Авторская программа элективного учебного предмета для 10 класса «Культура устной и письменной речи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Чемерновская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
"КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ"
ДЛЯ 10 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Цыбанова Ирина Викторовна.
2016 год
Пояснительная записка
Данный элективный учебный предмет предназначен для учащихся 10 класса, введен в соответствии с учебным планом школы, на основании заявлений учащихся, анкетирования учащихся, собеседования с родителями.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089); примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цели элективного курса «Культура письменной и устной речи»: повышение грамотности учащихся; расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора; развитие коммуникативных способностей учащихся, развитие интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию; привлечение учащихся к исследовательско-экспериментальным способам в познавательном процессе.
Элективный курс «Культура письменной и устной» построен с учетом принципов системности, научности, доступности, преемственности, имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- углубление теоретических представлений обучающихся о базовых филологических категориях через составление целостного представления о проблемах культуры речи и стилистики русского языка;
- изучение норм русского литературного языка;
- выработка навыка правильного употребления литературных норм русского языка;
- активизация творческой активности учащихся;
- овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- активизация работы со справочной литературой, в том числе лингвистическими словарями и Интернет- ресурсами;
- развитие мышления, памяти, эмоциональной сферы, эстетического вкуса обучающихся;
- воспитание вежливого и тактичного собеседника и культурного читателя;
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа.
Актуальность программы заключается в том, что культура речи – это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного, культура речи – это самостоятельная лингвистическая дисциплина.
Основные организационные формы проведения занятий: практикумы, мини-лекции, творческие занятия, дискуссия, проектная деятельность, тест.
Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.
Средства отслеживания динамики интереса учащихся к курсу: технология проведения практических занятий, методика лекционно-практических занятий элективного курса предполагает использование различных форм контроля: самоконтроль, текущий, рейтинговый, итоговый и т.п.
Формы и виды контроля. Работа по программе предполагает различные виды и формы контроля: доклады, презентация, проекты, редактирование литературного текста, создание текстов разных стилей и жанров, тесты.
Место предмета в учебном плане. Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает из компонента ОУ 34 часа (из расчета 1 час в неделю) на расширение и углубление предмета.
Программой предусмотрено следующее количество контрольных и творческих работ:
Проверочная работа – 1ч.
Творческая работа (составление текста) – 1ч.
Тест – 1 ч.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название тем курса |
Количество часов |
1 |
Раздел I. «Культура речи. Нормы русского языка» |
19 часа (1ч.КР -проверочная работа) |
2 |
Раздел II. «Стилистика русского языка и коммуникативные качества речи» |
7 часов (1ч Р.р. – творческая работа) |
3 |
Раздел III. «Многоаспектный анализ текста» |
15 часов (1 ч. КР – тест) |
Итого |
34 часов |
Содержание элективного учебного предмета
Раздел 1. «Культура речи. Нормы русского языка» ( 19 ч.)
Понятие литературного языка. Языковая норма, ее признаки. Ударение в русском языке. Основные нормы произношения в русском языке (основные нормы современного литературного произношения). Основные нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов.
Правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных. Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. Склонение и правописание имён числительных.
Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. Словообразовательные модели.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Раздел 2. «Стилистика русского языка и коммуникативные качества речи» (7 ч.)
Стили речи. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение стиля. Сфера употребления. Языковые приметы. Культура стиля. Стилистическая уместность употребления слов. Основные коммуникативные качества идеальных текстов: точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи.
Раздел 3. «Многоаспектный анализ текста» (8 ч.)
Текст. Типы речи. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте. Различные виды анализа текста (смысловой, типологический, лексический, языковой). Определение типа связи слов в словосочетании, типа односоставных предложений, вида сложного предложения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: слово, словесность, строй языка, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
при информационно-смысловой переработке текста в процессе чтения и аудирования:
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку и литературе;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
при создании устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
при анализе текста и языковых единиц:
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
при соблюдении языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ заня-тия в теме |
Тема занятия |
Кол-во ча-сов |
Дата |
Примечание |
|
План. |
Факт. |
|||||
Культура речи. Нормы русского языка ( 19 ч.) |
||||||
1 |
1 |
Введение. Основы культуры речи и стилистики |
1 |
|||
2 |
2 |
Нормы русского литературного языка. Акцентологические нормы |
1 |
|||
3 |
3 |
Лексические нормы |
1 |
|||
4 |
4 |
Лексические нормы. Нарушение лексических норм как речевая ошибка |
1 |
|||
5 |
5 |
Лексический анализ текста |
1 |
|||
6 |
6 |
Словообразовательные нормы русского языка |
1 |
|||
7 |
7 |
Грамматические (морфологические) нормы русского языка |
1 |
|||
8 |
8 |
