12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янова Татьяна Викторовна36046
Воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 44 года.
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»

Рабочая программа воспитателей старшей группы

компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Актуальность 

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста составляют аксиологический, культорологический  и личностно – деятельностный подходы.

С точки зрения аксиологического подхода,  произведения искусства, предлагающиеся вниманию детей, и продукты художественно-эстетической деятельности могут рассматриваться как художественно-эстетическая ценность.

Культорологический подход заключается в компетентном отборе произведений для синтеза искусств при организации восприятия детей.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных.

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1)                 полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)                 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3)                 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4)                 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)                 сотрудничество ДОУ с семьей;

6)                 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7)                 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;

8)                 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)                 учет этнокультурной ситуации развития детей.

Представленная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» составляют:

                              Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

                              Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

                              Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

                              Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

                              Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

В результате художественно-эстетической деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста.

            Общеразвивающая направленность  художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:

-«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов художественно-эстетической деятельности);

- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей);

- «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера, зрительного восприятия, арттерапия). 

Характеристика возрастных особенностей воспитанников 

От 5 до 6 лет

В продуктивной деятельности  дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.  Могут  проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую.  Дети в состоянии лепить из целого куска глины,  моделируя  форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, украшать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным  взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. 

Целевые ориентиры образовательного процесса 

                  В соответствии с Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155  «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…». 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 

-     ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-     ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-     ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

-     ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

-     у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

-     ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-     ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.» 

Промежуточные результаты освоения  программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 

Согласно пункта 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».                 

5 – 6 лет

Приобщение к изобразительному искусству:

-                   различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);

-                   выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);

-                   имеет представление о региональных художественных промыслах.

Приобщение к музыкальному искусству:

-        определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению;

-        различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель).

Приобщение к словесному искусству:

-                        эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

-                        называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:

-                   создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;

-                   знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь, сангина);

-                   лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;

-                   использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.

Развитие конструктивной деятельности:

-создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;

-выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;

-владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.

Развитие музыкально-художественной деятельности:

-                   различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);

-                   может петь плавно, лёгким звуком, отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;

-                   умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс);

-                   способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте;

-                   ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;

-                   самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;

-                   умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;

-                   исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).

Развитие детского творчества:

-                   создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции;

-                   самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;

-                   объединяет разные способы изображения (коллаж);

-                   варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;

-                   использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

                                      

                                       Задачи рабочей программы 

Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства:

-                   развивать эстетическое восприятие детей;

-                   формировать элементарные представления о видах искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы, фольклора);

-                   стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.

Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы:

-                   дать представление о категориях: красиво-некрасиво (весело-грустно, живое неживое, приятно-неприятно); форма и содержание (красиво-некрасиво, правда-ложь, реальность-фантазия); пространство и время (движение – покой, причина-следствие, изменение-развитие);

-                   развивать эстетический, эмоциональный, оценочный, деятельностный опыт детей.

Развивать продуктивные виды деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность):

-                   формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;

-                   учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);

-                   учить создавать декоративные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);

-                   учить самостоятельно находить приёмы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности и художественного труда;

-                   поддерживать стремление комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.

Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной др.):

-       реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разные художественные техники;

-       отражать литературный опыт в самостоятельной художественно-эстетической деятельности;

-       прогнозировать возможные действия персонажей, место действия, развитие сюжета.

Содействовать ознакомлению с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Содействовать воспитанию интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности.

Развивать музыкально-художественное творчество, способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворению потребности в самовыражении. 

Конкретизация задач (возраст 5-6 лет)

Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.

Развивать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Способствовать развитию умения выделять, называть, группировать произведения  по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства.

Содействовать формированию умения выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Способствовать приобщению к произведениям живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и к изображению родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Способствовать ознакомлению детей с архитектурой, закреплению знаний о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

Содействовать усвоению понятий «народное искусство», «виды и жанры народного искусства», расширению представлений у детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к произведениям искусства.

Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество.

Развивать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.

Содействовать обучению детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Способствовать развитию умения самостоятельно находить приёмы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности и художественного труда.

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных в результате наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).

Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.

Способствовать формированию представлений о художественных ремёслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знаний о том, какими материалами пользуются мастера.

Поощрять участие детей в создании и оформлении кукольного дома, одежды для кукол, декораций и костюма к спектаклю, праздничному утреннику и развлечениям.

