Выступление «Формирование социальных навыков учащихся со сложной структурой дефекта на уроках технологии»

14
0
Материал опубликован 15 April 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Формирование социальных навыков учащихся со сложной структурой дефекта на уроках технологии.

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать», – так говорит Апостол. Это значит, что педагогически мыслит тот, для кого на первом месте стоят дети. Нам, педагогам, нужно увидеть сквозь цепь событий в жизни человека ту последнюю глубину, в которой раскрывается суть человека, и трудность в том, что искать придется и в дурной наследственности, и в неправильной социальной жизни, и в физических недостатках, и в особенностях интеллектуального развития, и в сиротстве, и в нищете духовной жизни. Какими бы вы хотели видеть наших детей? И какими метода- ми их лучше воспитывать? И почему наши выпускники остаются не у дел? А о конкурентоспособности и речи не идет…

Цели и задачи воспитания обучающихся с ограниченными возможностями определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование самостоятельности, труда и культуры поведения, гражданских качеств, умения жить и работать в коллективе. В содержание воспитания входит решение задач, связанных с формированием системы социальных и профессионально важных качеств, взглядов, убеждений в различных видах деятельности. Важно воспитать в ребенке оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудность, стимулировать их компенсаторные возможности, вместе с тем, развивать способность критической оценки своих действий и поступков. И все же, учащиеся с нарушением интеллекта смогут оценить результаты своей деятельности, если будут решать задачи им доступные.

В воспитательной работе большое значение имеет преодоление негативного отношения к труду, создание доверительных отношений, формирование коллектива на основе привлечения каждого учащегося к разнообразной деятельности. Мастерство педагогики и состоит в том, что бы угадать в ребенке не только данность, но и его заданность, т.е. его личную признанность, укрепить слабые стороны, ограничить резкие… Главное здесь, чтобы развитие и воспитание, имели одно русло, а выбирать его следует, обращая внимание на отклик детской души. Воспитание требует деликатного, тактичного, толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте ребенка.

Специфические задачи трудовой подготовки вытекают из особенностей развития учащихся и определяют его направленность на компенсацию недостатка мыслительной и речевой деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, самостоятельности и активности.

В чем особенности развития детей-олигофренов? Все мы знаем, но несколько повторюсь. Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всех психических процессов, это четко обнаруживается в сфере познавательной деятельности. Мышление – главный инструмент познания, который протекает в форме анализа, синтеза, сравнения, обобщения, но все эти операции у лиц с нарушением интеллекта недостаточно сформированы. Нашим детям присущи специфические черты (мышление развивается медленно и в поздние сроки). Мыслительные операции протекают своеобразно: наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнивают предметы по несущественным признакам, чрезмерно расширяют или ограничивают основания для обобщения. Их мышлению свойственна тугоподвижность. Характер протекания мыслительной деятельности зависит от личных особенностей, например – от умения оценить свой результат, а критичность мышления – важная характеристика ума. Ученики коррекционных школ недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, не стремятся проверить этот результат. Они удовлетворяются достигнутым. В этом немалую роль играет ограниченность знаний, интересов, интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушие. Снижение всех видов мышления приводит к тому, что только лишь его, т.е. подростка, интересы оказываются на первом месте, а низкая толерантность заставляет бояться новизны и изменений. И все-таки, развитие детей-олигофренов – поступательный процесс.

Мы используем в работе как основу принципы дидактики общей педагогики, но процесс обучения носит коррекционный характер, т.е. на коррекцию познавательной деятельности. Общей особенностью учащихся при выполнении любого вида труда является то, что они недостаточно внимательно выслушивают инструкции, хотят скорее начать действовать, у них отсутствует привычка к трудовому усилию и организованность. Дифференцированная моторика развита недостаточно, и сочетается с общей физической ослабленностью, также следует отметить соматические нарушения и сложные поведенческие реакции.

Организация обучения учащихся с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации требуют комплекса взаимосвязанных условий:

1. учет психофизических возможностей, индивидуальных особенностей и интересов обучающихся;

2. ориентация на формирование социально-нравственного поведения;

3. охрана и укрепление здоровья, предупреждение эмоциональных срывов;

4. создание климата психологического комфорта, благоприятной образовательной среды, которая обеспечит стимуляцию их познавательной деятельности, профессионально важных умений и навыков. Учебно-познавательная деятельность учащихся с особыми образовательными потребностями не всегда эффективна при использовании традиционных методов. Поэтому возникает необходимость применения специальных образовательных технологий, методов и приемов обучения, учения и воспитания.

В процессе обучения учащихся с отклонениями в развитии выделяют особые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, ее стимулирование и мотивацию, методы контроля и самоконтроля.

