Анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода

6
0
Материал опубликован 31 May 2022

Анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода


 Утвержденные 31 мая 2021 года Федеральные государственные образовательные стандарты не новые, а обновленные. Методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности. И в этом смысле Стандарты ориентируются, прежде всего, на ту основу, которая была создана в 2009–2012 годах. В данной статье мы анализируем урок биологии с точки зрения системно-деятельностного подхода.

 

Урок по биологии https://disk.yandex.ru/d/Q6eoacMdw-OZEg/Biologia.mp4



Предмет

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Биология












Процесс питания и его модели

Задает вопросы ученикам, мотивируя их обобщить уже полученные знания и на их основе формировать новые понятия и явления

Отвечая на вопросы учителя, школьники систематизируют полученные знания и открывают новые.

Фронтальная работа со всем классом в форме эврестической беседы.

Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Каждый вопрос представляет собой мыслительную мини задачу, решая которую ученики получают новые знания.





Урок полностью отвечает требованиям реализации  системно-деятельностного подхода:

- учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через совокупность поставленных вопросов и учебных задач ведет их к открытию новых знаний;

- учитель эффективно сочетает различные формы, методы, технологии  и приемы обучения, повышающие активность учащихся, способствующих  творческому овладению знаниями и умениями, развитию инициативности и самостоятельности,  умению логически мыслить  и создающих атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

- учитель  мотивирует учебную деятельность школьников  с помощью реальных жизненных проблем, процессов и объектов;

- учитель обучает детей  осуществлять самоорганизацию, самоконтроль и  рефлексивную деятельность





Предлагает ученикам создать из пластилина модель питания,  взяв за основу одну из моделей газообмена.

Учитель делит класс на группы, каждой из которых достается своя модель питания.

Затем сообщает школьникам, что в процессе работы они должны ответить на ряд вопросов (вопросы при этом формулируются учителем совместно с учениками и записываются учителем на доске) и на их основе презентовать результат соей работы



Обсуждают, какой вид будет иметь их модель, одновременно отвечая на вопросы, затем распределяют роли – кто лепит модель, кто записывает ответы на вопросы. По окончании работы один из учеников презентует результат их деятельности при активной поддержке остальных участников группы.

Групповая форма работы с использованием бригадного метода и  технологии краткосрочного проектного обучения, результатом которого является продукт – модель питания





Побуждает учеников сравнить, обобщить результаты их творчества и сделать вывод о жизнеспособности каждой  созданной ими модели питания, помогая им  наводящими вопросами.



 



После презентации каждой модели ученики делают вывод, жизнеспособна ли данная модель, аргументируя свои предположения, и записывают результаты в рабочие тетради.

Фронтальная работа с применением технологии проблемного обучения на этапе обсуждения и индивидуальная работа на этапе записи выводов, результатов и оценки своего творчества



Предлагает ученикам изучить  новый материал о животных и определить, какую из моделей питания (которые они приняли как жизнеспособные на предыдущем этапе) каждое из этих  животных представляет.

Ученики читают новую для них информацию в едином для них темпе, затем отвечают на поставленный вопрос.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом (с карточками) на начальном этапе и фронтальная работа на этапе ответа на вопрос.








Побуждает школьников сделать вывод, что они узнали на уроке, удобны ли изученные ими модели питания.





С помощью наводящих вопросов учителя, ученики анализируют свою деятельность на уроке, сообщают, что они выяснили и узнали, перечисляют недостатки изученных ими моделей питания и делают вывод о том, что они недостаточно удобны. 

Фронтальная работа со всем классом в вопросно-ответной форме



Выдает домашнее задание:

1) обдумать и презентовать модель питания более удобную, нежели они изучили на уроке;

2) изучить детальную информацию о животных, о которых они узнали на уроке.







      

Комментарии
Комментариев пока нет.