Доклад «Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта»
Доклад на тему:
«Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта»
« Необучаемых детей нет!»
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложным нарушением в развитии (сложной структурой дефекта). К множественным нарушениям детского развития относят нарушения двух или более психофизических нарушений. Обучение детей с умеренной умственной отсталостью в учреждениях 8 вида стало возможно в нашей стране в 2001-2003г.
Количество детей со сложным дефектом постоянно растёт, отсюда вытекают актуальные проблемы осуществления обучения и воспитания таких детей. Содержание образования детей с умственной отсталостью должно полностью строиться согласно принципам обучения и отвечать целям и задачам педагогической работы с этой категорией детей.
Ребёнок с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего индивидуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. Дети по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития. Педагогические приёмы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества.
Я считаю, что возможности детей с умеренной умственной отсталостью в обучении должны рассматриваться с позиции их участия в самом процессе учебной деятельности.
Благодаря своевременной комплексной помощи, у всех детей наблюдаются позитивные
изменения в мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфере. Только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы ребёнок с умственной недостаточностью может достичь оптимального для него уровня развития. Такая работа должна носить комплексный характер, охватывать все линии его индивидуального развития. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними.
Обучение должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребёнку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) являются с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью которого этот мир познаётся, а с другой - разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ребёнка, формируют его социальный опыт. Виды помощи ребёнку с выраженным недоразвитием интеллекта и предоставляемые ему коррекционные услуги могут быть различными, их должны получать дети с раннего возраста. Учитель в процессе обучения создаёт ряд зародышей, т.е. вызывает к жизни процессы развития, которые должны проделать свой цикл развития для того, чтобы принести плоды. Роль обучения в развитии ребёнка заключается в том, что обучение создаёт зону ближайшего развития. Для того чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы школьного обучения.
Один из важнейших принципов обучения – доступность. Уровень трудности задания должен находиться в зоне ближайшего развития (Л.С .Выготский) познавательных возможностей ребёнка, т.е. нужно, чтобы степень трудности каждого следующего занятия была бы хоть не намного, но увеличена.
Это позволит ребёнку с помощью учителя или путём подражания выполнить какое-либо упражнение и таким образом подняться на более высокую ступень развития.
Все свои уроки и внеурочные занятия так разрабатываю и строю, чтобы они по трудности находились в зоне ближайшего развития познавательных возможностей детей. Речь идёт о принципе доступности обучения. Реализация этого принципа в моей работе идёт через подбор ярких примеров и фактов из жизни самих детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций. Разыгрываю сюжетно-ролевые игры: «Мы едем в зоопарк» - поведение в общественном транспорте.
Когда необходимо получить достоверные сведения о ребёнке, я наблюдаю за ним в игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности и продолжаю это в настоящее время, т.к. осознаю, что только на основании этих наблюдений можно составить индивидуальный план развития учащегося и в дальнейшем принять те формы уроков, которые помогут достичь целей и решить задачи, обозначенные в этих планах.
Главный принцип моей работы – воспитывающий и развивающий характер обучения. В ходе учебного процесса я приучаю детей к дисциплине, общепринятым нормам поведения, к адекватным реакциям на определённые учебные ситуации.
В своё время классик олигофренопедагогики Э. Сеген писал о том, что хорошие привычки могут спасти глубоко отсталого ребёнка, а плохие – погубить.
Важным принципом моей работы является принцип практической направленности обучения. Известно, что дети с умеренным недоразвитием должны обладать практическим интеллектом в той или иной степени.
Считаю, что в ходе продуктивной практической деятельности можно развивать у детей речь, корректировать недостатки их мышления, формировать положительные личностные качества.
Был проведён ряд исследований, которые показали несостоятельными идеи о формальной дисциплине. Эти исследования показали, что обучение в одной определённой области чрезвычайно мало влияют на общее развитие ребёнка. ( Л.С.Выготский.)
Обучение детей чтению, письму, арифметике несомненно имеет большое значение для развития их познавательной деятельности, также же как и способность к овладению трудовыми и социальными навыками, необходимыми для их интеграции в обществе.
Также в моей работе я использую принцип расширения социальных связей. Приведу в пример слова Л.С Выготского: «Социальное воспитание глубоко отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания».
Расширять социум для этих детей – процесс очень сложный, но наши походы и экскурсии в библиотеку, в магазин, по улицам города, поездки в общественном транспорте, моделирование житейских ситуаций в классе дают положительную динамику. Реализация принципа расширения социальных связей предполагает развитие у детей речевого общения.
Так как у детей с умеренной умственной отсталостью нарушение речи имеет системный характер, распространяется на все функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную; я ставлю своей целью решение следующих задач:
- научить ребёнка слушать меня;
- научить понимать мои слова;
- научить называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы:
- научить ребёнка называть простейшие действия с предметами.
Чтобы речь у умственно отсталого ребёнка была правильной, в своей работе использую следующие виды обучения:
- Сопряжённая (ребёнок вместе со мной повторяет сказанную ранее фразу);
- Отражённая (дети самостоятельно повторяют услышанное предложение).
Чтобы в этом виде работ были положительные результаты, провожу работу над формированием у них неторопливого темпа, правильности артикуляции и дикции. Для этого подбираю логопедические разминки и хоровую речь. Также использую этот вид обучения для заучивания стихотворений.
Особое внимание уделяю принципу коррекционно-обучающего обучения. Стараюсь выявлять сохранные зоны детей, развивать и корректировать их с помощью пальчиковой гимнастики и игр (сюжетно-ролевых, дидактических. театрализованных), динамических пауз.
Одним из основополагающих принципов в своей работе считаю принцип индивидуального подхода.
Благодаря педагогической системе, использованию современных образовательных технологий, а главное – любви и вере в способности учащихся мои воспитанники демонстрируют позитивную динамику уровня обученности, свою успешность.
Список использованной литературы:
Л.С. Выготский « Психология развития ребёнка»;
А.Р. Маллер « Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии»;
Российская педагогическая энциклопедия (http://www.otrok.ru/teach/enc/index.html);
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь:
Ресурсы сети Интернет.
Автор: Колосова Юлия Сергеевна
Кияйкина Наталья Федоровна