Важным является взаимодополняемость методов, отбор и композиция их применения. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать замедленный темп формирования знаний. Познавательная пассивность, утомляемость. Оптимальным является обучение в несколько замедленном темпе с более широкой наглядной практической и словесной конкретизацией общих положений с большим количеством упражнений, которые опираются на прямой показ. Важно предусмотреть постепенное сокращение помощи со стороны педагога, также повышение степени трудности, не выходя из зоны развития. Серьезное внимание уделяется стимулированию и мотивации. Отбор методов определяется факторами:

1. У наших детей сужены возможности восприятия – здесь отдается предпочтение методам помогающим полно представить, воспринимать, удерживать и передавать информацию в доступном виде (метод словесной передачи является лишь дополнением к практическим и наглядным).

2. У детей нарушено развитие речи. Здесь особые требования предъявляется к речи педагога, словесным объяснениям.

3. Нарушение развития и затруднения в формировании словесно-логического мышления приводят к преобладанию наглядных видов мышления – это ограничивает использование логических и гностических методов, но можно отдать предпочтение индуктивному методу, а также объяснительно- иллюстративным, наглядным.

4. При олигофрении страдает наглядно-образное мышление – оптимально в данном случае подключать как можно больше источников информации разных модальностей, это значит, задействуется зрение + осязание и т.д.

Особенность учебно-воспитательного процесса не пассивное приспособление педагога к слабым сторонам психики ребенка, а принцип активного воздействия на его умственное развитие и поведение.

Ценность использования средств определяется тем, что она делает обучение доступным. Применение наглядности является ведущим средством. Особенностями применения наглядных средств является:

1. стремление к естественности;

2. наглядно-действительный характер знакомства и исследования предметов, объектов;

3. воспринимаемые наглядные образы, признаки закрепляются в слове. Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов являются дидактические материалы.

Это средство предназначено для практической деятельности с расчетом на степень самостоятельности. Дидактический материал делят на предметный, изобразительный, словесный.

Предметный материал по мере продвижения по годам обучения должен становиться более отвлеченным, абстрактным. Применение предметного материала вызывает интерес, обеспечивает мотивацию, повышает эмоциональный настрой, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической.

Изобразительный материал (рисунки, серии картинок, схемы) является более абстрактным по отношению к предметному. Он развивает наблюдательность, внимание, умение сравнивать, анализировать.

Словесный дидактический материал – карточки с заданиями, упражнениями, задачами – развивает самостоятельность, обеспечивает темп выполнения задания, позволяет организовывать индивидуальную работу, развивает речь. Дети должны не только понять значения слов, но и воспринять их на слух.

К средствам словесной наглядности относят словари, схемы, технологические карты. Для развития мыслительных операций особую значимость приобретает моделирование ситуаций. Этот метод эффективный, но сложный (воспитанники целенаправленно, последовательно учатся моделировать, а далее анализировать ситуацию). Вот некоторые примеры развития психических и познавательных процессов. С целью развития речи полезно проговаривать ответы на вопросы вслух, и, чтобы отвечающий чувствовал себя уверенно, используется прием: наводящий вопрос + помощь схемы, рисунка, технологической карты.

Для улучшения запоминания особая роль принадлежит многократному повторению – испытанному средству закрепления знаний. Умственно отсталые медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, а главное, не умеют воспользоваться приобретенными знаниями, умениями на практике. Без многократного повторения материала учащиеся быстро его забудут, т.к. у них угасают приобретенные условные связи. Отсутствие произвольности, целеустремленности, мотивации, любознательности требует постоянного побуждения к деятельности. Это может быть достигнуто введением элементов проблемности. Поставленная перед учащимися проблема вызывает интерес, усиливает мотивацию. Учитывая эмоциональную неуравновешенность, необходимо поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу без крайностей в проявлении как положительных и отрицательных эмоций, с пониманием, с чуткостью, с терпением воспринимать смены настроения, беспричинную злобность и эйфорию. Во-первых, эмоциональные срывы никому не желательны. Во-вторых, отсутствуют учебники и приходится писать. Возникает вопрос – что делать?

1. В начальных классах (5 класс) нужно познакомить учащихся с основными требованиями по организации записей, предлагается ввести специальные обозначения для выделения тех или иных моментов, для определения понятий.

2. Предлагается план с указанием главного или опережающее задание.

3. Ориентировка на слабых учащихся.