Грамматические (синтаксические) нормы русского языка |
1 |
|||
9 |
9 |
Работа с микротекстом: речь и грамматика |
1 |
|||
10 |
10 |
Орфографические нормы |
1 |
|||
11 |
11 |
Орфографические нормы. Трудные случаи орфографии |
1 |
|||
12 |
12 |
Орфографические нормы. Трудные случаи орфографии |
1 |
|||
13 |
13 |
Орфографические нормы. Анализ текста. Проверочная работа |
1 |
|||
14 |
14 |
Синтаксические нормы русского языка |
1 |
|||
15 |
15 |
Синтаксические нормы. Фигуры речи |
1 |
|||
16 |
16 |
Пунктуационные нормы простого предложения |
1 |
|||
17 |
17 |
Пунктуационные нормы сложного предложения |
1 |
|||
18 |
18 |
Пунктуационные нормы: трудные случаи |
1 |
|||
19 |
19 |
Синтаксический и пунктуационный анализ текста |
1 |
|||
Стилистика русского языка и коммуникативные качества речи (7 ч.) |
||||||
20 |
1 |
Стилистически окрашенные языковые средства |
1 |
|||
21 |
2 |
Стилистические нормы |
1 |
|||
22 |
3 |
Функциональные стили речи |
1 |
|||
23 |
4 |
Функциональные стили речи |
1 |
|||
24 |
5 |
Стилистический анализ текста |
1 |
|||
25 |
6 |
Коммуникативные качества речи |
1 |
|||
26 |
7 |
Творческая работа по составлению текста |
1 |
|||
Многоаспектный анализ текста (8 ч.) |
||||||
27 |
1 |
Выделение основной и дополнительной информации в тексте |
1 |
|||
28 |
2 |
Смысловой анализ текста |
1 |
|||
29 |
3 |
Типологический анализ текста |
1 |
|||
30 |
4 |
Языковой анализ текста |
1 |
|||
31 |
5 |
Средства связи предложений в тексте. Тест |
1 |
|||
32 |
6 |
Фонетические средства выразительности в тексте |
1 |
|||
33 |
7 |
Лексические средства выразительности в тексте |
1 |
|||
34 |
8 |
Подведение итогов |
1 |
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2012.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» (авторы А.Д.Дейкина, Т.М. Пахнова) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. – М.: Вербум-М, 2012.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку.
Мультимедийные пособия
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Диск «Репетитор по русскому языку. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Диск «Русский язык.5-11 классы. Справочник школьника».
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
«Фраза»: Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Электронные образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru/
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе.
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU».
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания).
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации.
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе.
Дистанционное образование
www.ode.ru/ – Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ
http://de.msu.ru/course/list?category=2/ – Дистанционные подготовительные курсы МГУ
http://russ.olymp.mioo.ru/ – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)
http://abiturcenter.ru/kursy/index_n.php?topic=kurs_zao/– Заочные подготовительные курсы УНЦ ДО МГУ (литература, русский язык)
Список литературы
Купина Н.А. Основы стилистики и культуры речи: Практикум для студентов-филологов/ Н.А.Купина, О.А. Михайлова – М.: Флинта: Наука, 2004.
Маслов В.Г. Культура русской речи. Учебное пособие. – М.: Флинта , Наука, 2010.
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие– Ростов н/Д: Легион-М, 2009.
Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/ Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Д.Э.Розенталь; под ред. И.Б.Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2012 (электронная версия).
Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка/ Н.Н.Соловьева. – М.: Оникс, Мир и Образование ,2008 (электронная версия).
Приложение №1
Дидактический материал к занятию № 6.
План словообразовательного анализа
1.У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.
2.К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.
Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен < спорт, во-первых < первый и т. п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: невесело < весело (приставочный способ образования) и невесело < невеселый (суффиксальный способ образования), перевоспитание < перевоспитать (суффиксальный способ образования) и перевоспитание < воспитание (приставочный способ образования).
3.Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний - весна, невесело - весело, собкор - собственный корреспондент, диван-кровать - диван, кровать.
4.Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик < под березой.
5.Определяется способ образования слова.
2. Задания для закрепления материала
1. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
1) Тесный теснить притеснить ... притеснительница;
2) шнур шнуровать зашнуровать ... зашнуровывание;
3) страховать перестраховать ... перестраховочный.
2. Объедините слова в словообразовательные цепочки.
Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.
3. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье
Приложение №2
Карточка для самоконтроля по теме «Грамматические (морфологические) нормы»
1. Образуйте повелительное наклонение от следующих глаголов.
Выставить, ехать, поехать, положить, класть, гнить, стереть, мочь, видеть, захотеть, хотеть.
2. Отметьте правильные формы глаголов
Удостаивать, рассосредотачивать, подытаживать, растамаживать, сосредоточивать, оспоривать, застраивать, приурочивать, обезбаливать, отсрочивать.
3.Выберите правильные формы.
Ложи, клади, наклади, положь, поклади, накладывай, положи, выложь, выклади, выложи.
4.Отметьте предложения, в которых есть ошибки в образовании причастий.
1. На дне банки оставалось скиснувшее молоко. 2. Мы смотрели на постепенно гасший костер. 3. Тепло печки приятно грело озябнувшие руки. 4. Его одрябшая кожа вызывала отвращение. 5. Путник снял промокнувшую одежду. 6. За дверью скулил продрогший щенок. 7. Ослепнувший от яркого света, лыжник надел очки. 8. Погрязший во лжи, Сеня смахнул слезы. 9. Она посмотрела на сына, дрыхшего на кровати. 10. Докладчик, оглохший от криков, невольно попятился.
5.Найдите и исправьте ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм.
