Урок информатики в 10 классе на тему «Анализ результатов в электронных таблицах»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мантуровская средняя общеобразовательная школа»
Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете.
Билл Гейтс
"Электронные таблицы: анализ результатов"
Выполнила:
Мельникова Т.А.,
учитель информатики и ИКТ
Мантурово 2018
Предмет урока: информатика.
Тема урока: Электронные таблицы: анализ результатов.
Цели урока:
Образовательные:
обобщение и систематизация знаний по теме “Технология обработки числовых данных”;
организация деятельности учащихся по созданию компьютерной модели в электронных таблицах для практического использования в различных сферах человеческой деятельности (в т.ч., биологической и физиологической);
обучение моделированию объектов в среде табличного процессора;
Развивающие:
приобретение опыта научно-исследовательской деятельности;
развитие критического и логического мышления;
развитие коммуникативности, умения работать в подгруппе;
развитие ИКТ - компетентностей учащихся;
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Воспитательные:
развитие ответственного отношения к своему здоровью,
способствование обогащению внутреннего мира учащихся;
расширение кругозора учащихся.
Задачи урока:
Предметные:
- сформировать представление об основных видах ссылок в электронных таблицах;
- познакомить с принципом работы абсолютной и относительной ссылки;
- научить видеть необходимость применения абсолютной и относительной ссылки;
- научить применять абсолютную и относительную ссылки в решении расчетных задач.
Метапредметные:
- формирование приемов логического мышления;
- развитие навыков и умений работать с формулами;
- развитие интереса к предмету, информационной культуры;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.
Личностные:
- воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету;
- привить навык индивидуальной работы;
- развитие коммуникативных УУД.
Тип урока: Урок с технологией проектного обучения.
Методы:
словесные и наглядные методы в их приемах: эвристическая беседа, лекция, работа с таблицей (раздаточным материалом), мультимедийной презентацией; форма работы – фронтальная;
репродуктивный и частично–поисковый метод в таких приёмах, как: логические рассуждения, выполнение проблемных заданий, работа с формой в MS Excel; формы работы - групповая и индивидуальная;
методы формирования познавательного интереса: стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций;
проблемный, исследовательский методы в приемах: анализ и синтез результатов исследовательской практической работы, экстраполяция результатов работы на различные жизненные ситуации; формы работы - групповая и индивидуальная;
методы устного и машинного контроля и самоконтроля: опрос, само- и взаимооценка выполнения работы и анализа результатов; формы работы - фронтальная и групповая.
Формы обучения:
пассивные: проблемное изложение материала;
интерактивные: дискуссия;
активные: самостоятельная исследовательская работа, решение проблемной задачи, анализ конкретных ситуаций.
Используемые технологии:
Информационно-коммуникационные технологии,
проблемно-исследовательская технология.
здоровьесберегающие технологии;
обучение в сотрудничестве.
Оборудование урока:
компьютеры учащихся с ОС Windows 7;
мультимедийная установка;
компьютер учителя.
Этапы урока:
I. Организационная часть.
II. Актуализация знаний учебной деятельности.
III. Постановка цели урока.
IV. Освоение нового материала.
V. Первичная проверка понимания знаний. Практическая работа. Анализ результатов.
Компьютерный эксперимент.
Анализ результатов.
VI. Домашнее задание.
VII. Подведение итогов.
I. Оргмомент
II. Формулировка темы урока с помощью кроссворда и определение целей урока.
- Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слов одного из самых знаменитых людей в истории человечества (Слайд 1):
Действительно, только мыслящий и думающий человек может верно обработать данную ему информацию. Ведь информатика, как известно, - это не только «про компьютер», так же как арифметика – не «про калькулятор», а музыка – не «про пианино.
III. Проверка знаний работы табличного процессора, правил записи содержимого ячеек.
Да будь я старушкой преклонных годов,
И то, без унынья и лени,
Программу Excel изучу я за то,
Что очень люблю вычисленья!
Области применения электронных таблиц весьма разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. Это: наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, проектирование, моделирование.
Сегодня на уроке мы попробуем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач. Но вначале проверим знания принципов работы табличного процессора, правил записи формул.