Содействовать формированию обобщённых способов формообразования – закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание круга в тупой конус; учить создавать разные выразительные поделки на основе каждого из них, а также использовать уже знакомые способы, в том числе и очень простые.

Поощрять творческие проявления детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, использование своей поделки в общей композиции.

Развивать у детей направленность на создание художественного образа с опорой на природный материал (его форму, фактуру, цвет и др.) и свой опыт; учить видеть материал с точки зрения его возможностей использования в конструировании. 

Формы и приёмы организации - образовательного процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Образовательные ситуации «Секреты линии горизонта»,

«Детали  в картине»,

«У природы нет плохой погоды»,

Обучающие занятия «Подбери палитру», «Волшебная линия»,

«Фигурные отпечатки»,

Творческие проекты: «Выпуск детской газеты», «Игрушки со всего света», «Родословная моя»,

«Музей красоты»

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Наблюдение

Экскурсии

Беседы

Обсуждение

Рассматривание объектов реального и рукотворного мира, их обследование.

Виртуальные путешествия

Рассказы

Встреча с интересными людьми

Дидактические игры

Занимательные показы

Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций,

коллекций

Опыты

Конкурсы

Утренний отрезок времени

Индивидуальная работа по усвоению технических приемов, изобразительных умений

Игровые упражнения

Обследование предметов и игрушек

Наблюдение

Проблемные ситуации: «Как раскрасить пластилин?», «Какого цвета снег?», «Отражение света. Как увидеть радугу?»

Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д.

Прогулка

Дидактические игры

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия

Моделирование

Вечерний отрезок времени, включая прогулку

Игры- экспериментирование

Упражнения по развитию мелкой моторики рук

Ситуативные разговоры

Виртуальные путешествия

Решение проблемных

ситуаций

Дидактические игры

С.-р. игры

Наблюдения

Рассматривание

Сбор материала для детского дизайна, декоративного

творчества

Экспериментирование с материалами

Рассматривание

предметов искусства

 

 

Ситуативное обучение

Упражнения

Коллекционирование

Просмотр видео

Рассматривание произведений искусства

Обследование предметов

Прогулки

Домашнее экспериментирование

Совместное творчество

 

Сопровождение семьи:

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Выставка работ

Встречи по заявкам

Интерактивное взаимодействие через сайт Совместные игры

Совместные занятия

Мастер-классы

Опросы

Анкетирование

Информационные листы

Игры-импровизации:

игра-сказка;

игра-фантазия;

Двигательно-игровые импровизации

Вокально-речевые импровизации:

Интонационные этюды  (разыгрывание сценок из жизни животных, птиц предметов и явлений);

Перевоплощение в персонажей;

Исполнение роли за всех персонажей в настольном  театре; 

Игровые ситуации

Инструментальные импровизации

Музыкально -игровые композиции:

Игры (приветствия;

речевые;

с палочками

со звучащими жестами

игры-уподобления

игры-настроения

игры-образы)

Танцевальные миниатюры

Компьютерные музыкально-игровые программы

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

-во время умывания

-на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- в компьютерных играх

- перед дневным сном

-при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Подбор музыкальных инструментов, игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности, ТСО

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»

Создание для детей игровых творческих ситуаций, способствующих импровизации в пении, движении, музицировании

Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок

Придумывание танцевальных движений

Инсценирование содержания песен, хороводов

Музыкально-дидактические игры

Аккомпанемент в пении, танце и др.

Детский ансамбль, оркестр

Создание системы театров для  театрализованной деятельности

 

Изучение мнения родителей о музыке и музыкальном воспитании   (анкетирование, интервьюирование,наблюдение)
Создание мини-библиотеки;

Игровые практикумы

Педагогические конференции с приглашением специалистов

Клубы по интересам

Семейные досуги;
Совместные праздники, развлечения

Концерты родителей и для детей, Совместные театрализованные представления, Оркестр

Открытые музыкальные занятия

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей

Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров

Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов

Просмотр видеофильмов

 

 

Программно-методический комплекс образовательного процесса

1.Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под. ред.проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,— 386 с.

Приобщение к изобразительному искусству

1.Грибовская, А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре: конспекты занятий /А.А.Грибовская – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. -152.