1. Провожающие стоят на перроне, махают вслед уходящему поезду. 2. Я всегда ложу на место. 3. Броя щеку, он продолжал говорить. 4. Колыхающийся на ветру тростник издавал приятные звуки. 5. Внизу собрались люди, жаждающие зрелищ. 6. Участников программы, выдержащих испытания, ожидают призы. 7. Археологами были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы лет назад. 8. Власти видят выход в принятии актов, позволяющих регионам вести самостоятельную экономическую политику. 9. Магазин предлагает приобрести эксклюзивные модели, украсившие бы ваш дом. 10. Прилипнувшие волосы лезли в глаза. 11. Кровельщик, покроющий крышу, заболел. 12. В команду включат спортсменов, сумеющих победить. 13. Охраняющиеся лоси не боятся людей. 14. Я убралась в квартире. 15. Очищающиеся машинами железнодорожные пути.
6. Исправьте ошибки в предложенных фрагментах учебно-научных текстов (неправильное употребление предлогов, выбор падежа).
Из-за несовместимости отечественного бухгалтерского учета зарубежному в нашей стране используются почти исключительно отечественные бухгалтерские программы.
Принятие гипотезы о молекулярной структуре пространства позволит экспериментально исследовать истинную размерность физического пространства и возможностей его изменения.
Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения, чтобы быть способным рассмотреть по возможности больше число реакций.
Она ответственна взаимодействием подсистем всех уровней в процессе работы, строит план вычислений, управляет решением задач и обеспечивает сопряжение данных.
Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «Монтажный стол» можно использовать тогда, где необходимо подготовить какие-либо файлы в формате RTF для Windows.
7. Тест
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. КЛАДИ на стол ПЯТЬСОТЫЙ заказ пара САПОГ БЛИЖАЙШАЯ станция наши ИНЖЕНЕРЫ
2. СТРИЖЁТ клиентов ПЯТЬСОТЫЙ заказ две пары БОТИНОК БЛИЖАЙШАЯ станция
нет ВРЕМЕНИ
3. ШЕСТИСТАМИ учебниками ПОЕЗЖАЙ вперёд спелых АБРИКОСОВ ТОНЬШЕ нитки
через ПОЛТОРА месяца
4. вкусные ТОРТЫ посмотрел более СТРОЖЕ ПОПРОБУЕМ помочь не ЕЗДИТЕ быстро
ЧЕТВЕРО учеников
5. поднялся более ВЫШЕ ПОЕЗЖАЙ вперёд ЧЕТВЕРО саней ПОПРОБУЕМ решить нет ВРЕМЕНИ
6. у ИХ сестры пить из БЛЮДЕЦ нет САПОГОВ ещё БОГАЧЕ ТРОЕ друзей
Морфологические нормы (справочные материалы для организации взаимообучения)
Формы имен существительных
1. Категория рода:
- к мужскому роду относят : ботинок, банкнот, зал, георгин, жираф, корректив, картофель, лебедь, погон, путь, рельс, рояль, толь, тюль;
-к женскому роду – бакенбарда, бандероль, вуаль, заусеница, манжета, плацкарта, прорубь, туфля, тапка;
-к среднему роду - повидло, щупальце.
- существительные с суффиксами субъективной оценки (-ышк, -ишк, -ушк, -юшк, -ищ): сынишка, коровушка, хозяюшка, ручища, голосище, пальтишко – сохраняют род того слова, к которому присоединяется суффикс;
- род несклоняемых существительных:
= неодушевленные существительные обычно относят к среднему роду: алоэ, кашне, какао, такси, пианино, джерси, радио; алоэ, пальто, такси, какао, пианино, попурри, эскимо, джерси, желе, жюри, ландо, кашне, кимоно, пюре, рагу, радио и т.д. ;
= в ряде слов род определяется по стержневому слову: салями – ж.р.(колбаса), кольраби - ж.р. (капуста), хинди – м.р. (ветер); авеню – - ж.р.(улица);
= названия животных и птиц относятся к мужскому роду – какаду, пони, фламинго, кенгуру, динго, жако, зебу (искл.: иваси – сельдь, цеце –муха), названия животных могут употребляться и как слова женского рода, если в тексте есть указание на то, что это самка: кенгуру кормила детеныша.
- У буквенных аббревиатур (сложносокращенные слова, читаемые по названиям букв) род связан с их морфологической формой, определяемым словом.
