Археология Зубцовского района
Общим итогом изучения историко-археологического очерка на территории современного Зубцовского района Тверской области стало определение хронологических рамок существования групп памятников и отдельных памятников, а также выявление особенностей территории в целом и погребального обряда данного микрорегиона в частности. Как уже было отмечено выше, все известные погребальные памятники исследуемого периода на территории данного микрорегиона, принадлежат к курганному погребальному обряду. Скорее всего, этот обряд зарождается здесь в конце X – начале XI в. Его расцвет относится к XII-первой половине XIII вв. Уже с середины XIII в. он начинает приходить в упадок и, скорее всего, к концу XIII в. исчезает полностью. Сама история города и территории очень богата различными судьбоносными событиями, повлияющие на образования и формирования города и района.
Исследования археологов помогают географически разделить территорию на два района: западный – памятники бассейна р. Волги и её притоков на территории Зубцовского района; и восточный – памятники бассейна реки Шоши и её притоков. Данные, полученные при датировании каждой из групп, показывают, что памятники в обоих районах существуют синхронно.
В целом курганные памятники, исследованные учеными на территории Зубцовского района Тверской области, можно охарактеризовать как относительно поздние памятники Верхневолжья.
Следует отметить, что данные хронологические выводы могут быть не совсем точны, ввиду того, что далеко не все погребения изучены до конца. Дополнительные исследования курганных групп могут уточнить полученные в результате настоящей работы выводы. Также интерес могут представлять грунтовые могильники XI-XIII вв., однако такие памятники на территории Зубцовского района пока не выявлены.
Изучения всецело территории Зуцовского района дают представления об этнокультурном составе населения на исследуемой территории, о путях формирования обряда, об особенностях обряда для разных групп на территории исследуемого микрорегиона.
Исследования показывают, что данная территория в конце X – XIII в. была заселена почти исключительно тверскими кривичами. Об этом, в первую очередь, свидетельствуют находки браслетообразных височных колец в большом количестве. Обряд, зафиксированный при изучении памятников территории Зубцовского района, в целом характерен для тверских кривичей.
С другой стороны, если рассматривать данные в целом, то на территории современного Зубцовского района встречаются все, характерные для тверских кривичей, элементы погребального обряда. Таким образом, данные памятники совершенно определённо указывают на преобладание в X-XIII вв. здесь славянского, а именно кривического населения.
С другой стороны, исследованные памятники позволяют утверждать, что на территории данного микрорегиона присутствовали, в небольшом количестве, и другие этнокультурные элементы. В первую очередь об этом говорят находки погребений с северной ориентировкой. Предположительно, они отображают присутствие (или, по крайней мере, культурное влияние) местного дославянского населения.
На влияние, а возможно и на присутствие на исследуемой территории, вятичей (юго-восточное влияние) указывают такие находки, как решетчатые (ажурные) перстни и фрагмент семилопастного височного кольца. К их влиянию можно отнести и наличие в одном из погребений частокола вокруг погребальной ямы. Сильнее всего влияние вятичей прослеживается по материалам могильника Высокино. Здесь было найдено данное погребение и здесь же было обнаружено вятичское височное кольцо.
Для дальнейшего исследования территории Зубцовского района необходимо привлекать новые, ещё не исследованные участки. Это позволит прояснить картину территории Зубцовского района и города.