2.Курочкина, Н.А. Знакомство с натюрмортом: учебно-наглядное пособие  / Н.А. Курочкина.– СПб.: «Детство – пресс», 2006. 

Развитие продуктивной деятельности детей

(рисование, лепка, аппликация)

1.Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1996.

2.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

3.Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (старшая, подготовительная группы) /И.А. Лыкова.  – М.: Цветной мир,  2010.

4.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (, старшая, подготовительная группы). М.: Владос, 2002.

5.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

6.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2004.

7.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация. – Ярославль: Академия развития, 2001.

8.Дошкольникам о русской культуре и искусстве. Часть 1 и 2: методические указания / Магнитогорск. Пед. ин-т; Сост. Р.А. Мирошкина. – Магнитогорск, 1993.

9. Бондаренко А.К. « Дидактические игры в д/с». Пособие для воспитателей д/с. Москва « Просвещение»,1985г.

10. Бондаренко Т.М. « Комплексные занятия в старшей группе д/с». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ «Воронеж» ТЦ « Учитель»,2004г.

Развитие продуктивной деятельности: художественный труд  и конструирование 

1.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. - М: Просвещение; Владос, 1994.

3.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.

4.      «Учите детей мастерить» Э.К.Гульянц, 1984 г.

5.      «Что можно сделать из природного материала» Э.К.Гульянц, И.Я.Базик, 1984 г.

Приобщение к уральскому изобразительному искусству

1.                  Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики [Текст] / науч. ред. и сост. Е.С. Бабунова, В.И. Турченко, – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.

2.                  Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации/ сост. С.Н. Обухова. – Челябинск: Челябинская государственная медицинская академия, 2009. – 84 с.

Развитие музыкально-художественной деятельности

1. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: старшая и подготовительная группы. М.: Вако, 2006 

Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей

Технологии развивающего обучения: 

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

Игровые технологии

Концептуальные идеи и принципы:

                игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;

                игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;

                постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;

                игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;

                использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;

                цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;

                механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации. 

Технологии проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

            создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;

                целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;

                проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;

                проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;

                проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

 

Технологии, основанные на коллективном способе обучения (В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.) 

Технологии сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

            позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;

            уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;

            неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;

            диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;

            сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;

            сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. 

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

            развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;

            особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;

            способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);

            интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;

            завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

Здоровьесберегающие технологии

Учебно-воспитательные технологии

Концептуальные идеи и принципы:

            физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

            обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;

            мотивация детей к ведению здорового образа жизни,

            предупреждение вредных привычек;

            обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

            конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала. 

Организационно-педагогические технологии

Концептуальные идеи и принципы:

            определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

            организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

            организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;

            организация и контроль питания детей, физического развития, закаливан организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

            организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.) 

Проектная художественно-эстетическая деятельность детей

Наибольшей популярностью в практике работы многих дошкольных образовательных учреждений сегодня пользуется проектно-тематическое обучение, ориентированное на всеобъемлющее развитие ребенка. Оно задаёт такую организацию образовательного процесса, при которой дети могут увидеть связи между различными областями знания и реальной жизнью. Проектно-тематическое (или интегрированное) обучение – это глубокое, интенсивное изучение детьми совместно с педагогами и при их поддержке какой-либо проблемы или вопроса.

Проектно-тематическое обучение помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над темой проекта помогает:

-                   создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другому;

-                   сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметно-пространственную  среду;

-                   обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей их педагогическую поддержку.

При организации работы на основе проектов, педагог должен владеть, как минимум, двумя важными умениями:

1.      Уметь составлять собственный план действий;

2.      Уметь составлять индивидуализированные маршруты для конкретных детей.

Виды проектов

Что принимается в дошкольном учреждении за тему и проект?

Тема – ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах.  Примеры тем: кошки, цирк, мой двор и т.д. Работа над темой – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах.

Проект – специально организованный педагогом и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Проект – осуществление замысла (изготовление книги, модели, постановка спектакля, посадка дерева и т.д.)  Существуют универсальные проекты – их легко включать в работу практически над каждой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и подготовку представлений. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

В программе используются следующие типы проектов:

 

 

Исследовательские

Дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи исследования, определяют методы исследования, источники информации, исследуют, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования

Ролево-игровые

С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированные

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление  группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

 

Творческие

В таких проектах дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник)

Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:

-                   индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного ребенка), далее из таких личных изделий можно простым объединением, например, в выставку, сделать и коллективный продукт (слабо связанный);

-                   работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);

-                   коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности. 

