Авторская программа детского лагеря «Живи, Земля!»

4
0
Материал опубликован 12 June 2017 в группе

Утверждена

Директор школы В.Г.Плахова

Приказ № __ от __ 2017г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 города Кузнецка Пензенской области

ПРОГРАММА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

«Непоседы»

с дневным пребыванием детей

Смена «Живи, Земля!»

Срок реализации : июнь 2017г

Автор программы:

Кузнецова И.А., начальник лагеря

2017 г.

Содержание

Информационная карта программы…………………………………….3

Пояснительная записка ………………………………………………… 7

Планируемые результаты……………………………………………......11

Содержание программы …………………………………………………11

Организационно – педагогические условия реализации программы…13

Система контроля и оценивания результатов…………………………..18

Список литературы и интернет-ресурсов………………………………19

Приложения……………………………………………………………….20

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ гимназии №9

«Непоседы»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Кузнецова И.А.,

начальник лагеря

Контактный телефон, электронный адрес

2-45-92. gimnaziya9.ru

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.)

Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание)

физкультурно-оздоровительная деятельность.

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)

возраст 6-15лет

Краткая аннотация содержания программы

Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Веками человек зависел от природы, сегодня он приобрел такое техническое могущество, что зависимость стала обратной. Это привело к тому, что во многих районах окружающая среда находится на грани разрушения. А поскольку человек остается частью природы, ситуация оказалась угрожающей для него самого. Поэтому мы должны учиться жить по законам природы, взаимодействовать с ней, а не диктовать ей свои условия. В этом заключается смысл программы «Учимся жить по законам природы».

Обоснование актуальности программы

Дети включаются в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные организации, через психологический климат в коллективе.

Предполагаемый социальный эффект программы

Все это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.

Цель программы:

совершенствование экологической культуры, формирование у воспитанников осознанной личной ответственности за состояние окружающей среды в течение лагерной смены и в дальнейшем

Задачи программы:

Организационная

- организовать безопасный активный отдых и оздоровление детей.

Образовательные

- способствовать расширению и углублению краеведческих и экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

- знакомить учащихся с принципами взаимодействия с природой с учетом экологических законов.

3.Развивающая

-развивать творческие и коммуникативные способности и практические умения учащихся;

- способствовать повышению мотивации учащихся к изучению естественных дисциплин через учебно - исследовательскую деятельность;

-развивать экологическую культуру детей, формировать ответственное отношение к природе;

4.Воспитательная

- способствовать формированию творческой инициативы в решении экологических задач и проблем в процессе личного участия в природоохранной деятельности

Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

- дети получают возможность оздоровления и общения друг с другом и окружающей средой;

- дети расширяют свой кругозор, не замыкаясь на базовом школьном образовании;

- у детей проявится интерес к учебно-исследовательской работе,

- у детей повысится мотивация к изучению предметов естественного цикла;

- получат опыт творческой деятельности, проявят творческую инициативу и будут самостоятельно в дальнейшем реализовывать свои проекты

Уровень достижений образовательных результатов будет оцениваться на основе:

- педагогических наблюдений;

- анкетирования детей и родителей в начале и конце смены;

- определения степени активности различных конкурсах, акциях.

Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов реализующих программу

(ФИО, должность и квалификация);

Кузнецова И.А.-учитель начальных классов(высшая);

Миронова Е.А.-учитель начальных классов(высшая);

Абузьярова Т.А.-учитель начальных классов(высшая);

Чуйкина Э.Х.-психолог (высшая);

Баранникова В.Д.-учитель физ.культуры (высшая);

Сипачева А.А.-учитель химии(высшая);

Соколова Е.В.-учитель географии,биологии(высшая);

Пояснительная записка

Живи, Земля, живи, Земля,

и вы поймите, люди:

второй Земли, второй Земли,

второй Земли не будет!

Из тысячи планет

такой зелёной нет!

Из тысячи планет

такой любимой нет!

