12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Королева212

ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»

 

 

Урок - концерт по отечественной литературе
на тему: «Авторская песня»

 

 

Курс: второй, народно-художественное творчество, социально-культурная деятельность.
 

Преподаватель общеобразовательных дисциплин
Королёва Мария Николаевна

 

 

Шацк, 2020

/data/files/l1600412330.pptx («Авторская песня»)

Слайд 1
Тема: Авторская песня


Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма проведения: урок - концерт.
Место проведения: ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры», г. Шацк


Эпиграф:


Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.
В. Высоцкий

Цели:
1. Образовательные:

- Познакомить студентов с историей возникновения жанра авторской песни.
- Показать место авторской песни в развитии литературного процесса
и музыкальной культуры   страны.

-Познакомить студентов с творчеством поэтов-песенников как одним из
направлений отечественной культуры.
- Познакомить студентов с поэтическим творчеством Ю. Визбора, А. Галича,
Б. Окуджавы, В. Высоцкого.
- Познакомить с историей Грушинского фестиваля.
- Показать значимость и актуальность авторской песни в начале 21 века.
-
Приобщиться к авторской песне.
 

2. Развивающие:
- Развивать навыки слушания и умения анализировать содержание песен.
- Развивать умение находить в песне то, что затрагивает «струны души».
- Развивать умение проводить художественные параллели в творчестве
поэтов – песенников.
- Развитие сплоченности коллектива через совместное исполнение известных песен
и обсуждение интересующих вопросов.
- Развивать навыки слушания и умения анализировать содержание песен.
- Развивать умение проводить художественные параллели в творчестве
поэтов- песенников.


3. Воспитательные:
- Воспитывать чувство прекрасного при знакомстве с авторскими произведениями.
- Воспитывать патриотические чувства при осознании самобытности
русского искусства.

- Воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме,
а также выступать перед аудиторией.
-
Воспитание таких человеческих качеств, как верность дружбе, любовь
к Родине, уважительное отношение к творческому наследию поэтов- песенников.

- Пробудить в студентах протест против негативных общечеловеческих пороков.
- Раскрыть тематику авторской песни; показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Методические приёмы: эмоциональное слово преподавателя, аналитическая беседа, лингвистический анализ поэтического текста, слушание песен в исполнении студентов.

 

Техническая оснащённость урока: компьютер, мультимедиа-проектор, гитара.

 

Оборудование: выставка сборников стихов поэтов- песенников 20-го века, материалов о них, эпиграф, тексты песен каждому ученику на парту, фото поэтов- песенников, презентация, видеозаписи песен в исполнении самих поэтов.

Ход урока

Сообщение темы и целей урока.


Друзья мои! Не знаю, как вы, но я всегда с радостью каждый день иду на занятия, зная, что обязательно наша встреча будет интересной, познавательной, полезной.
На часах 8.30. Некоторые из вас еще не успели даже улыбнуться. Сейчас я вам предоставлю эту возможность!
Посмотрите друг на друга, на меня, в окошко. Улыбайтесь, друзья! Улыбайтесь миру, солнцу, этому дню! И пусть сегодняшний урок пополнит копилку наших счастливых мгновений.


 


 

Слайд 2


 

Всё не просто, милый друг,

На земле никто не вечен.

Не сойдёт улыбка с губ,

Если будет тёплый встреча!


 

.

 


 

На прошлом занятии мы говорили о творчестве поэтов 50-х-80-х годов двадцатого века, о литературных объединениях и направлениях в поэзии этих лет.

Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, познакомимся с историей возникновения жанра авторской песни, поговорим о месте авторской песни в развитии литературного процесса страны, познакомимся с творчеством бардов как одним из направлений отечественной культуры, поговорим о творчестве Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, попробуем определить значимость и актуальность авторской песни в наше время.
Некоторые имена вам уже известны. Кто–то из вас сам исполняет песни известных бардов. Мы попытаемся разобраться в характерных особенностях их творчества.
Наш урок немного необычен. Мы назовём его урок-концерт. Сегодня мы будем слушать музыку, смотреть видеозаписи, сами исполнять песни. И как на любом концерте - на нашем уроке присутствуют гости. Надеюсь, что все вместе мы переживём приятные минуты.
На ваших столах лежат листы с вопросами, касающихся темы урока, а также листы оценок, куда вы можете написать свои замечания, предложения, пожелания .У меня к вам просьба: постарайтесь справиться с этими заданиями во время урока. Если не получится, то останется на дом.

Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии я просила вас выбрать любого поэта-песенника, подготовить сообщение о его жизни и творчестве и в целом о развитии жанра авторской песни. Хочется верить, что вы все подготовили интересный материал, и скучать нам не придётся.
Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях тему нашего
урока: Слайд 3
Авторская песня.

Эпиграфом я выбрала строчки из стихотворения В. Высоцкого
 

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним.
Давайте попробуем сразу определить, что вам известно об авторской песне? Знаете ли вы , что в разное время, разные люди называют это творчество по-разному?


Слайд 4
Ответ студента: Авторскую песню называют еще бардовской музыкой. Это песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.


 

Слово преподавателя:
Мы с вами будем называть этот жанр «авторской песней». Хотя бы потому, что мой любимый поэт-песенник не любил и избегал слово «бард».
Чтобы соответствовать истинному предначертани, автор-исполнитель должен быть хорошим поэтом, музыкантом, певцом. Он должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый жизненный опыт, богатый духовный мир.

 

Кто же стоял у истоков авторской песни? Как она зарождалась в России? Кто эту костровую песню вывел на уровень поэзии? Кто первый взял гитару и, подойдя к микрофону, стал не читать стихи, а петь их?
Давайте по порядку. Начнем сначала. 1937 год
Ответ студента:
Сейчас эта дата вызывает вполне определенные ассоциации. И думается, что в качестве противостояния этому страшному времени и появились первые авторские песни. 
Этот же год. Осень. Москва. Два совсем еще мальчика - школьник Жора Лепский и студент-первокурсник ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства) Павел Коган пишут песню. Пожалуй, неожиданно даже для самих себя. И пишут именно "для себя". Время выбрало их. Пока есть четыре строчки, озарившие Когана: 

Надоело говорить и спорить. 
И любить усталые глаза. 
В флибустьерском дальнем синем море 
Бригантина поднимает паруса. 

Вот уже Жора подсаживается к роялю, и через несколько часов совместными усилиями появляется на свет песенка, которой суждено стать ПЕРВОЙ. 
Не важно, была ли она прекрасной или средней. Наверное, было в ней много поэтических неточностей, спорных образов, детского романтизма. Но песня зажила своей, уже ни от кого не зависящей жизнью. 

Слайд 5
Один из ее авторов - поэт Павел Коган - погиб в 1942 году под городом Новороссийском во время второй мировой войны. Жора (теперь уже Георгий) Лепский радовал своего слушателя до 23 февраля 2002года.

(Исполнение песни "Бригантина") 

Преподаватель: Теория авторской песни - дело тонкое, как все, связанное с поэтическим творчеством. Есть ли аналоги авторской песне в мировой практике? Американская песня протеста? Французский шансон? Пожалуй, прямых аналогов нет. В основе авторской песни - проблемы: собственные, друзей, страны. Или картинка жизни: собственной. Друзей. Страны. Видите, как широк диапазон? От Я до Мы. А ведь надо иметь право говорить МЫ так, чтобы мы были согласны с этим. Значит, главное достоинство автора - умение выразить общие настроения, чувства, мысли, идеи.
Ответ студента:  Фольклорные корни авторской песни известны: это лирическая песня и городской романс. Изначальная камерность исполнения в эпоху советской массовой песни отодвинула этот жанр на второй план, но только не в сердцах людей. Песни военных лет – самое яркое тому подтверждение. В 1941 году лет
Михаил Анчаров, вслед за П. Коганом и Г. Лепским напишет песню «О моем друге – художнике».

Преподаватель: Чуть позже, начиная со второй половины 50-х годов, появится целая плеяда замечательных бардов, которые на протяжении десятилетий будут пользоваться огромным успехом, особенно среди молодёжи.
(Звучит песня "Наполним музыкой сердца")

Кто узнал, чья эта песня? Что вы знаете о её авторе?
Слайд 6
Ответ студента:
Один из корифеев авторской песни - Юрий Визбор. 
Ему судьба отмерила короткий срок: 1934-1984. В автобиографии он писал о себе: "Я полагал, что стану либо футболистом, либо летчиком. Под футбол отводилась ежедневная тренировочная "база" в близлежащем парке, а под небо - московский аэроклуб, куда я с девятого класса и повадился ходить": 
Он не стал ни футболистом, ни летчиком. Не стал писателем, хотя успел написать несколько ярких, самобытных рассказов. Не стал киноактером, хотя снялся в восемнадцати художественных фильмах. Не стал звездой журналистики, хотя придумал новый жанр радиопублицистики - "песня-репортаж". Не стал знаменитым кинодокументалистом, хотя по его сценариям снято несколько десятков лент, не стал художником, хотя после него осталось много картин. И, наконец, не выпало ему стать известным альпинистом, хотя горы были его вторым домом, и две горные вершины названы его именем.

Многие полагают, что у истоков современной звучащей лирики стоят Окуджава. Еще чаще говорят - Высоцкий. У людей есть основания думать так. Но если быть точным, то начатый Павлом Коганом и Жорой Лепским авторскую песню продолжил Юрий Визбор.

Студент: Юрий Визбор. Было время недолгое, полтора-два года в конце пятидесятых, когда именно он, ярко выделившийся, как бы выплывший из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично ов­ладел вниманием и сердцами слушателей. Это было до Окуджавы, до Высоцкого, до Галича, до Кима. Магнито­фонные ленты, передаваемые из дома в дом, и живые го­лоса, подхватывающие песню от костра к костру, были словно отражением живого облика самого Визбора, весе­лого, желтоволосого, круглолицего парня в ковбойке, ко­торый не то пел, не то шептал, не то рассказывал с берущей за душу простотой.

Жизненный срок в 50 лет отметил его как талантливого дилетанта. 

Преподаватель: В толковом словаре Даля это слово определяется как "любитель, человек, занимающийся музыкой, искусством, художеством не по промыслу, а по склонности, по охоте, для забавы". 
Его "забавы" до сих пор волнуют умы, сердца и души десятков тысяч людей.


 

Студент: Первыми песенными строчками, прозвучавшими из космоса, были строчки песни Юрия Визбора (ее исполнил, аккомпанируя себе на гитаре, космонавт Александр Иванченков): 

Лыжи у печки стоят, 
Гаснет закат за горой. 
Месяц кончается март, 
Скоро нам ехать домой. 
Здравствуйте, хмурые дни, 
Горное солнце, прощай. 
Мы навсегда сохраним 
В сердце своём этот край. 


 

Студент: Он был и впрямь ярко, раскидисто, нерасчетливо талантлив. Песни его пело студенчество, это был главный его дар, его судьба.
Но писал он и прозу, которую уже начинал понемногу печатать.
И эти знаменитые гуаши на листах ватмана: «3еленые озера да черточки лесов…».
И, наконец, в секунду покорявший всех, уверенный артистизм его!

Внешность проказника и потаенная печаль в уголках рта - ясно же было, что кино не должно пропустить тако­го прирожденного артиста. И не пропустило. Он много снимался.
Он сыграл свои роли, написал свои пейзажи, издал свои рассказы.
Он прокрутился, побезумствовал, пропел, поликовал, погрустил отмеренные ему пятьде­сят лет.

Теперь, когда мы слушаем его смею­щиеся песни, то думаем о том, что судьба соблазнила его, отманила в сторону, отвела от самого главного дара. От того главного, что он все-таки сделал.
Преподаватель: Он создал современную студенчес­кую песню. Он дал своему поколению голос, дал жанр, и с его голоса, с его легкой руки пошло уже повет­рие, и явились менестрели следующих поколений, принцип был распознан, почин подхвачен, создалась тради­ция, артистическая система, оказавшая влияние на поэ­зию и ставшая ее частью.

Слайд 7

Как вы думаете, почему именно Юрий Визбор был и остается одним из самых любимых бардов?
Ответ студента: Пожалуй, потому, что он пел о своей жизни, говорил о том. Что волнует его самого, рассказывал о своем понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своем, а люди узнавали себя. Или не узнавали, но очень хотелось узнать, потому что лирические герои Визбора - люди неординарных мыслей, поступков, чувств, переживаний. 

Звучит аудиозапись песни «Милая моя»
Студент: «Милая моя, солнышко лесное», – мог сказать только Визбор. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с ноткой сожаления о несбывшемся, несостоявшемся счастье. По мысли поэта, любовь, вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее.
Студент: А еще у него есть песня «Ты у меня одна…»,в которой воплотил мечту о единственной любви, о неповторимости встречи двух людей. Это песня о таинстве человеческих отношений, когда для влюбленного «она» становится необходимой, как воздух, вода, красота мира.

Студент исполняет песню «Ты у меня одна…».
Студент: У него замечательная улыбка, мгновенно располагаю­щая к нему.
Душа всякой хорошей компании. Не тамада, не ку­мир, а именно душа. Его обаяние действует само по себе, без усилий. Он не стремится первенствовать, он слушает других, и слышит, и всегда откликается...
Визбор был и остается поэтом, выразителем душевности, судьбы. Нашей судьбы.

Преподаватель: Лучшие авторские песни имеют свой сюжет, свою драматургию, и что очень важно - в них есть открытость, идет рассказ о самом сокровенном, личном. Юрий Визбор не дожил ни до своего первого сборника, ни до первого диска. Официальное признание к нему пришло после смерти. Официальное, после смерти, народное - давным-давно и, кажется, навсегда. 
Преподаватель:


Слайд 8 Я выбираю свободу,

Но не из боя в бой.

Я выбираю свободу

Быть просто самим собой.

 

Это Александр Галич.
Это было время, когда правда была под запретом, но он не мог, да и не хотел молчать.

В своих стихах и песнях протестовал против зла, несправедливости, трусости:

Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду.

А молчальники вышли в начальники,

Потому что молчание – золото!

Промолчи – попадешь в первачи!

Промолчи – попадешь в палачи!

Промолчи, промолчи, промолчи!

Студент: Поэты 60-х несли в своем творчестве социальные и политические вопросы. Авторская песня тех лет вбирала серьезные раздумья о жизни, острые, даже трагические сюжеты. Галич писал о жизни честно, открыто и талантливо, но никогда не был признан официально.

Галич не молчал, и поэтому был вытолкнут за границу. Но во Франции, в Париже, ему жилось ничуть не радостнее любого русского эмигранта. Сердце его, как и героини нашей следующей песни, принадлежало России.

Всю дальнейшую жизнь заветной мечтой Александра Галича было возвращение на родину. Но судьба его оказалась трагичной, мечте не суждено было сбыться.

Студент читает «Когда я вернусь»

 

Когда я вернусь - ты не смейся, - когда я вернусь,

Когда пробегу, не касаясь земли, по февральскому снегу,

По еле заметному следу к теплу и ночлегу,

И, вздрогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь,

Когда я вернусь, о, когда я вернусь...

 

Послушай, послушай - не смейся, - когда я вернусь,

И прямо с вокзал, разделавшись круто с таможней,

И прямо с вокзала в кромешный, ничтожный, раешный

Ворвусь в этот город, которым казнюсь и клянусь,

Когда я вернусь, о, когда я вернусь...

 

Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,

Где с куполом синим не властно соперничать небо,

И ладана запах, как запах приютского хлеба,

Ударит меня и заплещется в сердце моем...

Когда я вернусь... О, когда я вернусь...

 

Когда я вернусь, засвистят в феврале соловьи

Тот старый мотив, тот давнишний, забытый, запетый,

И я упаду, побежденный своею победой,

И ткнусь головою, как в пристань, в колени твои,

Когда я вернусь... А когда я вернусь?

Преподаватель: Со смертью Галича в СССР закончилась целая эпоха. Его песни, зазвучавшие с начала 60-х годов, открыли вход в новое пространство - пространство свободы. Мы, наверное, до сих пор недооценили масштабы его творчества. Как настоящий мастер, Александр Аркадьевич мог предвидеть будущее, предчувствовать перемены. Для целого поколения тексты Галича стали учебником жизни.
Слайд 9

И всё так же, не проще,
Век наш пробует нас:
Можешь выйти на площадь?
Смеешь выйти на площадь,
В тот назначенный час?!
Где стоят по квадрату
В ожиданье полки -
От Синода к Сенату,
Как четыре строки!

 

Студент: "Стихи Александра Галича оказались счастливее его самого: они легально вернулись на родину. Да будет благословенна память об этом удивительном поэте, изгнаннике и страдальце". Булат Окуджава

Звучит песня «Счастье было так возможно»

 

Преподаватель: Слайд 10

И друзей созову,
На любовь свое сердце настрою…
Сколько нежности, доброты и любви в этих строчках! Знаете ли вы, кому они принадлежат?

Студент: Это Булат Шалвович Окуджава - целая эпоха в истории авторской песни. Также один из основоположников жанра авторской песни, можно сказать прародитель.
«Ах, Арбат, мой Арбат! Ты моё призвание» - так сказал об этой улице Булат Шалвович Окуджава. Его семья поселилась здесь, в 1937 году, когда будущему поэту, композитору и сценаристу было тринадцать лет. И, несмотря на то, что Булат Шалвович успел за своё детство пожить и в Грузии, и на Урале, в сердце его Арбат стал образом малой Родины и дома. Арбатская тема в творчестве Окуджавы возродило к жизни старинный жанр – городской романс.

С лёгкой руки Окуджавы Арбат превратился в главный символ Москвы: из улицы решили сделать витрину и в 1982 году превратили её в пешеходную зону с развесистыми фонарями.
Звучит «Песенка об Арбате» в исполнении Окуджавы (2,35мин.)
Студент: Ещё одна тема неожиданно вошла в жизнь поэта и навсегда осталась в
его творчестве. В 1942 году, в возрасте 17 лет Окуджава уходит на фронт добровольцем. Воевал миномётчиком, был ранен. Почти год мотался по госпиталям. Потом – маршевая рота, Новороссийск. Заканчивал войну радистом в тяжёлой артиллерии.

Студент: Разумеется, тема войны увековечена в песнях и стихах Булата Шалвовича, и, пожалуй, самое проникновенное из них стихотворение-песня «До свидания, мальчики».

Два студента читают стихотворение:
Слайд 11

Студент 1: Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат,

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите вы и всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Студент 2:
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала,

Вместо свадеб разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься,

Да зелёные крылья погон,

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идёте войной наугад,

До свидания, девочки, девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

 

Студент: Песни Окуджавы ознаменовали собой целую эпоху, но даже сегодня они не потеряли ни своей остроты, ни своей актуальности. Причина проста: Окуджава был главным сентименталистом авторской песни. Мало чьи песни могут соперничать с его по проникновенности, лиричности, и особенной интимности.

Студент: Окуджаве действительно удается найти ключ к каждому своему слушателю и читателю. Именно этим можно объяснить тот факт, что его песни стали неотъемлемым украшением многих советских фильмов: «Белорусский вокзал»…

Студент 1: «Соломенная шляпка»

Студент 2:«Звезда пленительного счастья»

Студент 3: «Приключения Буратино»

Студент 4:«Белое солнце пустыни»

Студент 4: «Покровские ворота»

Студент 5: Одна из самых известных и самых проникновенных песен Окуджавы – «Грузинская».

 

Студент: Это, в общем, на самом деле не совсем грузинская песня, но она смыкается по символике с грузинским фольклором, и он её так назвал.
Студент: Пожалуй, можно назвать эту песню философской: и о взаимоотношении людей, и о смысле человеческого существования.

