12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Татьяна Петровна19409
Я - учитель маленькой сельской школы.
Россия, Воронежская обл., х. Хвощеватое
Материал размещён в группе «Традиции воспитания»

Пояснительная записка к ресурсу

Автор, должность: Медведева Татьяна Петровна, ответственный учитель по МВОД

Название ресурса: Анализ воспитательной работы в МБОУ Новомеловатская СОШ (х. Хвощеватое) за 2020 – 2021 учебный год   

Вид ресурса: документ

Тип ресурса: отчёт

Предмет: воспитательная работа

Целевая аудитория: завучи, методисты, классные руководители, организаторы внеклассной работы ​​​​​​​

Анализ воспитательной работы

в МБОУ Новомеловатская СОШ (х. Хвощеватое)

за 2020 – 2021 учебный год            

Воспитательная работа в МБОУ Новомеловатская СОШ

в 2020 - 2021 учебном году осуществлялась в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», нормативными правовыми актами органов управления образования, «Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года», Уставом школы, Планом воспитательной работы, разработанным с учётом требований педагогики, возрастной психологии, теории и практики воспитания.

Основные идеи воспитательной работы: гуманизм, сотрудничество, забота о развитии ребенка и формирование единого воспитательно-образовательного пространства.

Основная цель воспитательной работы – организация воспитательного взаимодействия ребенка и взрослого, ориентированного на формирование общечеловеческих ценностей и личностное развитие каждого воспитанника (обучающегося).

Дополнительными целями воспитательной работы являются:

- формирование у каждого ребенка базовой личностной культуры, посредством создания необходимых воспитательных условий;

- воспитание социально активной личности, которая способна самостоятельно принимать решения в рамках современного социума.

Этапы воспитательной работы подразделяются в зависимости от возраста детей: Воспитательная работа в начальном звене – формирование основы культурного общения, трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе и собственному здоровью, уважительное отношение к знаниям, школе и семье. Воспитательная работа в среднем звене – формирование экологической культуры, положительного отношения к ЗОЖ, потребности в самообразовании, самовоспитании и самореализации, умения самостоятельно делать правильный выбор, чувства ответственности за свои поступки.

Воспитательная работа в старшем звене – формирование нравственных форм поведения, готовности к трудовой и профессиональной деятельности, активной гражданской позиции, способности к самоорганизации и самоконтролю

Достижение целей воспитательной работы осуществляется посредством решения ряда следующих задач:

- формирование патриотизма и гражданского самосознания;

- создание условий, необходимых для организации эффективного школьного самоуправления;

- развитие творческих способностей и нравственной культуры;

- воспитание уважительного отношения к труду и развитие трудолюбия;

- формирование навыков культурного поведения и взаимоотношений в рамках современного социума;

- формирование у детей положительного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Цели и задачи воспитательной работы предусматривают целостность воспитательной программы образовательной организации, которая включает в себя все сферы жизнедеятельности ребенка.

Принципы организации эффективной воспитательной работы.

1) Образовательная организация осуществляет свою деятельность для ребенка. Высшим показателем эффективности ее работы заключается в создании благоприятных условий для педагога и ребенка.

2) Главной ценностью педагогического процесса и основным объектом заботы педагога является личность ребенка и ее развитие.

3) Высокая требовательность со стороны педагога к ребенку должна сочетаться с уважительным отношением к его чувствам и человеческому достоинству.

4) Процессы обучения и воспитания находятся в тесной взаимосвязи и основаны на взаимодействии между педагогом и детьми, которое представляет собой творческое сотрудничество единомышленников.

5) Невозможно конкретно сказать эффективно ли данное воспитательное средство или нет, если оно взято в отрыве от целостной системы воспитания, поэтому организуя воспитательную работу, педагог должен понимать, что в первую очередь она системна.

6) Ни один ребенок не может находиться под постоянным воздействием образовательной организации и поэтому педагогам необходимо организовать это воздействие так, чтобы оно было ярким, запоминающимся и воспитывающим.

7) Основным «инструментом» педагога является коллектив образовательной организации и родители детей, которые взаимодействуют друг с другом на основании принципов гуманизации и демократизации. Союз детей и взрослых объединен общими целями и задачами, общей совместной деятельностью.

