12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Капитанова28
Россия, Иркутская обл., Тулун
3

Современный урок русского языка с позиции системно - деятельностного подхода Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №19»


Капитанова Н.Ф.

Современный урок русского языка

с позиции системно - деятельностного подхода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №19»


Дети не должны наполняться знаниями механически,

мы должны научить их добывать знания,

научить их учиться.

В.В. Путин

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Системно - деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов. Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает вырабатывание умения ставить цели, решать задачи, нести ответственность за результаты . 

В наше время школа в рамках ФГОС - не только ключ к информации, но и теперь школа учит учиться; преподаватель - не проводник знаний, а личность, которая обучает умениям творческой деятельности, которая направляет на то, чтобы ученики самостоятельно приобретали и усваивали новые для них знания. Меняется время — меняется и подход к современному уроку. Урок - основная форма организации образовательного процесса. Традиционный подход к образованию ориентирует на объём знаний. Чем больше знаний обучающийся приобрёл, тем выше уровень его образованности, а в современном мире не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. Современный урок должен быть прежде всего, компетентностно - ориентированным. Достижение нового образовательного результата имеет возможность при реализации системно - деятельностного подхода, он положен в основу Стандарта. Цель системно - деятельностного подхода - научить не знаниям, а работе. Правильно гласит китайская народная мудрость: «Скажи мне - я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. Системно - деятельностный подход направляет на развитие личности, на формирование гражданской позиции. Обучение должно быть построено так, чтобы целенаправленно вести развитие за собой.

Чему учить детей на современном уроке?

- Учить детей определять границы своих знаний, видеть проблему и ставить проблемные задачи;

- учить их умению реализовывать контроль и самоконтроль своей работе в соответствии с выбранными задачами;

- организовать учебное сотрудничество детей, развивать умение совместно распределять учебную деятельность при решении задач:

- создать необходимые условия для построения учащимися индивидуальной программы изучения предмета.

Формой организации обучения является урок. Необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию и структуру в рамках системно - деятельностного подхода. Работая в 5-6 классах, использую все этапы урока согласно системно--деятельностного подхода. Рассмотрим урок-рефлексию по ФГОС в 6 б классе МБОУ «СОШ №19г. Тулуна. Урок развития речи.

Тема урока: Описание природы.

Цель деятельности учителя

Совершенствовать речевые умения и навыки для создания письменных работ на основе необходимой информации и личных наблюдений

Тип урока

урок –рефлексия

Планируе

мые результаты

Предметные: учатся понимать роль языка в развитии творческих способностей; проявляют способность правильно излагать мысли в устной и письменной речи; адекватно выражают своё отношение к информации; умеют соблюдать основные нормы русского языка; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Метапредметные умеют владеть всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; правильно планируют собственную деятельность; осуществляют оценку знаний и результатов; учатся слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Личностные: учатся пониманию русского языка как одного из основных национально-культурных ценностей русского народа. Определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Эмоционально-ценностное видение окружающего мира. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира. Осуществляют взаимный контроль и самоконтроль, строят рассуждения.

Методы и формы обучения

Создают проблемные ситуации, ведут наблюдение над языком, применяют ИКТ, используют разные формы работы, индивидуальная, групповая и фронтальная работа на уроке.

Оборудова

ние

Картины природы, экран, проектор, ноутбук.

Наглядно-демонстра

ционный материал

презентация по теме урока, раздаточный материал

Основные понятия

описание природы ; художественные средства выразительности; композиция сочинения-описания


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

1. Мотивация (самоопределение)

Добрый день! . Сегодня наш кабинет предназначен для исследовательской лаборатории. Я руководитель , а вы мои сотрудник, (теоретики, литературоведы , практики) .

Чем же мы будем заниматься ? Мы будем работать не только со словом, а со всеми единицами языка. Назовите их





Слушают преподавателя , показывают свою готовность к уроку


Высказывают предположения




Вспоминают, называют, обобщают




Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу


личностные: положительно относятся к учению


регулятивные:---контролируют учебные действия,

высказывают и аргументируют своё собственное мнение

2.Актуализация и пробное учебное действие

Начнём же наш урок . По описанию узнайте наш объект исследования

Быстрая сибирская речка в Тулуне и Тулунском районе Иркутской области, в окрестностях исчезнувшей деревни Пороги...

