Проектно-исследовательская работа «Ассоциативный эксперимент по исследованию словаря»
Проектно-исследовательская работа
дисциплина
«Психолингвистика»
тема:
«Ассоциативный эксперимент по
исследованию словаря»
Ассоциативный эксперимент по исследованию словаря
Олег Ф., 50 лет, образование высшее, инженер, в настоящее время находится в депрессии из-за потери работы.
Цель эксперимента:
Выявление типа ассоциативной связи, свойственный исследуемому.
Определить уровень сформированности речи (в соответствии с возрастом, профессиональным опытом и психологическим состоянием).
Определить структуру семантического поля (лексическую наполняемость).
Определить тип выбора слов (смысловой, ситуативный, случайный).
Выявление частотной части речи, которой оперирует исследуемый.
Рекомендации, направленные на эффективное развитие словаря.
Протокол ассоциативного эксперимента по исследованию словаря
№ | Слова стимулы | слова реакции | время | Тип ассоциации | вид ассоциации | Особеннос. речевого поведения | ||
1. | Знакомый | пр | Сосед | сущ | с | Задание воспринял с настороженностью, с опасением подвоха. Инструкцию воспринял с первого раза. Реакция при ответах не очень быстрая, на словах немного задумывался. | ||
2. | Бежать | гл | Быстрее | пр | с | |||
3 | Гладкий | пр | Не бывает | гл | с | |||
4 | Окно | сущ | Прыгать | гл | с | |||
5 | Наоборот | нар | Жизнь | сущ | с | |||
6 | Дорогой | пр | Автомобиль | сущ | с | |||
7 | Деревня | сущ | Родня | сущ | п | |||
8 | Горький | пр | Напиток | сущ | с | |||
9 | Успевать | гл | Не опаздывать | гл | п | « = » | ||
10 | Война | сущ | Жертвы | сущ | п | |||
11 | Поздно | нар | Спать | гл | с | |||
12 | Поле | сущ | ______ | ___ | ||||
13 | Передавать | гл | ______ | ___ | ||||
14 | Специалист | сущ | Профессионал | сущ | п | |||
15 | История | сущ | Родина | сущ | п | |||
16 | Называть | гл | Культура | сущ | с | |||
17 | Молодой | пр | Счастливый | пр | 1 мин | п | ||
18 | Чувствовать | гл | Ощущать | гл | п | « = » | ||
19 | Сначала | нар | Хорошо | нар | п | |||
20 | Овца | сущ | Родственники | сущ | п | |||
21 | Гражданин | сущ | Протокол | сущ | 1 мин | п | ||
22 | Завод | сущ | Рабочий | сущ | п | |||
23 | Простой | при | Дурак | сущ | с | |||
24 | Человек | сущ | Животное | сущ | п | |||
25 | Везде | нар | Плохо | нар | п | |||
26 | Смотреть | гл | Видеть | гл | п | « = » | ||
27 | Право | сущ | Мечта | сущ | 1 мин | п | ||
28 | Студент | сущ | Счастливчик | сущ | п | |||
29 | Разговаривать | гл | Общаться | гл | п | « = » | ||
30 | Дедушка | сущ | Предок | сущ | п | « = » | ||
31 | Ходить | гл | Туалет | сущ | с | |||
32 | Любой | пр | Заведение | сущ | 0,5мин | с | ||
33 | Мнение | сущ | Желание | сущ | 1 мин | п |
Анализ полученных данных ассоциативного эксперимента
Количественный анализ.
Дано слов-33 Получено слов-31
Количество связей:
- синтагматические связи-12
- парадигматические связи-19
.
II. Качественный анализ.
-Анализ парадигматический ассоциаций образуют смысловые связи.
-Синтагматические ассоциации образуют случайные или ситуативные связи.
№ | Смысловые связи | кол-во | |
1. 2. 3. 4. | Количество слов - синонимы Количество слов – антонимы Часть целая Перенос значения | « = » | 5 1 3 10 |
III.Схема семантического поля словаря (ССПС).
Масштаб: 1пара слов =1 клетка
IV. Грамматический анализ.
части речи | дано | Получено |
Существительные Прилагательные Глаголы Наречия | 14 7 8 4 | 20 2 7 2 |
33 | 31 |
V.Общий вывод: Исходя из анализа полученных результатов ассоциативного эксперимента Олега Ф.