2. Падежные формы:
- ов (-ев) |
Нулевое окончание |
- ей |
Парные предметы: |
Слова м.р. с основой на мягкий согласный и шипящий, среднего рода |
|
Носков, рельсов |
сапог, чулок, шаровар, шорт, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок |
Полей, морей, мужей ,очей, будней, яслей, ходулей, коленей, граблей, гуслей |
Название национальности (с основой на - Н, - Р), |
||
Якутов, арабов, монголов, таджиков, узбеков, калмыков, бушменов; |
территориальная принадлежность: грузин, армян, румын, туркмен, южан, осетин, лезгин, цыган, горожан; бурят, болгар, турок |
|
Воинские подразделения: |
||
МИНЕРОВ, САПЕРОВ |
солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан. НО: При обозначении отдельных лиц — окончание -ов: двух гусаров, гардемаринов |
|
Единицы измерения: |
||
килограммов, граммов, микронов, гектаров |
ватт, вольт, ампер |
|
Фрукты, овощи: |
||
помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, |
яблок, дынь, слив |
|
платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев. |
полотенец, башен, басен, зеркалец, щупалец, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, барышень, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь; Запомнить: вафель, кочерег, оглобель, розог, сплетен, свечей (но: игра не стоит свеч), простынь, барышень , кухонь |
3. Фамилии
- русские фамилии на –ОВ, -ЕВ, -ИН, -ЫН склоняются; русские фамилии на –ин, –ов в творительном падеже имеют окончание –ым: Калининым, Ростовым; иноязычные имеют окончание - ОМ: Дарвином;
- русские и иноязычные фамилии, заканчивающиеся на согласный звук, обозначающие лиц муж. пола склоняются, обозначающие лица жен. пола не склоняются: Бергу Анатолию, дать Юлии Берг;
- фамилии на –ко ( Шевченко, Сидоренко) не склоняются;
- иноязычные фамилии на гласный звук не склоняются: Данте, Шоу, Верди;
- нерусские фамилии на а/я без ударения на конечном слоге склоняются: сонеты Петрарки;
- если при фамилии имеются два мужских имени, то она становится в форме множественного числа: Генрих и Томас Манны. При склонении женских фамилий это не происходит – Ирина и Тамара Тони;
- если фамилия сопровождается мужским и женским именами, то она сохраняет форму единственного числа: Анна и Михаил Ромм;
- при употреблении слова «супруги», «сестры» и «братья» фамилия ставится в единственном числе: супруги Кент, братья Гримм.
Формы имени прилагательного
Полные и краткие формы:
- краткое прилагательное часто выражает временный признак (Он молод – это может в любом возрасте, но только в настоящий момент),
- полное прилагательное выражает постоянный признак – Он молодой;
= ЗАПОМНИТЬ: безбоязнен, безжизнен, безукоризнен, бессмыслен, болезнен, двусмыслен, многочислен, неприязнен;
Формы степеней сравнения:
- превосходная степень прилагательных в русском языке образуется:
1)при помощи слов самый, наиболее, наименее + прилагательное в исходной форме (самый красивый; наименее крикливого);
2) с помощью суффиксов –ЕЙШ, - АЙШ (красивейший, тишайший);
- сравнительная степень прилагательных образуется:
1) с помощью суффиксов -ее (-ей), -е,-ше: умнее, тише,
2) сочетанием слов более, менее+ прилаг. в исходной форме: более умный, менее громкий
3) супплетивно (путем изменения корня: плохой — хуже, хороший — лучше).
Формы местоимений
- После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н: спросил у него;
- после формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше ее;
- ЗАПОМНИТЬ: был увлечён ею — Т.п., ИХ (ОШИБКА: ИХНИЙ); посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.
Формы имен числительных
-при склонении составных числительных изменяются все входящие в него слова: библиотека пополнилась пятьюстами сорока тремя книгами;
- при склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: встречаемся двадцать пятого;
- собирательные числительные сочетаются:
с наименованиями лиц мужского пола (кроме названий высоких званий, должностей): двое мальчиков, шестеро солдат;
с названиями детенышей: семеро козлят, пятеро волчат;
с субстантивированными прилагательными: семеро конных, четверо военных;
с существительными, имеющими форму только мн.ч.: двое часов, четверо ножниц, пятеро суток;
с существительными: дети, ребята, люди - трое ребят, четверо незнакомцев;
с местоимениями НАС, НИХ (их): трое из нас.
- с сочетаниях с существительными женского рода в русском языке используется числительное «обе», а с существительными мужского рода - «оба»: с обоими берегами, по обеим рекам;
- от родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Мужской и средний род принимают форму «полтора» в именительном и винительном, а в остальных – «полутора»; женский род: полторы – в именительном и винительном, а в остальных – полутора: ограничиться полутора метрами, прибавить к полутора тысячам;
- числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: Им.п. и Вин.п. — сорок, девяносто, сто, остальные падежи — сорока, девяноста, ста;
- при обозначении даты числом и месяцем по падежам изменяется числительное, а название месяца всегда ставится только в Р. п.: Пришли к первому сентября. Поздравили с Восьмым марта.
Формы глагола
а) формы повелительного наклонения глаголов:
ехать — поезжай (-те); лечь — ляг (-те), лезть – полезай (-те), лезь (-те);
б) глагол класть употребляется только без приставки;
в) глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить и т.п.)
г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить;
д) формы прошедшего времени:
- в приставочных глаголах без суффикса –НУ-: промокнуть – промок;
- в бесприставочных глаголах с суффиксом –НУ-: мокнуть – мок.
Формы причастий
1.ЗАПОМНИТЬ: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий);
2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.
3. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, сохнуть, мерзнуть, мокнуть, пухнуть, вянуть, зябнуть образуют причастия, сохраняющие этот суффикс: гаснувший, сохнувший, мерзнувший, мокнувший, пухнувший, зябнувший.