Звучит песня «Виноградную косточку в теплую землю зарою» Слайд 12

Студент: Булат Окуджава – один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация. Они неразрывны. Мир его песен – цветной, занятный, полусказочный, игровой: в нем московский муравей создает себе богиню «по образу и духу своему», новогодняя ёлка умирает, как человек, сама Любовь дирижирует оркестром Надежды.
Студент: Такие песни рождаются спонтанно, как желание высказаться, поделиться тем, что наболело, «каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...» Такие песни не пишутся «на потребу», в расчете на сбыт – они рождаются... И в этом смысле «поющаяся поэзия» – искусство глубоко интимное, даже исповедальное. Само собой разумеется, такая песня, адресована далеко не всем и каждому.

Преподаватель: Поэт – исполнитель не должен быть поверхностным, его «творческий плуг» должен задеть самый важный вопрос жизни человека: «зачем он пришёл на эту землю, куда идёт и правильно ли идёт?». Для Булата Окуджавы самый важный вопрос жизни был решён.
Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню авторской, если не будет искренности в самой песне, в её исполнении. Исполнитель должен, прежде всего, открыть и показать духовно богатый, чувственный мир песни. Этим в совершенстве владел – Булат Шалвович Окуджава.
Студент исполняет песню « Давайте восклицать!»

Преподаватель: Об одном из своих соратников Б. Окуджава написал такие строки:

Слайд 13

Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад,

Может, кто намеревается подлить в стихи елея...

А ведь песни не горят, они в воздухе парят.

Чем им делают больнее, тем они сильнее.

 

Вы знаете, о ком написал эти строчки Б. Окуджава?

 

Студент: О Высоц­ком!

Слайд 14

Преподаватель: Кто же он, Владимир Семенович Высоцкий, поэт, актёр, личность?
Студент: Владимир Семёнович Высоц­кий! – один из самых ярких создателей авторской песни. За последние годы ему, пожалуй, нет равных по силе чувств, необычности и искренности. Но прежде всего песни Высоцкого наполнены правдой. Это правда крутых характеров, жизненных ситуаций (то высоких, то нелепых), извечных человеческих проблем, боли и нежности, правды своего времени.

Родился в 1938 году в Москве. Учился в инженерно-строительном институте (ушел с первого курса). В 1960 году закончил школу-студию МХАТа. Работал в столичных театрах – в театре им. Пушкина, театре миниатюр. С 1964 года – в театре на Таганке, где сыграл белее 20 ролей. Много выступал с концертами по всей стране и за рубежом. Участвовал в создании 30 художественных фильмов. Автор около 700 поэтических произведений. В 1987 году удостоен звания лауреата Государственной премии (посмертно).

Студент: Из Постановления правительства: «Присудить Государственную премию за 1987 год Высоцкому Владимиру Семеновичу за создание образа Жиглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен».

Вознесенский назвал его «шансонье всея Руси». Все песни Высоцкого написаны «кровью сердца». Неслучайно первый сборник его стихов назван «Нерв». Высоцкий - поэт 70-х, поэт нового времени.

Преподаватель: Высоцкий всегда и везде был самим собой. И в роли неповторимого капитана Жиглова, и когда в джинсах и свитере задавал себе и нам извечные вопросы принца Гамлета, и когда с гитарой наперевес выходил на сцену. И тогда надрывно, яростно и честно звучали его слова: «Я не люблю»

Звучит песня «Я не люблю»
Слайд 15

Вопросы аудитории.
1) Можно ли считать героя песни человеком, ненавидящим общество?
2) Какие пороки общества перечисляет В. Высоцкий?
3) Согласны ли вы с авторскими принципами нравственности?
4) Присутствует ли здесь эпатаж в прямом смысле этого слова? (нет)
5) Как же можно назвать героя, восстающего против безнравственности? (борец, герой-бунтарь).
3) Актуально ли это произведение сейчас?

Студент: А начинал Высоцкий необычно. Его первыми произведениями были пародии на так называемый блатной фольклор (дворовые песни). Эти песни представляют нам либо уголовников, либо ребят «на грани». Но все-таки многие из них вызывают симпатию. Конечно, этих персонажей положительными не назовешь. Но Высоцкий связывает положительного героя не с безупречной биографией, а только с поступками. Так в его песнях появляется положительный герой отрицательного мира. Герой поднимается выше своей среды. Он искренен, неравнодушен, не способен на подлость.

Студент: Но тот, кто знает только этот жанр, не знает о Высоцком ничего. Е. Евтушенко со свойственной ему прямотой писал тогда: «Интеллигенция поет блатные песни». Жизнь входила в творчество Высоцкого такой, какая она есть. Со всем печальным, веселым, высоким, низким, грубым, страшным и прекрасным. Люди узнавали себя в его балладах, притчах и сатирах. И получается, что говорил и пел он то, что хотели, но не могли сказать самые обыкновенные люди. Пел не только о них, но еще и за них. Он взял смелость выразить насущное.

 

Звучит песня «Если друг оказался вдруг...»


Студент: В творчестве Высоцкого много тем и сюжетов. Но, пожалуй, больше всего военных песен. Этому есть много объяснений. И то, что у него было военное детство, и то, что он сам был сыном военного. Но самое главное, на войне люди полностью раскрываются. Здесь, за полшага от смерти, на грани последнего риска, невозможно солгать. Эти песни написаны на военном материале, но разговор в них идет не только чисто о войне. Песни имеют современную подоплеку. Проблемы, которые были тогда, существуют и сейчас: проблемы надежности, чувства локтя, дружбы и преданности.

Студент исполняет песню «Он не вернулся из боя».

Студент: Высоцкий все чувствовал и все понимал. Он пел о войне, о тяжких временах 37-го, о космонавтах, спортсменах, альпинистах, моряках, пограничниках, летчиках, солдатах, поэтах – он пел о всех и обо всем.

Студент: У Высоцкого есть песни чем-то похожие на роли. Роли никем не написанных и не поставленных пьес. Когда-нибудь они могли появиться на сцене, но Высоцкий не хотел ждать. И потому сочинял их сам, был режиссером и исполнителем. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем делал это так талантливо и убедительно, что многие путали Высоцкого с его персонажами.

Путали - и недоумевали. Путали и восторгались. А Высоцкий снова и снова выходил на сцену, продолжая сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные песни-роли.

Звучит «Бег на длинную дистанцию»

Преподаватель: Но вскоре за скоморошеством и балагурством все яснее стало проступать искусство поэта-профессионала, который от конкретной судьбы приходил к обобщениям.

Вершиной творчества Высоцкого считают обычно «Охоту на волков» и песню «Кони привередливые». В них он выразил суть и драму своей жизни:

Но сегодня опять, как вчера,

Обложили меня, обложили,

Гонят весело на номера…

Слайд 16

Студент: И вновь звучит мотив отчаяния и преодоления. Волк у Высоцкого уходит от мести. И вслед за поэтом мы вдруг понимаем и повторяем:

Да это ж про меня,

Про нас, про всех.

Какие, к черту, волки!

Прорваться, уйти за флажки – это веление времени. «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее»-,просил Высоцкий. А сам промчался по жизни метеоритом, прожив всего 42 года.

Он оставил много разных песен: гениальных, талантливых, противоречивых, шероховатых. Эти песни освещают нам путь в жизни.

Видеозапись Высоцкого «Кони привередливые».

 

 

Преподаватель: Наш урок подходит к концу. .Давайте подытожим всё, о чём сегодня говорили, определим, что же такое   авторская песня?
Слайд 17
Студент: Это музыкальное и литературное лирическое произведение, сочинённое и исполненное самим автором (как правило, под гитару) в присущей ему особой творческой манере.
Студент:

- Авторская песня – это самостоятельное явление нашей отечественной культуры.
- Жанр авторской песни – один из самых массовых видов творчества.
- Авторская песня обладает огромным духовным потенциалом, лечит и исцеляет человеческие души; способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию и становлению личности, учит сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.


