Пояснительная записка к ресурсу
Автор, должность: Медведева Татьяна Петровна, ответственный учитель по МВОД
Название ресурса: Анализ воспитательной работы в МБОУ Новомеловатская СОШ (х. Хвощеватое) за 2020 – 2021 учебный год
Вид ресурса: документ
Тип ресурса: отчёт
Предмет: воспитательная работа
Целевая аудитория: завучи, методисты, классные руководители, организаторы внеклассной работы
Анализ воспитательной работы
в МБОУ Новомеловатская СОШ (х. Хвощеватое)
за 2020 – 2021 учебный год
Воспитательная работа в МБОУ Новомеловатская СОШ
в 2020 - 2021 учебном году осуществлялась в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», нормативными правовыми актами органов управления образования, «Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года», Уставом школы, Планом воспитательной работы, разработанным с учётом требований педагогики, возрастной психологии, теории и практики воспитания.
Основные идеи воспитательной работы: гуманизм, сотрудничество, забота о развитии ребенка и формирование единого воспитательно-образовательного пространства.
Основная цель воспитательной работы – организация воспитательного взаимодействия ребенка и взрослого, ориентированного на формирование общечеловеческих ценностей и личностное развитие каждого воспитанника (обучающегося).
Дополнительными целями воспитательной работы являются:
- формирование у каждого ребенка базовой личностной культуры, посредством создания необходимых воспитательных условий;
- воспитание социально активной личности, которая способна самостоятельно принимать решения в рамках современного социума.
Этапы воспитательной работы подразделяются в зависимости от возраста детей: Воспитательная работа в начальном звене – формирование основы культурного общения, трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе и собственному здоровью, уважительное отношение к знаниям, школе и семье. Воспитательная работа в среднем звене – формирование экологической культуры, положительного отношения к ЗОЖ, потребности в самообразовании, самовоспитании и самореализации, умения самостоятельно делать правильный выбор, чувства ответственности за свои поступки.
Воспитательная работа в старшем звене – формирование нравственных форм поведения, готовности к трудовой и профессиональной деятельности, активной гражданской позиции, способности к самоорганизации и самоконтролю
Достижение целей воспитательной работы осуществляется посредством решения ряда следующих задач:
- формирование патриотизма и гражданского самосознания;
- создание условий, необходимых для организации эффективного школьного самоуправления;
- развитие творческих способностей и нравственной культуры;
- воспитание уважительного отношения к труду и развитие трудолюбия;
- формирование навыков культурного поведения и взаимоотношений в рамках современного социума;
- формирование у детей положительного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Цели и задачи воспитательной работы предусматривают целостность воспитательной программы образовательной организации, которая включает в себя все сферы жизнедеятельности ребенка.
Принципы организации эффективной воспитательной работы.
1) Образовательная организация осуществляет свою деятельность для ребенка. Высшим показателем эффективности ее работы заключается в создании благоприятных условий для педагога и ребенка.
2) Главной ценностью педагогического процесса и основным объектом заботы педагога является личность ребенка и ее развитие.
3) Высокая требовательность со стороны педагога к ребенку должна сочетаться с уважительным отношением к его чувствам и человеческому достоинству.
4) Процессы обучения и воспитания находятся в тесной взаимосвязи и основаны на взаимодействии между педагогом и детьми, которое представляет собой творческое сотрудничество единомышленников.
5) Невозможно конкретно сказать эффективно ли данное воспитательное средство или нет, если оно взято в отрыве от целостной системы воспитания, поэтому организуя воспитательную работу, педагог должен понимать, что в первую очередь она системна.
6) Ни один ребенок не может находиться под постоянным воздействием образовательной организации и поэтому педагогам необходимо организовать это воздействие так, чтобы оно было ярким, запоминающимся и воспитывающим.
7) Основным «инструментом» педагога является коллектив образовательной организации и родители детей, которые взаимодействуют друг с другом на основании принципов гуманизации и демократизации. Союз детей и взрослых объединен общими целями и задачами, общей совместной деятельностью.
Таким образом, воспитательная работа в школе – это, в первую очередь, система, которая основана на тесном взаимодействии детей и взрослых, объединенных общими целями и задачами.
Результаты воспитательной работы в МБОУ Новомеловатская СОШ
2020-2021 уч. год
Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, были целесообразными, так как они способствовали воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям школьников.
Основные направления воспитания и социализации:
Гражданское и правовое воспитание, профилактика асоциального поведения.
Патриотическое воспитание.
Духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Экологическое воспитание.
Семейное воспитание, работа с родителями.
Направление «Гражданское и правовое воспитание, профилактика асоциального поведения »
Гражданско-правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Планирование и проведение мероприятий по гражданско–правовому воспитанию обучающихся школы осуществлялось на основании:
1. Конституции Российской Федерации;
2. Закона РФ «Об образовании»;
3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
4. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
5. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
6. Семейного кодекса РФ;
7. Уголовного кодекса РФ.
Цель гражданско-правового воспитания - формирование и развитие у обучающихся политической культуры, социальной активности, коллективизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, к старшим, к семье.
Задачи:
- прививать школьникам уважительное отношение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;
- развивать интерес к правам человека среди обучающихся и их родителей;
- содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников;
- прививать навыки избирательного права;
- усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников;
- активизировать разъяснительную работу среди обучающихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций;
- раскрывать творческий потенциал школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение. Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения. Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!»
По данному направлению были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- классные часы: «Благодарная Русь»», «Конституция – основной закон нашей жизни», «Законы жизни школьного коллектива», «Правила доверия», «Я – гражданин России»;
- диспут «Нужно ли управлять эмоциями»;
- игра - викторина «Ты имеешь право» (ко Дню защиты прав детей);
- правовые игры «Я и мои права», «Мой взгляд»;
- творческий конкурс «Не дружи со своею обидой»;
- викторина – онлайн «Десять вопросов о Конституции»
- час вопросов и ответов «Что ты должен знать о Конституции Российской Федерации»;
- книжная выставка «Основной закон государства»;
- выставка рисунков «Мои права и обязанности»;
- конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство»;
- месячники: «Месячник Гражданской обороны»; «Внимание – дети!», «Месячник военно - патриотической и оборонно-массовой работы»;
- круглый стол «От безответственности до преступления один шаг»;
- акции «Добро не уходит на каникулы», «Будь здорова, книжка»;
- информационные часы, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией, оформление уголка «Что такое коррупция»;
-общешкольный классный час, посвящённый Дню солидарности в борьбе с терроризмом»;
- родительские всеобучи «Об ответственности родителей за воспитание детей», «Защита детей от жестокого обращения», «Правовое воспитание родителей».
Выводы:
Воспитание детей толерантных, любящих свое Отечество, невозможно без живых очевидцев страшных событий. На их примерах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы ни национальностей, ни раздоров, так как все были едины.
Проводимая школой работа по правовому воспитанию позволяет не только формировать правовую культуру, но и воспитывать гражданские качества и толерантные установки, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важнейших задач, которую успешно решает коллектив нашего образовательного учреждения.
Направление «Патриотическое воспитание»
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование патриотических качеств, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Следует отметить, что на данный момент оно считается приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности нашей школы.
Расширение из года в год работы в этом направлении сочетается с применением разнообразных форм и методов ее организации, что позволяет говорить о сложившейся системе гражданско-патриотического воспитания. Эта система охватывает все возрастные ступени (с 1-го по 11-ый классы).
Весомым показателем результатов работы в данном направлении являются грамоты и дипломы за участие и победы наших обучающихся в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней. Это говорит об эффективности работы по патриотическому воспитанию учащихся.
Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывалась на систему традиционных мероприятий:
- уроки мужества: «Воронеж фронтовой», «Подвиг длиною в 900 дней и ночей», «Сталинградской битве посвящается», «Города-герои ВОВ», «Дети-герое».
