Выступление «Формирование социальных навыков учащихся со сложной структурой дефекта на уроках технологии»

14
0
Материал опубликован 15 April 2017 в группе

Формирование социальных навыков учащихся со сложной структурой дефекта на уроках технологии

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» – так говорит Апостол. Это значит, что педагогически мыслит тот, для кого на первом месте стоят дети. Нам, педагогам, нужно увидеть сквозь цепь событий в жизни человека ту последнюю глубину, в которой раскрывается суть человека, и трудность в том, что искать придется и в дурной наследственности, и в неправильной социальной жизни, и в физических недостатках, и в особенностях интеллектуального развития, и в сиротстве, и в нищете духовной жизни. Какими бы вы хотели видеть наших детей? И какими методами их лучше воспитывать? И почему наши выпускники остаются не у дел? А о конкурентоспособности и речи не идет…

Цели и задачи воспитания обучающихся с ограниченными возможностями определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование самостоятельности, труда и культуры поведения, гражданских качеств, умения жить и работать в коллективе

Важно воспитать в ребенке оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудность, стимулировать их компенсаторные возможности, вместе с тем, развивать способность критической оценки своих действий и поступков. Важно воспитать в ребенке оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудность, стимулировать их компенсаторные возможности, вместе с тем, развивать способность критической оценки своих действий и поступков. Учащиеся с нарушением интеллекта смогут оценить результаты своей деятельности, если будут решать задачи им доступные.

Особенности развития Характеризуются стойкими нарушениями всех психических процессов, это четко обнаруживается в сфере познавательной деятельности. Мыслительные операции протекают своеобразно: наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнивают предметы по несущественным признакам, чрезмерно расширяют или ограничивают основания для обобщения. Их мышлению свойственна тугоподвижность. Характер протекания мыслительной деятельности зависит от личных особенностей, например – от умения оценить свой результат, а критичность мышления – важная характеристика ума.

Воспитание требует деликатного, тактичного, толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте ребенка. Воспитание требует деликатного, тактичного, толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте ребенка.

Ученики коррекционных школ недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, не стремятся проверить этот результат. Они удовлетворяются достигнутым. В этом немалую роль играет ограниченность знаний, интересов, интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушие. Снижение всех видов мышления приводит к тому, что только лишь его, т.е. подростка, интересы оказываются на первом месте, а низкая толерантность заставляет бояться новизны и изменений. Ученики коррекционных школ недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, не стремятся проверить этот результат. Они удовлетворяются достигнутым. В этом немалую роль играет ограниченность знаний, интересов, интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушие. Снижение всех видов мышления приводит к тому, что только лишь его, т.е. подростка, интересы оказываются на первом месте, а низкая толерантность заставляет бояться новизны и изменений.

Мы используем в работе как основу принципы дидактики общей педагогики, но процесс обучения носит коррекционный характер, т.е. на коррекцию познавательной деятельности. Мы используем в работе как основу принципы дидактики общей педагогики, но процесс обучения носит коррекционный характер, т.е. на коррекцию познавательной деятельности.

Организация обучения учащихся с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации требуют комплекса взаимосвязанных условий: учет психофизических возможностей, индивидуальных особенностей и интересов обучающихся; ориентация на формирование социально-нравственного поведения; охрана и укрепление здоровья, предупреждение эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, благоприятной образовательной среды, которая обеспечит стимуляцию их познавательной деятельности, профессионально важных умений и навыков.

Серьезное внимание уделяется стимулированию и мотивации. Отбор методов определяется факторами: 1. У детей сужены возможности восприятия – здесь отдается предпочтение методам помогающим полно представить, воспринимать, удерживать и передавать информацию в доступном виде (метод словесной передачи является лишь дополнением к практическим и наглядным). 2. У детей нарушено развитие речи. Здесь особые требования предъявляется к речи педагога, словесным объяснениям. 3. Нарушение развития и затруднения в формировании словесно-логического мышления приводят к преобладанию наглядных видов мышления – это ограничивает использование логических и гностических методов, но можно отдать предпочтение индуктивному методу, а также объяснительно- иллюстративным, наглядным. 4. При олигофрении страдает наглядно-образное мышление – оптимально в данном случае подключать как можно больше источников информации разных модальностей, это значит, задействуется зрение + осязание и т.д.

Особенность учебно-воспитательного процесса не пассивное приспособление педагога к слабым сторонам психики ребенка, а принцип активного воздействия на его умственное развитие и поведение. Особенность учебно-воспитательного процесса не пассивное приспособление педагога к слабым сторонам психики ребенка, а принцип активного воздействия на его умственное развитие и поведение.

Для улучшения запоминания особая роль принадлежит многократному повторению – испытанному средству закрепления знаний. Умственно отсталые медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, а главное, не умеют воспользоваться приобретенными знаниями, умениями на практике. Без многократного повторения материала учащиеся быстро его забудут, т.к. у них угасают приобретенные условные связи. Отсутствие произвольности, целеустремленности, мотивации, любознательности требует постоянного побуждения к деятельности Для улучшения запоминания особая роль принадлежит многократному повторению – испытанному средству закрепления знаний. Умственно отсталые медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, а главное, не умеют воспользоваться приобретенными знаниями, умениями на практике. Без многократного повторения материала учащиеся быстро его забудут, т.к. у них угасают приобретенные условные связи. Отсутствие произвольности, целеустремленности, мотивации, любознательности требует постоянного побуждения к деятельности

Исходя из индивидуальных возможностей, детям следует давать задания, которые лежат в зоне умеренной трудности, но являются доступными. Конечно, необходима дополнительная стимуляция (похвала, соревновательные моменты). Исходя из индивидуальных возможностей, детям следует давать задания, которые лежат в зоне умеренной трудности, но являются доступными. Конечно, необходима дополнительная стимуляция (похвала, соревновательные моменты).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации