Авторская программа "Мастерство слова"

2
1
Материал опубликован 31 May в группе


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



УТВЕРЖДАЮ

Председатель муниципального

методического совета, заместитель начальника управления образования ИК Нижнекамского муниципального района РТ

___________ Рамазанова А.Р.


«____» ____________2024 г.






Авторская программа

«Мастерство слова»




учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 26» НМР РТ

Градусовой Людмилы Аркадьевны







Рассмотрено на заседании

муниципального методического совета

Протоколот 2024 года

Согласовано

методист МБУ «Центр образования»

______________(И.С.Фазлиахметов)

«___» _____________ 2024 года









2024 год



Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 9-11 классов, рассчитана на 68 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов ГИА предыдущих лет.

Г. Т. Егораева. «Русский язык».

Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.

Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.

Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.

Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Программа состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

пояснительную записку;

содержание программы;

основные термины и понятия, необходимые для овладения курсом;

организацию учебного процесса;

формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

требования к результатам освоения;

список литературы для учащихся.

Цели программы:

1. Помочь учащимся подготовиться к выполнению заданий ГИА;
2. Совершенствование и развитие умения писать высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Развитие навыков свободного и грамотного владения письменной речью;
4. Развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных стилей;
5. Развитие умения находить художественно- изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, понимание поставленных в тексте проблем.



Задачи программы:

Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

Содействовать развитию письменной речи.

Подготовить учащихся к выполнению задания ГИА.



II. Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.Вводное занятие. Введение в курс. Правила по ТБ и ПБ.


1

1


Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)


23

8

14

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)


23

4

19

Тема 3. Анализ текста. (4 часа)


11

3

9

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)


10

-

10

Итого часов:


68

16

52





















III. Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. 24 ч.

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 24 ч.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. 23 ч.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

указывать средства связи между частями текста;

определить тему и основную мысль текста;

определить тип и стиль речи;

использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы:

Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

Определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);

Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

Какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. 11 часов.

Тема 1. Анализ текста. 3 часа.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 9 часов.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения. 10 часов.

Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

Анализировать форму исходного текста;

Находить характерные для исходного текста языковые средства;

Создавать связное высказывание;

Излагать последовательно собственные мысли;

Использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Практические работы:

написание сочинений-рассуждений;

редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Технология организации учебного процесса по программе

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ГИА.

Формы итогового контроля по освоению программы и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

Промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМ ов);

Итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов;

IV. Календарно-тематический план


п/п

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту


Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (24 часа)

 

1-2

 2

Введение. ТБ. Текст. Тема и основная мысль текста

2

1 неделя сентября


3-4

 2

Средства связи между частями текста, способы связи в тексте

2

2 неделя сентября


5-7

 3

Выделение микротем в тексте

3

3-4 неделя сентября


8-10

 3

Лексические средства организации текста

3

1-2 неделя октября


11-13

 3

Морфологические средства организации текста

3

2-3 неделя октября


14-16

 3

Синтаксические средства организации текста

3

4 неделя октября


17-19

 3

Стили речи

3

1-2 неделя ноября


20-22

 3

Типы речи

3

2-3 неделя ноября


23-24

 2

Контрольная работа 1 (промежуточная)

2

4 неделя ноября


 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (23 часа)

25-28

 4

 

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

4

1-2 неделя декабря


29-31

 3

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

3

3-4 неделя декабря


32-34

 3

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

3

4 неделя декабря,

2 неделя января


35-38

 4

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

4

3-4 неделя января


39-42

 4

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

4

1-2 неделя февраля


43-45

 3

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

3

3-4 неделя февраля



46-47

 2

Промежуточная контрольная работа 2

2

1 неделя марта



Тема 3. Анализ текста. (11 часов)

48-50

 3

Содержание исходного текста.

3

2-3 неделя марта


51-53

 3

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

3

3-4 неделя марта


54-56

 3

Рецензия. Эссе.

3

1 неделя апреля


57-58

 2

Промежуточная контрольная работа 3

2

2 неделя апреля



Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения.

(10 часов)

59-62

 4

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.

4

3-4 неделя апреля


63-68

 6

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

6

2-4 неделя мая



V. Мониторинг результатов освоения

дополнительной общеобразовательной программы


п/п

Сроки

Форма проведения


1.

Ноябрь

Проверочная работа, участие в конкурсах чтецов

2.

Январь

Проверочная работа, участие в конкурсах чтецов

3.

Март

Проверочная работа, участие в конкурсах чтецов

4.

Май

Итоговая проверочная работа,

зачет



VI. Методическое обеспечение


Для проведения занятий предполагается использовать различные виды деятельности и формы работы:

творческая мастерская,

творческая лаборатория,

научно-исследовательская работа,

самостоятельная работа,

круглый стол,

викторина,

конкурс,

игра,

работа с печатными изданиями,

работа с электронными источниками и др.

Практическим применением результатов реализации программы для учащихся могут стать:

- выполнение различных заданий на уроках русского языка и литературы;

- написание сочинений (интерпретация художественных произведений; комплексный анализ текста; сопоставительный анализ произведений);

- участие в предметных олимпиадах;

- участие в творческих конкурсах;

- участие в конференциях;

- подготовка к ОГЭ по литературе и русскому языку.








VII. Список литературы


Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009, с.87-88

Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.

Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1999, с.604.

Сенина Н.А., Гармаш С.В, Гурдаева Н.А, Нарушевич А.Г..Семеречинская Н.М Русский язык Подготовка к ЕГЭ.2018г., стр .89-105.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. (Курс интенсивной подготовки)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, коллега!

13 August