Авторская программа "Мастерство слова"
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
УТВЕРЖДАЮ Председатель муниципального методического совета, заместитель начальника управления образования ИК Нижнекамского муниципального района РТ ___________ Рамазанова А.Р. «____» ____________2024 г. |
Авторская программа
«Мастерство слова»
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «СОШ № 26» НМР РТ Градусовой Людмилы Аркадьевны |
Рассмотрено на заседании муниципального методического совета Протокол № от 2024 года | Согласовано методист МБУ «Центр образования» ______________(И.С.Фазлиахметов) «___» _____________ 2024 года |
2024 год
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 9-11 классов, рассчитана на 68 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов ГИА предыдущих лет.
Г. Т. Егораева. «Русский язык».
Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.
Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.
Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.
Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Программа состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
пояснительную записку;
содержание программы;
основные термины и понятия, необходимые для овладения курсом;
организацию учебного процесса;
формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
требования к результатам освоения;
список литературы для учащихся.
Цели программы:
1. Помочь учащимся подготовиться к выполнению заданий ГИА;
2. Совершенствование и развитие умения писать высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Развитие навыков свободного и грамотного владения письменной речью;
4. Развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных стилей;
5. Развитие умения находить художественно- изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, понимание поставленных в тексте проблем.
Задачи программы:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Содействовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению задания ГИА.
II. Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1.Вводное занятие. Введение в курс. Правила по ТБ и ПБ. | 1 | 1 | |
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов) | 23 | 8 | 14 |
Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов) | 23 | 4 | 19 |
Тема 3. Анализ текста. (4 часа) | 11 | 3 | 9 |
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) | 10 | - | 10 |
Итого часов: | 68 | 16 | 52 |
III. Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. 24 ч.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 24 ч.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. 23 ч.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Практические работы:
Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
Определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);
Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
Какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. 11 часов.
Тема 1. Анализ текста. 3 часа.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 9 часов.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения. 10 часов.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
Анализировать форму исходного текста;
Находить характерные для исходного текста языковые средства;
Создавать связное высказывание;
Излагать последовательно собственные мысли;
Использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Практические работы:
написание сочинений-рассуждений;
редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по программе
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ГИА.
Формы итогового контроля по освоению программы и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
Промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМ ов);
Итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов;
IV. Календарно-тематический план
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (24 часа)
| |||||
1-2 | 2 | Введение. ТБ. Текст. Тема и основная мысль текста | 2 | 1 неделя сентября | |
3-4 | 2 | Средства связи между частями текста, способы связи в тексте | 2 | 2 неделя сентября | |
5-7 | 3 | Выделение микротем в тексте | 3 | 3-4 неделя сентября | |
8-10 | 3 | Лексические средства организации текста | 3 | 1-2 неделя октября | |
11-13 | 3 | Морфологические средства организации текста | 3 | 2-3 неделя октября | |
14-16 | 3 | Синтаксические средства организации текста | 3 | 4 неделя октября | |
17-19 | 3 | Стили речи | 3 | 1-2 неделя ноября | |
20-22 | 3 | Типы речи | 3 | 2-3 неделя ноября | |
23-24 | 2 | Контрольная работа 1 (промежуточная) | 2 | 4 неделя ноября | |
Тема 2. Лингвистический анализ текста (23 часа) | |||||
25-28 | 4
| Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | 4 | 1-2 неделя декабря | |
29-31 | 3 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | 3 | 3-4 неделя декабря | |
32-34 | 3 | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. | 3 | 4 неделя декабря, 2 неделя января | |
35-38 | 4 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | 4 | 3-4 неделя января | |
39-42 | 4 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | 4 | 1-2 неделя февраля | |
43-45 | 3 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | 3 | 3-4 неделя февраля | |
46-47 | 2 | Промежуточная контрольная работа 2 | 2 | 1 неделя марта | |
Тема 3. Анализ текста. (11 часов) | |||||
48-50 | 3 | Содержание исходного текста. | 3 | 2-3 неделя марта | |
51-53 | 3 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | 3 | 3-4 неделя марта | |
54-56 | 3 | Рецензия. Эссе. | 3 | 1 неделя апреля | |
57-58 | 2 | Промежуточная контрольная работа 3 | 2 | 2 неделя апреля | |
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10 часов) | |||||
59-62 | 4 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. | 4 | 3-4 неделя апреля | |
63-68 | 6 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | 6 | 2-4 неделя мая | |
V. Мониторинг результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы
№ п/п | Сроки | Форма проведения |
1. | Ноябрь | Проверочная работа, участие в конкурсах чтецов |
2. | Январь | Проверочная работа, участие в конкурсах чтецов |
3. | Март | Проверочная работа, участие в конкурсах чтецов |
4. | Май | Итоговая проверочная работа, зачет |
VI. Методическое обеспечение
Для проведения занятий предполагается использовать различные виды деятельности и формы работы:
творческая мастерская,
творческая лаборатория,
научно-исследовательская работа,
самостоятельная работа,
круглый стол,
викторина,
конкурс,
игра,
работа с печатными изданиями,
работа с электронными источниками и др.
Практическим применением результатов реализации программы для учащихся могут стать:
- выполнение различных заданий на уроках русского языка и литературы;
- написание сочинений (интерпретация художественных произведений; комплексный анализ текста; сопоставительный анализ произведений);
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в творческих конкурсах;
- участие в конференциях;
- подготовка к ОГЭ по литературе и русскому языку.
VII. Список литературы
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009, с.87-88
Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.
Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1999, с.604.
Сенина Н.А., Гармаш С.В, Гурдаева Н.А, Нарушевич А.Г..Семеречинская Н.М Русский язык Подготовка к ЕГЭ.2018г., стр .89-105.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. (Курс интенсивной подготовки)
Селиванова Галина Геннадьевна