Таким образом, воспитательная работа в школе – это, в первую очередь, система, которая основана на тесном взаимодействии детей и взрослых, объединенных общими целями и задачами.



Результаты воспитательной работы в МБОУ Новомеловатская СОШ

2020-2021 уч. год

Воспитательные задачи, поставленные в начале  учебного года, были  целесообразными, так как они способствовали воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям школьников.

Основные направления воспитания и социализации:

Гражданское и правовое воспитание, профилактика асоциального поведения.

Патриотическое воспитание.

Духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Экологическое воспитание.

Семейное воспитание, работа с родителями.


Направление «Гражданское и правовое воспитание, профилактика асоциального поведения »

Гражданско-правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско–правовому воспитанию обучающихся школы осуществлялось на основании:

1. Конституции Российской Федерации;

2. Закона РФ «Об образовании»;

3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;

4. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

5. Конвенции ООН «О правах ребенка»;

6. Семейного кодекса РФ;

7. Уголовного кодекса РФ.

Цель гражданско-правового воспитания - формирование и развитие у обучающихся политической культуры, социальной активности, коллективизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,  к старшим, к семье.

Задачи:

- прививать школьникам уважительное отношение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

- развивать интерес к правам человека среди обучающихся и их родителей;

- содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников;

- прививать навыки избирательного права;

- усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников;

- активизировать разъяснительную работу среди обучающихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций;

 - раскрывать творческий потенциал школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение. Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения. Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!»

По данному направлению были запланированы и проведены следующие мероприятия:

- классные часы: «Благодарная Русь»», «Конституция – основной закон нашей жизни», «Законы жизни школьного коллектива», «Правила доверия», «Я – гражданин России»;

- диспут «Нужно ли управлять эмоциями»;

- игра - викторина «Ты имеешь право» (ко Дню защиты прав детей);

- правовые игры «Я и мои права», «Мой взгляд»;

- творческий конкурс «Не дружи со своею обидой»;

- викторина – онлайн «Десять вопросов о Конституции»

- час вопросов и ответов «Что ты должен знать о Конституции Российской Федерации»;

- книжная выставка «Основной закон государства»;

- выставка рисунков «Мои права и обязанности»;

- конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство»;

- месячники: «Месячник Гражданской обороны»; «Внимание – дети!», «Месячник военно - патриотической и оборонно-массовой работы»;

- круглый стол «От безответственности до преступления один шаг»;

- акции «Добро не уходит на каникулы», «Будь здорова, книжка»;

- информационные часы, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией, оформление уголка «Что такое коррупция»;

-общешкольный классный час, посвящённый Дню солидарности в борьбе с терроризмом»;

- родительские всеобучи «Об ответственности родителей за воспитание детей», «Защита детей от жестокого обращения», «Правовое воспитание родителей».

Выводы:

Воспитание детей толерантных, любящих свое Отечество, невозможно без живых очевидцев страшных событий. На их примерах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы ни национальностей, ни раздоров, так как все были едины.

Проводимая школой работа по правовому воспитанию позволяет не только формировать правовую культуру, но и воспитывать гражданские качества и толерантные установки, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важнейших задач, которую успешно решает коллектив нашего образовательного учреждения.


Направление «Патриотическое воспитание»

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование патриотических качеств, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Следует отметить, что на данный момент оно считается приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности нашей школы.

Расширение из года в год работы в этом направлении сочетается с применением разнообразных форм и методов ее организации, что позволяет говорить о сложившейся системе гражданско-патриотического воспитания. Эта система охватывает все возрастные ступени (с 1-го по 11-ый классы).

  Весомым показателем результатов работы в данном направлении являются грамоты и дипломы за участие и победы наших обучающихся в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней.  Это говорит об эффективности работы по патриотическому воспитанию учащихся.

Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывалась на систему традиционных мероприятий:

- уроки мужества: «Воронеж фронтовой», «Подвиг длиною в 900 дней и ночей», «Сталинградской битве посвящается», «Города-герои ВОВ», «Дети-герое».

В декабре были проведены два больших мероприятия: «День неизвестного солдата», «День Героев Отечества», а в февральский месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы:

уроки памяти «Рубцом на сердце лёг Афганистан» и «Блокадный хлеб»;

- урок доблести и славы «Защитники Отечества в моей семье»;

- фотовыставка «России – верные сыны»;

- онлайн-викторины (РЦ «Орион») «Блокада Ленинграда», «Эхо войны»;

- показ документальных фильмов: «Афганистан. Война от первого лица», «Люди – легенды: девочка блокадного Ленинграда», «Снятие блокады»;

- торжественное возложение цветов у обелиска воинам-односельчанам;

- виртуальные туры в «Музей Победы», «Государственный музей обороны Москвы», в музей-заповедник «Сталинградская битва», музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»;

- участие в спецпроекте #ИсторияНашейПобеды;

- книжная выставка «Подвиг Ленинграда».

Школьники проявили активность в акциях «Чистый обелиск», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Свеча памяти» и «Читают дети о войне», флешмобе «Голубь Мира», Общероссийской минуте молчания и конкурсе сочинений-размышлений «Кто, если не я…».

Проанализировав состояние патриотического воспитания, можно сделать следующие выводы:

- школа ведет целенаправленную работу по формированию осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему;

- работа ведется на должном уровне;

- все мероприятия проводятся согласно общешкольному плану и планам ВР классных руководителей.

Большую роль в этом играет создание школьного историко-краеведческого музея, умелая подготовка и проведение классных часов, экскурсий, уроков мужества, историко-культурных уроков, литературно-музыкальных композиций, устных журналов, встреч с ветеранами ВОВ, ВС, участниками локальных войн и военных конфликтов классными руководителями.


Направление «Духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не развал экономики, не смена политической системы, а разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания актуальна. Она одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. Это сложный и длительный процесс.

Целью духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

- дать представления о  национальных российских ценностях;

- учить различать хорошие и плохие поступки, анализировать их;

- совершенствовать правила поведения в школе, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на  природе;

- прививать уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- формировать представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- прививать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Большую помощь в духовно- нравственном воспитании обучающихся оказывают классные и общешкольных мероприятиях. В рамках выполнения намеченного планом воспитательной работы по данному направлению были проведены следующие мероприятия:

- цикл классных часов по теме «Моя Родины» («Россия – Родина моя», «Моя малая родина в военное и мирное время», «Государственные символы нашей страны», «С чего начинается Родина?»);

- цикл классных часов о знаменательных событиях истории России («Великая Победа не ушла в прошлое», «День героев России», «Конституция – основной закон нашей страны»);

- цикл классных часов о героях России («Ими гордится наша страна», «Память, которой не будет конца», «Мои родные – защитники Родины»);

- цикл мероприятий по правовой грамотности (познавательная игра «Конституция – главная книга страны», онлайн-викторина «Десять вопросов о Конституции», книжная выставка «Основной закон государства», выставка рисунков «Конституция глазами детей», просмотр видеороликов «День Конституции РФ»);

- цикл мероприятий по теме «Уроки милосердия и доброты» (акция «Пять добрых дел в школе», классный час «Поговорим о доброте», игра-путешествие «В стране волшебства», круглый стол «Доброта спасёт мир», диспут «Почему чашка воды больше моря?»);

- онлайн - викторина (ОЦ «Орион») «Воронежские поэты»;

- «Неделя детской книги» (платфома #ЧитайФест)

- цикл  мероприятий по теме «Что такое хорошо и что такое плохо» (экологический субботник «Чистая душа – чистая планета», дискуссия «Забота о родителях – дело совести каждого»);

- цикл мероприятий, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам (диспуты «Один для всех и все для одного» и «Мои «плюсы» и «минусы», круглый стол «Что может человек», решение ситуационных задач «Нужно ли управлять эмоциями»);

- День матери (концертная программа, фотовыставка, конкурс сочинений);

- День пожилого человека (трудовые акции, изготовление поздравительных открыток);

- Святая Пасха (беседа, конкурс «Пасхальное яйцо», выставка рисунков);

- театрализованное представление «Последний звонок»;

- цикл мероприятий ко Дню семьи (проекты «Мой родственник в годы сражений» и «Защитники Отечества в моей семье», фотовыставка «Фотографии из семейного альбома», конкурс сочинений «Мой дом – моя крепость»)

Вывод: Семья и педагоги должны совместно предпринять немалые усилия и не дать сбиться детям с достойного пути, сохранить единство нашей страны, нашего народа, хранить базовые и объединяющие нас ценности классической русской культуры и укреплять её духовный первоисточник — православную веру.


