Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык», 3 класс
Общая характеристика программы
Преподавание русского языка в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.Ф.Виноградова.
Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка выделяется 675 часов, из них в 1 классе 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Программа предмета «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования обучающихся.
В системе предметов общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления обучающихся;
- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения обучающихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Формы контроля: тестовые задания, защита проектов, высказываний по темам.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны:
различать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
-виды предложений по цели высказывания и интонации;
-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
-предложения с однородными членами;
выделять, находить:
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
-составлять план текста ;
-применять правила правописания:
-падежных окончаний имен существительных;
-суффиксов имен существительных – онок-(-ёнок-), -ек-,-ик-,-ост(ь)-;
-падежных окончаний имен прилагательных;
-словарных слов, определенных программой;
-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник: Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 2 части. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Дополнительная литература:
Кузнецова М.И. Рабочие тетради «Пишем грамотно» №1, №2. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Кузнецова М.И. Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок». – М.: Вентана-Граф, 2015.
Привалова С.А. Русский язык. 3 класс. Поурочные планы. В.: Учитель, 2015.
Планируемые результаты освоения по предмету - русский язык.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
моделировать объекты и процессы реального мира.
Содержание учебного предмета (русский язык)
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Тематическое планирование по русскому языку
№ Урока |
Раздел/ Тема (количество часов) |
|
1 |
Как устроен наш язык (1ч) Повторяем фонетику. |
|
2 |
Правописание( 1ч) Правописание большой буквы в словах. |
|
3 |
Как устроен наш язык (1ч) Фонетический разбор слова |
|
4 |
Правописание (1ч) Правила переноса слов. |
|
5 |
Развитие речи (1ч) Повторяем: текст, его признаки и типы. |
|
6 |
Как устроен наш язык (1ч) Фонетический разбор слова. |
|
7 |
Правописание (1ч) Правила обозначения гласных после шипящих. |
|
8 |
Как устроен наш язык (1ч) Повторяем состав слова. |
|
9 |
Правописание (1ч) Повторяем правописание безударных гласных в корне слова. |
|
10 |
Развитие речи( 1ч) Повторяем признаки и типы текстов. |
|
11 |
Как устроен наш язык( 1ч) Разбор слова по составу/ |
|
12 |
Правописание( 1ч) Повторяем правила правописания согласных в корне слова. |
|
13 |
Как устроен наш язык( 1ч) Состав слова и словообразование. |
|
14 |
Правописание( 1ч) Повторяем правила написания непроизносимых согласных в корне слова. |
|
15 |
Тест по блоку «Правописание» ( 1ч) |
|
16 |
Развитие речи Текст и его заголовок. |
|
17 |
Диктант по теме «Орфограммы корня» ( 1ч) |
|
18 |
Как устроен наш язык( 1ч) Разбор слова по составу и словообразование |
|
19 |
Правописание( 1ч) Вспоминаем правописание суффиксов. |
|
20 |
Правописание( 1ч) Повторяем правописание приставок. |
|
21 |
Тест по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» ( 1ч) |
|
22 |
Развитие речи( 1ч) Заголовок и начало текста. |
|
23 |
Контрольная работа по теме: «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» ( 1ч) |
|
24 |
Как устроен наш язык( 1ч) Предложение и его смысл. Слова в предложении. |
|
25 |
Как устроен наш язык( 1ч) Виды предложений по цели высказывания и интонации. |
|
26 |
Развитие речи( 1ч) Последовательность абзацев в тексте. |
|
27 |
Развитие речи( 1ч) Деление текста на абзацы. |
|
28 |
Как устроен наш язык( 1ч) Главные члены предложения. |
|
29 |
Правописание( 1ч) Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. |
|
30 |
Как устроен наш язык( 1ч) Главные члены предложения. |
|
31 |
Правописание( 1ч) Учимся писать приставки. |
|
32 |
Правописание( 1ч) Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-(раз-//рас-//,из-//ис- |
|
33 |
Как устроен наш язык( 1ч) Подлежащее. |
|
34 |
Как устроен наш язык( 1ч) Сказуемое. |
|
35 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать письма |
|
36 |
Как устроен наш язык( 1ч) . Грамматическая основа предложения Сказуемое и подлежащее |
|
37 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать письма |
|
38 |
Итоговый диктант |
|
39 |
Как устроен наш язык( 1ч) Второстепенные члены предложения. |
|
40 |
Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение» ( 1ч) |
|
41 |
Как устроен наш язык( 1ч) Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. |
|
42 |
Правописание( 1ч) Учимся писать приставку с-. |
|
43 |
Как устроен наш язык( 1ч) Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. |
|
44 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать письма |
|
45 |
Как устроен наш язык( 1ч) Второстепенные члены предложения. Определение. |
|
46 |
Как устроен наш язык( 1ч) Второстепенные члены предложения. Определение. |
|
47 |
Правописание( 1ч) Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями |
|
48 |
Правописание( 1ч) Запоминаем соединительные гласные о, е. |
|
49 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать письма |
|
50 |
Как устроен наш язык( 1ч) Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
|
51 |
Правописание( 1ч) Учимся писать буквы о, е после шипящих в корне слова. |
|
52 |
Как устроен наш язык( 1ч) Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
|
53 |
Правописание( 1ч) Учимся писать буквы о, е после шипящих в корне слова. |
|
54 |
Контрольная работа по теме «Члены простого предложения». ( 1ч) |
|
55 |
Тест по теме «Члены простого предложения» ( 1ч) |
|
56 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать письма |
|
57 |
Как устроен наш язык( 1ч) Однородные члены предложения. |
|
58 |
Правописание( 1ч) Учимся обозначать звук [ы] после звука /ц/. |
|
59 |
Как устроен наш язык( 1ч) Однородные члены предложения. |
|
60 |
Как устроен наш язык( 1ч) Знаки препинания при однородных членах предложения. |
|
61 |
Диктант: «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц» Диктант с грамматическими заданиями( 1ч) |
|
62 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать письма. |
|
63 |
Списывание «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц». ( 1ч) |
|
64 |
Как устроен наш язык( 1ч) Однородные члены предложения. |
|
65 |
Как устроен наш язык( 1ч) Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. |
|
66 |
Как устроен наш язык( 1ч) Однородные члены предложения. |
|
67 |
Как устроен наш язык( 1ч) Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. |
|
68 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать письма |
|
69 |
Как устроен наш язык( 1ч) Повторяем фонетику и состав слова. |
|
70 |
Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» ( 1ч) |
|
71 |
Правописание( 1ч) Повторяем фонетику и состав слова. Однородные члены предложения. |
|
72 |
Итоговый диктант по теме «Однородные члены предложения». ( 1ч) |
|
73 |
Как устроен наш язык( 1ч) Части речи. |
|
74 |
Как устроен наш язык( 1ч) Самостоятельные и служебные части речи |
|
75 |
Развитие речи( 1ч) Текст. |
|
76 |
Как устроен наш язык( 1ч) Имя существительное |
|
77 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать изложение. |
|
78 |
Как устроен наш язык( 1ч) Род имен существительных. |
|
79 |
Как устроен наш язык ( 1ч) Определение рода имен существительных. |
|
80 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать изложение. |
|
81 |
Как устроен наш язык( 1ч) Число имен существительных. |
|
82 |
Правописание( 1ч) Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. |
|
83 |
Правописание( 1ч) Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. |
|
84 |
Как устроен наш язык( 1ч) Число имен существительных |
|
85 |
Правописание( 1ч) Изменение имен существительных по числам. |
|
86 |
Правописание( 1ч) Изменение имен существительных по числам. |
|
87 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать изложение |
|
88 |
Контрольная работа : « Части речи, род и число имен существительных» ( 1ч) |
|
89 |
Как устроен наш язык( 1ч) Изменение имен существительных по падежам. |
|
90, 91 |
Как устроен наш язык( 2ч) Падеж имен существительных. |
|
92 |
Правописание( 1ч) Учим слова с удвоенными согласными в корне. |
|
93 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать письма |
|
94 |
Как устроен наш язык( 1ч) Падеж имен существительных. |
|
95 |
Правописание( 1ч) Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. |
|
96 |
Как устроен наш язык( 1ч) Падеж имен существительных |
|
97 |
Правописание( 1ч) Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк- . |
|
98 |
Развитие речи( 1ч) Работа с текстом. |
|
99 |
Как устроен наш язык( 1ч) Склонение имен существительных. |
|
100 |
Правописание( 1ч) Учимся писать сочетания -инк- и -енк-. |
|
101 |
Диктант по теме «Суффиксы» Тематический диктант с грамматическими заданиями( 1ч) |
|
102 |
Как устроен наш язык( 1ч) Склонение имен существительных |
|
103 |
Правописание( 1ч) Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения. |
|
104 |
Развитие речи( 1ч) Работа с текстом. Списывание. |
|
105 |
Как устроен наш язык( 1ч) Склонение имен существительных. |
|
106 |
