Апробация новых программ, учебников, учебно-методических комплектов федерального уровня по физике
Приложение 26
Апробация новых программ, учебников, учебно-методических комплектов федерального уровня по физике
При реализации программ, учебников, учебно-методических комплектов федерального уровня, опираюсь на цели и задачи изучения физики в общем образовании, определяемые «Концепцией преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее - Концепция). Согласно Концепции отмечаю, что в качестве учебного предмета физика не только «вносит существенный вклад в формирование естественнонаучной картины мира обучающихся и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания…», но и «готовит российских граждан к жизни и работе в условиях современной инновационной экономики». При этом выделяю два основных направления: подготовка обучающихся к продолжению образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области физико-технических наук и формирование естественно-научной грамотности и интереса к науке. В первом случае речь идет о мотивации обучающихся к углубленному изучению физики в основной школе и дальнейшему обучению в классах с углубленным изучением предмета. Во втором случае – об основной практико-ориентированной цели обучения большинства школьников, а именно о формировании естественно-научной грамотности.
Цели из задачи изучения курса физики в общем образовании, сформулированные в названной Концепции, преобразованы в требования к предметным результатам обучения физике в обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Свое развитие предметные результаты по физике находят в универсальных кодификаторах, распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основных образовательных программ и элементов содержания по физике, разработанных ФГБНУ «ФИПИ», а в итоге, и в Примерных рабочих программах основного общего образования по физике (7–9 классы) и среднего общего образования по физике (10-11 классы), разработанных ИСРО РАО.
Различаю, что старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». В таблице приведены в сравнении основные отличия первого и второго стандартов.
Позиция сравнения | Стандарт 2004 | ФГОС |
Знание | Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают | Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение | Система знаний оторвана от жизни | Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение | Односторонняя коммуникация учитель → ученик | Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество | Единоличное руководство учителя | Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Ключевое отличие новой редакции ФГОС (2021 – обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, 2022 – обновленный ФГОС СОО) - конкретизация.
Следую конкретизации обновленных ФГОС при обучении физике:
- Каждое требование раскрыто и четко сформулировано, детализированы и структурированы требования к личностным и метапредметным результатам освоения ООП, более точно и содержательно обозначены предметные результаты;
- Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
- Вариативность: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
- Акцент на тесное взаимодействие и единство учебной и воспитательной деятельности в плане достижения личностных результатов освоения программы.
Использую примерную рабочую программа по физике (базовый и углубленный уровни)
В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования.
В обновленных ФГОС утверждены два уровня освоения рабочих программ по физике: на базовом и углубленном уровнях.
Пользуюсь на портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/ примерной рабочей программой основного общего образования предмета «Физика» на базовом уровне https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Fizika_proekt_.htm
и на углубленном уровне https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Fizika_uglublennij_uroven_0.htm
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. В программе определяются основные цели изучения физики на уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения курса физики: личностные, метапредметные, предметные (на базовом или углубленном уровне).
Программа устанавливает распределение учебного материала по годам обучения (по классам), предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учете возрастных особенностей учащихся, а также примерное тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы и примерной характеристикой учебной деятельности учащихся, реализуемой при изучении этих тем.
Распределение содержательных разделов курса физики (7-9) совпадает для базового и углубленного уровней. Это дает возможность образовательным организациям начинать изучение физики на углубленном уровне с 8 класса.
Добавлены в курс физики основной школы, а также изменения в порядке изучения отдельных тем по параллелям. Так, например, явление электромагнитной индукции в соответствии с ПРП теперь изучается в 8 классе после изучения электрических и магнитных явлений. Это представляется логичным, так как явление электромагнитной индукции наряду с опытом Эрстеда способствует пониманию взаимосвязи между электричеством и магнетизмом. С другой стороны, тема «Световые явления» перенесена в 9 класс и изучается после темы «Электромагнитные колебания и волны». Поскольку световые волны являются электромагнитными волнами, эта перестановка тоже логична.