Вот уже в течение нескольких лет экологическое направление в воспитательной работе гимназии является приоритетным. В гимназии традиционно ежегодно проводятся такие акции как «Школьный двор – моя забота», «Живи, родник», «Чистая вода», «Нет места свалке». Среди учащихся можно выделить целую группу детей, интересующихся естественными науками. Они с интересом занимаются учебно-исследовательской работой по географии, биологии, химии, экологии, входят в состав научного общества учащихся, действующего при образовательном учреждении, работают на пришкольном участке, занимаются цветоводством, принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах по естественным дисциплинам.

Материальная база школы позволяет организовать занятия детей различными видами деятельности.

2017год-год экологии .

Всё это явилось предпосылкой для организации экологической смены лагеря «Непоседы» при МБОУ гимназии №9

Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую деятельность. Лагерь – это хорошая возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.

Развитию у детей чувства причастности к решению экологических проблем, через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в городе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам и нацелена деятельность лагеря.

Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Веками человек зависел от природы, сегодня он приобрел такое техническое могущество, что зависимость стала обратной. Это привело к тому, что во многих районах окружающая среда находится на грани разрушения. А поскольку человек остается частью природы, ситуация оказалась угрожающей для него самого. Поэтому мы должны учиться жить по законам природы, взаимодействовать с ней, а не диктовать ей свои условия. В этом заключается смысл программы «Учимся жить по законам природы».

Актуальность данной программы заключается в том, что дети включаются в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные организации, через психологический климат в коллективе. Все это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.

Также эта программа направлена на оздоровление детей, так как постоянное общение с природой обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции ребят, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Программа решает проблемы занятости подростков в каникулярное время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес на практике.


Программа по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
С целью организации летнего отдыха детей на МБОУ гимназии № 9 организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену принять порядка 90 учащихся. Возраст детей от 7 до 15 лет. Продолжительность смены 21 дней.

 

Цель программы:

совершенствование экологической культуры, формирование у воспитанников осознанной личной ответственности за состояние окружающей среды в течение лагерной смены и в дальнейшем

Задачи программы:

Организационная

- организовать безопасный активный отдых и оздоровление детей.

Образовательные

- способствовать расширению и углублению краеведческих и экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

- знакомить учащихся с принципами взаимодействия с природой с учетом экологических законов.

3.Развивающая

- развивать творческие и коммуникативные способности и практические умения учащихся;

- способствовать повышению мотивации учащихся к изучению естественных дисциплин через учебно - исследовательскую деятельность;

-развивать экологическую культуру детей, формировать ответственное отношение к природе;

4.Воспитательная

- способствовать формированию творческой инициативы в решении экологических задач и проблем в процессе личного участия в природоохранной деятельности

Концептуальные основы. Педагогическая идея программы

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно-эстетическом развитии школьника под воздействием природы. О месте и значении общения ребёнка с природой в системе его образования и воспитания.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребёнка средствами природы подчеркивали великие педагоги – Ж.Ж. Руссо,И. Г. Песталоцци,В.А.Сухомлинский

Выдающиеся русские педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.

«…Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление», - так считал К. Д. Ушинский

В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «…Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает её, проникает мыслью в причинно-следственные связи … . Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира …»

Цель природоохранительного образования неразрывно связана с общими целями нашего общества: формирование высокой культуры поведения человека и его ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности.

Концептуальные основы программы опираются на идеи гуманистической педагогики и психологии. Основная идея экологического лагеря строится на сочетании гуманистического принципа воспитания с деятельностным подходом , т. е. воспитание через деятельность. Учащиеся будут включены в разнообразную деятельность экологического характера: познавательную, ценностно-ориентировочную, художественно-эстетическую и др. Каждый учащийся будет иметь право выбора того или иного вида деятельности, который соответствует его способностям, склонностям, интересам.

Вся деятельность в лагере будет направлена на получение только положительных эмоций. Непринужденность и неформальность отношений в большей степени дадут возможность детям проявить свои личностные качества, формируют навыки сотрудничества. Исследования будут иметь ярко выраженную краеведческую направленность.

В ходе реализации программы экологического лагеря совершенствуется экологическая культура, дети приобретут знания о современном мире, научатся решать локальные экологические проблемы, получат опыт творческой деятельности. Участие в работе лагеря со сменой экологической направленности формирует познавательный интерес к природе, истории и географии родного края, создается система экологических знаний и экологической культуры. Программа предполагает различные формы и методы работы с каждым ребенком, методы работы в малых творческих группах, методики коллективных творческих дел.

Планируемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Содержание программы.
 

В книге Экзюпери «Маленький принц» седьмой планетой его путешествия была непростая планета Земля. Дети должны осмыслить себя частью планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом. Форма смены: «Экологическая экспедиция» 
Отряды: «Юннаты», «Зеленый патруль», «Greenpeace», «Фауна»


Девиз: «Жить по законам природы!»

В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра «Живи, Земля!»

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.

В основу жизни на планете Земля 2037 положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребѐнка.

Участники игры:

Администрация лагеря, вожатые, воспитатели, дети, и иные педагогические работники-пришельцы с планеты Земля 2017

Сюжет

На маленькую планету Земля 2037,на которой произошли катаклизмы, высаживаются участники смены (команды пришельцев-искателей) Отважным искателям приключений предстоит не только бороться за выживание, но и ежедневно собирать заколдованные камни, которыми богата планета.

Для того чтобы стать обладателем камней(снять заклятие), надо побеждать в трудных и опасных испытаниях(творческие, интеллектуальные, познавательные задания). Та команда, которая за время нахождения на планете наберѐт больше всех камней(спасет Землю2037), становится победителем

Пользуясь картой планеты Земля2037 (карта вывешивается в первый день смены в холле), дети начнут бороться за «выживание» на планете, попытаются найти разумные выходы из предложенных ситуаций.

Пройденный путь отмечается на ней разными цветочками. Каждый отряды ведѐт свой путевой дневник, куда заносят, зарисовывают, вклеивают всѐ самое интересное, с чем встречаются во время испытаний.

Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.

Ребята участвуют в «постройке» своего научного жилища. Каждый отряд придумывает название, девиз, символику и создаѐт свой «Путевой дневник». Так же выбирают капитана. Включение в игру и еѐ поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, тайные знаки.

Притча

Давным-давно в старые - стародавние времена жили на нашей Планете Земля 2017 великие Творцы-Созидатели: Воздух, Вода, Огонь и Земля. Жили они дружно и никогда не ссорились.
Каждый день на небе вставало Солнце. Просыпалось оно медленно и, не спеша, тянуло свои длинные тёплые лучи к людям, словно ласкало каждого и вдохновляло на добрые дела.
Земля щедро благодарила Жителей Планеты. Каждый год дарила им богатый урожай, ведь они были бережными, рачительными хозяевами земли, на которой жили.
Вода поила Землю. Она несла свои чистые прозрачные воды так далеко и глубоко, что каждая травинка, каждое деревце на Планете были умыты и зеленели под ласковыми лучами доброго Солнца, а лёгкий ветерок нежно приклонял их макушки в знак благодарности.
Огонь давал Людям тепло и свет. Помогал утолить их голод. В каждом доме горел и не угасал очаг, собирая вокруг себя близких и родных людей. Стол ломился от обилия и разнообразия пищи.
Жители Планеты привыкли к тому, что их жизнь течёт размеренно и спокойно. У них было всё, что могла дать им Благодатная Природа: чистый Воздух, плодородные Земли, полноводные Реки, Тепло семейного очага. 
В лесу водилось множество зверей и птиц, они наполняли всю округу радостным шорохом и пением. В реках и морях плескалась рыба, сверкая разноцветной чешуёй под лучами игривого Солнца. В воздухе порхали бабочки, они кружились над полями и лугами, будто исполняли бесконечный танец любви, наполняя этот Мир красотой и счастьем.
Но однажды Человек возомнил себя Владыкой Земли, Солнца и Воды! Я – Повелитель и Укротитель Огня!
Всё исчезло с «лица Земли». Вместе с ними в один миг растворилась и вся необыкновенная красота, наполнявшая эту Планету. Солнце обиделось, что не осталось красок и нечему больше играть и переливаться под его лучезарным светом. Оно раскалило свои лучи до красна, они иссушили реки и моря, нечем стало напоить Землю. Деревья сбросили свой зелёный наряд, пожухли травы и цветы, прочь ушли звери, улетели в далёкие края птицы. 
Огонь выжигал на своем пути всё. Земля трескала, стала похожа на безжизненное поле с огромными грудами мусора, здания превратились пыль и обломки, появились бы насекомые-гиганты и т.д.

Вывод, к которому дети приходят к концу смены,что надо защищать свою Планету! Только Человек может разрушить всё и сразу, и только сам Человек может всё это исправить!!!
Так давайте оставаться Людьми, попробуем сохранить нашу Планету, чтобы в один момент не остаться жить среди бездушных камней под лучами испепеляющего солнца!

Мир сегодня –это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.
В программе «Живи, Земля» главное внимание уделено двум направлениям:
- закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;
- развитие навыков исследовательской (познавательной) деятельности в области экологии и охраны природы.

В период лагерной смены будет организована работа по следующим направлениям:

образовательная деятельность под девизом «Хочу все знать!»;

экологическая деятельность под девизом «Будь Человеком, человек!»;

исследовательская деятельность под девизом «Познай тайны природы»;

практическая деятельность под девизом «Войди в мир природы другом»;

культурно - досуговая деятельность под девизом «Как прекрасен этот мир»;

спортивно - оздоровительная деятельность под девизом «От экологии природы - к экологии человека»;

информационная деятельность под девизом «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут...»

социальное партнерство под девизом «Встретиться вместе - удача, сотрудничать вместе - успех!»

Мероприятия лагерной смены проводятся в классных кабинетах, в спортзале школы, на школьной площадке, на школьном стадионе, в школьном саду и на цветнике, в лесу, на пересеченной местности в окрестностях города, в Доме культуры, на улицах города.


 

Каждый день смены будет иметь свое название, которое отразить направления работ ребят.

Программой предусмотрено:

Организационно – педагогическая деятельность:

Комплектование штата лагеря кадрами.

Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей.

Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся.

Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей.

Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

Оздоровительная работа

  Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль над состоянием здоровья детей.

Утренняя гимнастика.

Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей.

Принятие солнечных и воздушных ванн.

Организация пешеходных экскурсий.

Организация здорового питания детей.

Организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр.

Городские культурно – массовые и спортивные мероприятия.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

  Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

КТД «Давайте познакомимся!»;

Коммуникативные игры на знакомство;

Игры на сплочение коллектива.

Работа по развитию творческих способностей детей

Коллективно – творческие дела:

Открытие пришкольного лагеря «Непоседы», «Здравствуй, лето красное!», с представлением отрядов в развлекательной форме.

Оформление отрядных уголков и стенных газет.

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!».

Игра-викторина «Кто правильно ест – тот здоровым растёт».

Просмотр фильмов в ТЦ«Гулливер».

Экологическая игра «Тропа испытаний».

Выставка рисунков и поделок.

Городские культурно – массовые мероприятия.

Работа по привитию навыков самоуправления

Выявление лидеров, генераторов идей;

Распределение обязанностей в отряде;

Закрепление ответственных по различным видам поручений;

Дежурство по игровым комнатам.

Организация общественно - полезной работы с детьми (помощь детским садам по уборке территорий; игры с детьми детского сада на прогулке)

Работа по  нравственно – патриотическому воспитанию детей

Конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т. д.);

Библиотечный час. Беседа «Природа моего края».

Экскурсия в краеведческий музей.

Игра по станциям «Наши права и обязанности».

Профилактические мероприятия

и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи для детей:

«Правила пожарной безопасности».

«Правила поведения детей при прогулках и походах».

«Правила при поездках в автотранспорте».

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

«Правила дорожного движения».

 Беседы, проводимые медицинским работником:

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

«Мой рост, мой вес».

«Как беречь глаза?».

«О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя».

 Беседы, мероприятия:

- Профилактика противопожарной безопасности: экскурсия в пожарную часть города;

- Профилактика ПДД. Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение».

Организационно – педагогические условия реализации программы

Механизм реализации программы.

Программа реализуется в оздоровительном лагере «Непоседы» при МБОУ гимназии №9
Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.
Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.

