Доклад «Апробация дидактических игр по развитию глагольного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром»

2
1
Материал опубликован 3 October 2017

Апробация дидактических игр по развитию глагольного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром

В период с 27.02.2017 г. по 24.03.2017 г., на базе второй младшей группы «Бабочка» (возраст детей 3 – 4 года) в МБДОУ «Детский сад «Радуга» (Иркутская область, г. Тулун), были разработаны и проведены интегрированные занятия по развитию глагольного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

- соответствие игрового материала задачам исследования;

- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры использовались во всех формах работы по формированию глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности. Стоит отметить, что дети данной группы обладают разными степенями развития речи: часть из них умеют слушать, понимать речь. Многие дети коллективно участвуют в общении, как между собой, так и с педагогом.

Для развития словаря у младших дошкольников были проведены следующие дидактические игры, направленные на развитие глагольного словаря: «Укладывание куклы Нины спать», «Кормление куклы», «Купание куклы Тани», «Кукла Катя проснулась», «Покажи игрушку!». «Что изменилось?».

Дидактическая игра №1 «Укладывание куклы Нины спать»

Цель: расширять запас понимаемых слов, учить по слову взрослого находить и показывать предметы, а также осуществлять с ними действия, приучать отвечать на вопросы, продолжать расширять и обогащать словарный запас.

Анализ игры: игра проводилась с подгруппой детей (5 человек), что способствовало созданию эмоционального контакта, сближающего детей между собой и стимулирующего доброжелательного отношения к сверстникам.

Цель игры была достигнута с помощью наводящих вопросов воспитателя. Не все дети сразу называли предметы одежды у куклы и ее действия. Тем не менее, игра детям понравилась: в неё играли четыре раза, и они просили ещё. Во время игры все дети проявляли речевую активность по мере своих возможностей.

Дидактическая игра №2 «Кормление куклы»

Цель: учить осуществлять действия с предметами, продолжать расширять и обогащать словарный запас глаголами.

Анализ игры: игра проводилась со всеми детьми.  С заданием справились с помощью наводящих вопросов. Понравился один момент: одна из воспитанниц принесла поднос. А когда спросили, что это у неё, она сказала - это торт. Было решено развить события и сказать детям, что сейчас кукла пообедает, а потом пригласит в гости своих подружек-кукол и будет угощать их чаем с тортом. Так, игра приобрела продолжение в дальнейшей, самостоятельной игре детей.

Дидактическая игра №3 «Покажи игрушку!»

Цель: развитие речевого слуха – умение слушать слова, помогает запоминать названия различных предметов и животных.

Анализ игры: Игра проводилась со всей группой. В эту игру дети играли с удовольствием.  Только у некоторых детей вызвало затруднение произнесение окончаний слов в творительном падеже.

Дидактическая игра №4 «Что изменилось?»

Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, развивать речь.

Анализ игры: В начале игры дети пропускали глаголы в своей речи. Но к концу игры большинство детей использовали в речи слова, обозначающие действия матрешек: «матрешка спряталась», «матрешка прибежала», «она стоит на месте». Так же дети активно использовали слова, обозначающие цвет и величину предметов.

Дидактическая игра №5 «Купание куклы Тани»

Цель: помочь детям запомнить названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная теплая (вода); учить играть с куклой.

Анализ игры: Это занятие помогло малышам закрепить знания о предметах личной гигиены, о действиях с ними. Дети упражнялись в употреблении антонимов, прилагательных, глаголов. Действия с куклой вызвали положительные эмоции у детей, что благоприятно отразилось на их развитии.

Дидактическая игра №6 «Кукла Катя проснулась»

Цель: закрепить знания детей о названии одежды куклы; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

Анализ игры: Эта игра доставила детям большую радость. Они с интересом находили соответствующую кукольную одежду. При одевании куклы проявляли наблюдательность, внимание и двигательную активность. Достаточно хорошо запомнили последовательность одевания. Все дети правильно стали называть предметы одежды, использовать в речи обобщающее слово «одежда». Дети правильно называли действия куклы («кукла подняла руку», «кукла сидит», «кукла пошла гулять»). Деятельность детей явилась перспективой сюжетной игры с куклами.

Таким образом, в результате использования дидактических игр в индивидуальных и групповых видах работы с детьми повышается уровень речевого развития, развивается память, внимание.

Использование дидактических игр предусматривает применение специальных заданий для накопления сенсорного опыта, развития внимания, памяти, речи. Также во время игры происходит активизация и развитие мелкой моторики рук, что способствует развитию активной и пассивной речи. Во время игры у ребенка расширяется словарный запас, развивается слуховое внимание, правильное произношение слов, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги.

Проведя серию игр можно отметить, что с каждым повтором игры дети узнают и называют всё больше предметов, а значит, активизируется их словарь. Кроме того, дети стали пользоваться этими словами и в повседневной жизни, играя друг с другом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на развитие глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Проведенное нами исследование по теме «Развитие глагольного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром» позволило сделать ряд основополагающих выводов.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Ознакомление с окружающим миром в воспитательно-образовательной работе с детьми использовалось в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

в-третьих, активного включения детей.

Таким образом, мы подтвердили цель данного исследования о том, что развитие глагольного словаря будет эффективно при следующих условиях:

- целенаправленной работы по обогащению словаря через рассматривание различных предметов и материалов, их свойств и качеств;

- организации дидактических игр и игр-инсценировок с предметами.

Таким образом, результаты практической работы подтвердили необходимость серьезной работы с детьми 3 – 4 лет по развитию глагольного словаря в процессе ознакомления с предметным миром.

Цель исследования была достигнута.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Сложная тема. Формирование согласованной речи - проблема, а игры помогут дошкольникам, как наглядно, так и через собственный опыт.

3 October 2017

Похожие публикации