Статья на тему «Арт-терапия в работе с детьми»

1
0
Материал опубликован 25 May 2022

АРТТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ


Аннотация

В статье рассматривается применение методов психологической психотерапии при работе с участниками образовательного процесса, в частности метода арттерапии. Автор обращает внимание, что данный метод может наиболее успешно применяться в качестве здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию психического и духовного здоровья, а также укреплению стрессоустойчивости. Универсальность метода позволяет широко применять его в образовательных учреждениях различного вида.


Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, психическое здоровье, стрессоустойчивость, саморегуляция, самовыражение, арттерапия


Введение

Происходящие в современном обществе социальные изменения приводят к возникновению проблем в жизни людей, что, несомненно, негативно сказывается на обществе в целом. Известно, что неблагоприятные стрессогенные жизненные события – важный фактор развития различных физиологических и психологических расстройств ведущих к различного рода нарушениям в жизнедеятельности современного общества и стимулиции различного рода социально-психологические отклонения.

Жизнестойкость личности предполагает способность быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внешних условий и требований. Эти адаптационные способности необходимо развивать с первых дней жизни ребенка. Личность может совершенствоваться только на основе постоянного усилия, напряжения, творческого горения, разрешения противоречий, преодоления стрессовых ситуаций.

Проблема здорового образа жизни не может быть решена, если не сформировать у субъектов диалектического мировоззрения, социально-позитивный взгляд на цель и смысл жизни. Одним словом, процесс формирования ЗОЖа интегративен. Под ним понимается не только физическое воспитание, но и формирование духовной и психической культуры индивида.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется методологически очень точно – не только как отсутствие болезни, но и как состояние физического, духовного и социального благополучия человека.

Отсюда, важнейшей задачей видится – воспитание стрессовоустойчивой личности.

Психическое здоровье – состояние психической сферы – основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию, и есть основной фактор стрессоустойчивости.

Поэтому на данном этапе так актуально стоит проблема внедрения в образовательные учреждения таких методов здоровьесберегающих технологий, которые будут направлены на координирование жизнедеятельности организма, усиление его жизнеспособности, стабилизации физического, психического и духовного равновесия.

Как следствие, в решении этой задачи на помощь приходят различные методы психологической психотерапии, доступные для реализации в образовательных учреждениях различного вида. Одним из таких методов выступает арт-терапия.


Основная часть

Человек в любых ситуациях действует на фоне определенного психофизиологического состояния, поддерживаемого и регулируемого одной из важнейших физиологических способностей организма – механизмом саморегуляции. При этом, по мнению академика П.К. Анохина, все функции организма, так или иначе отклоняющиеся от нормы в результате эмоционального перенапряжения, снова приходят к норме, когда напряжение снимается. Однако в определенных ситуациях механизм саморегуляции может и не сработать, что вызовет отклонения в нормальном функционировании систем организма. Возникает необходимость чередовать периоды наибольшего нервного напряжения с моментами отдыха, положительными методами, приносящими успокоение и радость.

По мнению Е.И. Шварца психическая саморегуляция – свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов, действий, осуществляемых самим организмом с помощью своей психической активности.

Тем не менее, иногда, собственных усилий организма бывает недостаточно и тогда субъект как бы зависает в негативном переживании, усиливая тем самым перенапряжение организма. В этот момент одним из способов психической саморегуляции выступают различные методы психотерапии.

Нет ни одного определения психотерапии, которое было бы принято всеми психотерапевтическими школами и терапевтами. В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении, эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.

В нашем случае, из принятых к определению моделей психотерапии, нас интересует психологическая модель, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход. Она направлена на разрешение внутренних проблем, индивидуальное развитие, оптимизацию качества жизни, личностный рост субъектов терапии.

Цель достижения результатов в личностно-ориентированной психотерапии подразумевает изменение того, что детерминирует развитие личности и запускает новые продуктивные механизмы, обеспечивающие процесс свободного развития.

Таким образом, проявление эффективности психологической психотерапии мы наблюдали в те моменты, когда субъекты «вырываются» из внутренне противоречивого круга привычных установок и делают новый шаг, выходя на уровень спонтанности, характерный для зрелой личности.

