"Археология - помощница истории"
Тема: "Археология - помощница истории"
Дата проведения: 20. 03. 2024 г.
Предмет - краеведение
Класс - 5 класс
Тип урока: урок - исследование
Цель урока - показать значение труда археологов для познания исторического прошлого; познакомить с процессом создания керамической посуды древним человеком.
Задачи:
Обучающие - познакомить с основными этапами археологических исследований (археологическая разведка, раскопки, лабораторные исследования);
Развивающие - развивать умения сравнивать, анализировать; развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в паре и учителем; формировать умения работать с разными историческими источниками.
Воспитательные - формировать основные компетентности получения и обработки информации; воспитывать способности самостоятельно добывать знания
Формы работы - совместная, парная.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, практический.
Ведущая технология: технология развития критического мышления.
СЛ, 1 I. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Меня Зовут Оксана Сергеевна и сегодняшний урок у вас проведу я. Желаю всем нам, плодотворной работы, быть внимательными и активными.
II. Мотивационно - целевой этап.
Начать наш урок я хочу с загадки:
Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
Но, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов.
Чей этот меч, а чей этот клык?
Кто ответить сможет вмиг?
Ни биолог, ни зоолог,
А, конечно, .....(археолог)!
(СЛ, 2) - Кто такие археологи? (Ответы детей, затем слайд с определением) Археологи – это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.
(СЛ, 3) - Предположите, как называется наука, занимающаяся поиском предметов в земле, под водой? (Ответы детей, затем слайд с ответом) Археология (от греч. archaios – древний , logos – слово) - это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
-У вас в этом году появился предмет история. Как вы думаете, можно археологию назвать помощницей истории? Поясните свой ответ. (ответы)
Благодаря археологии и раскопкам, которые производят специалисты, мы можем узнать о том, как жили люди прежде. Каждая найденная вещь несёт определённую информацию о том, как жили люди в то время, к которому она принадлежит.
(СЛ, 4) - Тема нашего урока - ""Археология - помощница истории"
Работа археологов очень трудная, потому что почти все интересное находится под землей. И что бы извлечь их из земли надо много потрудится. Место, где работают археологи называется - раскопки.
- А хотите сами попробовать себя в роли археологов?
III. Этап добывания новых знаний.
Прежде чем отправиться в экспедицию на раскопки, давайте подумаем, что нам надо взять с собой?
У меня есть чемоданчик, а в нем разные предметы. Давайте, выберем те, которые нужны археологу.
Выбирают, поясняем.
Поиск черепков посуды в песке.
- Ребята, как вы думаете, а что это мы с вами нашли?
- Это черепки глиняной посуды, которую делал древний человек. Фрагменты этой посуды найдены на берегу озера Сямозеро.
- А о чем это говорит? (Здесь были стоянки древних людей)
- Как вы думаете, что дальше делает археолог с найденными предметами? (Изучает: определяет что это такое, к какому периоду относится, из какого материала сделано, как им пользовались).
Продолжим наше исследование.
Сейчас работая в парах, вам нужно будет сделать описание найденного фрагмента керамической посуды, заполнив археологическую карточку. Дополнительную информацию можно найти в документе.
Работа с фрагментом, документом. Заполнение археологической карточки.
Археологическая карточка.
1. Наименование предмета
2. Время создания
3. Техника
4. Размеры
5. Материал
6. Описание предмета (особенности предмета)
Проверяем. Подводим итог, опираясь на 6 пункт
- Где мы можем сегодня увидеть и познакомиться с археологическими находками? ( в музее) (СЛ. 5)
- Хотите сами попробовать поработать с глиной и сделать свою посуду? (Рисунок наносится тем, что есть под рукой).
Работа с глиной. Показывают результат.
- Итак, побывав в роли археологов, что мы с вами сегодня узнали? (какой была посуда у древних людей Карелии)
- Мы сегодня пользуемся керамической посудой?
Мы, современные люди, живущие в 21 веке продолжаем пользоваться изобретением древнего человека.
IV Итоги урока. Рефлексия
(СЛ. 6) Рефлексия
А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:
Меня поразило…..
Я узнал…..
Мне было интересно….
Наша экспедиция подошла к концу. Благодарю вас всех за плодотворную работу.
Дополнительный материал.
Керамическая посуда.
В эпоху неолита (середина V - конец III тысячелетия до н. э. ) древнее население Карелии научилось лепить глиняную посуду.
Тесто готовили из глины и воды, с добавлением песка, иногда использовалась и какая-то органическая примесь: пух, перья, иголки и т.п.
Процесс изготовления сосуда выглядел так: вручную изготавливали дно сосуда, затем лепились глиняные ленты или жгутики, которые накладывались друг на друга, создавая стенки сосуда. Посуде придавали нужную форму, места стыков заглаживали пучком травы. На еще не высохшую глину наносился орнамент - разнообразные узоры из ямок, полосочек и черточек, при помощи различных подручных средств, чаще всего – заостренной палочкой.
Следующей стадией изготовления сосуда является высушивание. Последняя стадия — обжиг. Цвет сосудов становился желтым, оранжевым или коричневым.
С изобретением глиняной посуды человечество получило простой и вместе с тем крайне необходимый и незаменимый до сих пор способ приготовления пищи.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Трефилова Раиса Поликарповна