АОП сложный дефект в развитии
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 71 «Сибирская сказка"
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПРИЯТИЮ РЕБЕНКА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ В РАЗВИТИИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ «РИСУЕМ ВМЕСТЕ».
2020-2021
учебный год
РОССИЯ, 662971, КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ,
ЗАТО ЖЕЛЕЗНОГОРСК
Дата рождения:
Место жительства:
Дата поступления в ДОУ:
Программу составили воспитатель: Гуляева Т.А.
Содержание
Пояснительная записка………………………………… стр. 2
Целевое назначение программы ……………………… стр. 3
Методы и приемы обучения …………………………...стр. 3
Материально-техническое обеспечение ……………… стр. 3
Методическое и дидактическое обеспечение ………... стр. 3
Показатели уровней развития навыков ………………. стр. 4
Тематический план программы ……………………...... стр. 4
Литература ……………………………………………… стр. 5
Пояснительная записка
Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, применение их развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, эмоциональную сферу внутреннего состояния, позволяет увидеть мир в ярких красках.
Совместная деятельность ребенка со сложным дефектом в развитии со взрослым приобретает не только продукт творческой деятельности, но и приносит радость созидания.
Содержание программы «Рисуем вместе» предусматривает совмещенные действия ребенка со взрослым различными методами и средствами художественно-эстетического восприятия: рисование, аппликация, пластилинография, тесто пластика, лепка, нетрадиционные методы рисования. Применение данных технологий с ребенком со сложным дефектом в развитии способствуют развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти.
Программа составлена для ребенка со сложным дефектом в развитии, на основе изучения:
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложным дефектом, разработанная в соответствии с ФГОС ДО;
Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, А.Е. Стребелевой;
Программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко;
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. https://dou24.ru/mkdou71/images/19-20/doc/obr/adaptirovannaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_dlya_detey_so_slozhnym_defektom1.pdf
Данная литература была изучена и преобразована в рамки индивидуальной развивающей программы по художественно-эстетическому восприятию ребенка со сложным дефектом в развитии «Рисуем вместе» с изменениями на основании диагноза и его способностями.
Организованная образовательная деятельность и игры подобраны в соответствии с тематическим планированием ДОУ и с учётом специфики развития ребенка.
Целевое назначение программы:
Восприятие творческих способностей ребенка со сложным дефектом в развитии.
Задачи:
Развитие мелкой моторики рук, зрительной памяти
Снятие физического и психологического напряжения.
Объект развивающего обучения восприятию:
Ребенок со сложным дефектом в развитии.
Диагнозы, при которых данная программа может быть апробирована: ДЦП, последствия перенесённой нейроинфекции, последствия перенесённого менингоэнцефалта, резидуальная энцефалопатия, синдром Дауна, дети с мышечной патологией, прогрессирующая мышечная дистрофия с аномалией мозга, гидроцефалией, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в реабилитационных центрах.
Обучение развитию восприятия (далее ОРВ) строится с учётом специфики развития ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития, с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Ребенок имеет тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности.
Срок реализации программы рассчитан на 2020-2021 учебный год.
Учебный материал в разделах программы располагается в центре развития «Волшебная кисточка»
Для проведения ОРВ используются различные группы методов и приёмов обучения:
Приёмы | |
Объяснительно - иллюстративные | Рассказ воспитателя |
Репродуктивные | Совмещенные действия со взрослым - Выполнение работы |
Структура обучения восприятия варьируется в зависимости от цели и задач, однако, обязательными элементами каждого занятия являются:
релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.
Для реализации программы «Рисуем вместе» необходимо:
Методическое и дидактическое обеспечение | |
Оргтехника Демонстрационный и раздаточный материал. | Подборка информационной и справочной литературы. Диагностические методики для определения уровня творческих способностей. |
Результативность программы «Рисуем вместе» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.
Начальная диагностика – проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка в ДОУ. Её результаты позволяют определить уровень развития навыков. Это деление обеспечивает личностно – ориентированный подход в процессе ОРВ.
Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По её результатам определяется уровень динамики, которого достиг ребенок за время обучения.
Показатели уровней развития навыков художественно-эстетического развития согласно тематическому планированию ДОУ.
Фамилия, имя ребенка | | | |||||
н | к | | |||||
Анализ деятельности | Наличие интереса к изобразительной деятельности | | | ||||
Сформированность навыка | | |
Тематический план программы.
| Упражнения, методы | Цель | Оборудование |
Диагностика (1) | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика: мнём и рвём бумагу. Мелко-моторные навыки рук Репродуктивный | Выявление навыков и умений. | Губки, гуашь, фломастеры листы бумаги. |
Дождик. | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Продолжать учить работать пальчиком Репродуктивный | Знакомство рисованием пальчиком. | Гуашь, лист с шаблоном тучки, салфетки. Музыкальное сопровождение. |
Солнышко | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Знакомство с рисованием ладошкой. Репродуктивный | Познакомить с приёмом рисования ладошкой. | Гуашь, лист с шаблоном (круг), салфетки. Музыкальное сопровождение |
Кленовый листочек | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика Репродуктивный | Продолжать знакомство рисованием пальчиком, | Гуашь разведённая, лист с шаблоном (кленовый лист), салфетки. Музыкальное сопровождение. |
Мишкины следы. | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика Знакомство с работой кулачком Репродуктивный | Познакомить с рисование кулачком | Гуашь разведённая, лист с шаблоном дороги, салфетки. Музыкальное сопровождение. Медвежонок. |
Диагностика (2) | Диагностика по завершению реализации индивидуальной развивающей программы по художественно-эстетическому восприятию ребенка со сложным дефектом в развитии «Рисуем вместе» |
Список литературы.
https://dou24.ru/mkdou71/images/stories/doc/obr/FGOS_DOU.docx
https://dou24.ru/mkdou71/images/stories/doc/obr/Zakon_ob_obrazovanii_RF.docx
https://dou24.ru/mkdou71/images/stories/doc/plan_po_vveden_fgos_do.pdf
https://dou24.ru/mkdou71/images/19-20/doc/obr/model_inklyuzivnogo_obrazovaniya.pdf
https://dou24.ru/mkdou71/images/20-21/doc/obr/tmpc4ae_-_0001.pdf
https://dou24.ru/mkdou71/images/20-21/doc/obr/raspisanie_ood_na_2020-2021.pdf