Авторская программа «Художественно-эстетическое воспитание учащихся — Поэзия мысли и красок»

2
0
Материал опубликован 7 January 2020


Паспорт программы по художественно - эстетическому воспитанию

«Поэзия мысли и красок»

МБОУ «Гимназия №33» на 2018-2019 гг.

Наименование программы

Программа «Художественно-эстетическое воспитание учащихся

на 2018-2022г.г. «Поэзия мысли и красок»

(далее «Программа»)

Разработчики Программы

Мусаева Айлин Магомедовна

учитель русского языка и литературы

Исполнители (участники) Программы

Классный руководитель.

Учащиеся класса.

Родители учащихся.

Цель Программы

Формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности, искусству, развивать эстетическое сознание, воспитать целостную гармонически развитую личность.

Задачи Программы

Создать условия для:
воспитания эстетического отношения к действительности, к искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации;

воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;

расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности; формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;

воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов;
формирования навыков художественного самообразования и самовоспитания;

 развития творческих способностей; формирования коммуникативных навыков; воспитания зрительской культуры в театре и музее;

воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.предметы и явления;

Основные направления Программы

1. Духовно-нравственное.

2. Культурно-историческое.

3. Гражданско-правовое.

4. Военно-патриотическое.

Координатор Программы

МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала

Этапы реализации Программы

Базовый этап: 2018г. - начало преобразований

Основной этап: 2018-2019 гг.

Завершающий этап – 2019 г.

Ожидаемые конечные результаты

Повышение интереса к чтению художественной литературы

проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;

обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира;

способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;

желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию и т.д.;


Показатели для оценки хода реализации программы:

Словесные, наглядные, практические.

Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые.

 Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч, экскурсий.

Контроль над исполнением Программы

-администрация МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала;

-классным руководителем;

-МО классных руководителей МБОУ «Гимназия №33»;

-родителями класса.

Разделы Программы:

введение

пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);

планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);

методическое обеспечение Программы;

программа формирования универсальных учебных действий;

тематическое планирование;

система оценки достижения планируемых результатов;

диагностический инструментарий;

приложение.

Введение.

Программа похудожественно - эстетическому воспитанию

Данная программа с инновационным компонентом, разработанная на основе авторской дополнительной образовательной программы,.в соответствии с социальным запросом семьи и общества.

Программа по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы общего образования.

Программа помогает ориентировать образовательный процесс художественно-эстетическомразвитии и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов общего образования и формирование универсальных учебных действий.

Пояснительная записка
 «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.»
Уайльд Оскар.

         В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла: литература, искусство.
       Когда школьник становится старшеклассником, мир, который ему знаком, с которым он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний и умений, собственное мнение, свои симпатии и антипатии. И среди всего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываются явления, определяемые словами «эстетическое», «эстетика». У многих старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. И в последующие годы жизни эти встречи с областью эстетического станут шире и многообразней.
        Художественно-эстетическое образование, основанное на искусстве, представляет особую значимость для  школьников.

  Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
        В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического образования как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [Закон "Об образовании в РФ" 2014] [Глава VII] [Статья 64]. Развитию художественно-эстетического воспитания способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.С. Кузина и др. Разработанные ими концепции  являются основополагающими и реализуются в различных общеобразовательных и дополнительных образовательных программах.

Работа образовательного учреждения и педагогов должна направляться на оптимизацию художественно-эстетического развития школьников.

Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира учащихся: литература, музыка, театр, скульптура, живопись, народное творчество.

Оно пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Цель программы состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности и искусству, развивать эстетическое сознание, общекультурную и художественную компетентность, способность к самореализации, потребность в духовном самосовершенствовании. 
Реализация программы способствует решению следующих педагогических задач по воспитанию учащихся:
создать условия для:

воспитания эстетического отношения к действительности, к искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации;

 воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;

расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности;
формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;

воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов;

 развития творческих способностей;

формирования коммуникативных навыков;

 воспитания зрительской культуры в театре и музее;

воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
Программа «Поэзия мысли и красок»составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества.Необходимость её создания объясняется тем, что для старшей школы нет программы по художественно-эстетическому воспитанию, а вопрос этот важен как никогда ранее, ведь воспитание эстетов, чем раньше начнётся, тем выше будет результат.

Программа «Поэзия мысли и красок» это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей художественно-эстетического восприятия.