Образовательные результаты

при проектно-тематическом обучении

К образовательным результатам проектно-тематического обучения можно отнести способность ребенка:

-                     контролировать свое поведение,

-                     сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение,

-                     комментировать свои действия,

-                     выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе),

-                     организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое),

-                     договариваться о правилах,

-                     задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта,

-                     присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать),

-                     совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения,

-                     делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы,

-                     высказываться в связи с высказываниями других,

-                     устанавливать контакты,

-                     поддерживать разговор,

-                     использовать элементарные нормы общения.

-                     сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

Следует отметить, что знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетентностей. 

Формы организации детей в совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Организация художественно-эстетической деятельности детей предполагает использование разнообразных форм организации, способствующих творческому саморазвитию старших дошкольников:

1.Самостоятельные работы детей, из которых составляется единая целостная композиция (по темам: «В страну озер и рудных скал», «Мы – уральцы», «Уральский букет», «Оружейных дел мастера», «Диво – дивное», «Обрядовая уральская кукла», «Пасхальные писанки на Урале»).

2. Работа в парах, при которой каждая пара выполняет часть общей работы («Малахитчики», «Берестяной туесок», «Укрась колыбельку»).

3. Работа в мини-группах, при которой каждая мини-группа выполняет часть общей работы («Урал – земля золотая», «Музыка в камне»).

4. Коллективная работа, когда каждый ребенок выполняет самостоятельную часть общей работы («Салон ювелирных изделий», «Самоцветные россыпи Урала», «Секреты Хозяйки Медной горы»).

5. Работа по конвейеру, при которой каждый ребенок выполняет одну операцию общей творческой работы, а результат его работы будет являться началом работы сверстника, как наиболее сложная форма организации детей  («Камень, заговори», «Бусы на Новогоднюю елку»).

Структура совместной деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей 

1.      Художественно-эмоциональное восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, музыки, действительности. Минуты созерцания.

2.               Постановка проблемы, мотивация деятельности детей.

3.               Выдвижение гипотезы,  постановка цели.

4.               Совместное составление алгоритма работы, обсуждение плана действий. Выбор оптимальной формы организации труда.

5.               Творческая деятельность детей, сотворчество воспитателя и детей.

6.               Пооперационная оценка и самооценка деятельности.

7.               Эмоциональный итог работы. Оценка достижений.

8.               Эстетическая рефлексия. Чему еще нужно научиться? 

 

Примерные центры для детей 3-7 лет

по художественно-эстетическому развитию

 

Центр

Оборудование

«Центр искусства»

Произведения декоративно-прикладного искусства,

Альбомы с репродукциями произведений изобразительного искусства

Альбомы с фотографиями архитектурных сооружений разного назначения

Мольберт, материалы и оборудование для всех видов самостоятельной изобразительной деятельности. (Наборы гуаши, акварели, восковых мелков, цветных карандашей, пластилина, и др.)

Природный и дополнительный материал для конструирования.

Муляжи, иллюстративный материал с изображением фруктов, овощей, деревьев, животных.

Схематическое изображение птиц, животных, человека.

Вариативные образцы,

Незавершенные композиции,

Продукты детского творчества (созданные детьми иллюстрации),

Выставка работ одного ребенка, детей группы,

Выставка работ совместного творчества детей и родителей

«Центр строительства  и моделирования»

Наборы строительного материала.

Чертежи и схемы группы, территории детского сада.

Конструкторы «Лего».

Модели построек, пооперационные карты создания моделей.

Пооперационные карты,

Технологические карты,

Вариативные образцы,

Незавершенные композиции,

Макеты построек, макеты ландшафтов, макеты среды обитания животных, выполненные детьми и взрослыми. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).

Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.

«Центр экспериментирования»

 

Оборудование для опытов и экспериментов

с изобразительными материалами: красками, мелками, пластилином и др. Картотека опытов, экспериментов

Правила работы с материалом

Карточки – схемы проведения экспериментов

Пособия для экспериментирования: вертушки, попрыгунчики, мыльные пузыри

Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, плоды, семена и др.

Пластиковый коврик, халаты, нарукавники.

Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой.

Зеркала для игр с солнечным зайчиком.

Предметы для игр с тенью.