Формы деепричастий
1. Не образуется форма деепричастия несовершенного вида от глаголов: бежать, беречь, бить, весить, вить, врать, вязать, вянуть, гаснуть, глохнуть, гнуть, ездить, жать, жечь, казаться, киснуть, крепнуть, лгать, лезть, лизать, лить, мазать, мерзнуть, мокнуть, мочь, мять, пахать, пахнуть, петь, печь, писать, пить, плясать, резать, слать, слепнуть, сохнуть, спать, стеречь, стричь, стынуть, стыть, тереть, течь, ткать, толочь, тонуть, тянуть, хотеть, чесать, чистить, шитью.
2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.
Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.
3. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять - гуляя, летать - летая.
Формы наречий
- превосходная степень наречий образуется:
1)при помощи слов наиболее, наименее + наречие (наименее ярко);
2) с помощью суффиксов –ЕЙШЕ, - АЙШЕ (красивейше, тишайше);
- сравнительная степень наречия образуется:
1) с помощью суффиксов -ее (-ей), -е,-ше: тяжелее, тише,
2) сочетанием слов более, менее+наречие: более ярко, менее громко
3) супплетивно (путем изменения корня: плохо — хуже, хорошо — лучше).
Приложение №3
Дидактический материал к занятию№8
1. Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1. Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, который восхищается и обдумывает его.
2. Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.
3. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.
4. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.
5. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.
6. В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.
7. По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.
8. Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.
9. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.
10. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.
Приложение №4
Методическая разработка элективного учебного занятия №10
Орфографические нормы
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание приставок».
Задачи:
отрабатывать навыки определения орфограммы на безударную гласную, условия ее выбора, на правописание приставок; умения правильного понимания понятий «орфографические нормы», «норма», «правило»,;
развивать и совершенствовать речь обучающихся, умения видеть и находить в художественном тексте слова на изученные орфограммы;
воспитывать художественный вкус.
Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе;
…совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.(Л.Щерба)
Ход занятия
1. Мотивация.
- Работа с эпиграфом.
2. Актуализация знаний
1. Опрос по теме «Грамматические (синтаксические) нормы русского языка»
2. Мини-тест (Приложение 1)
3. Постановка проблемной задачи.
- Работа с высказыванием Панова.
«Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и легким. Поэтому она заслуживает благодарности всех читающих. Орфография не только помогает быстрее читать, она позволяет сосредоточиться на содержании, позволяет читать, не замечая, как написан текст. Не будь орфографии, мы все время бы разглядывали одежду слова, не замечая самого слова», - писал М.В.Панов.
= Подчеркните однородные члены ,подчеркните их как член предложения.
= Постройте схему последнего предложения, входящего в прямую речь.
= Согласны ли вы с высказыванием Панова? Выполняя задания, вы должны опровергнуть или доказать свое мнение.
4. Изучение теоретического материала.
1. Взаимообучение (раздаточный материал, приложение 2)
2. Консультации учителя (по мере необходимости)
5. Практикум
1. Работа с текстом
1)На бугре, куда в.ла оловянная от д.ждевой воды д.рога, на месте св. денного леса, среди мокрой, гн.ющей щепы и л.ствы, среди пней и м.л.дой осиновой пор.сли, горько и св.жо пахнущей, од.ноко ст.яла изба. 2)Ни души не было кругом, - только овсянки, сидя под д.ждем на высоких цв.тах, зв.нели на весь редкий лес, подн.мавшийся над избою…
= Текстоведческий анализ.
= Выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
= Из предложения №2 выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.
= Из предложения №1 выпишите слова с безударной проверяемой гласной И в корне слова.
2. Р.р. Конструирование словосочетаний со словами
Ст..рожил, разр..дить, разв..вается, прист..жной, скр..пя, об..жать.
3. Распределительный диктант
Провозгл..шать, бл..стательный, бл..снуть, об..ятельный, насл..ждение, предпол..жить, тр..диция, объед..нение, к..сается, тв..рец, претв..-рить, утв..рь, просв..щать, накл..ниться, б..гряный, пл..нительный, несг..раемый, к..нфликт, оч..рование, оз..ривший, ижд..венец, впеч..тляющий, выпл..вка, пл..вец, к..варство, сож..ление, нар..щение, р..стущий, выр..сший, выск..чка, на ск..ку, ск..чок, ар..мат, б..чевать, вым..кший, ав..нгард, погл..тить, ув..дание, р..вномерный, ур..вновешенный, р..весник, инт..лл..гентный, напр..жённость.
4. Выборочный диктант
1 вариант – слова с И после приставок
2 вариант – слова с Ы после приставок
Вы..грать, пред..стория, над..ндивидуальный, с..змала, пред..нфарктный, пост..нфарктный, без..сходный, по..нтриговать, сверх..зысканный, транс..орданский, с..здавна, об..ноземиться, об..ностраниться, пред..дущий, меж..здательский, двух..гольный, сан..нспекция, трёх..мпульсный, Воен..здат, четырёх..глый, пред..мпрессионизм, пост..мпрессионизм, культ..нвентарь, дез..нформация, роз..грыш, без..нвентарный, транс..ранский, пед..нститут, при..ск, суб..нспектор, пан..сламизм, сверх..нтеллигентность, пед..нститут, с..мпровизировать.
