А.С. Пушкин в Петербурге 1817-1820 гг. Вольнолюбивая лирика: «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь»

22
14
Материал опубликован 1 November 2021

Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как «град Петров»

Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение - Царскосельский лицей Царскосельский лицей

По окончании Лицея Пушкин переезжает в Петербург, куда он был определен на службу – в Коллегию иностранных дел. Вырвавшись из лицейского затворничества, молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни По окончании Лицея Пушкин переезжает в Петербург, куда он был определен на службу – в Коллегию иностранных дел. Вырвавшись из лицейского затворничества, молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни https://pastvu.com/_p/a/i/n/n/innfoq5vsvm49kkq3j.jpg

Дружеские связи Пушкина быстро расширяются. Он знакомится и близко сходится с видным декабристом М.Ф. Орловым, с братьями Тургеневыми и с А.С. Грибоедовым. Пушкина можно было видеть в петербургских салонах, в кругу «золотой молодежи», на заседаниях «Арзамаса»… Подобно Онегину, он «и жить торопится, и чувствовать спешит» Дружеские связи Пушкина быстро расширяются. Он знакомится и близко сходится с видным декабристом М.Ф. Орловым, с братьями Тургеневыми и с А.С. Грибоедовым. Пушкина можно было видеть в петербургских салонах, в кругу «золотой молодежи», на заседаниях «Арзамаса»… Подобно Онегину, он «и жить торопится, и чувствовать спешит»

Мало кто из друзей тогда знал, как самозабвенно Пушкин работает. У себя в Коломне, накинув пестрый полосатый халат, он пишет. В раздумьях о судьбе русской поэзии, русского литературного языка, в ночных бдениях и рассветных часах рождается новая, еще небывалая поэма – «Руслан и Людмила». Жуковский восхищенно пишет Вяземскому: « Чудесный талант! Какие стихи! Он мучает меня своим даром, как привидение!» Мало кто из друзей тогда знал, как самозабвенно Пушкин работает. У себя в Коломне, накинув пестрый полосатый халат, он пишет. В раздумьях о судьбе русской поэзии, русского литературного языка, в ночных бдениях и рассветных часах рождается новая, еще небывалая поэма – «Руслан и Людмила». Жуковский восхищенно пишет Вяземскому: « Чудесный талант! Какие стихи! Он мучает меня своим даром, как привидение!»

И настал день, когда поэма И настал день, когда поэма « Руслан и Людмила» наконец была завершена. Он прочел её вслух Жуковскому. Тот слушал, как всегда, внимательно, не сводя с юного поэта добрых глаз. А потом взял свой портрет, рисованный Кипренским, и написал на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил он свою поэму «Руслан и Людмила».

Петербургские впечатления отразились в «потаенной», непубликуемой поэзии: «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), « К Чаадаеву»(1818), « Ура! В Россию скачет…», эпиграмма на Аракчеева. Эти стихи расходились по Петербургу молниеносно. Петербургские впечатления отразились в «потаенной», непубликуемой поэзии: «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), « К Чаадаеву»(1818), « Ура! В Россию скачет…», эпиграмма на Аракчеева. Эти стихи расходились по Петербургу молниеносно. Их заучивали, переписывали в альбомы, передавали списки из рук в руки. В скором времени они стали известны и правительству. Император Александр I был разгневан: Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами, - вся молодежь наизусть их читает»

Молодой вольнодумец, почти три года не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий в царском Петербурге свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным. Пушкина отправили Молодой вольнодумец, почти три года не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий в царском Петербурге свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным. Пушкина отправили в ссылку на юг России. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга

А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия: дружба, братство, любовь, свобода.

