Авторская программа по технологии с элементами черчения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная многопрофильная школа №44
им. В.Кудзоева
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора №160 от 28.08. 2019 г.
___________ Т.Н.Цуциева
Рабочая программа
по технологии
с элементами черчения и моделирования
Срок реализации 2019 – 2020г.
Составитель: Албегова С.А.
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №_____от_____2019 г.
Председатель МО_________/ Албегова С.А. /
Пояснительная записка
Содержание рабочей программы базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ и соответствует содержанию примерной программы, разработанной на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На основе учебника "Черчение" авторы А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы в 7 классе сфере технического творчества школьников - подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Изучение графического языка является необходимым, поскольку он общепризнан как международный язык общения. Курс раскроет возможность в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе, дизайне; научит создавать художественно ценные изделия, архитектурные сооружения. Кроме этого, графическая подготовка создает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана
( в частности предмета "Черчения" в 8 классе) , а также позволяет школьникам активно проявить себя в проектной и конструкторской деятельности.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы: предполагается использовать занимательные задачи, графические диктанты, головоломки, игры, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа со справочным материалом.
В программе учтён региональный компонент, без которого обучение черчению будет оторвано от реальной жизни, истории развития города Владикавказа, народного искусства Осетии. Обучение черчению должно вестись в тесной связи с традициями народных художественных ремесел. В процессе изучения предмета учащиеся должны осознать роль черчения в развитии кораблестроения, самолетостроения ,значение ответственности при выполнении чертежа.
Основная идея рабочей программы технического творчества состоит в том, что она нацелена в первую очередь на интеллектуальное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей технического творчества.
Цель :
развитие графической культуры обучающихся, формирование у них умения «читать» и выполнять несложные чертежи;
создание условий для самореализации обучающихся;
моделировать изделие на основе чертежа.
Задачи :
обучение элементам черчения, приобщение школьников к графической культуре;
формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности;
расширять общий кругозор учащихся подростковых классов, общую и специальную культуру;
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи;
развивать пространственное мышление школьников;
развивать навыки оперирования плоскостными и пространственными объектами и работы с чертёжными инструментами;
научить применять полученные на занятиях знания, умения и навыки, в процессе выполнения практических работ.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов: из расчета 1 учебный час в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Содержание рабочей программы направлено на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности, продолжает формирование у учащихся представлений о понятие «графическая культура» как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.
Формирование графической культуры учащихся - это процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы.
Личностные результаты
В результате освоения программы у школьников должны быть сформированы:
действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации;
действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
проектная деятельность;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
самоконтроль и корректировка хода практической работы;
самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы,схемы);
моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
конструирование объектов с учётом технических и декоративно- художественных условий:
определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные УУД
учёт позиции собеседника;
умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов;
умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером;
осуществление взаимного контроля;
реализации проектной деятельности.
Планируемые результаты изучения предмета
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения предмета «Черчение» отражают:
гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;
развитие художественно-творческих конструкторско-технологических и декоративно-художественных умений и навыков;
обеспечить возможность школьникам проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов конструкторских декоративных особенностей предметов быта;
изучение истории развития чертежа;
воспитание аккуратности и самодисциплины, чувство патриотизма, любви к природе и окружающему миру. применение полученных теоретических знаний на практике;
реализации творческого потенциала обучающихся;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления чертежа.
Организация работы .
Занятия технологии проводятся один раз в неделю.
ученик научится:
рационально работать с чертежными инструментами;
выполнять построения основных геометрических фигур по заданным размерам;
правильно оформлять чертежи;
производить моделирование на основе чертежей;
снимать размеры несложной детали;
делить окружность на 3, 4, 6, 8 равных частей;
выполнять геометрические орнаменты в круге, квадрате;
защитить свой творческий проект.
Содержание учебного предмета:
Обучение школьников «Технологии» строится на освоение конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся. Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру.
Предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
развитие графической культуры обучающихся, формирование у них умения «читать» и выполнять несложные чертежи.
создание условий для самореализации обучающихся распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
конструирование и моделирование;
развивать и корригировать логическое и творческое мышление, исследовательские умения обучающихся;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир творчества.
Содержание учебного предмета
Введение. История развития чертежа. 1 час.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. 1- часа.
Теоретический материал. Что такое черчение. Связь черчения с другими предметами. Применения черчения в жизни человека. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Их предназначение. Маркировка простых карандашей и способ их заточки.
Практическая работа:
- Заточка карандашей.
- Провести линии карандашами разной твердости.
Правила оформления чертежей -6 часов
Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Выполнение орнамента с применением линий.
Построение геометрических фигур. 19 часов.
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Теоретический материал. Разновидности углов (прямой, тупой и острый). Правила построения квадрата, прямоугольника с помощью угольника. Их сравнение. Правила построение равностороннего треугольника с помощью циркуля и угольника. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, построение простейших геометрических фигур: ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа.
Отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки, циркуля;
построение углов с помощью транспортира;
Понятие об окружности. Центр, осевая линия окружности. Радиус. Диаметр. Хорда. Условные обозначения. Зависимость диаметра от радиуса
Последовательность построения чертежа «плоской» детали.
Анализ геометрической формы предмета. Как снимать размеры несложной детали;
Технический рисунок детали
Практическая работа:
Вычерчивание углов (прямого, тупого и острого).
Построение квадрата, прямоугольника.
Построение равностороннего треугольника по заданным размерам.
Способ деления окружности на 4 и 8 равных частей. Способ деления окружности на 3 и 6 равных частей.
Построение квадрата, прямоугольника;
Построение окружностей и полуокружностей;
Выполнение узора с применением окружностей и полуокружностей;
Выполнение осетинского орнамента в окружности;
Построение «плоской» детали.
Творческий проект «Моделирование объёмных фигур на основе чертежа». -8 часов.
Чтение чертежей детали. Изготовление объёмных фигур на основе чертежа.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих.
Защита творческого проекта. 1 час
Календарно-тематическое планирование уроков по технологии
2019-2020 уч.г. Количество часов в неделю -1; за год -35;
1 четверть (8 час.)
№ | Тема | Час | Дата |
1 | Введение. История развития чертежа. | 1 | 5.09.2019 |
2 | Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. | 1 | 12.09 |
3 | Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. | 1 | 19.09 |
4 | Язык чертежа -линии | 1 | 26.09 |
5 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Построение углов | 1 | 3.10 |
6 | Построение простейших геометрических фигур. Построение квадрата, прямоугольника. | 1 | 10.10 |
7 | Линия и ее применение в орнаменте. Орнамент в полосе. Осетинский орнамент в полосе | 1 | 17.10 |
8 | Построение орнамента в квадрате | 1 | 24.10 |
2 четверть (8 час.)
№ | Тема | Час | Дата |
1 | Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. | 1 | 7.11.2019 |
2 | Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. | 1 | 14.11. |
3 | Шрифт чертежный. | 1 | 21.11 |
4 | Шрифты | 1 | 28.11 |
5 | Построение окружностей разных диаметров; окружность, радиус, диаметр. | 1 | 05.12 |
6 | Окружность, деление окружности на равные части | 2 | 12-19.12. |
7 | Выполнение узора с применением окружностей и полуокружностей. | 1 | 26.12 |
3 четверть (11 час.)
№ | Тема | Час | Дата |
1 | Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа. | 2 | |
2 | Применение и обозначение масштаба. | 1 | |
3 | Последовательность построения чертежа «плоской» детали. | 1 | |
4 | Построение «плоской» детали. | 2 | |
5 | Анализ геометрической формы предмета. Как снимать размеры несложной детали; | 2 | |
6 | Технический рисунок детали | 2 | |
7 | Оптические иллюзии в техническом рисунке | 1 | |
4 четверть (8 час.)
№ | Тема | Час | Дата |
1 | Творческий проект «Моделирование объёмных фигур на основе чертежа». Выбор творческого проекта. | 1 | |
2 | Эскиз. Назначение эскиза. Чтение схем и инструкционных карт. | 1 | |
3 | Моделирование самолета из бумаги | 1 | |
4 | Построение чертежа в натуральную величину. | 1 | |
5 | Моделирование объемных фигур на основе чертежа. | 1 | |
6 | Изготовление изделия на основе чертежа. | 1 | |
7 | Изготовление изделия на основе чертежа. | 1 | |
8 | Защита творческого проекта. Подведение итогов. | 1 | |
Используемая литература:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. -
М.: Просвещение, 2009.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Вышнепольский В.И. Методическое пособие к учебнику. - М.: Просвещение, 2003.
Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки - задания по черчению - М.: Просвещение, 1988.
Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение. 9 класс. - М.: АСТ, 2009.
Степакова В.В. Карточки задания по черчению. - М.: Просвещение,
2002.