Повторение проводится с использованием презентации и мультимедийного проектора в игровой форме: из нескольких закрашенных ячеек электронной таблицы составлен вопросительный знак (Слайд 6):
Ученик выбирает любую ячейку и отвечает на скрытый в ней вопрос, появляющийся по гиперссылке. Если учащийся не отвечает на выпавший ему вопрос или отвечает неполно, другие могут ответить или дополнить его ответ. (Каждый вопрос размещается на отдельном слайде).
Итак, начнем работать.
Вопросы для повторения:
Каково главное назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) – 1 балл
Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) - 1 балл
Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) – 1 балл
Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон, блок ячеек) – 1
Укажите адрес данной группы ячеек. (A1:C3) – 1 балл
В электронной таблице выделен блок ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек) – 2 балла
Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа) -2 балла
Что такое относительный адрес (ссылка)? (Используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула). -2 балла
Что такое абсолютный адрес (ссылка)? (Используется для указания фиксированного адреса ячейки) – 2 балла
Дан адрес ячейки — А$6. Какой параметр адреса будет меняться при копировании? (Столбец А) -1 балл
Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число 15) -1 балл
Надо ли набирать формулы в каждой из ячеек В3 и В4 или можно занести их в эти ячейки как-то быстрее? (Нет, нужно использовать копирование) -1 балл
Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейку С1, после ее копирования в ячейку С2? (=$A$1*B2) – 1 балл
Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1? (75) – 2 балла
15. Укажите правильную запись формулы в ячейке С2 математического выражения x + 3y и предскажите результат. (=A2+3*B2, 25) -2 балла
Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно? (8; 10) – 2 балла
- Итак, как вы видите, все понятия связаны с табличным процессором Excel. И речь на уроке пойдет об обработке числовой информации в Excel (Слайд 3).
Хотелось бы, чтобы в процессе нашей деятельности были достигнуты следующие цели (Слайд 4):
закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
практическое применение изученного материала;
приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить и распечатать на принтере;
формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;
IV. Закрепление. Работа на компьютере. Ролевая игра.
Каждый ученик будет представлять одну из фирм: «Богатый урожай», «Мой дом».
Учащимся раздаются таблички с названиями фирм, карточки с заданиями (запросами клиента).
Представители фирм оформляют таблицу, вводят в неё информацию и распечатывают результат (чек для оплаты в кассу; чек должен быть красиво и эффективно оформлен; в роли кассира выступает учитель).
Если работа над задачей вызывает затруднения, ученик может воспользоваться помощью учителя.
Ролевая игра проводится в течение 20 мин.
Фирма «Русский огород»
Фирма «Богатый урожай» занимается поставкой семян и помогает клиенту рассчитать, сколько упаковок семян нужно для его садово-огородного участка, сколько они будут стоить. В наличие фирмы имеется следующий набор семян:
Томаты | Огурцы | Картофель |
Сорт «Бычье сердце» 2 г на 1 м2 12 руб. Масса семян в упаковке – 5 г | Сорт «Корнишон» 2 г на 1 м2 4 руб. Масса семян в упаковке – 6 г | Сорт «Великан» 200 г на 1 м2 30 руб. Масса семян в упаковке – 5 кг |
Сорт «Розовый великан» 2 г на 1 м2 8 руб. Масса семян в упаковке – 5 г | Сорт «Конкурент» 2 г на 1 м2 3 руб. Масса семян в упаковке – 6 г | Сорт «Голландский» 200 г на 1 м2 50 руб. Масса семян в упаковке – 5 кг |
Сорт «Рубин» 2 г на 1 м2 10 руб. Масса семян в упаковке – 6 г | Сорт «Неженский» 2 г на 1 м2 5 руб. Масса семян в упаковке – 8 г | 200 г на 1 м2 45 руб. Масса семян в упаковке – 5 кг |
Для формирования таблиц используются данные о стоимости, массе семян в упаковке и их расходе при использовании.
Клиент указал, что для посева он будет использовать участок в 10 соток (1 сотка = 100 м2). Под картофель он планирует отвести – 6 соток, под томаты – 2,5 сотки, под огурцы – 1,5 сотки.
Для этого он хотел бы закупить следующие виды семян:
ВАРИАНТ 1:
Томаты. Сорт «Розовый великан»;
Огурцы. Сорт «Корнишон»
Картофель. Сорт «Великан»
ВАРИАНТ 2:
Томаты. Сорт «Бычье сердце»;
Огурцы. Сорт «Конкурент»
Картофель. Сорт «Голландский»
ВАРИАНТ 3:
Томаты. Сорт «Рубин»;
Огурцы. Сорт «Неженский»
Картофель. Сорт «Динамит»
Организуйте расчет количества материалов и их стоимости. Распечатайте клиенту чек с указанием названия, количества и стоимости всех материалов.
