12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кириченко Татьяна Анатольевна57
3

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ПРИЕМЫ КАК ПЕРСПЕКТИВА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РАБОТАХ ТЕОРЕТИКОВ МУЗЫКИ

Кириченко Татьяна Анатольевна

Преподаватель

УДО Музыкальная школа №1 г.Горловка

Донецкая Народная Республика



АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ПРИЕМЫ КАК ПЕРСПЕКТИВА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РАБОТАХ ТЕОРЕТИКОВ МУЗЫКИ

Главная задача каждого педагога — это всестороннее развитие молодых музыкантов, наряду с развитием техники, воспитанием музыкальной культуры, развитием образного мышления. Изучая любое музыкальное произведение, мы должны научить ученика понимать смысл, содержание его. Эта работа охватывает множество факторов, среди которых необходимо выделить артикуляцию, как один из способов организации музыкального целого, как этап создания исполнительской формы и работы над художественной интерпретацией произведения, благодаря которой осуществляется создание исполняемого произведения.

В практической деятельности музыкального педагога, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью понимания, выбора и правильного использования артикуляционных приёмов. Для нас очень важно чувствовать логику объединение или расчленения отдельных звуков и мелодических мотивов, то есть владеть артикуляционными методами, потому что они влияют на отражение смысла музыкального произведения, указывают на правильный выбор аппликатуры, способствуют техническому удобству исполнения, приобретению необходимых координационных навыков. Поэтому проблема обращения к артикуляции является актуальной.

Артикуляция в некоторых исполнительских обозначениях проявилась в начале XVII столетия в произведениях для смычковых инструментов. Система обозначений в ней сложилось до конца 18-го столетия охватив клавирную литературу. Термин «артикуляция» пришёл в музыкальный быт из лингвистики, где он обозначал степень ясности, расчлененности слогов при произношении слова.

К изучению природы и сути этого явления в музыке обращалась много исследователей конца 19 начала 20 столетия: К.Рихман, Т.Вимайер, Г.Келлер, К. Маттэи, К.Шпеер. В их работах артикуляция рассматривается с разных позиций, часто сравниваясь с понятием фразировки. Так К.Рихман считал, что «артикуляция является чем-то техническим, механическим точка; фразировка, в первую очередь чем-то идеальным». К.Матей уподобляет фразировку разделительным знаком словесной речи, а под артикуляцией понимает «выразительный фактор, относительно законов которого, отдельные части фразы, то есть сами тоны соединяются или разъединяются». Г.Келлер продолжая эту мысль уточнял: «фразировка выявляет ход мыслей, разделяя предложение на фразы, а фразы на мотивы. Артикуляция выявляет мелодию через использование легато и стаккато». В целом исследователи того времени считали, что «артикуляция уточняет мельчайшие единицы музыкального текста, фразировка же - связанные смыслом и как правило отдельные отрывки мелодии». В это время музыкальной быту некоторыми музыкантами артикуляция понималась «лишь как один из способов, с помощью которых может осуществляться фразировка».

Принципиально новым шагом в исследовании артикуляции в музыке стали работы выдающегося органиста и педагога И.А.Браудо. Он, отталкиваясь от работ предшественников, рассматривает артикуляцию как один из видов музыкального произношения, относя к нему «круг явлений, связанных с переходом от одной звучащий ноты до следующей». По мнению И.Браудо «под артикуляцией понимается искусство исполняет мелодию с той или иной степенью расчлененности или связанности её тонов, искусство использовать в исполнении всё разнообразие приёмов легато и стаккато. Кроме того, исследователь выделяет как объект изучения, артикуляционное произношение мелодии, что подчёркивает концентрацию его внимания не на отдельно взятом звуке, а на их группе, которая называется мотивом. Этот аспект является очень важным для понимания артикуляции как способа интонирование музыкального содержания, существенного компонента интерпретации произведения. Произношению мотива И.Браудо посвящает третий раздел своей книги «Артикуляция (о произношении мелодии)». Он рассматривает разные модификации мотивов и особенности их произношения в зависимости от содержания фрагментов рассматриваемой мелодии. В музыкальной энциклопедии «Артикуляция» трактуется как «способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних». В музыкальном словаре Гроува даётся подобное обозначение: « Артикуляция (от латинского «артикула» - расчленяют, членораздельно выговариваю). Во время игры на музыкальных инструментах и пения - это способ, которым соседние ноты отделяются одна от другой или связывается». Даётся три основных типа артикуляцией стаккато, легато, portato.

Особенный интерес в отношении проблемы артикуляции вызывает книга О.Сокола «Теория музыкальной артикуляции», в которой приводится толкование этого термина учёным Б.Яворским: Аартикуляция является способом исполнительского произношения что придаёт каждому моменту музыкального интонирования образности.

При рассмотрении проблем, связанных с артикуляцией, важно установить последовательность этапов прохождения мысли. Она заключается в следующем: АРТИКУЛЯЦИЯ является компонентом музыкально языка, что опирается на закономерности музыкального синтаксиса, в результате соблюдения норм которого формируется содержание интонируемого материала.

Артикуляция рассматривается в аспекте интерпретации музыкальных произведений, поэтому в работе основной акцент делается на выявлении ритмической природы мелодических творений с целью раскрытия их смыслового накопления. В этом плане артикуляция становится одним из оснований исполнительского интонирования, что понимается как «раскрытие образного содержания и выявление логики развития мелодии с помощью мотивно-фразировочного членения, динамико-агоричной нюансировки с подчёркиванием наиболее выразительных, опорных тонов и оборотов, ладовых тяготений, альтераций и т.п.

В заключении можно сделать вывод, что для более точного и достоверного художественного содержания музыкального произведения исполнителю важно не только принимать это содержание, но и технически точно его реализовывать. Это становится возможным при условии владения им исполнительской техникой, особым способом переложения музыкальных впечетлений в звуковую форму как своеобразным арсеналом приемов, которые позволяют реализовать собственную интерпретацию произведения.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.