5. Объяснительный диктант
I. Пр..старелый пр..дставитель, пр..обрели радиопр..ёмник, пр..чудливое пр..вращение актёра, непр..рекаемое пр..восходство, пр..ключилась пр..непр..ятная история, пр..горела пр..права, пр..кратил непр..рывные переговоры, пр..небрегать пр..достережением.
II. 1. Острый нос пр..давал его лицу строгое, сухое и пр..непр..ятное выражение (А.П. Чехов). 2. На холмах пушки, пр..смирев, пр..рвали свой голодный рев (А.С. Пушкин). 3. Все мальчики опять пр..тихли, потом засмеялись, но снова пр..умолкли (И. С. Тургенев). 4. Покинул он родной пр..дел и в край далёкий полетел (А.С. Пушкин). 5. Варвара Петровна начала пр..следовать его и, как говорили в доме, пр..дираться (И. С. Тургенев). 6. Пр..пятствия и пр..грады существуют для того, чтобы их пр..одолевать. 7. Точка зрения экспериментаторов пр..валировала в этом споре (В. Аграновский).
III. Пр..амбула, пр..стиж, пр..ватный, пр..митив, пр..зидент, пр..вилегия, пр..людия, пр..мадонна, пр..мьера, пр..парат, пр..оритет, пр..мат, пр..цедент, пр..зент, пр..мировать.
6. Тест.(Приложение 3)
6. Обобщение
7. Итоги
8. Рефлексия
9. Д/з: выучить теоретический материал, орфографический анализ
Приложение1 к занятию №10
1 вариант
Тест
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
1) В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерти поэта» говорится о трагической гибели на дуэли А.С. Пушкина. |
2) Ф.М. Достоевский считал возможным счастье не только «в наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа» и восхищается поступком Татьяны, не построившей своего личного счастья на несчастье другого. |
|
3) Те, кто изучают английский язык, могут читать произведения Диккенса в оригинале. |
|
4) По истечению срока действия банковской карты, её необходимо заменить на новую. |
|
5) Создавая образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель», Н.В. Гоголь показывает, что насколько общество чёрство к проблемам и нуждам маленького человека. |
|
6) По словам К.И. Чуковского, главная задача детских писателей состоит в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность». |
|
7) Создавая произведени ииииииииие, писателем выражается в нём своё отношение к жизни и к людям. |
|
8) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. |
|
9) Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические умения. |
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение согласования Б) нарушение управления при однородных членах предложения В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) смешение прямой и косвенной речи Д) ошибка в построении сложного предложения |
1) Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной. |
2) Каждый, кто совершает подвиг, следует зову сердца. |
|
3) Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира. |
|
4) Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. |
|
5) Согласно решениям городской думы, увеличена плата за проезд в городском транспорте. |
|
6) Прочитав текст В. Солоухина, я задумался над вопросом о смысле человеческой жизни. |
|
7) Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия. |
|
8) Те, кто не сдал рефераты, не будет допущен к экзамену. |
Приложение 3 к занятию №10
Вариант 1
1.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р...стительный с...луэт ск...нировать бл...стящий обж...гающий
2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ин...екция, под...ячий вз...мать, роз...ск
пр..подал (урок), пр...поднёс и...подлобья, и...гиб
р...списка, под...шёл
3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..негрет предл..гать хв..стливый б..рюзовый расст..лающий
4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и...гнание, ра...чертить пр...бабка, с...жаление
пр...ображение, пр...забавный и...полнение, бе...грамотный
пре...посылка, о...гадать
Приложение1 к занятию №10
Вариант 2
Тест
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1) А. С. Пушкин писал, что он не рождён царей забавить. |
2) Мария Склодовская-Кюри— единственная женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии. |
|
3) Даже в самые трудные времена А. Ахматова верила, что "И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят". |
|
4) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой. |
|
5) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый. |
|
6) Мне показались знакомыми зарешеченные округлые окна монастыря и старый позолоченный купол. |
|
7) Согласно писем современников, в молодости Лев Толстой предпочитал путешествовать на лошадях. |
|
8) Поднявшись на второй этаж, я увидел длинный коридор и деревянную дверь |
|
9) Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно. |
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1) Когда читаешь стихи и повести Виктора Астафьева, возникает много вопросов. |
2) Согласно исследований, в Финляндии самая чистая водопроводная вода в мире. |
|
3) Разделёнными на участки волнорезами пляж тянется на два километра. |
|
4) На картине Борисова-Мусатова «Весна» изображены ветви цветущей вишни и готовые облететь одуванчики. |
|
5) Литература, безусловно, очищает и облагораживает человека силой художественного слова. |
|
6) С глубокой древности люди наблюдали и восхищались закатами солнца. |
|
7) В рассказе «Крыжовнике» А П. Чехова мы видим ещё один вариант «футлярного» существования. |
|
8) Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты. |
|
9) Никто из присутствующих даже не догадывались о готовящемся заговоре. |
Приложение 3 к занятию №10
Вариант 2
1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р...стовский апл...дировать заг...рается пов...р б...ндероль
2. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...тягательный, пр...вивка и...коренить, ра...долье
пр...писаться, пр...бабка пр...коснуться, пр...небрежительный
на...писать, о...везти
3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б...седовать п...лисадник об...яние откл...нить просл...дить
4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
не...бозримый, р...зместить пр...рожденный, пр...толстый
ни...послать, ра...продажа пр...следование, пр...станционный