Методическое обеспечение.

Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

Должностные инструкции всех участников процесса.

Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

Проведение ежедневных планёрок.

Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов

 

Сроки реализации.

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (июнь). Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, из бюджетного финансирования.

 

В реализации программы участвуют:

Педагог-организатор;

Педагог-психолог;

Педагоги дополнительного образования;

Учителя

Вожатые (учащиеся старших классов);

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один учитель и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни.

Педагогические условия.

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

Организация различных видов деятельности.

Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

Создание ситуации успеха.

Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

Материалы для оформления и творчества детей.

Наличие канцелярских принадлежностей.

Аудиоматериалы и видеотехника.

Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Список литературы

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 N 09-260 "О Методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)";

Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации  досуга детей  (приложение № 2 к письму Минобрнауки России  от 14 апреля 2011 г. № мд-463/06); 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;

Программа реализации воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях;

Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Таран Ю.Н. Программа деятельности детского оздоровительного лагеря. – Челябинск, 1999.

Шаульская Н. А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. - Ярославль, Академия развития, 2008.

Сценарии праздников в начальной и средней школе / авт.-сост. Н. Б. Шешко. - Минск: Соврем, шк., 2006.

С игрой круглый год в школе и на каникулах / М. С. Коган. - 3-е изд., Новосибирск: Сиб. унив. изд.-во, 2006.

Григоренко Ю. Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. Изд. 2-ое. - М. Пед. общество России, 2003.

Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. - М.: ЦГЛ,2003.

Арсенина Е. М. Возьми с собою в лагерь...- Волгоград:Учитель, 2007.

Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга педагога - организатора (авт.-сост. В. И. Руденко, Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

«Вожатый века», ежеквартальный общественно-педагогический журнал, №3(22), осень 2006.

Соколова Л. А. Сценарии веселых праздников для детей от 2 до 12 лет. - Новосибирск, Сиб. универ. изд.-во,2007.

http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php

Приложение 1

План мероприятий

Дата

Мероприятие

1.

1 июня

«Планета встречает гостей»

Линейка. Зарядка.

1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе».

2. Беседа «Береги свою жизнь» (инструктаж по ТБ, ПДД, пропаганды противопожарных знаний, антитеррор). Ознакомление с правилами внутреннего распорядка лагеря.

Праздник «День защиты детей» Конкурс рисунков на асфальте «Как прекрасен этот мир»;

Линейка.

2.

2 июня

«Экран цвета неба»

Линейка. Зарядка.

Диагностика здоровья (вес и рост учащихся вначале смены). Практическая деятельность под девизом «Войди в мир природы другом»;

Посещение ТЦ «Гулливер»,просмотр фильма

История советского кино (просмотр фильма с младшими школьниками «Финист Ясный Сокол» или «Морозко» - беседа о добре и зле)

«О, спорт - ты мир» - спортивное мероприятие.

Линейка.

3.

3 июня

« День юного туриста»

Минутка здоровья как ухаживать за зубами.

Игра-викторина «Кто правильно ест – тот здоровым растёт».

Соревнование « Ориентирование по карте местности».

Экскурсия в парк.

Беседа «Нельзя изучать природу только по книжкам, нужно 
наблюдать ее!»

4.

5 июня

«Наша матушка Земля»

Линейка. Зарядка.

Всемирный день охраны окружающей среды. Библиотечный экотур в городскую библиотеку им.Н.А.Радищева

Экологическая калейдоскоп «Зеленый мир»

Выпуск плаката «Защитим планету!»

Линейка.

5.

6 июня

«Люблю тебя, природа, в любое время года»

Линейка. Зарядка.

Пушкинский день России

«Путешествие по станциям жизни и творчества поэта»

а) викторина по произведениям Пушкина;

б) конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина;

Линейка.

Спортивный час. Посещение бассейна «Нептун»

Линейка.

6.

7 июня

«Природа-творец»

Линейка. Зарядка.«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Викторина «Знатоки природы»

«Сила природы» - спортивный турнир

«Я люблю тебя ,Кузнецк» - лучший рисунок

Концертная программа «Тебе природа посвящаю» Линейка.