Лупы, «волшебные» очки – цветные «стекла» (пластиковые).

«Центр коллекций»

Коллекции сортов ткани, бумаги

Камни, ракушки

Гербарии

Семена разных деревьев, шишки, сухоцветы

«Центр детской книги»

Фотографии художников детской книги

Фотографии авторов литературных произведений для детей

Выставка «умных книг» для детей: Энциклопедии из серии «Я познаю мир», «Отчего и почему?», «Всё обо всём», «Энциклопедия дошкольника»; Книги о природе. Книги из серии  «Почемучкины вопросы»

«Центр музыки»

Портреты композиторов,

Музыкальные инструменты,

Игрушки-шумелки,

Оборудование для импровизации музыкально-ритмических движений,

 

«Театральный центр»

Костюмы и декорации для организации  театрализованной деятельности:

- кукольный театр;

- - плоскостной театр;

- театр масок;

- магнитный театр;

«Центр краеведения»

Картотека мультимедийных презентаций «Природа родного края», «Растительный и животный мир Урала», «Наш город в разные времена года».

Коллекции минералов;

Географическая карта Урала;

Занимательная карта распространения полезных ископаемых на Урале;

Альбомы: «Улицы города Челябинска», «Мой город», «Герб моей семьи»

Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы, сказы  и легенды.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Предметы декоративно-прикладного искусства.

Куклы в национальных костюмах.

Тематические проекты

 

Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды 

Одним из важных условий освоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста является создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

                 Учитывая эмоциональность дошкольников, место для художественно-эстетической деятельности оформили рядом с учебной зоной, так оно привлекает детей и стимулирует их творческое саморазвитие. 

Центр искусств выполняет разные функции, но, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

Набор предлагаемых материалов для сенсорного насыщения художественно-творческой деятельности в центре разнообразен и достаточен, дети имеют возможность выбора необходимого материала для реализации замысла. Разнообразие материалов способствует созданию условий для свободного экспериментирования, умелого сочетания разных художественных техник. Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки. В центре детского экспериментирования дети учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок.

В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольберте, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.

В дизайн интерьера группы включены элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра. В группе с целью развития эстетического восприятия детей и ознакомления с универсальным языком искусства (средствами художественной выразительности) размещены произведения как народного, так и профессионального искусства: жанровая живопись, произведения декоративно-прикладного искусства.

Центр искусств включает такие уголки:

«Уголок музыкально - театральный». В уголке располагается вешалка ряжения, музыкальные инструменты, разные виды театров, способствующие стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В группе  создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.

«Уголок художественного творчества». Для того чтобы дети выражали свои эмоции через рисунки, работу с бумагой, природным и бросовым материалом, для формирования положительных черт личности, для того, чтобы они учились контролировать свои действия, а также для снятия напряжения, создан уголок художественного творчества. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Работы детей мы размещаем  в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на стене творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки.

На столе находятся цветные карандаши в стаканчике, бумага для рисования, различные раскраски, трафареты. Всё это способствует развитию мелкой моторики. Рядом на полочке лежит коробка с красками, кисточки разного размера, коробка пластилина, салфетки из ткани, цветная бумага для аппликации. Здесь же находится природный и бросовый материал для поделок. Ребёнок по желанию может заняться любым делом: рисовать, лепить, делать аппликацию или поделку для мамы или изготовить атрибут для игры

Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок проводятся конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с родителями), а также персональные выставки. Работами детей украшается интерьер детского сада. Это формирует у дошкольников интерес к изготовлению поделок, создается эмоциональный настрой на этот вид деятельности.

«Уголок ручного труда» Создан уголок ручного труда «Умелые руки», в который вошли: столярная мастерская, ателье «Мастерица», уголок ручного труда «Самоделкин», с учетом полоролевой дифференциации и интересов детей. В уголке помещён природный и бросовый материал для изготовления поделок, который дети и родители сами собирают. Он хранится  в специальных ёмкостях.

В течение года совместно с детьми изготавливаем модели трудового процесса, чертежи, выкройки различных моделей.

В группе существует традиция устраивать конкурсы поделок детей совместно с взрослыми: «Осенняя фантазия», конкурс елочных украшений, «Папа, мама, я - не семья, а мастера». Родители и дети охотно откликаются, и в группе появляются очень интересные и оригинальные игрушки, за которые каждая семья получает небольшой приз.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение. 