А если говорить об актуальности авторской песни ?
Студент: Конечно же, актуальна! И еще много десятилетий будет актуальна!Ведь в ней автор говорит о наболевших темах, своих, друзей, да и страны в целом. Авторская песня учит нас доброте, состраданию, патриотизму, даёт право на утверждение самостоятельной жизненной позиции, своего мироощущения.
Авторская песня имеет начало, она и сейчас продолжает развиваться. Появилось много талантливых бардов: Александр Розенбаум, Сергей Трофимов…


 

Преподаватель: К сожалению, сегодня мы успели прикоснуться к творчеству только некоторых талантливых поэтов-исполнителей.
Песня — лучший способ общения с людьми. Где бы ни звучали авторские песни, язык музыки понимают везде без переводчика. Это и праздник, и серьезный разговор, и немножко театральное представление.


 

Слайд 18

Домашнее задание:
1) Закончить блиц-опрос.
2) Подготовить краткое сообщение о любимом поэте-песеннике.
3) Выучить наизусть стихотворение. Краткий анализ.


Преподаватель: Было бы непростительно, если не скажем несколько слов о Грушинском фестивале – всероссийском фестивале авторской песни имени Валерия Грушина, который проходит ежегодно в первую неделю июля на Федоровских лугах под Самарой, на живописном берегу реки Волги. Здесь собираются тысячи любителей авторской песни не только из России, но и других стран мира.

Что вы знаете об этом фестивале?

Слайд 19
Студент: Фестиваль ведет свою историю с 1968 года. В конце 1960-х годов, когда интерес к авторской песне (которая тогда называлась туристической) в нашей стране резко возрос, идея создания такого фестиваля буквально витала в воздухе. А летом 1967 года произошла трагедия : по время похода на реке Уде (Сибирь), спасая тонущих детей, погиб Валерий Грушин – студент Куйбышевского авиационного института, который был фанатиком туризма и одним из активных пропагандистов туристской песни.
Студент: Инициативная группа предложила в память о своем друге организовать фестиваль, эту идею поддержали многие туристы города. Первый фестиваль туристической песни имени Валерия Грушина прошел 29 сентября 1968 года в Жигулях в Каменной чаше. На нем присутствовало около 600 человек.
Главная сцена фестиваля – гитара, качающаяся на воде

Студент: Но самое главное на фестивале – это все же авторская песня, открытие новых имён. Авторская песня дает людям заряд особого оптимизма, искренности, доброты. Ведь ее никто не заставляет слушать насильно. Она сама притягивает к себе теплотой и искренностью.
Преподаватель: На этой нежной и немного грустной ноте мы закончим сегодняшний урок. Я предлагаю всем вместе исполнить песню, которую по праву можно назвать гимном авторской песни. Эта песня нашего современника Олега Митяева « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Слайд 20
Текст песни лежит у вас на столах.

Слайд 21

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет,
Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись.
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет -
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет -
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

И всё же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Слайд 22

Преподаватель: Благодарю всех за работу, за активное участие, за стихи, за песни, за душевность! Очень хочется видеть всех здоровыми, счастливыми и в хорошем настроении. А потому – сейте добро!
 

Посей добро

Уметь от жизни пользу брать

И жить, её любуясь светом-

Неправильно! Умей отдать,

Что сердцем и огнём согрето.

 

С другими счастье разделить,

Друзьям часть больше предлагая,

Всех окружающих любить,

Себя любовью награждая.

 

Тепла друзьям не пожалей,

Прочь равнодушие из сердца.

Добра желаешь? Срочно сей,

И выйдут люди из младенца.

 

 

 

 


 


 

Список литературы и интернет-ресурсов:

Алексеева И.А.  Я наслушался песен дождя…  Люди и песни  №1. М.:  ШАНС+, 2004.

Макарова Б.О. Я обнимаю всех живых… Воспитание   школьников №4.  М.: Школьная Пресса, 2005.

Сурган В.И. Наполним музыкой сердца. Классный руководитель №2.  М.:   Август-Принт, 2001.

Скуднова И.К. Вечер, посвященный авторской песне.   Воспитание школьников №7. М.: Школьная Пресса, 2004.

Третьякова В.А. На любовь свое сердце настрою. Читаем,  учимся,  играем  №3. М.: Либерия-Бибинформ, 2000.

http://ru.mityaev.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://yanmayzesl.narod.ru


 

18

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.