Грамматические признаки имени существительного. Тест по теме «Склонение имен существительных» ( 1ч) |
|
107 |
Правописание( 1ч) Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения. |
|
108 |
Как устроен наш язык( 1ч) Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
|
109 |
Правописание( 1ч) Учимся писать безударные окончания имен существительных второго склонения. |
|
110 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать изложение. |
|
111 |
Как устроен наш язык( 1ч) Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
|
112 |
Правописание( 1ч) Учимся писать безударные окончания имен существительных второго склонения. |
|
113 |
Как устроен наш язык( 1ч) Имена существительные собственные и нарицательные. |
|
114 |
Правописание( 1ч) Правописание гласных в окончаниях имен сущ. после шипящих и ц. |
|
115 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать изложение. |
|
116 |
Как устроен наш язык( 1ч) Способы образования имен существительных. |
|
117 |
Правописание( 1ч) Правописание безударных окончаний имен существительных третьего склонения. |
|
118 |
Как устроен наш язык( 1ч) Способы образования имен существительных. |
|
119 |
Правописание( 1ч) Правописание безударных окончаний имен существительных третьего склонения. |
|
120 |
Контрольная работа по теме «Имя существительное». ( 1ч) |
|
121 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать изложение. |
|
122 |
Развитие речи( 1ч) Контрольное изложение. |
|
123 |
Как устроен наш язык( 1ч) Повторяем фонетику и состав слова. |
|
124 |
Правописание( 1ч) Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных первого, второго и третьего склонения. |
|
125 |
Итоговый диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных» Диктант с грамматическими заданиями( 1ч) |
|
126 |
Итоговый тест по теме «Правописание окончаний имен существительных» ( 1ч) |
|
127 |
Как устроен наш язык( 1ч) Имя прилагательное. |
|
128 |
Правописание( 1ч) Правописание окончаний имен существительных множественного числа |
|
129 |
Развитие речи( 1ч) Самостоятельная работа по теме «Текст» |
|
130 |
Как устроен наш язык( 1ч) Имя прилагательное. |
|
131 |
Правописание( 1ч) Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных. |
|
132 |
Как устроен наш язык( 1ч) Имя прилагательное |
|
133 134 |
Правописание( 2ч) Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие. |
|
135 |
Правописание( 1ч) Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных. |
|
136 |
Как устроен наш язык( 1ч) Качественные имена прилагательные. |
|
137 |
Как устроен наш язык( 1ч) Качественные имена прилагательные. |
|
138 |
Развитие речи( 1ч) Обучающее изложение с элементами сочинения. |
|
139 |
Правописание( 1ч) Правописание окончаний имен прилагательных |
|
140 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать изложение. |
|
141 |
Правописание( 1ч) Правописание окончаний имен прилагательных. |
|
142 |
Как устроен наш язык( 1ч) Краткая форма качественных имен прилагательных. |
|
143 |
Правописание( 1ч) Правописание окончаний имен прилагательных. |
|
144 |
Контрольное списывание по теме «Окончание имен прилагательных». ( 1ч) |
|
145 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать сочинение. |
|
146 |
Как устроен наш язык( 1ч) Относительные имена прилагательные. |
|
147 |
Правописание( 1ч) Правописание относительных имен прилагательных. |
|
148 |
Как устроен наш язык( 1ч) Как образуются относительные имена прилагательные. |
|
149 |
Правописание( 1ч) Правописание относительных имен прилагательных. |
|
150 |
Развитие речи( 1ч) Учимся писать сочинение. |
|
151 |
Правописание( 1ч) Правописание относительных имен прилагательных. |
|
152 |
Как устроен наш язык( 1ч) Притяжательные имена прилагательные |
|
153 |
Правописание( 1ч) Правописание притяжательных имен прилагательных. |
|
154 |
Развитие речи( 1ч) Составление текста по его части. |
|
155 |
Как устроен наш язык( 1ч) Повторяем фонетику и состав слова. |
|
156 |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки». ( 1ч) |
|
157 |
Как устроен наш язык( 1ч) Имя прилагательное и его грамматические признаки Повторение. |
|
158 |
Тест по теме «Части речи» ( 1ч) |
|
159 |
Правописание( 1ч) Правописание краткой формы имен прилагательных. |
|
160 |
Как устроен наш язык( 1ч) Местоимение. |
|
161 |
Развитие речи( 1ч) Работа с текстом. |
|
162 |
Как устроен наш язык( 1ч) Личные местоимения |
|
163 |
Как устроен наш язык( 1ч) Личные местоимения. |
|
164 |
Правописание( 1ч) Правописание местоимений с предлогами. |
|
165 |
Как устроен наш язык( 1ч) Как изменяется местоимение. |
|
166 |
Правописание( 1ч) Правописание местоимений. |
|
167 |
Итоговый контрольный диктант. ( 1ч) |
|
168 |
Итоговая контрольная работа( 1ч) |
|
169 |
Как устроен наш язык( 1ч) Как изменяется местоимение. |
|
170 |
Правописание( 1ч) Правописание местоимений с предлогами. |