7.

8 июня

«По страницам Красной книги»

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Экскурсия «Зелёная аптека».

Легенды о лекарственных травах.

Игра «Сладкое дерево»

Шашечный турнир «Вперед, шашисты».

Линейка.

8.

9 июня

«Будь человеком человек»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Экологическая акция «Из мусорной кучки-классные штучки»(уборка территории гимназии).

Веселые старты.

«Тайны неизведанной тропы».(поход).

Шахматный турнир «Вперед, шахматисты».

Линейка.

 

9.

10 июня

Линейка. Зарядка.

Спортивная эстафета.

Беседа фельдшера о здоровье «Профилактические прививки - «За» или «Против»? и «Чем опасны клещи»

Беседа о здоровом образе жизни, выпуск санитарного листа.

Исследовательская деятельность под девизом «Познай тайны природы»;

Линейка.

10.

12 июня

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Торжественная линейка «Русь, Россия Родина моя».

«Родные просторы» - рисование на природе, сочинение стихотворных строк.

Оформление выставки, конкурс чтецов.

Линейка.

11.

13 июня

Эко-театр

Линейка. Зарядка.

Просмотр спектакля ТЮЗ г.Пенза

Создание театральных постановок

Катание на лошадях. Линейка.

12.

14 июня

«Пернатые друзья»

Линейка. Зарядка.

«О чем говорят птицы» - викторина, акция – минута тишины.

«Птичьи бега» - спортивное мероприятие

Операция «Птичкин дом».

«Соловьиная трель» - музыкальный конкурс. Линейка.

13.

15 июня

«Ловцы ветра»

(всемирный день ветра)

Линейка. Зарядка.

«Спроси у ветра» - викторина

Спортивное мероприятие «Быстрее ветра».

Конкурс ветряков (поделки вертушек из подручных материалов, изготовление змей, ветряных колокольчиков) – «Лучшая песня ветра». Линейка.

Мероприятие «Роза ветров», конкурс «Танец ветра» Линейка.

14.

16 июня

«Семик» (зеленые святки)

Линейка. Зарядка.

«Сила трав» - изучение лекарственных трав, заочный сбор трав по отрядам.

Спортивный турнир по пионерболу.

«Приглашаем к нам на чай» - конкурс на лучший рецепт чая, реклама своего рецепта.

Конкурсная программа «Венок здоровья»

Линейка

15.

17 июня

«Царство Водолея»

Линейка. Зарядка.

Турнир на воде. Посещение Бассейна «Нептун»

Конкурс на лучший венок.

Конкурсная программа «Мисс и мистер Планеты Земля 2037 »

Линейка.

16.

19 июня

Троица (праздник березы)

Линейка. Зарядка.

Хороводы вокруг березки, игры в кругу.

Подвижные игры.

Викторина «Русская березка». Конкурс поделок из бересты.

Потехи «Во поле береза стояла».

Линейка.

17.

20 июня

День Нептуна

Подготовка праздника (распределение ролей по сценарию, подготовка сюрпризов от отрядов)

Проведение праздника День Нептуна

Посещение бассейна- «водные забавы» - игры на воде

« Море волнуется раз…» - посиделки.

Линейка.

18.

21 июня

«Рождение грома»

Линейка. Зарядка.

Конкурс «Самые громогласные» -конкурс кричалок
«Грозовые ворота»-футбол

Конкурс на лучший рисунок.

Музыкальная капель «Лучшая отрядная песня». Линейка.

19.

22 июня

«Ах, если б не было войны»»

4.00 – Линейка. Зарядка. акция «Венок траура»

Митинг, посвященный началу ВОВ

Спортивный турнир «Дорогами победы».

просмотр фильма «Офицеры» -знакомство с историей создания фильма.

«Ах, если б не было войны» - концертная программа.. Линейка.

20.

23 июня

«Олимпийский день»

Линейка. Зарядка. «Малые интеллектуальные игры» - эстафета

Олимпийские игры на острове Возрождения

Конкурс спортивных кричалок.

Конкурсная программа «Зажги олимпийский огонь» Линейка.