В качестве наиболее эффективных методов коррекции психологического дискомфорта практикуется широко распространенный в современной педагогической психологии и психотерапии метод арттерапии.

Популярность арттерапии в научной среде создает полярность взглядов: она или панацея, или модное веяние. Однако это ни то, ни другое.

Термин «арттерапия» был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием.

Арт-терапия в буквальном переводе с английского – художественная терапия. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Тем не менее, в последние годы, термин «арттерапии» в психолого-педагогической литературе используется для обозначения терапии искусством в общем контексте.

В основе первых западных техник арттерапии лежат работы таких авторов как В. Ловенфельд, Е. Кейн, М. Наумбург, Э. Крамер, И. Чампернон, К. Кейз, и др. В отечественной психологии широкое распространение получили работы Л.Д. Лебедевой, А.И. Копытина, Е.Е. Свистовской, А.В. Гришиной, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко и др.

Эволюция понятия «арттерапия», отражает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. В ее основе – применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, корректирующего, отвлекающего и гармонизирующего фактора. Это терапия:

отвлекающими впечатлениями;

занятостью (с целью обучения и отвлечения субъектов терапии от переживаний связанных с негативными, отрицательными или болезненными установками);

социальной адаптацией и реабилитацией (на основе производственной деятельности);

трудовой деятельностью (ремесла и прочие виды художественно-эстетического творчества).

Условно, данный вид терапии можно классифицировать следующим образом:

Тип: терапия искусством.

Класс: терапия творчеством (креативная терапия).

Подкласс: экспрессивная терапия.

Семейства: терапия творческим самовыражением (креативно-экспрессивная терапия); музыкальная терапия; игровая терапия; драма-терапия; сказко-терапия; библиотерапия; танцевальная терапия; телесно-двигательная терапия; поэтическая терапия; арттерапия (в контексте – художественная терапия).

Терапия искусством связывает все научные и прикладные направления, имеющие общие основания: использование в «лечебных целях» различных форм художественной деятельности субъекта, продуктов его творчества или прославленных шедевров.

Релятивность (относительность) понятия «терапия» оправдывает его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики.

Таким образом, словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива (всех субъектов образовательного пространства) средствами спонтанной художественной деятельности.

Центральная фигура в арттерапевтическом процессе – не пациент как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Так, Ф. Ницше подчеркивал, что здоровье – не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе творческого самовыражения.

Внутреннее «Я» человека проявляется в творческих образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет стихи или картину, лепит скульптуру, танцует, фотографирует или занимается драматизацией. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения и т.д.). При их словесном описании могут возникнуть затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний на символическом уровне.

С позиции феноменологии творческий продукт субъекта терапии рассматривается как выражение внутреннего переживания, часть его личности.

В арттерапии используются элементарные художественные средства, не требующие предыдущего опыта в искусстве. Тем не менее, вовлеченность субъектов в тот или иной вид терапевтической деятельности и их активное участие в процессе, помогают им раскрыть в себе творческие способности и в дальнейшем открывают возможность более серьезного отношения к понравившемуся виду искусства.

На сегодняшний день, арттерапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

В данной статье мы белее подробно остановимся на арттерапевтических методиках, наиболее широко используемых в образовательных учреждениях.

Арттерапия.

В данном методе изобразительная деятельность и изображение выступают как способы коммуникации и послания, определяя уникальность этого метода в формировании психологического комфорта человека.

Теория арттерапии опирается на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» может быть выражено при помощи спонтанного рисования, лепки и живописи.

Очевидные достоинства арт-терапии состоят в том, что она помогает установлению и углублению терапевтического контакта; служит одновременно терапевтическим и динамически диагностическим методом; применима в любых ситуациях; позволяет широко разнообразить средства – от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры; не имеет противопоказаний и применима при широчайшем круге расстройств. Она создает и углубляет чувство безопасности, позволяя быть открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха и оглядки на социальную цензуру.

Арттерапия зачастую служит способом освобождения от внутренних конфликтов и переживаний, катализатором психотерапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретации и диагностической работы; средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной ценности и повышения художественной компетенции. В случае терапии искусством спонтанное рисование и лепка выступают разновидностью деятельности воображения, а не реализации художественного таланта. В рамках психодиагностической ориентации, в этом случае подчеркивают важность сублимации.

