Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 класс
Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5 – 9 классов к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа). «Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.:Дрофа,2013.
Календарно-тематическое планирование составлено по учебникам:
Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник / Е.И.Никитина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Личностные результаты:
- осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, сохранять чистоту русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию;
- обогащать свой словарный запас и усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- оценивать собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения.
Метапредметные результаты:
Владеть всеми видами речевой деятельности:
АУДИРОВАНИЕ:
- адекватно понимать основное содержание небольшого по объему учебно-научного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
-овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога;
-выделять основную мысль, структурные части прослушанного текста;
ЧТЕНИЕ:
- владеть техникой чтения;
- владеть разными видами чтения (просмотровое, изучающее, ознакомительное);
- владеть приемами работы с учебной книгой;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов и других видов информации;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ:
- владеть различными видами монолога и диалога;
- участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
- соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы русского литературного языка;
ПИСЬМО:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов, стилей и жанров речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- свободно пользоваться разными видами словарей, справочной литературой в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок ( ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
Предметные результаты:
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- осознавать смыслоразличительную функцию звука;
- различать ударные и безударные слоги;
- не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукозаписи;
- распознавать гласные и согласныев сильных и слабых позициях;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
- формулировать важнейшие произносительные нормы русского литературного языка;
ГРАФИКА:
- осознавать значение письма в истории человечества;
- понимать важность графики и каллиграфии;
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава сллова;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- осознавать роль морфем в процессе формо- и словообразования;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
- владеть различными способами словообразования;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;
-объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- объяснять различия лексического и грамматического значений слова;
- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
ОРФОГРАФИЯ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять словосочетания в предложениях;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложения с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях ( в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.