Сценарий урока на тему «Атмосфера и ее строение»
Атмосфера и ее строение.
Цель урока:
Сформировать представление о строении атмосферы, составных ее частях.
Развивать у учащихся умение анализировать информацию.
Совершенствовать навыки аргументировать ответ, обосновывать свою точку зрения, выслушивать товарищей.
Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе, честно соревноваться, оказывать друг другу помощь.
Оборудование:
Демонстрационная таблица «Строение атмосферы», раздаточный материал с задачами, карточки «Атмосфера», «Тропосфера», «Стратосфера», «Верхние слои».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
2.1. Вступительное слово учителя.
В своей повести “Героический юго–восток” писатель К. Паустовский пишет об одной своеобразной науке, которая как бы соприкасается с поэзией и живописью: “Это была, пожалуй, единственная наука, где по цвету неба и воздуха, по очертаниям облаков, силе мерцания звезд и шуму древесной листвы, а не только по приборам и вычислениям можно было сделать вывод и давать предсказания”. ЧТО ЭТО ЗА НАУКА? Ребята, сегодня мы будем путешествовать по стране Геознаний. От материка Гидросфера до материка Атмосфера нас отделяет пять островов. Чтобы обогнуть эти острова, нам необходимо будет вспомнить то, что мы уже изучили, путешествуя по материку, Гидросфера.
- итак, делаем первый шаг – отвечаем на вопрос: каковы причины образования волн в океане?
- второй шаг: какие виды течений вы знаете?
- третий шаг: чем отличаются основные направления теплых и холодных течений?
- четвертый шаг: чем отличается сточное озеро от бессточного?
- пятый шаг: отгадайте загадку и покажите крупные реки России.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
3. Изучение нового материала. 3.1. Молодцы! Мы оказались на материке Атмосфера. Итак, ребята, сегодня мы приступим к изучению “одежды” Земли, воздушного океана, на дне которого мы живём, т.е. атмосферы. Я не случайно назвала атмосферу “одеждой”, ибо она защищает Землю от чрезмерного нагревания и переохлаждения, смертоносных космических лучей и множества метеорных тел. Она дает нам воздух, а значит - жизнь. Что же такое Атмосфера? (Воздушная оболочка Земли). Прочтите название первого параграфа в разделе «Атмосфера» (вслух). - Первая тема: «Атмосфера и ее строение». Ученики записывают в тетрадь, учитель – на доске. - О составе воздуха послушаем сообщение. Слушаем внимательно и по ходу рассказа заполняем в технологической карточке №1 пропуски в предложениях. Сообщение учащегося. Из чего состоит воздух. Воздух невидим. Замечаем мы его , когда он приходит в движение, и мы ощущаем дуновение ветра. Но если воздух исчезнет, мы это тут же почувствуем. В основном, воздух состоит из смеси двух газов: 78% азота и 21% кислорода, без которого жизнь человека и животного мира невозможна. Еще 1% приходится на смесь из углекислого и других газов. Разумеется, воздух никогда не бывает совершенно сухим. В нем всегда присутствует еще и водяной пар. Содержание паров зависит от места и времени, но без них не было бы облаков, дождя и вообще жизни на Земле. В воздушном океане плавают миллиарды микроскопических твердых частиц. Даже чистый воздух в открытом море содержит пыль. А в больших городах их число возрастает. Сажа, песок, соль – плавают в воздухе. При извержении вулкана в атмосферу могут выбрасываться тонны пепла.
Технологическая карточка №1.
Воздух - ________________ .
Он состоит, в основном, из смеси двух газов – 78% __________________ и 21% ___________________________.
Оставшийся 1% приходится на смесь из _________________ и других газов.
В воздухе всегда присутствует _____________________ пар.
В воздухе также содержатся ______________, _______________, _____________ .
Вы внимательно слушали и заполнили пропуски в предложениях, а теперь осуществим самопроверку и оценим свою работу. На обороте доски написаны пропущенные слова.
3.2. Итак, мы познакомились с составом воздуха, а сейчас познакомимся с составом атмосферы. Записать в тетради подзаголовок «Состав атмосферы». Рассказ учителя. По сравнению с нашей планетой, окутывающий ее воздушный океан – лишь тонкая пленка. Наша атмосфера неоднородна и состоит из трех отчетливо выраженных слоев: тропосферы, стратосферы и верхних слоев (записать в тетрадь). Хотя у атмосферы нет четко определенной верхней границы, ее толщина приближается к 500 км (записать в тетрадь).
адание. Проанализируйте демонстрационную картину «Строение атмосферы» (или рисунок 70, в учебнике).
Составьте рассказ. Обратите внимание на толщину, основные характерные свойства.
- Проверим, как вы усвоили. Учитель задает вопросы, а ученики молча поднимают карточку с правильным ответом.
а) В какой части атмосферы температура понижается на 6ºС при подъеме на 1 км? (Тропосфера).
б) Где встречаются серебристые облака? (Стратосфера).
в) Где содержится 80% всей массы воздуха? (Тропосфера).
г) Какая часть атмосферы так разряжена, что космонавты видят небо черным? (верхние слои атмосферы).
д) Где идет дождь? (Тропосфера).
е) Важнейший для нас слой атмосферы? (Тропосфера). На кружке просмотр видеоролика «Как выглядит тропосфера».
3.3. А теперь посмотрите на фотографию лунной поверхности – вот, что нас ожидало, если не было бы атмосферы. Запишите в тетради подзаголовок «Значение атмосферы». (Работа с учебником).
Выписать в тетрадь значение атмосферы. Ответить на вопросы: почему атмосферу называют: «рубашка» Земли, «броня» Земли, «защитный экран» Земли? Выполняют задание 2 – 3 минуты.
На доске вывешены понятия: «рубашка» Земли, «броня» Земли, «защитный экран» Земли. После выполнения задания ученики обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
На доске – правильные ответы на обратной стороне листа с понятием.
3.4. Сообщение учащегося. Изучение атмосферы.
Изучение атмосферы ведется под руководством Всемирной метеорологической организации. Обработка материалов происходит при помощи новейших технологических средств: радиопередатчиков, автоматики, компьютерных технологий.
Земле расположено много метеорологических станций. Не менее четырех раз в сутки в точно установленные часы наблюдатели снимают показания приборов: направление и скорость ветра, показания температуры, облачность, давление, влажность. Все сведения записываются в специальный журнал. Кроме того, каждый самолет, корабли тоже передают сведения в гидрометеорологические центры. На высоту 40 км поднимают воздушные шары, к которым прикреплены приборы, а на высоту 120 км поднимаются метеорологические ракеты. Показания приборов передают радиопередатчики, которые принимаются на станциях. И конечно ничем не заменимы наблюдения космонавтов с орбитальных станций.
4. Закрепление. Ученики разбиваются на пары. Каждая пара получает карточку с заданием – проблемой.
В течение 2-х минут группы должны приготовить отчет по карточке, ответив на вопрос, начиная свой ответ со слов: мы считаем…, потому что… .
Карточка 1. Правильно говорят, что мы живем на дне воздушного океана? Так ли это?
Карточка 2. Вопрос-загадка: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.
Карточка 3. Как можно объяснить слова из известной песни Леонида Дербенева , так ли это?
-Это в городе тепло и сыро, А за городом зима, зима, зима. Карточка 4. Нужно ли следить за сохранением чистоты воздуха? Какие меры вам известны?
5. Домашнее задание: параграф 34.
Вопрос №1: дать описание атмосферы, пользуясь планом, данным на с. 80. ( Ученики записывают в дневники, учитель – на доске).
6. Итог урока.
7. Самооценка . Лист контроля.