Терапевтический эффект обеспечивается сплавом катарсиса, инсайта, десенсибилизации, суггестии, символического отреагирования и совладения, обучения, терапевтического моделирования и, как результат, перестройки отношений и личностного роста.

Процесс проекции субъектами внутренних переживаний вовне, помогает им, как бы со стороны, взглянуть на проблему, со стороны увидеть и оценить свой внутренний мир.

Таким образом, на символически-суггестивном уровне, в процессе арттерапии разыгрывается отчуждение симптомов и посылок негативного поведения, освобождение от него и заключение его «в крепость».

Музыкотерапия.

Восходит к опыту древней медицины, Атарведам в Индии, работам Авецины, Маймонида и др.

Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделение седативной и тонизирующей музыки, разработки специальных музыкальных рецептов для различных заболеваний и эмоциональных состояний. Специфика того или иного музыкального сопровождения зависит от личностного восприятия его конкретным человеком, поэтому в запасе психолога занимающегося психокоррекцией, должна быть обширная фонотека.

Музыкотерапия используется для индивидуальной и групповой психотерапии как фоновое сопровождение, в рамках эмоционально-стрессовой терапии. Кроме того, музыкотерапия может быть использована не только как самостоятельный вид терапевтического процесса, но и как вспомогательная форма при проведении образовательных занятий с детьми, где музыка используется в качестве фонового компонента. Данная форма использования музыкальных произведений носит опосредованное терапевтическое влияние на детей, способствуя достижению состояния психологического комфорта на занятии.

У детей чаще используется в сочетании с пластическими, ритмическими, танцевальными занятиями. У старших подростков может применяться как самостоятельный вид терапии.

Танцевальной терапии.

Метод хорош аффективно-спонтанным высвобождением скопившихся чувств, выплеском эмоций вовне. Может применяться с субъектами различных возрастных групп.

Танцевальная терапия берет свое начало от творческого танца, но в отличие от последнего использует неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Ведущими целями танцевальной терапии являются расширение сферы осознания собственного тела и развитие его положительного опыта. Основными для такой терапии является взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и осознанием, работа с психосоматическими проявлениями.

Танцевальная терапия помогает ее участнику использовать спонтанное физическое движением для проявления скрытых чувств и преодоления внутреннего кризиса, выражения эмоций посредством движения через «выплескивание» их вовне.

Танцетерапия помогает совместить приятное с полезным: укрепить здоровье, снять стресс, пообщаться и просто получить массу удовольствий. Этот метод выступает как универсальный язык общения и как одна из лучших форм психотерапии. Танец удовлетворяет сразу несколько потребностей человека: в движении, ритме и общении. А психоаналитики единодушно утверждают: данный своеобразный вид психотерапии не имеет ни противопоказаний, ни побочных эффектов. Любой танец не только приносит радость, но также является отличной профилактикой физического и эмоционального здоровья. На данном этапе, когда перед педагогикой стоит проблема творческого (креативного) самовыражения и становления активной внутренней позиции ребенка – танцетерапия в широком объеме позволяет удовлетворить этот процесс. Танцуя, ребенок самовыражается, преодолевает различные страхи и комплексы, заряжается уверенностью, выпускает на волю эмоции. Не говоря о том, что танцы в группе это хороший опыт выработки навыков социального общения и положительного самопозиционирования. Танцетерапия это хорошее настроение, прилив новых сил и желаний. Причины происходящих метаморфоз скрыты в эндорфинах (гормонах радости) – морфиноподобных веществах, которые при физической активности вырабатывает наш гипофиз.

Поэтическая терапия.

В сочетании с креативными и экспрессивными формами психотерапии субъектам отводится активная роль в процессе коррекции психологического дискомфорта.

Поэтическая терапия используется с целью избавления от накопившегося психоэмоционального напряжения, возможности выразить свое внутреннее мироощущение, раскрыть свое внутреннее Я через ассоциации путем творческого самовыражения.