В ПРП предметные результаты напрямую связаны с предметными требованиями ФГОС, но представлены в динамике для каждого из классов. В отличие от ФГОС, предметные результаты представлены в операционализированном виде и содержат те же основные группы, в том числе и относящиеся к естественно-научной грамотности, читательской грамотности, компетенции по работе в группе. Несомненным достоинством ПРП является четкая градация формируемых умений по классам. Это позволяет проследить динамику формирования отдельных умений и разработать методики, адекватные поставленным задачам.
Стержневыми элементами учебного предмета «Физика» в 7-9 классах являются физические явления. У учащихся формируются знания о природе физических явлений, их причинах, основные физические понятия и знание феноменологических законов физики. При этом в качестве содержательных линий выступают не только элементы физических знаний, но и история развития физической науки, методологические знания и умения, применение знаний и умений к решению различного рода задач, применение законов физики в технических объектах и технологиях.
В курсе 7-9 классов в этом случае базовыми методиками являются ученический эксперимент исследовательского характера и новый аппарат усвоения знаний на базе заданий на применение физических знаний в реальных жизненных ситуациях, на понимание связи физики с окружающими нас устройствами и технологиями, на объяснение явлений окружающей жизни на основе имеющихся физических знаний.
Здесь четко прослеживаются все составляющие естественно-научной грамотности, поскольку присутствуют требования формирования умения объяснять физические явления в контексте жизненных ситуаций, умений наблюдать физические явления и проводить измерения и исследования одной физической величины от другой, интерпретировать результаты различных опытов. Практико-ориентированный характер обучения связан с освоением физических явлений, проявление которых мы наблюдаем в окружающей жизни, а также с пониманием физических принципов действия различных технических устройств. Кроме того, в предметных результатах ФГОС по физике есть элементы читательской грамотности в части приобретения опыта работы с различными источниками информации физического содержания.
Экзаменационная модель КИМ ОГЭ ориентирована на оценку требований ФГОС ООО, т.е. обеспечивает валидность инструментария по отношению к формируемым в процессе обучения предмету способам действий и тем самым реализует деятельностный подход. При отборе новых моделей заданий приоритет отдается комплексным и компетентностно-ориентированным заданиям, позволяющим оценивать сформированность целой группы различных умений и базирующихся на контексте ситуаций жизненного характера. Основным трендом является увеличение доли заданий на проверку методологических умений. Здесь используются как теоретические задания, так и экспериментальные. Теоретические задания проверяют умения выбирать оборудование и материалы для проведения опыта, планировать ход его проведения и предсказывать результаты, интерпретировать результаты опытов, представленные в виде описаний, таблиц или графиков. Задания с использованием реального оборудования и материалов проверяют сформированность тех экспериментальных умений, которые формируются в естественно-научных предметах в процессе проведения лабораторных и практических работ. Много внимания уделяется развитию моделей заданий, построенных на ситуациях жизненного характера, увеличивается доля заданий с развернутым ответом, а также составных заданий, когда предлагается несколько заданий, оценивающих разные умения на базе одного контекста.
Примерная рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый и углубленный уровни изучения предмета) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО), а также с учетом Примерной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
Содержание Программы (базовый уровень) направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10-11 классов.
Программа соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с естественно-научными учебными предметами. В ней определяются основные цели изучения физики на уровне среднего общего образования, планируемые результаты освоения курса физики: личностные, метапредметные, предметные (на базовом или углубленном уровне).
Программа включает:
- планируемые результаты освоения курса физики на базовом/углубленном уровне, в том числе предметные результаты по годам обучения;
- содержание учебного предмета «Физика» по годам обучения;
- примерное тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы и примерной характеристикой учебной деятельности учащихся, реализуемой при изучении этих тем.
Системно-деятельностный подход в курсе физики реализуется, прежде всего, за счет организации экспериментальной деятельности обучающихся. Для базового уровня курса физики - это использование системы фронтальных кратковременных экспериментов и лабораторных работ, которые в программе объединены в общий список ученических практических работ. Выделение в указанном перечне лабораторных работ, проводимых для контроля и оценки, осуществляется участниками образовательного процесса исходя из особенностей тематического планирования и оснащения кабинета физики. При этом обеспечивается овладение обучающимися умениями проводить косвенные измерения, исследования зависимостей физических величин и постановку опытов по проверке предложенных гипотез.