Направление «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

В современных условиях усиливается влияние на организм человека разнообразных факторов: социальных, технологических, экономических, психологических и других. Их отрицательное влияние приводит не только к ухудшению состояния здоровья, но и снижает физический и умственный потенциал людей.

В условиях возрастания объема и интенсивности учебно - познавательной деятельности, укрепление и сохранение здоровья обучающихся невозможны без физического воспитания. По моему мнению, забота о здоровье учащейся молодежи должна занимать приоритетные позиции в деятельности учебных заведений, так как при отсутствии здоровья молодые специалисты не смогут применить полученные знания и навыки, реализовать свой интеллектуальный потенциал. Особое значение при этом приобретают проводимые школой мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение здорового образа жизни и хорошего физического состояния.

Цель: формирование в детской и семейной среде ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

- совершенствовать систему мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом,

- прививать культуру здорового питания;

- способствовать овладению здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формировать понимание влияния здорового образа жизни на развитие личности человека, на процесс обучения и дальнейшую жизнь.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся была направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

В течение 2020-2021 уч. года в этом направлении с обучающимися были проведены следующие мероприятия:

- уроки «здоровья» с участием медработника;

- классные часы: «Урок безопасности», «Будь здоров», «По безопасной дороге в безопасный мир», «Мои безопасные каникулы» «Путешествие по стране здоровья», «Азбука виртуальной реальности»;

- информационно-познавательные часы «Правильное питание», «Вредные привычки», «Движенье – это жизнь», «Добрые советы, для тех, кто в интернете»;

- круглый стол «Сегодня мода на здоровых, добрых и умных, сильных и свободных людей»;

- занятия – практикумы «Улицы и пешеходы», «Правила велосипедистов», «Окажи помощь»;

- спортивные соревнования и праздники: «Спорту – да! Вредным привычкам – нет!» «От игры к здоровью», «Лыжные гонки», «Вперёд, мальчишки!»;

- мини-лекции по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

- велопрогулки;

- соревнования по волейболу, мини-футболу, шашкам;

- общешкольные «дни здоровья»;

- решение ситуационных задач по теме «Страна Светофория»;

- акции «Чистый школьный двор», «Спорт против наркотиков»;

- игровые викторины «Безопасный интернет», «Безопасный летний отдых»;

- игры на свежем воздухе.

Ежедневно проводились утренняя зарядка, мониторинг заболевших, беседы о гигиене и закаливании организма.

Планы классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни.

Выводы:

- необходимо развивать не только спортивные, но и физкультурнооздоровительные достижения детей; в календарь школы должны устойчиво войти события, поддерживающие активный образ жизни, ценности здоровья: работа спортивных секций, кружков, организация физкультурных фестивалей, праздников;

- осуществлять эффективную пропаганду физической культуры и занятий спортом как составляющей здорового образа жизни через социальную рекламу, освещение соревнований, спортивных праздников, информационные программы в Интернете и т.д.

- привлечь к пропаганде здорового образа жизни спортсменов школы и района, которые достигли больших успехов благодаря здоровому образу жизни, регулярной двигательной активности, привычке к упорному труду, дисциплине, режиму дня для достижения успеха, осуществления своей мечты.

- активные занятия физической культурой и спортом должны стать популярными, «модой» для обучающихся.


Направление «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.

Современная социально-экономическая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ставить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательной  школе.

Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопределение не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе социального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессиональное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи педагога-психолога

Цели трудового воспитания:
– воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;
– содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
– прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
– содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

Задачи:
– формировать у обучающихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высокие социальные мотивы трудовой деятельности;
- развивать познавательный интерес к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
– воспитывать высокие моральные качества, трудолюбие, долг и ответственность, целеустремленность и предприимчивость, деловитость и честность;
– вооружать обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формировать основы культуры умственного и физического труда.