Данную терапевтическую работу следует начинать с прапоэзии – созданием субъектом собственных звуковых и вербальных ритмов в области поэтического творчества, где важным моментом является не качество стихотворения и его соответствие стандартам или идеалам поэзии, а степень экспрессивности, рефлективности, инсайта, катарсиса в процессе творчества. Спектр методических ритмов очень широк от «лепетной» поэзии до осознанного творчества, от поэтической суггестии до сложных психодинамических процессов. Удобство поэтической терапии для использования ей в коррекционной работе состоит в следующем:

может использоваться с 4-х летнего возраста;

не имеет нозологических и синдромальных ограничений (поэтому приемлема даже в коррекции деструктивных отклонений);

возможность использовать в любой ситуации.

Психотерапия творческим самовыражением.

По М.Е. Бурно, - одна из систем креативно-экспрессивной терапии, использующая творческие занятия (дневники, литература, фотография, рисование, любительский театр и т.д.) для укрепления веры в себя, оптимизации коммуникативных установок и возможностей, личностного роста. Применение подобного рода терапии начинается с подросткового возраста. Хорошо подходит для склонных к рефлексии субъектов.

Куклотерапия.

Это раздел частной арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Поскольку мир ребенка – это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. В организации терапевтических занятий важно правильно подобрать соответствующие игрушки, тем самым, облегчая ребенку выражения чувств.

Сказкотерапия.

Метод, использующий сказочную форму для разностороннего развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы.

Метод сказкотерапии тесно связан с методом драматизации, где через обыгрывание образов ребенок познает социальные роли, учится управлять ими.

Мы рассмотрели лишь некоторые, наиболее популярные методы арттерапии. В их основе лежит:

Физическая безопасность (правила – контракт; запрет физической агрессии).

Психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, постоянство обстановки, присутствие арттерапевта (педагога или психолога).

Уважительные отношения.

Исключительная сосредоточенность на субъектах терапии.

Поддержка.

Невербальное и вербальное общение.

Как западные, так и отечественные психологи отмечают, что при работе с методами арттерапии субъекты получают:

социально приемлемый выход различным деструктивным чувствам (своего рода, возможность выпустить «пар» и снять напряжение);

возможность творческого самовыражения, развитие творческого потенциала и художественных способностей в целом;

повышение самооценки;

формирование механизмов саморегуляции и исцеления;

формирование позитивного восприятие окружающего мира и себя в нем;

облегчение процесса протекания хронических заболеваний и методов их лечения;

разрешение внутренних конфликтов и противоречий;

огромный обучающий потенциал;

формирование положительной социализации и др.

Таким образом, арттерапия как психологический метод здоровьесберегающей технологии широко направлен на оптимизацию аффективных ресурсов субъектов, формированию саморегуляции, укрепление их психологического, психического и духовного здоровья, изменение мировосприятия и системы отношений, способствующей социализации. Растущая популярность и профессионализация арт-терапии ведут к тому, что этот метод превращается в одну из активно развивающихся форм современной практической психологии, выполняющей задачу здоровьесбережения в образовательном процессе.


Заключение.

В заключении мы можем сказать, что использование арттерапии выступает как целительное творчество, позволяющее не только разрешить накопившиеся внутренние конфликты и противоречия, но и обогатить опыт духовных переживаний, способствовать внутренней саморегуляции субъекта.

Сплоченность и поддержка в арттерапии, молниеносное получение обратного эффекта, атмосфера психологического комфорта позволяют широкому введению этого метода в организацию образовательного процесса и решению задач по формированию стрессоустойчивости участников этого процесса. Это отличный метод здровьесберегающих технологий в образовании, профилактика психического и психологического благополучия, предотвращение душевных срывов, нервного истощения и эмоционального выгорания.


Список литературы:

Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психологический журнал - №3-1995.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я, Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.

Ещенко Н. Техника безопасности в арттерапии.// «Школьный психолог» - № 10 – 2006.

Использование арттерапевтических техник в работе с подростками.// «Школьный психолог» - № 9 – 2006.

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб, 2005.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.

Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// «Школьный психолог» - № 3 – 2006.

Лещинский В.И. Педагогические технологии личностной ориентации. Воронеж, 1998.

Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М., 2004.

Психология. Словарь /А.В.Петровский. М., 1990.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб, 1999.

Холомогоров А.Б., Гаранен Н.Г. Культура, эмоции и психологическое здоровье //Вопросы психологии -№2 –1999.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

Арт-терапия/под редакцией А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.

Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.

Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.

Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.