Урок географии в 8 классе с элементами модульной технологии и использованием авторских ЭОР

2
0
Материал опубликован 3 February 2016 в группе

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР ПО ТЕМЕ:

«Русская (Восточно-Европейская) равнина».

 

ФИО: Чугреева Евгения Анатольевна

Место работы: МБОУ Октябрьская СОШ Кулундинского района Алтайского края

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 8

Базовый учебник: Баринова И.И.. География России. Природа – М.:2014

Цель урока: Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Восточно-Европейской равнины.

2. Познакомить с главной особенностью Восточно-Европейской равнины –разнообразием природы

3. Сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Восточно-Европейской равнины.

Развивающие:

Развивать умения работать с картами атласа и учебника.

Развивать умение выделять главное, анализировать.

Развивать память.

Закрепить умения учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение региона и устанавливать его влияние на формирование природных условий территории.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к красоте своей родной природы, гордость за наши природные богатства

 

Планируемые результаты урока:

Выявить главные особенности природы Восточно-Европейской равнины.

 

Оборудование:

Учебник (Баринова И.И.. География России. Природа – М.:2006.), учебный атлас по географии России природа 8 класс, настенная карта, контурная карта Восточно-Европейской равнины, модули для работы в группах, мультимедийный проектор.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы работы учащихся: Индивидуальная, фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ноутбуки для учащихся.

Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения не превышает 25 минут (СанПин 2011 года)

Перечень используемых ЭОР

Название

Характеристика ЭОР

1

ЭОР №1

Презентация учителя к уроку «Русская равнина»

2

ЭОР №2

Презентация для учащихся, задания к учебным модулям

3

ЭОР №3

Интерактивный тест по теме «Русская равнина» (создан в программе My Test)

 

Ход урока

Организационный момент

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний (демонстрация ЭОР №1, слайд 1.)

Вспомните, что такое природный комплекс.

С какими природными комплексами Земли вы познакомились при изучении начального курса физической географии; географии материков и океанов?

Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса, как они взаимодействуют между собой? (ЭОР №1, слайд 2)

Назовите крупные природные районы на территории России.

Учитель: Крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом строении, рельефе, ландшафтах. Это целостная природная территория, имеющая своеобразный об­лик, определенное, только ей свойственное, географическое строе­ние. Каждый природный район индивидуален, неповторим, един­ственен и прекрасен по-своему. Ка­ждый регион отличается от другого, и люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местно­сти. В жизни мы наблюдаем, как отличается северянин от южани­на, сибиряк от волжанина, житель средней полосы от таежного жи­теля и т. д. Почему так происходит? Каковы особенности природы в различных районах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем познакомившись с крупными природными районами нашей страны и тема сегодняшнего урока «Русская равнина». (ЭОР №1, слайд 3)

Как вы думаете, почему это равнина имеет такие названия? (Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России.)

Почему Восточно - Европейская? (Равнина расположена на востоке Европы.)

Запись темы урока в тетрадь, целепологание (ЭОР №1, слайд 4)

(ЭОР №1, слайд 5)Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:

1. Географическое положение и его влияние на формирование природных условий территории.

2. Рельеф, его связь с геологическими структурами и законо­мерности размещения полезных ископаемых.

Климат, названия типов климата, качественная и количест­венная характеристика условий, коэффициент увлажнения.

Внутренние воды, их связь с рельефом и климатом.

Почвы, растительность, животные, их зависимость от клима­та, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии.

Природные ресурсы, их хозяйственное использование, меро­приятия по охране и преобразованию природы.

Изучение нового материала

Географическое положение равнины (ЭОР №1, слайд 6, 7)

 

Задание 1: дать оценку ГП равнины по плану (на слайде):

1. Протяженность

1). с севера до юга…

2). с запада до востока…

2. Площадь равнины …

3. Пограничные географические объекты:

3). север…

4). юг…

5). восток…

6). запад…

 

Задание 2: используя карты атласа, дополни предложения (устный опрос по цепочке) – раздаточный материал

Русская равнина расположена на материке _________, в _________ полушарии.

Русская равнина на севере омывается водами _____________ океана и _________ моря.

Изрезанность береговой линии ____________ .

Глубоко в океан вдаются полуострова _______________ и _______________ .

Кроме того с юго-запада равнина омывается водами ______________ моря, а с юго- востока ________ морем.

самая северная точка лежит на широте ____ , а южная ______ .

 

2. Рельеф и геологическое строение Русской равнины

Учитель: Рельеф равнины – полого-волнистый, равнинность рельефа обусловлена устойчивым платформенным фундаментом, мощным осадочным чехлом.

 

Задание 3: используя тектоническую карту в атласе дай характеристику геологического строения: (раздаточный материал)

В основании Восточно-Европейской равнины лежит ……………………….., по возрасту она ………………………, об этом говорит …………………………, который сформировался ………………

Он очень неровный, залегает на разной глубине и выходит на поверхность в пределах равнины лишь на Кольском полуострове и в Карелии -………………….. щит.

Понижениям фундамента соответствуют ……………….. (Печерская, ………………., которая располагается на высоте -28 метров над уровнем моря), выступам - ……………………... (Среднерусская, Тиманский кряж).

Рельеф Восточно-Европейской равнины –…………………, преобладающие высоты от ……до…… метров.

Наибольшие высоты Восточно-Европейской равнины на Кольском полуострове в горах Хибины ……….. метров, наименьшие на ………низменности … метров ниже уровня океана.

Рельеф равнины очень разнообразный из-за деятельности …………………. и ……………… сил (на севере – деятельность……………., на юге - …………….).

 

3. Физминутка:  А, теперь ребята, давайте немножко отдохнем. Сделаем за мной упражнение.

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнутся, разогнутся

Три – на ладошке три хлопка, головою три кивка

Путешествуем по свету

Изучаем мы планету.

 

4. Инструктаж работы с модулями

Работа происходит в мини-группах по 2 человека. В распоряжении группы имеется ноутбук с ЭОР №2 (презентация), атлас, инструктивные карты. Результатом работы группы является презентация с выполненными в ней заданиями практического характера.

№ УЭ

Источники информации, № ЭОР

Содержание учебной деятельности

Формы работы, контроль

УЭ-1

ЭОР №2, учебник стр.148, климатическая карта России.

Характеристика климата

Цель: узнать особенности климата Русской равнины и причины его формирования

Используя текст учебника стр.148 дай характеристику климата:

Русская равнина лежит на севере в …………… поясе, большая часть в …………….. поясе. Так как равнина имеет большую протяженность с севера на юг и с запада на восток климат ………. На климат оказывает большое влияние …………… океан, с которого на равнину дует постоянный ……………….. и приходят ………….. Поэтому здесь выпадает наибольшее количество осадков по сравнению с другими равнинами.

Особенно сильно океан влияет на серную и центральную части равнины, поэтому климат здесь более ……………….., а на юге, куда циклоны проходят редко, осадков меньше чем может испарится - ………………. Континентальность возрастает с ……….. на ………… .

Равнинный рельеф благоприятствует свободному обмену воздушными массами северных и южных районов, поэтому весной на юге могут быть ……………, а летом ……… и …….

Заполните пропуске в предложениях.

УЭ-2

ЭОР №2, учебник стр. 148, физическая карта России

Внутренние воды

Цель: познакомиться с внутренними водами Русской равнины,

Задание: Используя физическую карту в атласе стр.4,5 и текст учебника стр.148 дай характеристику внутренним водам:

Реки Северного Ледовитого океана:

О…

Северная ……….

П ………….

Реки Атлантического океана:

Западная ……….

Дн………..

Д…

Река внутреннего стока - …………….., с правым притоком - ………., с левым притоком - ……………..

Найди соответствие:

Северные реки

Южные реки

Признаки:

Реки многоводны

Реки маловодны

В питании значительную роль играют дождевые и грунтовые воды

Сток более равномерно распределен в течение года

Доля дождевых и грунтовых вод в питании резко сокращается.

Большая часть стока приходится на короткий весенний период

Взаимопроверка. После выполнения работы, учитель раздает ответы, ребята проверяют работу корректируют знания.

Заполните пропуске в тексте.

5. Применение нового знания:

- Используя свои новые знания выполните проверочную работу(тест) –ЭОР №3

 

6. Оценивание (по результатам теста ЭОР №3)

7. Подведение итогов: Мы изучили причины выделения, существования природного района – Русской равнины. Ознакомились с некоторыми чертами ее природы. На следующем уроке мы продолжим изучение Русской равнины. Я хочу узнать ваше мнение об уроке. Перед вами лежат жетоны разного цвета, если от урока получили удовлетворение, радость выбираете оранжевый цвет, если просто понравился - зеленый цвет, не понравился выбираете синий цвет.

 

8. Рефлексия:

Что нового вы узнали на уроке?

Как вы это узнали, что вам помогло?

Понравился ли урок? Что именно вам понравилось?

Как оцениваете работу в группах?

Спасибо за совместный урок.

 

9. Домашнее задание:

П. 27 прочитать - всем,

У кого «4-5» - ответить на вопрос 1,2 стр. 148.

У кого «3» - ответить на вопросы 1-4, стр. 148.


Здесь будет файл: /data/edu/files/r1454499064.ppt (ЭОР №1)

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1454499146.ppt (ЭОР №2)

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1454499187.mtf (ЭОР №3)

Комментарии

По-видимому, цели определены на 2 урока, о чем автор не говорит. По структуре данного занятия образ ВЕР не будет сформирован.

7 February 2016

Похожие публикации