При ознакомлении с новым материалом, конечно, хороши наглядные средства, но при закреплении необходимы словесные методы. Да, наглядная память преобладает у наших детей, но делать на это упор не целесообразно, т.к. можно затормозить развитие вербальной памяти, которая в перспективе должна играть центральную роль. Составление конспектов затруднено из-за недостаточного овладения техникой чтения, неумения вникнуть в смысл прочитанного. Глубина и точность понимания зависят от уровня общего психического развития, от индивидуальных особенностей, от богатства жизненного опыта. Слабый опыт учащихся не создает базы для узнавания в материале знакомых ситуаций, отношений, поэтому и текст осмысливается фрагментарно, в результате он теряет ценность и законченность. Что рекомендуется:

1. зачитываются из текста вслух определения;

2. зачитываются вслух части текста, характеризуются те или иные явления, признаки;

3. самостоятельно подбираются примеры, иллюстрирующие явления и процессы.

Перед началом конспектирования ставится задача, определяется проблема. Для учащихся коррекционных групп характерна быстрая утомляемость, а это оказывает негативное влияние на эффективность (для этого используется здоровье сберегающие технологии и идет смена деятельности). Заметим также, что у детей отсутствует потребность в самопроверке, низок уровень навыков самоконтроля, как в процессе деятельности, так и по её окончанию. Быстро угасает интерес к заданию, дети не проявляют активности в работе, не стремятся улучшить результат. Чтобы появилась потребность в оценке результатов, нужно обеспечить учащимся субъективное переживание успеха.

Исходя из индивидуальных возможностей, детям следует давать задания, которые лежат в зоне умеренной трудности, но являются доступными. Конечно, необходима дополнительная стимуляция (похвала, соревновательные моменты). В период, когда учащиеся еще не могут получить хорошую оценку на уроке, важно создать ситуацию успеха другими методами (так называемая система качественно-количественной оценки достижений, рейтинговые оценки).

Эффективно использовать на занятиях игровые ситуации, но не переигрывать – дальнейшая жизнь будет вовсе не игрой. Весь процесс обучения следует построить и смоделировать так, чтобы каждый ребенок оказался в благоприятных для его развития условиях, чувствовал комфортное влияние образовательной среды. А образовательная среда должна быть гарантом личной успешности в реализации поставленных перед учеником задач. Воспитать веру в себя очень важно. Для каждого ребенка педагог должен найти самые верные, самые естественные педагогические решения.

«Не хочу», «не могу», «не знаю» – такие высказывания ставят в тупик. Но и заставляют задуматься, искать выход. На «не могу» – вовлекай в работу, на «не хочу» – в овладение знаниями. Стимулирование активности, хвалить за любое достижение, повышая самооценку. Оценивай и словами, и баллами. Поручай задания – и ребенок пойдет дальше и дальше в своем развитии.

Конечно, искусственно улучшать детскую жизнь мы не можем. Не на всякую ситуацию нужно предлагать готовый рецепт или подсказку. Вполне вероятно, что тот мир будущего, в который нацелилась современность, очень красив и удобен. В нем много комфортного и захватывающего. И мы отпускаем своих воспитанников в этот мир. Именно по тому необходимо подготовить ребенка к вхождению в современной мир, и сделать это как моно более благоприятным для ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронко- вой. М., 1994. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 4. Кукушина В.С. Коррекционная педагогика / Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д.: ИЦ «Март», 2002. 5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Програм.-метод. мате- риалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. Москва: ВЛАДОС. 2010. 181 с. 6. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963. 7. Проценко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умст- венной отсталостью): Учебно-методическое пособие. М.: Просвещение, 2006

Презентация к выступлению (Формирование социальных навыков уч-ся со сложной структурой)

Предварительный просмотр презентации

Формирование социальных навыков учащихся со сложной структурой дефекта на уроках технологии

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» – так говорит Апостол. Это значит, что педагогически мыслит тот, для кого на первом месте стоят дети. Нам, педагогам, нужно увидеть сквозь цепь событий в жизни человека ту последнюю глубину, в которой раскрывается суть человека, и трудность в том, что искать придется и в дурной наследственности, и в неправильной социальной жизни, и в физических недостатках, и в особенностях интеллектуального развития, и в сиротстве, и в нищете духовной жизни. Какими бы вы хотели видеть наших детей? И какими методами их лучше воспитывать? И почему наши выпускники остаются не у дел? А о конкурентоспособности и речи не идет…

Цели и задачи воспитания обучающихся с ограниченными возможностями определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование самостоятельности, труда и культуры поведения, гражданских качеств, умения жить и работать в коллективе

Важно воспитать в ребенке оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудность, стимулировать их компенсаторные возможности, вместе с тем, развивать способность критической оценки своих действий и поступков. Важно воспитать в ребенке оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудность, стимулировать их компенсаторные возможности, вместе с тем, развивать способность критической оценки своих действий и поступков. Учащиеся с нарушением интеллекта смогут оценить результаты своей деятельности, если будут решать задачи им доступные.