Стержневой идеей курса физики средней школы является физическая теория. Сама структура физической теории задает содержательные линии физического образования. К таким линиям относятся исторические аспекты развития физической науки, логика физического научного познания и методы научного познания, модели физики, способы их описания, постулаты, принципы и основные законы физики, практические применения физических законов.
Использую в работе учебники Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность:
Физика 7 класс (базовый уровень) Перышкин И.М., Иванов А.И.
Физика 8 класс (Базовый уровень) Перышкин И.М., Иванов А.И.
Физика 9 класс (Базовый уровень) Перышкин И. М., Гутник Е. М., Иванов А. И., Петрова М. А.
Физика 10 класс (Базовый уровень) Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Соцкий Н.Н.
Физика 11 класс (Базовый уровень) Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Соцкий Н.Н.
Апробирую учебники углубленного уровня в работе с обучающимися, проявляющими интерес к изучению физики.
Исходя из содержательных линий учебного предмета «Физика» и сложившегося опыта построения курсов физики для российской школы выделяю группы предметных умений, единых для уровней основного и среднего общего образования и пересекающиеся с требованиями к метапредметным результатам:
- действия по освоению экспериментальных умений;
- формирование читательских умений;
- регулятивные и коммуникативные действия.
Для углубленного уровня - это система самостоятельного ученического эксперимента, включающего фронтальные ученические опыты при изучении нового материала, лабораторные работы и работы практикума. При этом возможны два способа реализации физического практикума. В первом случае практикум проводится либо в конце 10 и 11 классов, либо после первого и второго полугодий в каждом из этих классов. Второй способ - это интеграция работ практикума в систему лабораторных работ, которые проводятся в процессе изучения раздела (темы). При этом под работами практикума понимается самостоятельное исследование, которое проводится по руководству свернутого, обобщенного вида без пошаговой инструкции.
Изучение курса физики углубленного уровня позволяет реализовать задачи профессиональной ориентации, направлено на создание условий для проявления своих интеллектуальных и творческих способностей каждым учащимся, которые необходимы для продолжения образования в высших учебных заведениях по различным физико-техническим и инженерным специальностям.
В 9 классе апробирую учебник «Физика. Инженеры будущего» (углублённый уровень) Белага В.В., Воронцова Н.И., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А./Под ред. Ю.А. Панебратцева. Учебник в 2-х частях.
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения № 287 от 31.05.2021 г. и Примерной рабочей программой по физике углублённого уровня от 25.08.2022 г. Данный учебник продолжает предметную линию «Инженеры будущего» по физике, предназначенную для организации предпрофильной подготовки учащихся. Материал учебника выстроен в логике деятельностного подхода. Система заданий направлена на формирование важных компетенций, которые позволяют: научно объяснять природные и технологические явления; применять методы естественно-научного исследования и предлагать научные способы решения проблем; интерпретировать данные и использовать научные доказательства, представленные в различных формах. Помимо предметного содержания, в книге заложено развитие представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с современным естествознанием.
В 10-11 классах апробирую электронные версии учебников Физика 10 класс (углублённый уровень) Касьянов В.А., Физика 11 класс (углублённый уровень) Касьянов В.А.. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования. Включён в Федеральный перечень учебников в составе завершённой предметной линии. Учебник предназначен учащимся 10 классов, изучающим физику на углублённом уровне. Данный учебник создан с учётом современных научных представлений и включает следующие основные разделы: «Механика», «Молекулярная физика», «Электростатика». Достоинством учебника является тщательно разработанный методический аппарат, включающий вопросы, задачи различной степени сложности, творческие задания, описания лабораторных работ. Книга хорошо иллюстрирована. К учебнику изданы тетради для контрольных работ, дидактические материалы. Раздел «Лабораторные работы» подготовлен при участии Г. Г. Никифорова. Творческие задания составлены О. А. Крысановой и Н. В. Ромашкиной».
Для подготовки к ЕГЭ использую сборник Демидовой М.Ю. «ЕГЭ. Физика. 30 вариантов Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ». Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену. Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ среднего общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к ЕГЭ.