Анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода
Анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода
Утвержденные 31 мая 2021 года Федеральные государственные образовательные стандарты не новые, а обновленные. Методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности. И в этом смысле Стандарты ориентируются, прежде всего, на ту основу, которая была создана в 2009–2012 годах. В данной статье мы анализируем урок биологии с точки зрения системно-деятельностного подхода.
Урок по биологии https://disk.yandex.ru/d/Q6eoacMdw-OZEg/Biologia.mp4
Предмет | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | ||||
Биология | Процесс питания и его модели | Задает вопросы ученикам, мотивируя их обобщить уже полученные знания и на их основе формировать новые понятия и явления | Отвечая на вопросы учителя, школьники систематизируют полученные знания и открывают новые. | Фронтальная работа со всем классом в форме эврестической беседы. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Каждый вопрос представляет собой мыслительную мини задачу, решая которую ученики получают новые знания. | Урок полностью отвечает требованиям реализации системно-деятельностного подхода: - учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через совокупность поставленных вопросов и учебных задач ведет их к открытию новых знаний; - учитель эффективно сочетает различные формы, методы, технологии и приемы обучения, повышающие активность учащихся, способствующих творческому овладению знаниями и умениями, развитию инициативности и самостоятельности, умению логически мыслить и создающих атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта; - учитель мотивирует учебную деятельность школьников с помощью реальных жизненных проблем, процессов и объектов; - учитель обучает детей осуществлять самоорганизацию, самоконтроль и рефлексивную деятельность | ||||
Предлагает ученикам создать из пластилина модель питания, взяв за основу одну из моделей газообмена. Учитель делит класс на группы, каждой из которых достается своя модель питания. Затем сообщает школьникам, что в процессе работы они должны ответить на ряд вопросов (вопросы при этом формулируются учителем совместно с учениками и записываются учителем на доске) и на их основе презентовать результат соей работы | Обсуждают, какой вид будет иметь их модель, одновременно отвечая на вопросы, затем распределяют роли – кто лепит модель, кто записывает ответы на вопросы. По окончании работы один из учеников презентует результат их деятельности при активной поддержке остальных участников группы. | Групповая форма работы с использованием бригадного метода и технологии краткосрочного проектного обучения, результатом которого является продукт – модель питания | |||||||
Побуждает учеников сравнить, обобщить результаты их творчества и сделать вывод о жизнеспособности каждой созданной ими модели питания, помогая им наводящими вопросами. |
| После презентации каждой модели ученики делают вывод, жизнеспособна ли данная модель, аргументируя свои предположения, и записывают результаты в рабочие тетради. | Фронтальная работа с применением технологии проблемного обучения на этапе обсуждения и индивидуальная работа на этапе записи выводов, результатов и оценки своего творчества | ||||||
Предлагает ученикам изучить новый материал о животных и определить, какую из моделей питания (которые они приняли как жизнеспособные на предыдущем этапе) каждое из этих животных представляет. | Ученики читают новую для них информацию в едином для них темпе, затем отвечают на поставленный вопрос. | Индивидуальная работа с раздаточным материалом (с карточками) на начальном этапе и фронтальная работа на этапе ответа на вопрос. | |||||||
Побуждает школьников сделать вывод, что они узнали на уроке, удобны ли изученные ими модели питания. | С помощью наводящих вопросов учителя, ученики анализируют свою деятельность на уроке, сообщают, что они выяснили и узнали, перечисляют недостатки изученных ими моделей питания и делают вывод о том, что они недостаточно удобны. | Фронтальная работа со всем классом в вопросно-ответной форме | |||||||
Выдает домашнее задание: 1) обдумать и презентовать модель питания более удобную, нежели они изучили на уроке; 2) изучить детальную информацию о животных, о которых они узнали на уроке. |