразии. История Востока. Т.2, М. 1995 г.
2. Мельников С.А. Анализ исторических источников. Электронный ресурс. istorik.ucoz.com, 2009 г.
3. Преловский А. Поэзия древних тюрков. М. 1993 г.
9