В декабре были проведены два больших мероприятия: «День неизвестного солдата», «День Героев Отечества», а в февральский месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы:
– уроки памяти «Рубцом на сердце лёг Афганистан» и «Блокадный хлеб»;
- урок доблести и славы «Защитники Отечества в моей семье»;
- фотовыставка «России – верные сыны»;
- онлайн-викторины (РЦ «Орион») «Блокада Ленинграда», «Эхо войны»;
- показ документальных фильмов: «Афганистан. Война от первого лица», «Люди – легенды: девочка блокадного Ленинграда», «Снятие блокады»;
- торжественное возложение цветов у обелиска воинам-односельчанам;
- виртуальные туры в «Музей Победы», «Государственный музей обороны Москвы», в музей-заповедник «Сталинградская битва», музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»;
- участие в спецпроекте #ИсторияНашейПобеды;
- книжная выставка «Подвиг Ленинграда».
Школьники проявили активность в акциях «Чистый обелиск», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Свеча памяти» и «Читают дети о войне», флешмобе «Голубь Мира», Общероссийской минуте молчания и конкурсе сочинений-размышлений «Кто, если не я…».
Проанализировав состояние патриотического воспитания, можно сделать следующие выводы:
- школа ведет целенаправленную работу по формированию осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему;
- работа ведется на должном уровне;
- все мероприятия проводятся согласно общешкольному плану и планам ВР классных руководителей.
Большую роль в этом играет создание школьного историко-краеведческого музея, умелая подготовка и проведение классных часов, экскурсий, уроков мужества, историко-культурных уроков, литературно-музыкальных композиций, устных журналов, встреч с ветеранами ВОВ, ВС, участниками локальных войн и военных конфликтов классными руководителями.
Направление «Духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не развал экономики, не смена политической системы, а разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания актуальна. Она одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. Это сложный и длительный процесс.
Целью духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
- дать представления о национальных российских ценностях;
- учить различать хорошие и плохие поступки, анализировать их;
- совершенствовать правила поведения в школе, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
- прививать уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- формировать представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- прививать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Большую помощь в духовно- нравственном воспитании обучающихся оказывают классные и общешкольных мероприятиях. В рамках выполнения намеченного планом воспитательной работы по данному направлению были проведены следующие мероприятия:
- цикл классных часов по теме «Моя Родины» («Россия – Родина моя», «Моя малая родина в военное и мирное время», «Государственные символы нашей страны», «С чего начинается Родина?»);
- цикл классных часов о знаменательных событиях истории России («Великая Победа не ушла в прошлое», «День героев России», «Конституция – основной закон нашей страны»);
- цикл классных часов о героях России («Ими гордится наша страна», «Память, которой не будет конца», «Мои родные – защитники Родины»);
- цикл мероприятий по правовой грамотности (познавательная игра «Конституция – главная книга страны», онлайн-викторина «Десять вопросов о Конституции», книжная выставка «Основной закон государства», выставка рисунков «Конституция глазами детей», просмотр видеороликов «День Конституции РФ»);
- цикл мероприятий по теме «Уроки милосердия и доброты» (акция «Пять добрых дел в школе», классный час «Поговорим о доброте», игра-путешествие «В стране волшебства», круглый стол «Доброта спасёт мир», диспут «Почему чашка воды больше моря?»);
- онлайн - викторина (ОЦ «Орион») «Воронежские поэты»;
- «Неделя детской книги» (платфома #ЧитайФест)
- цикл мероприятий по теме «Что такое хорошо и что такое плохо» (экологический субботник «Чистая душа – чистая планета», дискуссия «Забота о родителях – дело совести каждого»);
- цикл мероприятий, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам (диспуты «Один для всех и все для одного» и «Мои «плюсы» и «минусы», круглый стол «Что может человек», решение ситуационных задач «Нужно ли управлять эмоциями»);
- День матери (концертная программа, фотовыставка, конкурс сочинений);
- День пожилого человека (трудовые акции, изготовление поздравительных открыток);
- Святая Пасха (беседа, конкурс «Пасхальное яйцо», выставка рисунков);
- театрализованное представление «Последний звонок»;
- цикл мероприятий ко Дню семьи (проекты «Мой родственник в годы сражений» и «Защитники Отечества в моей семье», фотовыставка «Фотографии из семейного альбома», конкурс сочинений «Мой дом – моя крепость»)
Вывод: Семья и педагоги должны совместно предпринять немалые усилия и не дать сбиться детям с достойного пути, сохранить единство нашей страны, нашего народа, хранить базовые и объединяющие нас ценности классической русской культуры и укреплять её духовный первоисточник — православную веру.
Направление «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»
В современных условиях усиливается влияние на организм человека разнообразных факторов: социальных, технологических, экономических, психологических и других. Их отрицательное влияние приводит не только к ухудшению состояния здоровья, но и снижает физический и умственный потенциал людей.
В условиях возрастания объема и интенсивности учебно - познавательной деятельности, укрепление и сохранение здоровья обучающихся невозможны без физического воспитания. По моему мнению, забота о здоровье учащейся молодежи должна занимать приоритетные позиции в деятельности учебных заведений, так как при отсутствии здоровья молодые специалисты не смогут применить полученные знания и навыки, реализовать свой интеллектуальный потенциал. Особое значение при этом приобретают проводимые школой мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение здорового образа жизни и хорошего физического состояния.
Цель: формирование в детской и семейной среде ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
- совершенствовать систему мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом,
- прививать культуру здорового питания;
- способствовать овладению здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формировать понимание влияния здорового образа жизни на развитие личности человека, на процесс обучения и дальнейшую жизнь.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся была направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
В течение 2020-2021 уч. года в этом направлении с обучающимися были проведены следующие мероприятия:
- уроки «здоровья» с участием медработника;
- классные часы: «Урок безопасности», «Будь здоров», «По безопасной дороге в безопасный мир», «Мои безопасные каникулы» «Путешествие по стране здоровья», «Азбука виртуальной реальности»;
- информационно-познавательные часы «Правильное питание», «Вредные привычки», «Движенье – это жизнь», «Добрые советы, для тех, кто в интернете»;
- круглый стол «Сегодня мода на здоровых, добрых и умных, сильных и свободных людей»;
- занятия – практикумы «Улицы и пешеходы», «Правила велосипедистов», «Окажи помощь»;
- спортивные соревнования и праздники: «Спорту – да! Вредным привычкам – нет!» «От игры к здоровью», «Лыжные гонки», «Вперёд, мальчишки!»;
- мини-лекции по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- велопрогулки;
- соревнования по волейболу, мини-футболу, шашкам;
- общешкольные «дни здоровья»;
- решение ситуационных задач по теме «Страна Светофория»;
- акции «Чистый школьный двор», «Спорт против наркотиков»;
- игровые викторины «Безопасный интернет», «Безопасный летний отдых»;
- игры на свежем воздухе.
Ежедневно проводились утренняя зарядка, мониторинг заболевших, беседы о гигиене и закаливании организма.
Планы классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни.
Выводы:
- необходимо развивать не только спортивные, но и физкультурнооздоровительные достижения детей; в календарь школы должны устойчиво войти события, поддерживающие активный образ жизни, ценности здоровья: работа спортивных секций, кружков, организация физкультурных фестивалей, праздников;
- осуществлять эффективную пропаганду физической культуры и занятий спортом как составляющей здорового образа жизни через социальную рекламу, освещение соревнований, спортивных праздников, информационные программы в Интернете и т.д.
- привлечь к пропаганде здорового образа жизни спортсменов школы и района, которые достигли больших успехов благодаря здоровому образу жизни, регулярной двигательной активности, привычке к упорному труду, дисциплине, режиму дня для достижения успеха, осуществления своей мечты.
- активные занятия физической культурой и спортом должны стать популярными, «модой» для обучающихся.
Направление «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»
Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.
Современная социально-экономическая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ставить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательной школе.
Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопределение не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе социального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессиональное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи педагога-психолога
Цели трудового воспитания:
– воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;
– содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
– прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
– содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.
Задачи:
– формировать у обучающихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высокие социальные мотивы трудовой деятельности;
- развивать познавательный интерес к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
– воспитывать высокие моральные качества, трудолюбие, долг и ответственность, целеустремленность и предприимчивость, деловитость и честность;
– вооружать обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формировать основы культуры умственного и физического труда.
Основополагающей идеей трудового воспитания являются систематический совместный, творческий, социально значимый труд, разнообразная насыщенная трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, уборка пришкольной территории и др.). В работе по данному направлению были использованы следующие формы и методы:
- анкетирование обучающихся «Профориентация. Как выбрать профессию»;
- диагностические исследования профессиональных предпочтений;
- компьютерная профдиагностика, тренинги;
- встреча с сотрудниками МЧС «Человек и техника»;
- трудовые десанты, операция «Школа – мой дом, пусть будет чисто в нем!»;
- классные часы «Профессии и здоровье», «Учёба – твой главный труд», «Профессии твоих родителей» (с участием родителей);
- встреча «Учителя – выпускники нашей школы»;
- решение интерактивного кроссворда «Профессии»;
- коллаж «Самая интересная профессия»;
- интерактивная книжка «Профессии»;
- «ярмарка» профессий;
- экскурсии на почту, в библиотеку, магазин, медпункт;
- виртуальная экскурсия «Кем ты хочешь стать?»;
- игра – путешествие «Увлекательный мир профессий»;
- родительские собрания на тему «Роль семьи в профессиональном самоопределении»; «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе», «Выбор профессии – выбор будущего» (в рамках «Большого родительского собрания»;
- просмотр мультфильмов и видеофильмов серии «Есть такая профессия»;
- школьный конкурс рисунков «Профессии моей семьи».
Выводы: Задачи трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности силами учителей, родителей, других специалистов. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры.
Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.
Направление «Экологическое воспитание»
С раннего детства ребенок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. С каждым годом открывает для себя новый мир. Поддерживая интерес ребенка к окружающему, взрослым следует помнить о воспитании бережного отношения к природе – экологическом воспитании.
Одна из наиболее актуальных проблем экологического воспитания обучающихся школы заключается в формировании и развитии у них экологической грамотности.
Цель экологического воспитания – создание эффективных условий для гармоничного развития личности школьника во взаимодействии с окружающим миром, природой и самим собой, т.е. экологическое воспитания заключается в развитии экологической культуры до состояния экологической гармонии.
Задачи экологического развития можно сформулировать так:
- формировать у обучающихся школы умений и навыков самостоятельного поиска и усвоения знаний, касающихся вопросов взаимодействия современного общества и природы;
- совершенствовать навыки экологической рефлексии, то есть умения осуществлять самоанализ собственной экологической деятельности и процесса взаимодействия с окружающей природой;
- развивать у детей личностные экологические качества: потребность получать новые экологические знания и совершенствовать имеющиеся, правила экологического поведения, ЗОЖ и т.д.;
- развивать и совершенствовать знания, умения и навыки, связанные с вопросами улучшения окружающей среды.
Таким образом, на каждом возрастном этапе развития ребенка цель и задачи экологического воспитания имеют свои специфические особенности, учитывающие возрастные особенности и потребности детей.
перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе
В течение года проводились:
- познавательные часы «Пернатое царство», «Перелётные и зимующие птицы», «Экологическое путешествие»;
- экскурсии в природу;
- акции «Чистый школьный двор», «Первоцвет», «Скворушка», «Птичья столовая»;
- конструирование из природного материала;
- конкурсы детского творчества «Краски осени», «Звенит капель, бежит ручей»
- тематические выставки «Не губите первоцветы – весны первые приметы», «Зимы чарующая сила»;
- онлайн-викторина (ОЦ «Орион») «Что это за птица?»;
- видеолекторий «Интересные факты о скворцах».
Выводы: Системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы. В рамках экологизации воспитания можно достичь определенных результатов:
1) воспитать в обучающихся уважение к окружающей природе;
2) привить любовь к растениям, животным, бережное отношение к природе и окружающему миру.
Направление «Семейное воспитание, работа с родителями»
В настоящее время взаимодействие школы с семьёй является актуальной и востребованной проблемой, т. к. успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.
Основная цель взаимодействия образовательного учреждения и семьи заключается в создании благоприятных условий, необходимых для развития взаимозависимых и ответственных отношений между семьей и учреждением, направленных на обеспечение целостного развития личности ребенка и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания.
Задачи семейным воспитания:
- устанавливать эффективное взаимодействие между школой и семьей обучающегося;
- оказывать всестороннюю педагогическую помощь родителям по вопросам воспитания и обучения детей;
- определять единые методы и средства воспитания.
Наша школа работала с семьёй в следующих направлениях:
Образовательное:
- индивидуализация учебного процесса с учётом образовательных потребностей семьи (организация работы по индивидуальным планам);
- адаптационная поддержка семьи при поступлении ребёнка в школу и при переходе его на новые ступени обучения;
- организация совместной досуговой деятельности детей и взрослых.
2) Просветительское:
- просвещение родителей по вопросам педагогической и родительской культуры, психологического и физического развития детей;
- знакомство родителей с эффективными методами воспитания ребёнка в семье;
- профилактика суицида среди детей.
3) Коррекционно-просветительское:
- диагностика и коррекция девиантного поведения ребёнка в семье;
- диагностика и коррекция неэффективных отношений «взрослый» - «ребёнок», «ребёнок» - «ребёнок».
4) Социальная защита прав:
- защита прав ребёнка в семье;
- привлечение органов социальной защиты, полиции (при необходимости).
В работе школы с семьёй использовались самые распространённые формы:
- общешкольные и классные родительские собрания;
- создание родительского комитета;
- родительский всеобуч (онлайн): «Первые проблемы подросткового возраста», «Семь ошибок мамы, которых лучше не совершать ради счастливого будущего ребенка»), «Природа суицида. Как помочь детям?», «Десять заповедей здоровья», «Воспитывайте в детях доброту», «Двадцать подсказок родителям»;
- праздник «День здоровья»;
- велопрогулки с участием родителей;
- катание на санках, лыжах, ватрушках всей семьёй»;
- экологические субботники с участием родителей.
В данное направление были включены так же мероприятия, направленные на поддержание традиции бережного отношения к женщине, матери, повышение социальной значимости материнства, воспитание уважительного и заботливого отношения к своим родным:
- единый классный час «Мама – ближе человека нет»;
- конкурс рисунков «Мама – надежда, любовь и опора»;
- тематическая книжная выставка «Мы славим женщину, чьё имя мать!»
- конкурс сочинений «Моя мама»;
- акции: «Подарок маме своими руками», «Мамы разные нужны, мамы всякие нужны» (совместный семейный просмотр мультфильмов).
В течение года проводилось посещение семей обучающихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития обучающегося, информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Родителям отправлялись записки-извещения, благодарственные и поздравительные открытки, давались индивидуальные поручения.
Все обучающиеся школы вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки и дополнительные занятия с учётом своих интересов.
Вывод: процесс продуктивного взаимодействия между семьей ребенка и образовательным учреждением возникают не сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Общие выводы об итогах воспитательной работы в ОУ и задачи
на следующий учебный год
Исходя из анализа воспитательной работы, можно сделать вывод: в целом цели и задачи, поставленные на 2020-2021 учебный год, выполнены. Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся, что обеспечивало реализацию личностно ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий. Все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности. Воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Структура воспитательной работы позволяла охватить обучающихся всех возрастов, исходя из их склонностей и интересов, способствовала всестороннему развитию личности каждого ребенка. Все мероприятия, проводимые в учреждении, работали на расширение кругозора и сплочение детского коллектива.
Учитывая проблемы, которые проявились в процессе работы, пожелания и потребности обучающихся и их родителей, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
1) Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей в свете деятельности школы по ФГОС.
2) Поддерживать и укреплять школьные традиции, способствующие созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств, развитию толерантных отношений среди коллектива учащихся.
3) Продолжить работу по формированию у обучающихся представления о здоровом образе жизни, безопасности.
4) Уделять больше внимания систематизации работы по духовно-нравственному направлению.
5) Способствовать сплочению разновозрастного коллектива, формированию доброжелательного отношения между его членами.
6) Уделять больше внимания изучение творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей каждого ребёнка.
7) Разнообразить формы и методы профориентационной работы.
8) Добиться 100% занятости в кружках и секциях.
Отв.учитель по МВОД Медведева Т.П.
Сингаевская Наталья Валерьевна