ра...долье, ра...чертить
Вариант 3
Тест
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1) Голубой горький дымок стелется вниз по течению реки, шелестит листва старых тополей. |
2) Более восьми минут необходимы, чтобы солнечный свет дошёл до Земли. |
|
3) Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора. |
|
4) На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришёл первым. |
|
5) В журнале «Смене» сообщается о самых ярких литературных открытиях года. |
|
6) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей. |
|
7) Повесть «Последний поклон» Виктор Астафьев называет своей лучшей книгой. |
|
8) Общество обеспокоено проблемой вымирания крупных животных: слонов, тигров и других. |
|
9) Согласно утверждений учёных, сейчас на Земле около шестисот действующих вулканов. |
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1) Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов. |
2) В. Набоков часто рассказывал о шахматных композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре» и мемуарной книге «Других берегах». |
|
3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в читальном зале городской библиотеки. |
|
4) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами. |
|
5) Литота — приём внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью. |
|
6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце прошлого сезона, стал настоящим праздником. |
|
7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать. |
|
8) Сергей часто рассказывал о своём любимом романе - о «Степном волке» Германа Гессе. |
|
9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей. |
Приложение 3 к занятию №10
Вариант 3
1.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р...стовский апл...дировать заг...рается пов...р б...ндероль
2.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...тягательный, пр...вивка и...коренить, ра...долье
пр...писаться, пр...бабка пр...коснуться, пр...небрежительный
на...писать, о...везти
3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
сокр...щение прив...дение обн...жить (пороки) упр...щать заг...рающий
4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пост...мпрессионизм, небез...нтересный и...подлобья, бе...рассудный
нен...глядный, нес...гласие пр...кратить, пр...смотреться
пр...возносить, пр...светлый
Приложение 2 к занятию №10
Безударная гласная в корне |
||
проверяемая (меняем форму слова или подбираем однокоренное) |
непроверяемая (запомнить) |
чередующаяся (пишется по правилам) |
Чередующиеся гласные в корне слова
Корень |
Правило |
Примеры, исключения |
лож/лаг |
Пишется -а- при наличии суффикса -а- в основе, иначе - -о. |
Прилагать, изложение. Искл.: полог. |
кос/кас |
Пишется -а- при наличии суффикса -а- в основе, иначе - -о-. |
Касаться, коснуться. |
рос/раст/ /ращ |
Пишется -а- перед ст, щ; -о- -перед с. |
Расти, росли, выращен. Искл.: отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик. |
скак/скоч |
Пишется -а- перед к; -о- - перед ч. |
Скакать, выскочить. Искл.: скачок, скачу, скачи, скачкообразный |
гор/гар |
Пишется -а- под ударением, иначе - -о-. |
Загар, загорелый. Искл.: пригарь, выгарки, изгарь |
зор/зар |
Пишется -а- без ударения, под ударением - то, что слышится. |
Озарить, зори, зарево. Искл.: зоревать, (птица ) зорянка. |
клан/клон |
Пишется -о- без ударения, под ударением - то, что слышится. |
Поклон, кланяться, поклониться. |
твор/твар |
Пишется -о- без ударения, под ударением - то, что слышится. |
Тварь, творчество, творить. Искл.: утварь. |
плов/плав |
Пишется всегда -а-, кроме слов пловец, пловчиха, плывун. |
Плавать, поплавок. |
мок/мак |
Пишется -а-, если слово имеет значение «погружать в жидкость», -о-, если слово имеет значение «пропускать, впитывать жидкость». |
Макать в сметану, промокнуть под дождем. |
ровн/равн |
Пишется -а-, если слово имеет значение «равный, одинаковый», -о-, если слово имеет значение «прямой, гладкий, ровный». |
Сравнить с образцом, уровень воды. Искл.: равнина, равнение, уровень, поровну. |
бир/бер, блист/блест дир/дер, жиг/жечь, мир/мер, стил/стел, тир/тер, чит/чет. |
Пишется -и- при наличии суффикса -а-, иначе - -е-. |
Собирать, соберу; блистать, блестеть; раздирать, раздеру; сжигать, сжечь; умирать, умереть. Искл.: сочетание, словосочетание |
им/а(я), ин/а(я) |
Пишется -им-, -ин- при наличии суффикса -а-. |
Обнимать, обнять; начинать, начать. |
Правописание приставок
Для каких приставок |
Правило |
Примеры |
Неизменяемы приставки: до-, об-, от-, про-, о-, под-, над-, с- , на-, за-, ото-, пред-, со- , в-, во- |
Гласные и согласные в приставках пишутся одинаково: |
Сделка, дочитать, надпись, подготовить |
Приставки, оканчивающиеся на -З/-С |
З пишется перед звонкими, |
Разбудить, вздрогнуть |
С – перед глухими согласными |
Расписание, всходить |
|
Приставки, написание которых зависит от ударения: РАЗ-/РОЗ-,РАС-/РОС- |
Под ударением – О без ударения – А |
Розыгрыш, роспись, разыграть, расписание |
ПРИ-/ПРЕ- |
ПРИ- Присоединение |
Привинтить, приклеить |
Приближение |
Приехать, прилететь |
|
Близость к чему-л. |
Пришкольный |
|
Неполное действие |
Приоткрыть, пригнуть |
|
Сопутствующее действие |
Пританцовывать |
|
доведение действия до конца |
Приручить, пристрелить |
|
ПРЕ- = значению ОЧЕНЬ |
Прескверный, преумный |
|
= значению ПЕРЕ |
Преградить, прервать |
|
И\Ы после приставок |
Ы после приставки, заканчивающейся на согласный звук. |
Безынтересный, подыскать, разыграть |
И после приставок сверх-, меж-, после |
Сверхинтересный, межинститутский, |
|
иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-; |
контригра, дезинфекция, |
|
в сложносокращенных словах; |
Спортинвентарь |
|
в слове ВЗИМАТЬ, |
||
В сложных словах, первая часть которых ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ-. |
двухигольный |
Употребление разделительных Ъ, Ь
Разделительный Ь пишется в следующих случаях:
1) перед е, ё, ю, я внутри слова (в корне, на стыке корня и окончания, корня и суффикса): карьера, воробьиный;
2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.
Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:
1) после приставки, оканчивающейся на согласную (въезд, межъядерный);
2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), составная частица пан– (инъекция);
3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех– (двухъярусный).
Буква Ъ не пишется в указанных условиях перед гласными а, о, у, э (безоблачный, обуздать).
Приложение №5
Дидактический материал к занятию№11
Таблица- опора «-Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
-Н- |
-НН- |
Если нет приставок (кроме не-), суффикса -ова- (-ева-) и пояснит. слов:: крашеный пол Исключения: медленный В кратких страд. причастиях: боец ранен |
При наличии приставок (кроме не-): накрашенная Исключения: смышленый, При наличии пояснительных слов: крашенный ими пол. В словах на -ованный (-еванный): маринованный Исключения: жеваный, кованый. Образованные от глаголов соверш. вида: купленный |
Приложение №6
Дидактический материал к занятию № 30
(1)Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-летчиков.
(2)Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение.
(3)Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
(4)Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом.
(5)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
(6)Помимо этого, у него не было отца. (7)Отцов не было у половины ребят. (8)Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. (9)Всё это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
(10)Геня стоял посреди двора и ошеломлённо вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
(11)Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. (12)Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. (13)Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. (14)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери.
(15)...Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
(16)— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.
(17)— Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, — попросил Геня.
(19)— Надо, — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.
(20)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. (21)Пригласила всех подряд, без разбора.
(22)...Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги... (23)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
(24)Он был великим мастером этого бумажного искусства...
(25)К четырём часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селёдкой и пирожки с рисом.
(26)Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. (27)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой.
(28)Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. (29)Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...(З0)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (31)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.
(32)Такое чувство он испытывал только во сне. (ЗЗ)Он был счастлив. (34)Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (35)Он был ничем не хуже их. (36)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (37)Он словно впервые увидел их лица: не злые. (38)Они были совершенно не злые...
(39)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.
(40)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...
(По Л. Улицкой *)
* Людмила Евгеньевна Улицкая* (род. в 1943 г.) — советская и российская писательница, сценарист. Первая женщина-лауреат премии «Русский Букер» (2001). Лауреат премии «Большая книга» (2007). Произведения Людмилы Улицкой переведены не менее чем на 25 языков. Общественный деятель, учредитель «Лиги избирателей».
1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Геня ходил странной, прыгающей походкой.
2. Отец Гени погиб на войне.
3. Геня был великим мастером бумажного искусства.
4. Геня пригласил на день рождения всех ребят со двора.
5. Приглашённые дети восхищались Гениным талантом.
2. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1. Предложение 36 противопоставлено предложениям 34—35.
2. В предложениях 28—31 представлено повествование.
3. В предложении 9 содержится вывод из рассуждения предложений 2—8.
4. Предложение 24 поясняет содержание предложения 23.
5. Предложения 10—14 содержат рассуждение.
3. Выпишите слово, которое имеет разговорную окраску.
кошка (предложение 10) брызги (предложение 13) отвертеться (предложение 19)
селёдка (предложение 25) вражда (предложение 34)
4. Среди предложений 22—27 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
5. «Незатейливая история о мальчике, рассказанная Л. Улицкой, не может оставить равнодушным читателя. Созданию такого эмоционального напряжения в немалой степени способствуют средства языковой выразительности. Показывая изменения в мироощущениях Гени, автор использует (А) _____ (предложения 9, 40). Образ несчастного человека создаётся и усиливается таким синтаксическим средством, как (Б) ____ (предложения 3—6). А образ счастливого — (В) _____ (предложение 34). В то же время включение в текст (Г) _____ («шлёпнулся», «не отвертеться», «косичками») придаёт ему непринуждённый характер и позволяет почувствовать отношение автора к своему герою».
Список терминов:
1) антонимы
2) сравнение
3) риторические вопросы
4) лексический повтор
5) синтаксический параллелизм
6) вводные слова
7) градация
8) метафора
9) разговорная лексика
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента
Абдуллаева Э.Ш.