Основополагающей идеей трудового воспитания являются систематический совместный, творческий, социально значимый труд, разнообразная насыщенная трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, уборка пришкольной территории и др.). В работе по данному направлению были использованы следующие формы и методы:

- анкетирование обучающихся «Профориентация. Как выбрать профессию»;

- диагностические исследования профессиональных предпочтений;

- компьютерная профдиагностика, тренинги;

- встреча с сотрудниками МЧС «Человек и техника»;

- трудовые десанты, операция «Школа – мой дом, пусть будет чисто в нем!»;

- классные часы «Профессии и здоровье», «Учёба – твой главный труд», «Профессии твоих родителей» (с участием родителей);

- встреча «Учителя – выпускники нашей школы»;

- решение интерактивного кроссворда «Профессии»;

- коллаж «Самая интересная профессия»;

- интерактивная книжка «Профессии»;

- «ярмарка» профессий;

- экскурсии на почту, в библиотеку, магазин, медпункт;

- виртуальная экскурсия «Кем ты хочешь стать?»;

- игра – путешествие «Увлекательный мир профессий»;

- родительские собрания на тему «Роль семьи в профессиональном самоопределении»; «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе», «Выбор профессии – выбор будущего» (в рамках «Большого родительского собрания»;

- просмотр мультфильмов и видеофильмов серии «Есть такая профессия»;

- школьный конкурс рисунков «Профессии моей семьи».

Выводы: Задачи трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности силами учителей, родителей, других специалистов. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры.

Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков. 


Направление «Экологическое воспитание»

С раннего детства ребенок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. С каждым годом открывает для себя новый мир. Поддерживая интерес ребенка к окружающему, взрослым следует помнить о воспитании бережного отношения к природе – экологическом воспитании.

Одна из наиболее актуальных проблем экологического воспитания обучающихся школы заключается в формировании и развитии у них экологической грамотности.

Цель экологического воспитания – создание эффективных условий для гармоничного развития личности школьника во взаимодействии с окружающим миром, природой и самим собой, т.е. экологическое воспитания заключается в развитии экологической культуры до состояния экологической гармонии.

Задачи экологического развития можно сформулировать так:

- формировать у обучающихся школы умений и навыков самостоятельного поиска и усвоения знаний, касающихся вопросов взаимодействия современного общества и природы;

- совершенствовать навыки экологической рефлексии, то есть умения осуществлять самоанализ собственной экологической деятельности и процесса взаимодействия с окружающей природой;

- развивать у детей личностные экологические качества: потребность получать новые экологические знания и совершенствовать имеющиеся, правила экологического поведения, ЗОЖ и т.д.;

- развивать и совершенствовать знания, умения и навыки, связанные с вопросами улучшения окружающей среды.

Таким образом, на каждом возрастном этапе развития ребенка цель и задачи экологического воспитания имеют свои специфические особенности, учитывающие возрастные особенности и потребности детей.

перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе

В течение года проводились:

- познавательные часы «Пернатое царство», «Перелётные и зимующие птицы», «Экологическое путешествие»;

- экскурсии в природу;

- акции «Чистый школьный двор», «Первоцвет», «Скворушка», «Птичья столовая»;

- конструирование из природного материала;

- конкурсы детского творчества «Краски осени», «Звенит капель, бежит ручей»

- тематические выставки «Не губите первоцветы – весны первые приметы», «Зимы чарующая сила»;

- онлайн-викторина (ОЦ «Орион») «Что это за птица?»;

- видеолекторий «Интересные факты о скворцах».

Выводы: Системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы. В рамках экологизации воспитания можно достичь определенных результатов:

1) воспитать в обучающихся уважение к окружающей природе;

2) привить любовь к растениям, животным, бережное отношение к природе и окружающему миру.

Направление «Семейное воспитание, работа с родителями»

В настоящее время взаимодействие школы с семьёй является актуальной и востребованной проблемой, т. к. успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.

Основная цель взаимодействия образовательного учреждения и семьи заключается в создании благоприятных условий, необходимых для развития взаимозависимых и ответственных отношений между семьей и учреждением, направленных на обеспечение целостного развития личности ребенка и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания.

Задачи семейным воспитания:

- устанавливать эффективное взаимодействие между школой и семьей обучающегося;

- оказывать всестороннюю педагогическую помощь родителям по вопросам воспитания и обучения детей;

- определять единые методы и средства воспитания.

Наша школа работала с семьёй в следующих направлениях:

Образовательное:

- индивидуализация учебного процесса с учётом образовательных потребностей семьи (организация работы по индивидуальным планам);

- адаптационная поддержка семьи при поступлении ребёнка в школу и при переходе его на новые ступени обучения;

- организация совместной досуговой деятельности детей и взрослых.

2) Просветительское:

- просвещение родителей по вопросам педагогической и родительской культуры, психологического и физического развития детей;

- знакомство родителей с эффективными методами воспитания ребёнка в семье;

- профилактика суицида среди детей.

3) Коррекционно-просветительское:

- диагностика и коррекция девиантного поведения ребёнка в семье;

- диагностика и коррекция неэффективных отношений «взрослый» - «ребёнок», «ребёнок» - «ребёнок».

4) Социальная защита прав:

- защита прав ребёнка в семье;

- привлечение органов социальной защиты, полиции (при необходимости).

В работе школы с семьёй использовались самые распространённые формы:

- общешкольные и классные родительские собрания;

- создание родительского комитета;

- родительский всеобуч (онлайн): «Первые проблемы подросткового возраста», «Семь ошибок мамы, которых лучше не совершать ради счастливого будущего ребенка»), «Природа суицида. Как помочь детям?», «Десять заповедей здоровья», «Воспитывайте в детях доброту», «Двадцать подсказок родителям»;

- праздник «День здоровья»;

- велопрогулки с участием родителей;

- катание на санках, лыжах, ватрушках всей семьёй»;

- экологические субботники с участием родителей.

В данное направление были включены так же мероприятия, направленные на поддержание традиции бережного отношения к женщине, матери, повышение социальной значимости материнства, воспитание уважительного и заботливого отношения к своим родным:

- единый классный час «Мама – ближе человека нет»;

- конкурс рисунков «Мама – надежда, любовь и опора»;

- тематическая книжная выставка «Мы славим женщину, чьё имя мать!»

- конкурс сочинений «Моя мама»;

- акции: «Подарок маме своими руками», «Мамы разные нужны, мамы всякие нужны» (совместный семейный просмотр мультфильмов).

В течение года проводилось посещение семей обучающихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития обучающегося, информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Родителям отправлялись записки-извещения, благодарственные и поздравительные открытки, давались индивидуальные поручения.

Все обучающиеся школы вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки и  дополнительные занятия с учётом своих интересов.

Вывод: процесс продуктивного взаимодействия между семьей ребенка и образовательным учреждением возникают не сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.




Общие выводы об итогах воспитательной работы в ОУ и задачи

на следующий учебный год

Исходя из анализа воспитательной работы, можно сделать вывод: в целом цели и задачи, поставленные на 2020-2021 учебный год, выполнены. Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся, что обеспечивало реализацию личностно ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий. Все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности. Воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Структура воспитательной работы позволяла охватить обучающихся всех возрастов, исходя из их склонностей и интересов, способствовала всестороннему развитию личности каждого ребенка. Все мероприятия, проводимые в учреждении, работали на расширение кругозора и сплочение детского коллектива.

Учитывая проблемы, которые проявились в процессе работы, пожелания и потребности обучающихся и их родителей, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:

1) Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей в свете деятельности школы по ФГОС.

2) Поддерживать и укреплять школьные традиции, способствующие созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств, развитию толерантных отношений среди коллектива учащихся.

3) Продолжить работу по формированию у обучающихся представления о здоровом образе жизни, безопасности.

 4) Уделять больше внимания систематизации работы по духовно-нравственному направлению.

5) Способствовать сплочению разновозрастного коллектива, формированию доброжелательного отношения между его членами.

6) Уделять больше внимания изучение творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей каждого ребёнка.

7) Разнообразить формы и методы профориентационной работы.

8) Добиться 100% занятости в кружках и секциях. ​​​​​​​

Отв.учитель по МВОД Медведева Т.П.

Опубликовано в группе «Традиции воспитания»


Комментарии (1)

Сингаевская Наталья Валерьевна, 24.07.22 в 09:34 0Ответить Пожаловаться
Огромная работа проделана! Спасибо большое за публикацию, Татьяна Петровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.