Анализ воспитательной работы классного руководителя
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
классного руководителя 7 «В»
Тарасовой Ирины Викторовны
В течение учебного года цель моей работы заключалась в организации психологического комфорта для формирования самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
Изучив личные дела детей, поговорив с каждым подростком, пришла к выводу, что этот разнородный состав требует к себе особого внимания, заключённого в любви и уважении. Именно, исходя из этого, строила воспитательную работу. Самой трудной оказалась первая четверть: каждый сам по себе, никакого уважения друг к другу. Собираясь вместе, ребята могли себе позволить оскорблять друг друга, не обращая внимания ни на кого. Пропуски уроков без уважительной причины – обычное явление для детей из деревни Аргун: Литвинцевой Люды и Колодина Жени. Почти ежедневно, Колодин Женя, Краморов Коля, Мишин Вова сбегали то с уроков географии, то с музыки, то с физической культуры. Регулярные опоздания на уроки, запах табака после каждой перемены, безобразное отношение к учебным принадлежностям. Школьные сумки бросали, где попало, прятали так, что приходилось искать после уроков и, даже бывало, и на следующий день. Ручек, карандашей, линеек, тетрадей нет у половины класса. Учебников, также хватало не всем, или не подходили по программе. Ежедневно делала распечатки нужных страниц по русскому языку и чтению, раздавала Вокину Владу и Сычугиной Насте. Давала принадлежности детям, а они их ломали или забывали возвращать. Рвали и сминали тетради соседа - терпеливо и ненавязчиво показывала, приобретала, объясняла «что такое хорошо и что такое плохо». Авторитет взрослого человека в их глазах был равен нулю. Даже на традиционный школьный турслёт мы не пошли всем классом. Необходимо было научить подростков, прежде всего, относиться с уважением к себе и принимать правила школьного поведения.
Воспользовалась ведущим видом деятельности в подростковом периоде: профессионально-личностное общение. С помощью анкет и тестирования выявила их интересы и малейшие заинтересованности, провела кратковременные тренинги (только 15-20 минут - на большее время ребят не хватало). Цикл из 4 занятий «Учимся общению». Тематика тренинга распространялась на показ и отработку умений «как можно и как нужно» с подключением эмоциональной сферы. Использовала разные приёмы и способы: провокации, игры, фотосессии с уроков, нестандартное проведение уроков (судебное заседание, снимаем клип, создаем тизер).
Затем начала работу с уменьшением проявлений агрессии. Все дети из неблагополучных семей, перед которыми редко был пример для положительного подражания. Саша Тугарин в пять лет попал в приёмную семью, но в течение десяти лет не смог избавиться от негатива, приобретённого в детском доме. Вокин Влад – злой, завистливый, неуправляемый, проявляет недоверие ко всем окружающим, так как его постоянно перебрасывают из одного приюта в другой. Краморов Коля проживает в психически отягощенной атмосфере семьи и для него проявление агрессии – норма. Колодин Женя, «сам себе на уме»: хочу – буду, не хочу – не буду. Живёт как «брошенная собачонка». Люда Литвинцева эмансипированная особа, рано вошедшая во взрослую жизнь. Для того чтобы выжить в тех условиях, которые созданы её родителями просто необходимо проявлять агрессию для того, чтобы выжить. Мишин Вова – слабохарактерный, ведомый и равнодушный ко всему, так как в семье пьющие родители не вложили в парня элементарных представлений о каких-либо правилах и ценностях. Сычугина Настя – девушка, которая имеет на всё своё мнение и не впускает посторонних в свой мир. Самый не поддающийся воспитательным мерам, Мурзин Максим. Неуловимый, не посещающий школу и отвергающий от себя всех: прячется, молчит и терпит.
Поняв причину проявлений агрессии, подобрала и методы борьбы с ними. Снова действуя через психофизиологические особенности, ведущий вид деятельности с опорой на малейшие привязанности подростков, провела классный час «Билет в будущее», на котором ребята писали резюме и заявление о принятии на работу с посещением сайта «Единые промышленные карты». К сожалению, интернет «урывками» (телефон – маленький экран) не дал возможности просмотреть все интересующие нас тизеры. Но, написав заявление о принятии на работу, ребята подтвердили намеченный путь в будущую профессию. Мишин и Краморов не до конца осознали куда желают «направить свои стопы», но негатива не проявляли, а это уже хорошо.
«СТОП – агрессия!», «Жестокость – сестра трусости» - на классных часах смотрели короткометражные фильмы, слушали оценку своего поведения самими подростками и с помощью упражнений «Ад и рай», «Драка», «Я сильный, я – слабый», «Ящик с обидками», «Давай поругаемся» и другими заданиями по коррекции поведения трансформировали негативные эмоции в конструктивное взаимодействие. Конечно, при проведении этой работы были моменты, нарушающие ход занятий, но, я старалась не акцентировать внимание на негативах, по возможности, пытаясь перенаправить их в «нужное русло».
Следующий шаг в принятии правил и самопознания - это обращение к семье. Создали выставку ко Дню Матери, в которой Мишин Вова и Вокин Влад сочинили синквейн о своей маме. Влада в этом пришёл поддержать Самодуров Витя (чего я никак не ожидала). К портретам мам, которые они нарисовали, мы прикрепили написанные синквейны. Настя, Люда, Коля принесли фотографии, остальные не пожелали проявить себя, сославшись на то, что рисовать не умеют, фотографий нет. Это тоже хороший результат, хотя бы потому, что дети, несмотря на то, что не выполнили поручение, оговорили с учителем причину невыполнения. Хотели поучаствовать в дистанционном конкурсе «Родное сердце», но по срокам опоздали. Не все своевременно приносили и оформляли рисунки и фото. В декабре месяце провела классный час, посвященный здоровью семьи «ВИЧ и СПИД. Что это такое?» Просмотрев подготовленную презентацию, ребята вели эмоциональный диалог в процессе подготовки коллажа по просмотренному материалу. Также к вопросу о здоровой семье относится и час общения «Сквернословие - это болезнь», который был проведен в феврале. Познакомила с губительным влиянием нецензурных выражений на здоровье, с пагубным влиянием на личность, побуждая к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию через показ фильма «Влияние мата на воду», с помощью дискуссии и составления антирекламы. Подростки проявили неподдельный интерес к увиденному, и впоследствии, заметно снизили свои вербальный нарушения. Понимаю, что искоренить сквернословие невозможно, так как социум вокруг пропитан этим негативным явлением.
Начала борьбу и с курильщиками. В моём классе курят все, кроме Насти и Саши. В рамках недели «Независимое детство» провела диагностику Басса – Дарка, направленную на изучение мер воздействия на ребёнка. Проговорила с каждым курильщиком о том, как это может отразиться на дальнейшей жизни. Предложила помощь в избавлении от вредной привычки, ребята согласились все. Но пока, в этом направлении не всё хорошо продумано, не всё у меня получается. Главное, что родители знают о курении детей, но ничего не делают для избавления от этого. Обязательно продолжу в следующем учебном году борьбу с курением в школе.
Продолжая подводить ребят к вопросу самовоспитания, мне не удаётся наладить дежурство моего класса по школе. Возможно, стоит пересмотреть условия организации, заинтересовав ребят. Необходимо также проработать этот вопрос в следующем учебном году.
Заметила, что ребята 7 «В» класса стали принимать участие в некоторых общешкольных мероприятиях: День защитника Отечества очень меня порадовал. Команда почти получилась, увидела доброжелательной отношение ребят друг к другу. Совместное выполнение творческого задания получилось лучше всех у команды 7 «Б» и «В». Саше Тугарину доверили выполнять силовое задание, а значит, приняли парня. Ведь Саша никогда не выходил с участием, а тут сам выразил желание, и ребята его поддержали. Значит, самооценку свою повысил.
На 8 Марта мальчики были не так активны, но всё же не оставили без внимания ни один из 8 конкурсов, чем и поддержали своих девушек.
Параллельно пыталась налаживать связь и с родителями. Вокина Влада, Краморова Николая мамы стали очень активно общаться по телефону и даже заходили на консультацию, прояснив многие вопросы относительно детей. Позже удалось наладить общение с мамами Мишина Вовы, Сычугиной Насти, Колодина Жени. По крайней мере, по телефону. Опекун Тугарина Саши всегда на связи, по всем моментам, требующим активного сотрудничества со школой. С родительницей Мурзина Максима общалась только на дому, единственной недоступной для общения мамой оказалась Колтунова Татьяна Петровна. Поэтому, посещение семей детей из деревни Аргун было на первом месте в моем плане классного руководителя.
В течение учебного года я побывала у каждого из своих подопечных, некоторым оказывала необходимую помощь на дому. Люде Литвинцевой и Жене Колодину привозила тетради для занятий по русскому языку и математике. Еженедельно, в течение 4 четверти забирала выполненные домашние задания, приезжая в Аргун. Каждый раз, напоминая родителям об ответственности за жизнь и здоровье детей в режиме дистанционного обучения. Удалось организовать обучение и Мурзина Максима: приобрела необходимые тетради для выполнения учебных заданий и убедила в необходимости их выполнять. Три раза юноша приезжал ко мне, так как у него нет никакого технического оборудования для дистанты. Совместно разбирали и выполняли задания. Отработал академическую задолженность по предметам и был переведён в восьмой класс. В период самоизоляции Насте Сычугиной привозила распечатанные страницы учебников русского языка, географии, так как по причине плохого зрения, она не могла считывать материал с фотографии на экране телефона. Вове Мишину привозила ручки с синим стержнем и простой карандаш, так как отправил несколько работ, написанных зелёной ручкой и подчёркивал ручкой, ссылаясь на неимение карандаша. К Вокину Владу приезжала по просьбе мамы для проведения разъяснительной работы по режиму самоизоляции. Не посетила только Краморова Николая, он мне часто писал и мама охотно общалась. Краморова Ирина Геннадьевна не отказалась от работы в составе общешкольного родительского комитета.
Родительского собрания не провела ни одного. Причин разных много, но в основном, необходимость подвоза из-за дальнего места проживания. Некоторые мамы легко дают обещания, а потом находят множество причин для объяснения отсутствия. Все намеченные вопросы донесла до родителей с помощью личных встреч, подготовленных памяток «Как уберечь подростка от плохой компании», «Права и обязанности родителей», «Влияние сквернословия на здоровье», и по телефону.
Не все задачи оказались выполнимы на пути достижения главной цели. Например, воровство Мишина Вовы, в котором он ничуть не раскаялся. Я его всё - таки наказала так, что он почувствовал, что поступил плохо: не стала проводить запланированный всем классом День именинника. Вопросы ребят делегировала Володе. Многочисленные пропуски уроков без уважительных причин Литвинцевой Люды и Колодина Жени. Дальнейшее обучение Мурзина Максима в 8 классе также под большим вопросом. Непосещение некоторыми детьми группы продлённого дня. Все эти негативные моменты имеют место, значит надо настроиться на дальнейшую результативную работу.
Но, самое главное для меня в первый год классного руководства в таком «нездоровом» классе – это то, что мне доверяют и ко мне прислушиваются мои подростки. Совместными усилиями отработали в дистанционном режиме и все перешли в восьмой класс.
Если соединить все маленькие «победы» нашего класса, получится весомый позитивный результат. Нужно стараться проявлять уважение к детям, и они, я уверена - ответят тем же.
Анализируя воспитательную деятельность, пришла к выводу о том, что нужно продолжать начатую работу для достижения поставленной цели с поправкой на достигнутые положительные изменения в нашем классе.
Привлекать родителей для совместной работы на родительские собрания. Продумать удобный подвоз.
По возможности начать подготовку к выпуску ребят в перспективное будущее.
Проследить за получением учебников, чтобы были у всех с самого начала учебного года.
Наладить процесс самоорганизации: сумки оставлять в одном месте, около моего кабинета; дежурство в классе; заполнение дневников, приобретение ручек, линеек и карандашей; форму одежды носить в соответствии с учебным предметом и требованием Устава школы.
Способствовать снятию Мишина Вовы с внутришкольного учёта через индивидуальную целенаправленную профилактическую деятельность.
Решить вопрос обучения с Мурзиным Максимом.
Кияйкина Наталья Федоровна
Марьясова Ирина Евгеньевна
Тарасова Ирина Викторовна