Ученикам, которые затрудняются решить поставленную задачу, можно предложить выполнить следующее задание «Начисление зарплаты»:
IV. Физминутка 2 мин.
V. Анализ и оценка работы каждого ученика.
– Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие навыки работы в среде электронной таблицы.
Выставляются оценки за практическую работу с учетом количества набранных фишек за устные ответы.
- Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
VI. Домашнее задание
Ребята, прежде чем приступить к домашнему заданию, я хочу процитировать следующие строки, которые принадлежат Сергею Есенину:
Цветы мне говорят прощай…. написано 27 октября 1925 года.
В качестве дня рождения – день рождения С.Есенина 3 октября 1895 года
Дата начала прогноза – 20 октября 1925 г .
Эмоциональный биоритм – спад, прослеживается апатия, пессимистическое отношение к окружающему, грусть
Интеллектуальный биоритм – пик, ощущение, что стихотворение написано на едином дыхании, будто автор просто рассуждал в стихах, может быть, поэтому есть точная дата.
Физический биоритм – подъем физической активности, выносливость и тонус организма повышаются.
Если мы внимательно посмотрим на графики, то можно сделать вывод, что
биологические ритмы могут быть описаны функциями вида
y = sin ( 2 ( t – t0 ) / Tk )
Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг. Ученые установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость. Периодичность ритма составляет 23 дня. Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням. Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию. Цикличность его – 33 дня.
А теперь попробуйте рассчитать свои биоритмы на месяц и ответьте на вопросы:
-У кого сегодня физический, эмоциональный, интеллектуальный подъем/спад.
-Как вы чувствуете, соответствует это полученным данным?
Домашнее задание:
1. y=7x2-3x+6 на интервале от -10 до 10 с шагом 0,5
2.Имеются следующие данные о 5 учениках:
- Фамилия
- Имя
- Рост
Рассчитайте средний рост учащихся, самый маленький и самый большой рост. Постройте диаграмму роста учеников.
3.Постройте таблицу учёта товаров в магазине, если известно:
- тип товара
- цена товара
- количество проданного товара
- количество непроданного товара.
Рассчитайте на какую сумму продан товар и на какую сумму товар остался в магазине. Постройте диаграмму стоимости проданного товара.
VI .Подведение итогов урока Итак, сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в многофункциональности возможностей компьютерной техники. А именно, в возможностях электронных таблиц Excel. Мы увидели, что с помощью этой программы можно решить и математические, и биологические задачи, вспомнили, как выбирается оптимальная структура таблицы, как используются различные виды ссылок. Т.е. цель нашего урока полностью достигнута.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой.
| | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учеников к уроку, самоопределение. |
2.Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организует устную работу. Организует актуализацию имеющихся знаний об информации. | Отвечают и слушают ответы одноклассников, контролируют правильность ответов. | Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: -развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм. |
3.Усвоение новых знаний | Познакомить обучающих с понятиями абсолютная и относительная ссылка, принципами работы с ними. | Объяснение понятий «относительная адресация ячеек», «абсолютная адресация ячеек». Объяснение различий двух типов адресации. Решение задачи на систематизацию информации. | Делают соответствующие записи в тетради: определение относительной ссылки, абсолютной ссылки. Решают задачу и проверяют решение сопоставлением с ответами. Делают вывод по теме урока. | Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи |
4.Первичное закрепление материала | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Предлагает выполнить задание. | Выполняют задание. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирование умений систематизации объектов. |
5. Физкультпауза. | Эмоциональная разрядка. | Включает физкультминутку для глаз. | Выполняют физкультминутку для снятия утомления. | Здоровьесберегающая методика для снятия утомления. |
5. Первичный контроль (самостоятельная работа). | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Предлагает выполнить задание практической работы. | Выполняют практическую работу. Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме. Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение. | Личностные: формирование умений использовать абсолютную и относительную адресацию. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Домашнее задание §14 с. 114-117, ответить на вопросы | Записывают домашнее задание. | Личностные: формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
7. Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса |