Авторская программа «Художественно-эстетическое воспитание учащихся — Поэзия мысли и красок»
Паспорт программы по художественно - эстетическому воспитанию
«Поэзия мысли и красок»
МБОУ «Гимназия №33» на 2018-2019 гг.
Наименование программы | Программа «Художественно-эстетическое воспитание учащихся на 2018-2022г.г. «Поэзия мысли и красок» (далее «Программа») |
Разработчики Программы | Мусаева Айлин Магомедовна учитель русского языка и литературы |
Исполнители (участники) Программы | Классный руководитель. Учащиеся класса. Родители учащихся. |
Цель Программы | Формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности, искусству, развивать эстетическое сознание, воспитать целостную гармонически развитую личность. |
Задачи Программы | Создать условия для: воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним; расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности; формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства; воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов; развития творческих способностей; формирования коммуникативных навыков; воспитания зрительской культуры в театре и музее; воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.предметы и явления; |
Основные направления Программы | 1. Духовно-нравственное. 2. Культурно-историческое. 3. Гражданско-правовое. 4. Военно-патриотическое. |
Координатор Программы | МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала |
Этапы реализации Программы | Базовый этап: 2018г. - начало преобразований Основной этап: 2018-2019 гг. Завершающий этап – 2019 г. |
Ожидаемые конечные результаты | Повышение интереса к чтению художественной литературы проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими; обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира; способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром; желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию и т.д.; |
| Показатели для оценки хода реализации программы: Словесные, наглядные, практические. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками. Проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч, экскурсий. |
Контроль над исполнением Программы | -администрация МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала; -классным руководителем; -МО классных руководителей МБОУ «Гимназия №33»; -родителями класса. |
Разделы Программы:
введение
пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
методическое обеспечение Программы;
программа формирования универсальных учебных действий;
тематическое планирование;
система оценки достижения планируемых результатов;
диагностический инструментарий;
приложение.
Введение.
Программа похудожественно - эстетическому воспитанию
Данная программа с инновационным компонентом, разработанная на основе авторской дополнительной образовательной программы,.в соответствии с социальным запросом семьи и общества.
Программа по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы общего образования.
Программа помогает ориентировать образовательный процесс художественно-эстетическомразвитии и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов общего образования и формирование универсальных учебных действий.
Пояснительная записка
«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.»
Уайльд Оскар.
В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла: литература, искусство.
Когда школьник становится старшеклассником, мир, который ему знаком, с которым он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний и умений, собственное мнение, свои симпатии и антипатии. И среди всего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываются явления, определяемые словами «эстетическое», «эстетика». У многих старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. И в последующие годы жизни эти встречи с областью эстетического станут шире и многообразней.
Художественно-эстетическое образование, основанное на искусстве, представляет особую значимость для школьников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического образования как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [Закон "Об образовании в РФ" 2014] [Глава VII] [Статья 64]. Развитию художественно-эстетического воспитания способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.С. Кузина и др. Разработанные ими концепции являются основополагающими и реализуются в различных общеобразовательных и дополнительных образовательных программах.
Работа образовательного учреждения и педагогов должна направляться на оптимизацию художественно-эстетического развития школьников.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира учащихся: литература, музыка, театр, скульптура, живопись, народное творчество.
Оно пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Цель программы состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности и искусству, развивать эстетическое сознание, общекультурную и художественную компетентность, способность к самореализации, потребность в духовном самосовершенствовании.
Реализация программы способствует решению следующих педагогических задач по воспитанию учащихся:
создать условия для:
воспитания эстетического отношения к действительности, к искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации;
воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;
расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности;
формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;
воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов;
развития творческих способностей;
формирования коммуникативных навыков;
воспитания зрительской культуры в театре и музее;
воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
Программа «Поэзия мысли и красок»составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества.Необходимость её создания объясняется тем, что для старшей школы нет программы по художественно-эстетическому воспитанию, а вопрос этот важен как никогда ранее, ведь воспитание эстетов, чем раньше начнётся, тем выше будет результат.
Программа «Поэзия мысли и красок» это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей художественно-эстетического восприятия.
Разрабатывая эту программу, я исходила из конкретных возможностей школы, проанализировала психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывала запросы семей, взаимодействие с общественными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.
Особенности реализации программы:
программа предназначена для реализации в разновозрастной группе, поэтому материал подобран в соответствии с интересами и возрастными особенностями учащихся.
Особое место в программе занимает ознакомление учащихся с художественной литературой, способствующей развитию эстетических и нравственных качеств, речи, интеллекта, закладывающей позитивное отношение к миру.
Старший школьник рассматривает произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые обобщают то, что непосредственно пережил он сам. Поэтому старшекласснику более близки задумчивая лирика, объясняющая мир его собственных переживаний, музыка, помогающая выразить себя в пении или в танце.
Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувства красоты. А стихи собственного сочинения способны пробудить в душах подростков «прекрасные порывы» и «чувства добрые», любовь к книге, чтению.
Программа отвечает требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Может быть использована в работе любого классного руководителя.
Основные принципы программы
I. Принципы духовно-нравственного воспитания. Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям Республики Дагестан).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству Российской Федерации).
II. Принципы отбора содержания образования. Научность - сочетание современных достижений педагогики и психологии. Учет требований типовых программ. Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации занятий. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Основноой характеристикой воспитательной деятельности должно стать сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы:
наглядный, словесный, практический.
Главные ценности, на которых основывается программа: Отечество, семья, труд.
Наглядный метод используется во время
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в картинную галерею;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городам Калининградской области, целевых прогулок;
моделирования сказок;
посещение театров, музеев и выставок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным
в процессе чтения литературных произведений педагогом и воспитанниками;
чтения стихотворений детьми и преподавателями;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игрыдраматизации и др.);
моделирования сказок, инсценировка отрывков литературных произведений;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
выступление на литературных вечерах и в литературно – музыкальных композициях.
Практический метод используется в форме организации продуктивной деятельности;
проведения игр и конкурсов (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
проведение экскурсий различной направленности;
организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников;
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты).
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
Показатели результативности программы.
Учитывая, что искусство имеет эстетическую природу и основывается на эстетическом отношении человека к действительности, оптимальными показателями уровня эстетического воспитания считать:
•наличие определенного объема прочных и глубоких историко-теоретических, художественно-эстетических знаний;
•развитость умений и навыков восприятия эстетического, понимание единства формы и содержания;
•развитость воображения, образного видения;
•активность проявления ассоциативности и эмоциональной памяти;
•умение воспроизводить художественный образ адекватно авторскому, умение создавать собственный художественный образ.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество часов: 20
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
повышение интереса к чтению художественной литературы
проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;
обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира;
способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;
желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию и т.д.;
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Классный руководитель
Материально-техническая поддержка программы
Для реализации программы используется школьная библиотека, мультимедийный комплекс, интерактивная доска, DVD – диски с презентациями и фильмами, школьный сайт.
Методическая поддержка программы
Для реализации программы:
используется: литература по истории края, республики, книги стихов местных поэтов, известных людей региона, книги детских писателей по данному направлению;
используются «Технология развивающего обучения», «Игровая технология», «Личностно ориентированная технология», «ИКТ – технология» и др.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение, тестирование;
- выполнение творческих, проектных заданий
- анкетирование родителей и детей.
Тематический план
№ | Дата | Тема | Количество |
1 | сентябрь | Диспут на тему «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?» | 1 |
2 | сентябрь | Литературно – музыкальная гостиная по творчеству Расула Гамзатова «Журавли». | 1 |
3 | октябрь | Час искусства по творчеству дагестанского художника Саида Тихилова (к 55 – летию со дня рождения). | 1 |
4 | октябрь | Литературно-музыкальный час «Два крыла» по творчеству Фазу Алиевой. | 1 |
5 | ноябрь | Занятие ко Дню матери «Самая прекрасная из женщин». | 1 |
6 | ноябрь | Посещение мюзикла (спектакль «Пелагея и Алька» по произведению | 3 |
7 | декабрь | Посещение драмтеатра (спектакль «Чиполлино»). | 1 |
8 | январь | Вечер-портрет «Живописное мастерство И. Шишкина» (к 185 – летию со дня рождения). | 1 |
9 | февраль | Поэзия 2 пол. 20 века. | 1 |
10 | февраль | Посещение дома музея Расула Гамзатова. | 1 |
11 | март | Встреча с поэтом переводчиком Сергеем Соколкиным. | 1 |
12 | март | Литературно-музыкальный вечер памяти Сулеймана Рабаданова «Весенний пейзаж». | 1 |
13 | апрель | Час поэзии «Стихи собственного сочинения » | 3 |
14 | апрель | Познавательный час «Гений Леонардо да Винчи» (к 565–летию со дня рождения). | 1 |
15 | май | Литературный вечер «Женские судьбы в годы ВОВ». | 1 |
16 | май | Эссе на тему «Внутренняя красота и внешняя». | 1 |
Итого |
|
| 20 |