Образ лирического героя Пушкина - это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы

Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо Свобода – основа дружбы Свобода – условие творчества Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни. Свобода для А. Пушкина

1817 – «Вольность» 1818 – «К Чаадаеву» 1819 – «Деревня» 1820 – «Погасло дневное светило» 1822 – «Узник» 1824 – «К морю» 1827 – «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) 1827 – «Арион» 1828 – «Анчар» Вольнолюбивая лирика Пушкина

История создания и анализ стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»

Родился в 1794 в Москве в дворянской семье. Поступил в 1808 году в Московский университет, где подружился с А.С. Грибоедовым, будущими декабристами И. Д. Якушкиным и Н. И. Тургеневым. В 1811 году оставил университет и вступил в гвардию. Участник Отечественной войны 1812, заграничного похода русской армии ЧААДАЕВ, ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1794–1856) русский философ, публицист. Биограф Чаадаева М. Жихарев писал: «Храбрый обстрелянный офицер, испытанный в трех исполинских походах, безукоризненно благородный, честный и любезный в частных отношениях, он не имел причины не пользоваться глубокими, безусловными уважением и привязанностью товарищей и начальства»

«К Чаадаеву» было написано в 1818 году, через год после окончания поэтом лицея. Пушкин посвятил его другу, наставнику, единомышленнику, с которым давно был знаком и доверял даже сокровенные мысли. Стихотворение создано в виде свободного послания и адресовано Петру Чаадаеву как личное письмо. «К Чаадаеву» было написано в 1818 году, через год после окончания поэтом лицея. Пушкин посвятил его другу, наставнику, единомышленнику, с которым давно был знаком и доверял даже сокровенные мысли. Стихотворение создано в виде свободного послания и адресовано Петру Чаадаеву как личное письмо.

В 1816 году в Царском Селе Чаадаев познакомился с лицеистом Пушкиным и вскоре стал любимым другом и учителем молодого поэта, которого называл «грациозным гением» и «нашим Дантом». Чаадаеву посвящены три послания Пушкина в стихотворной форме. Его черты воплотились в образе Онегина. Постоянное общение Пушкина и Чаадаева было прервано в 1820 в связи с южной ссылкой Пушкина, В 1816 году в Царском Селе Чаадаев познакомился с лицеистом Пушкиным и вскоре стал любимым другом и учителем молодого поэта, которого называл «грациозным гением» и «нашим Дантом». Чаадаеву посвящены три послания Пушкина в стихотворной форме. Его черты воплотились в образе Онегина. Постоянное общение Пушкина и Чаадаева было прервано в 1820 в связи с южной ссылкой Пушкина, но переписка и встречи продолжались всю жизнь

По жанру это стихотворение - послание, обращенное к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву, и в этом послании слышны политические нотки: Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

В стихотворении «К Чаадаеву» звучит тема вольности и борьбы с самодержавием, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”. Оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли А.С. Пушкина с его другом П.Я. Чаадаевым

Стихотворение написано Пушкиным четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Повторим!

Композиционно это произведение подразделяется на три части. В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“. Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается Что значит кольцевая композиция? Третья часть – прямой призыв к борьбе. Пушкин призывает Чаадаева сохранить надежду на будущее освобождение России. Стихотворение кончается верой в грядущую славу («На обломках самовластья напишут наши имена»). Таким образом, начало стихотворения отвергает любовь, надежду и тихую славу, а вторая и третья части восстанавливают в правах любовь, надежду и бурную славу

В конце стихотворения А.С. Пушкин открыто говорит о том, каким ему видится будущее родины. Он призывает читателя верить в светлое завтра, в свободную страну, так как сам верит, что «Россия вспрянет ото сна», а героями станут его друзья: «И на обломках самовластья напишут наши имена!» Считается, что «К Чаадаеву» вдохновило декабристов на открытое проявление недовольства властью

Декабристские организации “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек. “Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек. “Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель. “Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители – С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.

