Урок русского языка в 5 классе «Антонимы»
Урок русского языка в 5 классе.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №5 г. Беслан РСО-Алания
Тедеева Светлана Исламовна
Тема урока: «Антонимы»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», с ролью антонимов в речи.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать логическое мышление: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов в речи
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Оргмомент. Мотивация (2,5 минуты) | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Учитель читает сказку об антонимах В одном замечательном городе под названием Языкознание жила одна богатая женщина. Звали ее Лексика, а богатая она была тем, что имела трех хороших сыновей. Звали их антонимы, синонимы и омонимы. Каждый из них уже имел свою собственную семью, однако все они жили вместе, в одном прекрасном доме, только на разных этажах. | Слушают, рассуждают, делают выводы. | Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция |
2.Актуализация изученного. Работа в группах (5 минут) | 1 группа В тексте найдите синонимы, объясните, для чего они употреблены автором. Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. 2.Дате определение синонимам. 2 группа Лингвистический эксперимент. Задание для 3-ей группы. Найдите в этом тексте синонимы, замените слово изумрудная его синонимом зелёная. Как от этого изменится текст? От сырости ёжится цапля, Нахохлились кряквы, тихи. Дрожит изумрудная капля В зелёной ладошке ольхи. 3 группа. Запишите синонимы, расположив слова по степени нарастания признака, действия. 1.Грусть, скорбь, печаль; 2.Ярость гнев, бешенство; 3. Гигантский, громадный, большой, огромный;4.Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать; -Терминологический диктант.(2 слайд) 1.Слова, имеющие одно лексическое значение. 2.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написании, но разные по лексическому значению. 3.Слова, имеющие несколько лексических значений. 4.Основное лексическое значение слова. 5 Вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого значения. | Учащиеся: Находят синонимы, определяют сферу употребления, определяют признак, делают выводы. Вывод. Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют наиболее точно выразить мысль. Записывают термины, проговаривают. | Познавательные: извлечение нужной информации; осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: изложение своего мнения; аргументация своего мнения; учет разных мнений. |
3.Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания (слайд 3) Фронтальная устная работа. | Учитель: Чем по значению отличаются данные пары слов? Сиять – сверкать, блестеть Сырой – мокрый, влажный Свет- сияние, свечение Нежно- мягко, ласково | 1.Учащиеся анализируют, делают открытие. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Записывают тему урока: Антонимы. | Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков; • осознанное построение речевого высказывания. Регулятивное: обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя. Коммуникативные: изложение своего мнения; аргументация своего мнения; учет разных мнений; участие в диалоге. |
4. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение. | Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока. Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи. | Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. Сегодня мы будем говорить о словах с противоположным значением. | Регулятивные: определять цель; планировать деятельность с помощью учителя. |
5. Открытие новых знаний | Работа с учебным материалом. -Что такое антонимы? -Что означает слово антоним, каково его происхождение? (слайд4) -Могут ли быть антонимами слова разных частей речи? | Записывают определение антонимов. | |
5.Динамическая пауза Динамическая пауза «Наоборот» | Учитель дает команды Например: - Руки вверх! (дети опускают вниз) Наклониться влево! (дети – вправо)Повернуться направо! (дети – налево) На месте стоять смирно!(дети- шагают) | Учащиеся выполняют разминку: наоборот. | Личностное: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6. Первичное закрепление. (5,6,7 слайды) Работа в парах. | Учитель организует поисковую работу. 1)Найдите среди этих слов антонимы и запишите их попарно, обозначьте орфограммы в корне слова. Наказать, поздний, вверху, нападать, взлетать, внизу, ранний, близкий, садиться, день, поощрить, ночь, приземлиться, защищать. 2) Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях (7слайд): Добрый друг - ………….. (злой враг) Теплый день - ………….. (холодная ночь) Хорошее начало - ………. (плохой конец) Полезный труд - …………. (вредное безделье) Утренний уход - ………….. (вечерний приход) Последнее поражение - ………… (первая победа) | Учащиеся выполняют задание: находят антонимы, обозначают орфограммы. Подбирают антонимы, корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся. | Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: оценить степень успешности выполнения задания; корректировка. Коммуникативные: изложение своего мнения; аргументация своего мнения; учет разных мнений; участие в диалоге. |