Объект – река Ия, а теперь забросим в корзину идей ассоциации к нашему слову река. Назвать поочерёдно по 3 существительных, имеющих отношение к реке (блики, течение,берег,вода,прозрачность… )и по 3 прилагательных,имеющих отношение к реке (быстрая, своенравная.,холодная..-А теперь подумайте, зачем нам нужно это.-(описать реку Ия)

Блиц-опрос

2. Посмотрите на великолепные , картины реки Ия которые дарят нам фотографии ( см слайды)

Мы это называем одним словом?Как? (пейзаж)

Что называется пейзажем?

-Какие чувства вызывают эти пейзажи? Зачем нам эта речная галерея? Какую задачу мы должны выполнить на уроке?

Наш конечный результат – создание собственных зарисовок, в которых покажем красоту и величие нашей реки Записываем число.

Тема урока «Описание нашей реки Ия»

Поэтому хорошее настроение, внимательность, знание орфограмм, организованность, сообразительность берём с собой!




Отгадывают объект, записывают слово
















Интерес проявляю, называют существительные и прилагательные


Высказывают своё отношение и определяют цели урока




Восхищаются и высказывают своё отношение от увиденно

го, настраиваются

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи


Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу


Коммуникативные:отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли

3. Локализация индивидуальных затруднений

Чтобы получить объект второй,

Работать будем в группах.

Поделимся информацией нужной

И закончим фразу так.

Опишите нашу реку Ия , используя …

1 группа

Теоретики

Что мы называем прилагательным ?

Какова роль их в жизни ?

Какой постоянный признак?

Что могут иметь качественные прилагательные? ( образуйте это от слов высокий, трудный, красивый, лёгкий)

К существительным подберите по возможности прилагательные- эпитеты разных разрядов.

Природа (богатая, красивая, восхитительная)

Берег (очаровательный, крутой, пологий)

Лес (дремучий зелёный, загадочный, таинственный, великолепный, задумчивый)

Вода(холодная, прозрачная,, студёная, удивительная, прекрасная

Красота ( воздушная, мимолётная…)

2 группа

Литературоведы

Поэты о реке, о реке Ия. Извилиста река среди лесов, 
Над ней туманы на исходе лета, 
Течёт под звуки птичьих голосов, 
Туда, где ждут красивые рассветы.

Легенда о реке Ия

          В стародавние времена на берегу красавицы горной реки жил молодой охотник Арунай. И где бы он не охотился, но ноги словно сами несли его к берегам реки. Арунай садился на камень и часами любовался прозрачной водой. Следил за серебристыми переливами струй. И ему казалось. Что на свете нет  больше никого – только он и его красавица река. «Никто мне не нужен, - думал Арунай, пусть всегда так будет: река и я».

          И вот однажды он увидел, что с гор, окружающих долину с извилистой рекой, спускаются люди. Они спросили охотника: «Что это за место»?... а он ответил: «Это хорошее место. Самое лучшее на земле. Здесь живём мы  – река и я».

Но люди не поняли и решили, что река, которую они увидели с крутого косогора, так и называется –Ия. С того времени и пошло название реки.

Пляшут блики на Ие,

К солнцу весело бегут.

Речка что-то шепчет мне?

Только звёзды всё поймут!

Знаю, я вернусь сюда,

Хоть пройдёт немного лет!

Мой Тулун, он ждёт меня,

Как седой старик отец.( Мой Тулун

автор: Барс Александра)


Давным -давно в краю сибирском,        

Когда кругом была тайга,              

Среди равнины, в поле чистом,            

Из брёвен строили дома.                

Дома росли, и стройка продолжалась,    Образовался город на реке,            

Ему Тулун названье дали,            

Стоит он на реке Ие.                  

А речка в центре города течёт          

И людям радость доставляет,        

В ней рыбу ловит наш народ,                

Вода в квартиры с речки поступает.     А как красива наша речка,            

Её крутые берега                  

И можно в ней найти местечко,            

Да искупаться иногда.              

А вот и с берега крутого                    

Склонилась ива у воды,                

Как будто бы ждёт дорогого,      

Она подарка от реки.              

А на зелёненькой опушке,          

Берёзки водят хоровод…            

На них нарядные серёжки,                  

В листве гуляет ветерок.                

Осинки рядом притаились              

Им боязно, они дрожат,          

И прямо в речку с берега крутого,        

Они, как в зеркало глядят.                

А речка тихая такая,            

Но пробежит вдруг ветерок,                   Она вся рябью заиграет            

И зажурчит, как ручеёк.            

Но есть места, где быстрое теченье        Всё сносит на своём пути,        

Там нужно быстрое принять решенье,   Чтобы опасность обойти.          

А иногда как будто сердится река,              

Свои большие воды разливает               Через крутые берега,              

Все улицы собою заполняет.              