Тип ассоциативной связи, свойственный исследуемому:
- ассоциативные реакции следует трактовать как следы текстов. Которые он проживал в разное время или проходит в настоящее время. Между словами существует ассоциативная связь, слова объединены на основе общих характеристик. Операция отбора слов из долговременного хранилища сформирована. Отвечал не очень быстро, но с интересом.
2. Уровень сформированности речи (в соответствии с возрастом, профессиональным опытом и психологическим состоянием).
Отмечается преобладание парадигматических связей, что говорит о структурированном складе ума. Олегу необходимо обратить внимание на обогащение словаря такими частями речи как прилагательные, наречия и глаголы.
3.Структура семантического поля (лексическая наполняемость).
Семантическое поле словаря свидетельствует о том, что у исследуемого накоплен свой словарь структурирует их, в основном опираясь на смысловые правила, то есть преобладают парадигматические связи.
Ядро словаря (пары с тождественными значениями) составляет 16% от общего объема слов, что является хорошим показателем, применяемых синонимов.
Ядро+Iконцентр ( I периферия) -самые ценные связи. В тоже время, качество связей требует переодизации, Олег испытывал трудности при подборе слов, связанные с личностью исследуемого (право, мнение, любой).
Использование глагола с частицей «не» (морфемные связи) можно встретить в середине эксперемента.
4. Тип выбора слов (смысловой, ситуативный, случайный). 5.Выявление частотной части речи, которыми оперирует исследуемый
Наиболее частотной частью речи являются существительные, что свойственно для человека с парадигматическим видом вербальной связи и является смысловым значением.
В ходе эксперимента можно было наблюдать аспекты языкового сознания, смысловые связи (Деревня- Родня), грамматические правила (Горький-Напиток).
VI. Рекомендации, направленные на обогащение речевой деятельности.
1.Испытуемый имеет небольшие затруднения к оперированию условными смыслами, вследствие нарушений смысловой сферы мышления в кризисном состоянии, поэтому следует порекомендовать буквальные трактовки пословиц и метафор, которые помогут понимать условный смысл.
Эмоциональное состояние человека влияет на его когнитивные процессы в целом.
Олег, страдающий депрессивными расстройствами, используют в речи в основном конкретные существительные, которые наиболее ярко проявляются в ее монологической форме. Однако эти изменения чаще всего не имеют патологического характера.
Занятие №1:
Цель – разрыв морфемных связей с частицей «не», перевод их в нормативные парадигматические связи. Метод «четвертый лишний».
Выбери три карточки, которые имеют близкое значение. Отложи одну лишнюю карточку.
Друг – не друг. Друг, товарищ, приятель, враг.
Золотой – не золотой. Золотой, желтый, дорогой, деревянный.
Главный – не главный. Главный, старший, первый, маленький.
Помогать – не помогать. Помогать, выручать, поддерживать, мешать.
Спасать – не спасать. Спасать, вызволять, защищать, нападать.
Командовать – не командовать. Командовать, руководить, направлять, подчиняться.
Рекомендуем комментировать свои действия, аргументировать свой выбор.
На основе картинок объяснить разницу между словами далеко и высоко (по горизонтали и по вертикали).
Далеко – дача, море, Куба, лес, луг, Жучка.
Высоко – звезда, небо, крыша дома, солнце, луна, поднятая рука
Занятие № 2.
Цель – расширение ядра ССПС, обогащение речи глаголами и прилагательными.
Используем метод верификации значения. Выбираем три слова, два с близким или тождественным значением, третье лишнее, но схожее по звучанию.
Просим выбрать два схожих по значению и рассказать, чем отличается третье слово от первых двух.
Группа №1 - смотреть - глядеть - гладить Группа №2 - летать - мотать - порхать | Группа №3 - греметь - грохотать - хохотать Группа №4 -снежный -нежный -белый Группа №5 - мокрый - влажный - важный |
После упражнений в занятиях, необходимо повторно провести исследование с использованием вышеупомянутой лексики, что поможет оценить изменения в новых типах связей (исчезли ли морфемные связи) и увеличился ли глагольный словарь.