Итоги восстания: Восстание было подавлено Крепостное право не отменено Самодержавие не свергнуто Наказание декабристов: Около 600 человек привлечены к следствию по делу декабристов 350 человек арестовано Около 300 человек признаны виновными 5 человек казнены 121 человек приговорен к каторжным работам и поселению в Сибири многие отправлены на Кавказскую войну

История создания и анализ стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в тайных обществах, однако не желали посвящать Пушкина в свои планы 

Во время декабрьских событий 1825 года поэт находился в Михайловском, где пребывал под домашним арестом. Поэт будет вспоминать об этом с сожалением, отмечая, что в душе он поддерживает начинания своих товарищей. Подтверждением этому является стихотворение «Во глубине сибирских руд…», написанное по случаю годовщины восстания декабристов. При жизни поэта оно так и не было опубликовано, однако Пушкину удалось переправить его друзьям в Сибирь и даже получить стихотворный ответ от Одоевского Через год после восстания к мужу в Сибирь выехала Александра Григорьевна Муравьева. А.С. Пушкин отправил с нею два послания: одно - декабристам, «Послание в Сибирь», другое – И.И. Пущину, лицейскому товарищу, «другу бесценному»

Поэт сильно рисковал, когда уговаривал А.Г. Муравьеву доставить это стихотворение декабристам. Но он понимал, что его друзья, обесчещенные и униженные, сейчас как никогда нуждаются в поддержке. Именно поэтому он отважился не только написать это стихотворение, но и переправить его товарищам. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Автор предсказывает, что идеи декабристов в будущем все же воплотятся в жизнь, и Россия избавится от монархии

Пытаясь утешить своих друзей, многим из которых уже не суждено будет вернуться из Сибири, Пушкин обещает: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Автор убежден, что о подвиге декабристов люди будут помнить и спустя столетия. В то же время поэт выражает надежду, что судьба окажется к героям более благосклонной, чем царское правительство. Читинская область станция Петровский Завод. Место ссылки многих декабристов

Тема стихотворения – память о тех, кто за «дум высокое стремленье» очутился в ссылке; надежда на скорое освобождение. Композиция – Стихотворение А.С. Пушкина – условно можно поделить на две части: рассказ о терпенье и надеждах людей, которые пребывают в Сибири и предсказание освобождения из «темницы». Формально стихотворение поделено на 4 части. Жанр – послание. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка в первой строфе перекрёстная АВАВ, в остальных – кольцевая АВВА.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Ирина Владимировна, Ваши презентации добавляю в избранное и часто использую на уроках литературы, особенно в 9-ом классе. Хочу сказать Вам: "Огромное СПАСИБО за Ваш труд!"

1 November 2021

Надежда Павловна! Большое спасибо за отзыв, очень рада, если мои работы нужны коллегам!

2 November 2021

Спасибо, Ирина Владимировна, очень кстати! Жду другие Ваши работы по Пушкину с нетерпением!

1 November 2021

Вера Сергеевна, спасибо за отзыв. Пока есть время, дорабатываю то, что делала на скорую руку. И это Пушкин...

2 November 2021

Благодарю за качественную помощь коллегам!!!

2 November 2021

Марина Юрьевна, большое спасибо за поддержку!

2 November 2021

Ирина Владимировна, большое спасибо за Вашу работу!

2 November 2021

Наталья Юрьевна, всегда рада вашему отзыву, спасибо!

2 November 2021

Спасибо большое, Ирина Владимировна! Обязательно воспользуемся!

2 November 2021

Юлия Васильевна, большое спасибо за отзыв! Буду рада, если пригодится...

2 November 2021

Ирина Владимировна! Большое Вам спасибо за новую качественную работу! Ваши презентации отличаются глубоким содержанием и прекрасным оформлением. В каждой из них чувствуется мастерство автора, его любовь к делу. Конечно же, добавляю в избранное.

2 November 2021

Людмила Юрьевна, большое спасибо за комментарий. Буду рада, если пригодится в работе...

2 November 2021

Спасибо, Ирина Владимировна! Очень ценным материалом Вы с нами поделились!

8 November 2021

Екатерина Александровна, большое спасибо за отзыв! Сама пользуюсь вашими дидактическими материалами по русскому языку, спасибо...

8 November 2021