Пройдёт период наводненья            

Река вернётся в берега,                

И закрадутся вдруг сомненья            

Надолго успокоилась она?              

По берегам равнины сочные,              

С зелёной, шёлковой травой,              

Раскинулись луга цветочные,              

Укрывшись утренней росой.                

Течёт река, на солнышке играя,             Своим извилистым путём,                  

И нежно камушки перебирая,                 Ласкает их своим теплом.                    

А рядом лес и сосны великаны,              Хранят все тайны в сонной тишине,     Они стройны, могучи, величавы,          И сны им снятся о прошедшем дне.      Пройдут года, минует век,                  

Но всё, что создано природой,            

Потомкам сохранит пусть человек,         Пройдя свой жизни путь, своей дорогой.                

Пусть никогда река не обмельчает,         Всему живому пользу пусть несёт,         А люди пусть, её не засоряют,                Тогда река сквозь годы, воды пронесёт.                              



Какие строки понравились? Почему? Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?

Для чего писатели, поэты включают в свои произведения описание природы?

3 группа

Практики

1.Составить синквейн. ( река!). Образец

2.Продолжить предложения.

Я люблю нашу реку…

Я не люблю нашу реку…

1Река.

2 Стремительная , очаровательная.

3 Любоваться,радоваться, восхищаться,

4 Река многоводная !

5 Красота.





Выполняют задания, делают выводы и обобщения, думают, как закончить фразу










Называют в чём особенности этой части речи, подбирают прилагательные -эпитеты
















вспоминают основные средства выразительности, ,цитируют любимые стихотворения о реке








Выписывают прилагательные, определяют разряд…

















































































































составляют синквейн






Познавательные:выполняют учебно- познавательные действия в умственной форме


Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения


Коммуникативные:высказывают обосновывают свою точку зрения


4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений






Наша задача сейчас выстроить план ваших действий при описании картин природы.

Диалог подводящий

-С чего начинаем?

- Что используем?

- Какие прилагательные способствуют красочному описанию природы

У нас получается образ? (реки)

Дорисуем ….

.



Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний ребят, систематизируют знания


Регулятивные: демонстрируют необходимые действия


Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

5.Физминутка


Выполняюфизические упражнения


6. Реализация построенного проекта

1)Безусловно, наша река вызывает восхищение, восторг и радостные чувства не только у творческих людей, но и нас очаровывает своей загадочностью, таинственностью, красотой . Теперь всем вам нужно стать практиками и коллективно или индивидуально описать реку Ия по личным наблюдениям или по нашим слайдам

-Возьмём руководство к действию.

Композицию описания ( см слайд), советы от каждой группы, проявите фантазию, индивидуальность


Слушают учителя

Составляют описание, используя план действий







Познавательные: используют полученные знания и умения в практической деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе


Регулятивные: учатся адекватно оценивать свои достижения, умеют осознавать возникающие трудности и находят пути их преодоления


Коммуникативные: формулируют коллективные или собственные мысли, чтобы создать продукт деятельности

7 Обобщение затруднений во внешней речи

Чтение творческих работ.


Читают собственные работы

Регулятивные: оценивают работу групп

8 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Прослушав работы, давайте попробуем оценить в соответствии с представленными критериями.

Последовательность изложения материала.

Логичность.

Использование красочных

эпитетов,средств выразительности языка






Оценивание работ

Регулятивные: оценивают работу

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Зачем при описании пейзажа необходимо использовать различные художественно-изобразительные средства?


Я научился…

Теперь я могу…

Мне было трудно…

Мне захотелось…

Своей работой…

Оцените свою работу на уроке количеством веточек (1-3-5)


Думают и отвечают на вопросы. Занимаются самоанализом своей деятельности на уроке

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений


Регулятивные: оценивают свою работу…

Коммуникативные: строят монологические высказывания

10 этап. Домашнее задание

1.написать мини- сочинение на тему «Красота реки Ия », «Наша река во все времена года хороша». 2.составить 7 словосочетаний (прилаг, +сущ) на эти темы и определить разряд прилагательных.



Записывают в дневник домашнее задание





В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их сознательное мотивирование к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Литература

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.

Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2015.

Концепция общего среднего образования: Проект / Врем.научно-исследоват.коллектив "Школа". - М., 1988.- С.18.

Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.

Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе. - // Русский язык в школе. – 2009. - №7.

Сравнительная таблица стандартов http://sch109.trg.ru/DswMedia/sravnitel-nayatablicastandartov.docx

Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru /

Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.