Учащиеся выполняют упражнение № 554: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам. | Познавательные: извлечение нужной информации; осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: изложение своего мнения; аргументация своего мнения; учет разных мнений. | ||
7.Самостоятельная работа с проверкой. | Учитель даёт задание. Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов. Свежий (хлеб, журнал, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). Что необычного в задании? | Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. Делают вывод: Если у слова несколько значений, у него может быть несколько антонимов. | Коммуникативные: соблюдение правил речевого поведения; вступление в учебный диалог с одноклассниками. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: коррекция результатов своей деятельности. |
8. Игра «Кто больше?» Работа в группах. (слайды 8,9,10) (11 слайд) | Записать пары антонимов, обозначающие: 1ряд. Чувство, характер человека 2 ряд. Пространство 3 ряд. Время Подобрать синонимы и антонимы к словам, составить 2 предложения с антонимами(8 слайд) 1. Шторм 2. Идти 3. Красивый 4. Легко 1. Шторм (синонимы): буря, ураган; (антонимы): штиль2. Идти (синонимы): шагать, ступать; (антонимы): стоять 3. Красный (синоним): алый, пурпурный, багровый; (антоним): белый 4. Легко (синоним): просто, гладко; (антоним): тяжело, трудно. Учитель: Многие русские пословицы построены на противопоставлении 1 группа -Вспомните вторую часть пословицы и допишите Встречают по одежке, (а провожают по уму). Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь). Мягко стелет, (да жёстко спать). 2группа -Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова (11 слайд) Летом – зимой. (Готовь сани летом, а телегу зимой) Ученье – неученье (Ученье- свет, а неученье – тьма) Старый - новый (Старый друг лучше новых двух) -Как образовано слово неученье? 3 группа. -Используйте антонимы для толкования лексического значения слов. 1.Белый (снег) 2. Ясный (день)3.Смелый ( человек) Учитель: Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. Перед вами начало одного из стихотворений М. Цветаевой. Строчки растеряли слова. Ваша задача - восстановить текст. А помогут вам антонимы Полюбил богатый - ... Полюбил ученый - ... Полюбил румяный - ... Полюбил хороший - ... Золотой - полушку медную Учитель: С какой целью М.Цветаева использовала пары антонимов? - Ребята, обратите внимание на то, что соседние строчки стихотворения начинаются одинаково. Это анафора. | Записывают, подбирают антонимы и синонимы, записывают пословицы. Наблюдают, исследуют, отвечают на вопросы. Записывают термин и его значение. Анафора - это повторение одинаковых слов, выражений, созвучий или синтаксических конструкций в начале стихотворных строк или фраз. | Познавательные: извлечение нужной информации; осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: изложение своего мнения; аргументация своего мнения; учет разных мнений. Регулятивные: коррекция результатов своей деятельности. |
8.Включение новых знаний в систему. (12 слайд) | (Устно) Восстановите авторский текст, заменив выделенные слова антонимами Было УЖЕ довольно ПОЗДНО, когда я УСНУЛ, но солнце заливало ЕЩЁ ТУСКЛЫМ светом всю комнату. МЕДЛЕННО одевшись, ПОДНЯЛСЯ я в сад, а оттуда в рощу. Я пробирался СЮДА, где РЕЖЕ зелень, где смолистее запах деревьев и куда ГРУСТНЕЕ заглядывал ЛУННЫЙ луч, ПЕЧАЛЯСЬ, что удалось там и сям пронизать мглистую густоту листьев. Было УЖАСНОЕ утро. Учитель: Мы восстановили текст, автором которого является великий русский писатель Ф.М.Достоевский. Какие средства выразительности использовал автор в этом отрывке? Учитель: Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся. Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая. Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть. Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Делают вывод: - Антонимы могут служить для связи предложений в тексте. Исправляют, корректируют. | Познавательные: представлять информацию в сжатом виде ( кластер) осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза. , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивная: оценивание степени успешности достижения цели. Коммуникативные: изложение своего мнения; участие в диалоге. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
9.Итоги. Рефлексия. | Закончи правильно. Антонимы - это слова _______части речи с_____ значением. Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, ... Мне было интересно… | Рассуждают, подводя итог своей деятельности на уроке. | Регулятивные: оценка процессов и результатов деятельности. |
10. Домашнее задание. | Составить по 3 предложения с антонимами и синонимами, подчеркнуть в них гр. основы.(для сильных уч-ся). Выписать по 3 пословицы с антонимами и синонимами (для остальных). | Слушают, записывают. | |