21.

24 июня

«День Солнца»

Линейка. Зарядка.

Диагностика - анкета «Как мы жили»

Праздничное закрытие лагеря .

Просмотр фото и видеосюжетов.

Подведение итогов работы лагеря.

Закрытие лагеря.

Приложение 2

ТЕСТ

на определение уровня готовности воспитанников к выполнению

экологически значимых видов деятельности

Какие виды дел являются для тебя

5) самыми интересными

4) очень интересными

3) в значительной степени интересными

2) мало интересными

1) наименее интересными

Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:

чтение, книг, журналов, газет на экологическую тему;

просмотр и обсуждение телепередач, кинофильмов на экологическую тему;

участие в экологических викторинах, олимпиадах, конкурсах

сбор и проверка народных примет, наблюдения за явлениями природы;

сбор материала о природе родного края, наблюдение за ростом и развитием комнатных растений;

сбор материала о животном мире, наблюдение за повадками домашних животных;

сбор материала о птицах родного края, наблюдение за их жизнью;

сбор материала об обитателях водоемов, наблюдение за аквариумными рыбками;

сбор материала о реках, озерах, других водных источниках родного края;

очистка улиц, парков, скверов, пришкольного участка от загрязнения;

охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц;

охрана диких животных (подкормка их);

охрана леса (расчистка леса от сушняка, мусора);

охрана водных источников (очистка родников, берегов рек от загрязнений);

озеленение территории школы, улицы, города, села;

сбор семян лекарственных растений и их посадка;

посадка деревьев, кустарников и уход за ними возле своего дома, дачи;

закладка и уход за цветником возле своего дома, на даче;

выступление перед сверстниками на экологическую тему;

оформление выставок книг, рисунков, фотографий о природе;

выпуск газет, журналов на экологическую тему;

создание поделок из природного материала;

фотографирование;

участие в концертах, спектаклях на экологическую тему;

участие в конкурсах плакатов, рисунков на экологическую тему.

Песня лагеря

1. В один из летних дней ,

тех дней, что не забыть,

наедине со всеми

хотелось бы побыть, хотелось бы побыть,

наедине со всеми

хотел бы я побыть...

ПРИПЕВ:

Живи, Земля, живи, Земля,

 

и вы поймите, люди:

второй Земли, второй Земли,

второй Земли не будет

Из тысячи планет

такой зелёной нет!

Из тысячи планет

такой любимой нет!

2.Окинув взором Землю,

глядим в судьбы экран,

наедине со всеми,

как с болью прошлых ран, как с болью прошлых ран,

наедине со всеми,

как с болью прошлых ран...

ПРИПЕВ:

 

Живи, Земля, живи, Земля,

и вы поймите, люди:

второй Земли, второй Земли,

второй Земли не будет!

Из тысячи планет

такой зелёной нет!

Из тысячи планет

такой любимой нет!

3.Мир ждёт тепла и света,

и счастливы друзья,

наедине со всеми

сказать: "Живи, Земля!", сказать: "Живи, Земля!",

наедине со всеми

сказать: "Живи, Земля!"

 

Утвержден

Директор школы В.Г.Плахова

РЕЖИМ работы лагеря «НЕПОСЕДЫ»

8.30 - 9.00-   встреча детей «Мы вам рады».

9.00 - 9.15 -  утренняя зарядка «Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!».

9.15 – 10.00  -  завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!».

10.00 – 12.00 – работа по плану отрядов, общественно – полезный труд.

Кто куда …Кто в поход,

Кто на цветник, кто в огород.

Мы же в лес идем все вместе,

Ничего нет интересней.

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке искупайся,

Раз пришел веселья час,

То играют все у нас!.

12.00- 13.30 – прогулки, игры, мероприятия. «Вместе с отрядом сил не жалей - пой, танцуй, рисуй и клей».

13.30 – 13.45 – операция «Уют» «Надо в порядок всё привести, в классе убрать и пол подмести».

13.45 – 14.30 – обед «Время обеда настало и вот, отряд за отрядом в столовую идет».

14.30 – роспуск детей по домам «До свидания, до новых встреч!»

30

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.