Для демонстрации детских работ особенно актуальны «Стенды успеха», для которого необходимы эстетические трансформирующие стеллажи, стенды, полочки, рамки. Важно, чтобы детские работы украшали пространство группы, а не были формально выставлены для родителей. Обычно дети переживают по поводу того, что они делают, потому что конечный продукт с точки зрения взрослого может быть ни на что не похож. Воспитатели должны всегда помнить о том, что у детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке.

В группе есть стенд «Наша звездочка», который особенно любят дети, ведь это что-то вроде взрослой доски почёта. По итогам выбора за день победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах. Необходимо, чтобы каждый ребёнок имел возможность побывать победителем. Каждому нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены.

Стенд «Сколько нас?» помогает детям освоить навыки счета, ребята поняли, что самих себя считать гораздо интереснее, кроме того, у детей развиваются зрительная память, мыслительные процессы, навыки сравнения чисел. Считают они себя теперь по несколько раз в день. 

Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории. 

Мониторинг освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 

Основные методы сбора информации о ребёнке

-                   Систематическое наблюдение;

-                   Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, детские каракули работы ребёнка);

-                   Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);

-                   Беседы с родителями, анкеты, опросники;

-                   Общение со специалистами (психолог, предметник, врач, логопед);

-                   Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;

-                   Рассказы детей;

-                   Фотографии;

-                   Аудиозаписи и видеозаписи,

-                   Портфолио, или «Папки достижений»

-                   Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;

-                   Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми. Эти заметки дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, при каких обстоятельствах, и свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом. Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.

Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать

-                   разные методы сбора информации;

-                   различные источники информации;

-                   различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.

Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке. 

Карта освоения образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» рабочей программы 

№ п/п

Программное содержание

5-6 лет

 

различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство)

 

 

выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция)

 

 

имеет представление о региональных художественных промыслах

 

 

определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению

 

 

определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению

 

 

различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель)

 

 

эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения

 

 

называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы

 

 

создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей

 

 

знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь, сангина)

 

 

лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы

 

 

использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации

 

 

создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали

 

 

выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта

 

 

владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности

 

 

умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс)

 

 

способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте

 

 

ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки

 

 

исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле)

 

 

создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции

 

 

самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые

 

 

объединяет разные способы изображения (коллаж)

 

 

варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций

 

 

использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов

 

 

самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов

 

 

умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве

 

 

умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс)

 

 Примечание.: отметка о развитии(«+»/ «-» )

Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком

 

Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком. 

Формы работы с родителями по реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

 

№ п/п

Организационная форма

Цель

Темы

1.

Тематические консультации

Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей в условиях семьи

 

2.

Родительские собрания

Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам, расширение педагогического кругозора родителей

«Наши успехи»

3

Конкурсы, выставки

Привлечь родителей к   совместной с детьми деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

 «Осенняя фантазия»,

«Новогодняя игрушка», вернисаж рисунков ко Дню Матери, 23 февраля, 8 Марта

4.

Наглядность

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами художественно-эстетического развития детей

 

Оформление газеты ко Дню  матери. Оформление газет к 23 февраля, 8 марта.

5.

Проектная деятельность

Объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта, помочь научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности;

 

6

Досуги, развлечения

Наиболее значимы развлечения для семей с детьми, так как дети лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители

«Осенняя сказка»,

 «Новогодний карнавал», «День Защитника Отечества», «Масленница», «8 Марта», «День смеха», «День Победы»

Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 30.07.19 в 02:27 3Ответить Пожаловаться
Программа объёмная, насыщенная творческими делами и обоснована теоретическим материалом! Спасибо, Татьяна Викторовна, что делитесь с коллегами!
Елена Владимировна, 30.07.19 в 04:24 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Викторовна, за интересную и очень содержательную программу!
Белянина Светлана Николаевна, 30.07.19 в 06:21 2Ответить Пожаловаться
Татьяна Викторовна, эта программа тоже отличная!
Панагушина Елена Аркадьевна, 30.07.19 в 07:19 2Ответить Пожаловаться
Беру для педагогов, работающих с дошкольниками.
Воробьева Оксана Павловна, 30.07.19 в 10:32 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за материал!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 31.07.19 в 12:07 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за труд, Татьяна Викторовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.