Разрабатывая эту программу, я исходила из конкретных возможностей школы, проанализировала психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывала запросы семей, взаимодействие с общественными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.
          Особенности реализации программы:

 программа предназначена для реализации в разновозрастной группе, поэтому материал подобран в соответствии с интересами и возрастными особенностями учащихся.
        Особое место в программе занимает ознакомление учащихся с художественной литературой, способствующей развитию эстетических и нравственных качеств, речи, интеллекта, закладывающей позитивное отношение к миру.
       Старший школьник рассматривает произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые обобщают то, что непосредственно пережил он сам. Поэтому старшекласснику более близки задумчивая лирика, объясняющая мир его собственных переживаний, музыка, помогающая выразить себя в пении или в танце.
        Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувства красоты. А стихи собственного сочинения способны пробудить в душах подростков «прекрасные порывы» и «чувства добрые», любовь к книге, чтению.

Программа отвечает требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Может быть использована в работе любого классного руководителя.

                                                   Основные принципы программы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания. Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям Республики Дагестан).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству Российской Федерации).

II. Принципы отбора содержания образования. Научность - сочетание современных достижений педагогики и психологии. Учет требований типовых программ. Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Основноой характеристикой воспитательной деятельности должно стать сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы:

наглядный, словесный, практический.

Главные ценности, на которых основывается программа: Отечество, семья, труд.

                               Наглядный метод используется во время

чтения педагогом рассказов;

экскурсий в картинную галерею;

наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городам Калининградской области, целевых прогулок;

моделирования сказок;

посещение театров, музеев и выставок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным

в процессе чтения литературных произведений педагогом и воспитанниками;

чтения стихотворений детьми и преподавателями;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игрыдраматизации и др.);

моделирования сказок, инсценировка отрывков литературных произведений;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

выступление на литературных вечерах и в литературно – музыкальных композициях.

        Практический метод используется в форме организации продуктивной деятельности;

проведения игр и конкурсов (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;

проведение экскурсий различной направленности;

организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников;

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты).

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

                                      Показатели результативности программы.

Учитывая, что искусство имеет эстетическую природу и основывается на эстетическом отношении человека к действительности, оптимальными показателями уровня эстетического воспитания считать:

наличие определенного объема прочных и глубоких историко-теоретических, художественно-эстетических знаний;

развитость умений и навыков восприятия эстетического, понимание единства формы и содержания;

развитость воображения, образного видения;

активность проявления ассоциативности и эмоциональной памяти;

умение воспроизводить художественный образ адекватно авторскому, умение создавать собственный художественный образ.

Срок реализации программы – 1 год.
     
Количество часов: 20

Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:

повышение интереса к чтению художественной литературы

проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;

обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира;

способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;

желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию и т.д.;

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

Классный руководитель

Материально-техническая поддержка программы

Для реализации программы используется школьная библиотека, мультимедийный комплекс, интерактивная доска, DVD – диски с презентациями и фильмами, школьный сайт.

Методическая поддержка программы

Для реализации программы:

используется: литература по истории края, республики, книги стихов местных поэтов, известных людей региона, книги детских писателей по данному направлению;

используются «Технология развивающего обучения», «Игровая технология», «Личностно ориентированная технология», «ИКТ – технология» и др.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение, тестирование;

- выполнение творческих, проектных заданий

- анкетирование родителей и детей.

​​​​​​​                                                     Тематический план


Дата
проведения

Тема

Количество
часов

1

сентябрь

Диспут на тему «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»

1

2

сентябрь

Литературно – музыкальная гостиная по творчеству Расула Гамзатова «Журавли».

1

3

октябрь

Час искусства по творчеству дагестанского художника Саида Тихилова (к 55 – летию со дня рождения).

1

4

октябрь

Литературно-музыкальный час «Два крыла» по творчеству Фазу Алиевой.

1

5

ноябрь

Занятие ко Дню матери «Самая прекрасная из женщин».

1

6

ноябрь

Посещение мюзикла (спектакль «Пелагея и Алька» по произведению
Ф. Абрамова).

3

7

декабрь

Посещение драмтеатра (спектакль «Чиполлино»).

1

8

январь

Вечер-портрет «Живописное мастерство И. Шишкина» (к 185 – летию со дня рождения).

1

9

февраль

Поэзия 2 пол. 20 века.

1

10

февраль

Посещение дома музея Расула Гамзатова.

1

11

март

Встреча с поэтом переводчиком Сергеем Соколкиным.

1

12

март

Литературно-музыкальный вечер памяти Сулеймана Рабаданова «Весенний пейзаж».

1

13

апрель

Час поэзии «Стихи собственного сочинения »

3

14

апрель

Познавательный час «Гений Леонардо да Винчи» (к 565–летию со дня рождения).

1

15

май

Литературный вечер «Женские судьбы в годы ВОВ».

1

16

май

Эссе на тему «Внутренняя красота и внешняя».

1

Итого

 

 

20

    


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.