Особенности развития Характеризуются стойкими нарушениями всех психических процессов, это четко обнаруживается в сфере познавательной деятельности. Мыслительные операции протекают своеобразно: наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнивают предметы по несущественным признакам, чрезмерно расширяют или ограничивают основания для обобщения. Их мышлению свойственна тугоподвижность. Характер протекания мыслительной деятельности зависит от личных особенностей, например – от умения оценить свой результат, а критичность мышления – важная характеристика ума.

Воспитание требует деликатного, тактичного, толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте ребенка. Воспитание требует деликатного, тактичного, толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте ребенка.

Ученики коррекционных школ недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, не стремятся проверить этот результат. Они удовлетворяются достигнутым. В этом немалую роль играет ограниченность знаний, интересов, интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушие. Снижение всех видов мышления приводит к тому, что только лишь его, т.е. подростка, интересы оказываются на первом месте, а низкая толерантность заставляет бояться новизны и изменений. Ученики коррекционных школ недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, не стремятся проверить этот результат. Они удовлетворяются достигнутым. В этом немалую роль играет ограниченность знаний, интересов, интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушие. Снижение всех видов мышления приводит к тому, что только лишь его, т.е. подростка, интересы оказываются на первом месте, а низкая толерантность заставляет бояться новизны и изменений.

Мы используем в работе как основу принципы дидактики общей педагогики, но процесс обучения носит коррекционный характер, т.е. на коррекцию познавательной деятельности. Мы используем в работе как основу принципы дидактики общей педагогики, но процесс обучения носит коррекционный характер, т.е. на коррекцию познавательной деятельности.

Организация обучения учащихся с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации требуют комплекса взаимосвязанных условий: учет психофизических возможностей, индивидуальных особенностей и интересов обучающихся; ориентация на формирование социально-нравственного поведения; охрана и укрепление здоровья, предупреждение эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, благоприятной образовательной среды, которая обеспечит стимуляцию их познавательной деятельности, профессионально важных умений и навыков.

Серьезное внимание уделяется стимулированию и мотивации. Отбор методов определяется факторами: 1. У детей сужены возможности восприятия – здесь отдается предпочтение методам помогающим полно представить, воспринимать, удерживать и передавать информацию в доступном виде (метод словесной передачи является лишь дополнением к практическим и наглядным). 2. У детей нарушено развитие речи. Здесь особые требования предъявляется к речи педагога, словесным объяснениям. 3. Нарушение развития и затруднения в формировании словесно-логического мышления приводят к преобладанию наглядных видов мышления – это ограничивает использование логических и гностических методов, но можно отдать предпочтение индуктивному методу, а также объяснительно- иллюстративным, наглядным. 4. При олигофрении страдает наглядно-образное мышление – оптимально в данном случае подключать как можно больше источников информации разных модальностей, это значит, задействуется зрение + осязание и т.д.

Особенность учебно-воспитательного процесса не пассивное приспособление педагога к слабым сторонам психики ребенка, а принцип активного воздействия на его умственное развитие и поведение. Особенность учебно-воспитательного процесса не пассивное приспособление педагога к слабым сторонам психики ребенка, а принцип активного воздействия на его умственное развитие и поведение.

Для улучшения запоминания особая роль принадлежит многократному повторению – испытанному средству закрепления знаний. Умственно отсталые медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, а главное, не умеют воспользоваться приобретенными знаниями, умениями на практике. Без многократного повторения материала учащиеся быстро его забудут, т.к. у них угасают приобретенные условные связи. Отсутствие произвольности, целеустремленности, мотивации, любознательности требует постоянного побуждения к деятельности Для улучшения запоминания особая роль принадлежит многократному повторению – испытанному средству закрепления знаний. Умственно отсталые медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, а главное, не умеют воспользоваться приобретенными знаниями, умениями на практике. Без многократного повторения материала учащиеся быстро его забудут, т.к. у них угасают приобретенные условные связи. Отсутствие произвольности, целеустремленности, мотивации, любознательности требует постоянного побуждения к деятельности

Исходя из индивидуальных возможностей, детям следует давать задания, которые лежат в зоне умеренной трудности, но являются доступными. Конечно, необходима дополнительная стимуляция (похвала, соревновательные моменты). Исходя из индивидуальных возможностей, детям следует давать задания, которые лежат в зоне умеренной трудности, но являются доступными. Конечно, необходима дополнительная стимуляция (похвала, соревновательные моменты).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации