Методические рекомендации «Анимационный фильм как средство развития критического мышления в рамках занятий по формированию смыслового чтения»
В «Национальной программе поддержки и развития чтения» написано: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения». Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Как говорится в « Национальной программе поддержки и развития чтения», «…на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Существующая проблема актуальна. Актуальность данной проблемы связана также с введением в школьную практику ФГОС, определяющих требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. В "Фундаментальном ядре содержания общего образования" основная цель изучения литературы определяется так: "Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, создавать собственный текст». А развить метапредметный навык смыслового чтения можно только при условии планомерной и систематической работы по формированию этого навыка на каждом уроке.
Решить данную актуальную проблему на сегодняшний день может школа. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. Система обязательного образования пока остается единственной структурой, которая несет ответственность за развитие базовых компетенций населения. Решение существующей проблемы может быть единственным – привить интерес к чтению через осмысленное восприятие содержания текста, через применение различных образовательных интенсивных технологий, форм, методов и приёмов работы с текстом, систематизации и скорости ее переработки. Это непростая задача, стоящая перед учителем, сложная, но важная - научить правильно работать с информацией (текстом) и различными информационными источниками, суметь верно оценить полученную информацию и найти наиболее эффективные способы её использования. Технология развития критического мышления (ТРКМ) может в этом помочь.
В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях целенаправленно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением, которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. В чём причина этого? Видимо, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Развитие критического мышления посредством чтения приводит к осмысленному восприятию информации.
Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться тексты:
понимать;
анализировать;
сравнивать;
видоизменять;
генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Виды смыслового чтения:
Просмотровое;
Ознакомительное;
Изучающее;
Рефлексивное
В настоящее время вопросы развития смыслового чтения школьников - своевременная и актуальная проблема в педагогике, которая чрезвычайно важна для воспитания активной личности школьника. В связи с этим педагог призван целенаправленно и обоснованно создавать педагогические и методические условия для самовыражения детей с учетом их эстетических и психологических потребностей, интересов и увлечений.
Привить интерес к чтению, развить конкурентноспособную личность может учитель литературы при условии систематического, целенаправленного проведения уроков текстовой деятельности с использованием ТРКМ и как результат смыслового чтения текста-создание анимационного фильма на рефлексивном уровне.
Технология работы с текстом
I этап. Работа с текстом до чтения
Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и др.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
III этап. Работа с текстом после чтения:
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, выражение собственного мнения. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) текста с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с автором текста. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к приготовленным детьми иллюстрациям. Соотнесение видения автора с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Нестандартные формы работы во внеурочной деятельности развивают речь учащихся, а также повышают учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. В данном случае результатом такой деятельности может стать создание анимационного фильма.
Анимация - средство развития творческих способностей учащихся
Творчество - это не только умение анализировать, наблюдать, комбинировать, но и способ самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения в любой задаче. Раньше существовало мнение, что творческий процесс не может быть управляемым. На сегодняшний день педагогическая наука считает, что он поддается управлению. Изучению данного процесса посвящен целый ряд трудов таких ученых, как Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, Б. М. Кедрова, Ф. В. Басина, В. Е. Рожкова, П. В. Симонова, А. С. Прнгишвили, Г. В. Гершуни и др.
Сравнительный анализ трудов данных авторов показывает, что творчество не только является показателем сформированности личностных качеств, но оно также воздействует и на все структуры личности, тем самым способствует ее развитию. В. Л. Дранков утверждал, что в процессе творческой деятельности успешно развиваются наблюдательность, внутреннее видение, образный и эмоциональный потенциал внутреннего мира, конкретность мышления и воображения, способность к синтезу, совершенствуются познавательные процессы - память, представления, наблюдение и т. п. [1].
Изобразительная деятельность, являясь образной формой познания действительности, служит отличным средством совершенствования способностей творчества и нравственного воспитания личности, активно способствует эстетическому воспитанию и становлению мировоззрения учащихся, а поиски новаторского в обыденном позволяют самим учителям стремиться к развитию. В этой связи Л. С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя; но это вовсе не означает, что нельзя содействовать его образованию и появлению» [2, с. 236]. Именно рисунки, выполненные детьми во время изучения литературного произведения, впоследствии могут послужить началом для создания иллюстративного анимационного фильма. Работа может проходить в несколько этапов
I этап
Деление классного коллектива на группы: распределение обязанностей: сценаристы, художники, монтажеры, звукорежиссеры, раскадровщики, жюри.
II этап
1.Подготовка рабочих материалов (составление сценария; работа художников над эскизами, необходимость дополнительных рисунков в соответствии со смысловыми частями текста, работа над единым стилем иллюстраций; изучение и выбор программы (киностудии), подбор музыкального сопровождения для озвучивания рисунков.
III этап
1.Тщательный просмотр рисунков, проверка их готовности. 2.Раскадровка. 3.Работа звукорежиссеров. 4.Выбор программ: «Windows Live Movie Maker» (киностудия), «Adobe After Effects»«Sony Vegas Pro 9.0».
IV этап
1 Синхронизация монтажерами видеоматериала со звуком.
2.Первичный просмотр с обсуждением.
3.Доработка(если есть необходимость).
4.Презентация анимационного фильма https://www.youtube.com/watch?v=zf3-xrVX_7Y. (Ссылки на другие анимационные фильмы указаны в Списке литературы).
Положительные результаты данной работы:
1.Дети получают представление о том, как создаются мультфильмы на литературной основе.
2. Работа с компьютерными программами по созданию видеомонтажа.
3. Активное участие каждого школьника в создании мультфильма.
4. Осваивая одну и ту же тему на основе общих идей, каждый учащийся создает свой образ, не похожий на остальные.
5. Творческая реализация ребенка в контакте с современными компьютерными технологиями дает предпосылки для дальнейшего его самосовершенствования и усиления интереса к чтению.
6. Работа в коллективе помогает ребятам сблизиться в планировании творческих дел. Стала моментом выбора будущей профессии.
7. После проведения подобных работ учащиеся приобретают навыки импровизации и открывают для себя новые возможности и методы ведения творческих процессов, что усиливает интерес к чтению.
8. Интерес, вызванный данной работой, позволил некоторым ребятам продолжить работу над созданием видеофильмов на литературной основе.
Созданные анимационные фильмы позволили ребятам представить опыт работы на НПК разных уровней. В городской НПК «Открытый мир: информационные технологии в образовательном пространстве» анимационные фильмы «Конь с розовой гривой» по рассказу В.П.Астафьева, «Сказка старой калмычки» из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» заняли призовые места. Видеофильм на литературной основе «Нос» по повести Н.В.Гоголя стал победителем [4]. Учащийся 9 класса Мельников Богдан представил свой анимационный фильм по басне И.А.Крылова «Охотник» на вступительных творческих испытаниях в колледже «Иркутский филиал Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова» [5] на отделении художников-аниматоров.
Подобная работа необходима для развития интереса к чтению, т.к. учит мыслить и излагать, анализировать и придумывать своё. Развивает ребёнка всесторонне, делает из него гармоничную личность, способную переживать хорошие и добрые чувства. Чтобы привить интерес к литературным произведениям, следует изменить подход к урочной деятельности. Таким образом заложить основы для будущих социальных достижений обучающихся, сформировать их личность, отношение к себе и окружающим, развить культурную компетентность. Только так мы, учителя, сможем реализовать требования ФГОС, решить актуальную проблему на сегодняшний день.
Список литературы:
https://lenta.ru/news/2019/08/08/bookworm/
https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-chtenie-v-rossii-v-poiskah-utrachennyh-traditsiy-1
Главная страница «Первого сентября». Главная страница журнала «Русский язык». Содержание №29/2002.
https://www.youtube.com/watch?v=7urCUZajI00 («Нос»)
https://m.youtube.com/watch?v=GLHWdLHlnWA («Охотник»)