Урок географии в 8 классе с элементами модульной технологии и использованием авторских ЭОР
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР ПО ТЕМЕ:
«Русская (Восточно-Европейская) равнина».
ФИО: Чугреева Евгения Анатольевна
Место работы: МБОУ Октябрьская СОШ Кулундинского района Алтайского края
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 8
Базовый учебник: Баринова И.И.. География России. Природа – М.:2014
Цель урока: Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Восточно-Европейской равнины.
2. Познакомить с главной особенностью Восточно-Европейской равнины –разнообразием природы
3. Сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Восточно-Европейской равнины.
Развивающие:
Развивать умения работать с картами атласа и учебника.
Развивать умение выделять главное, анализировать.
Развивать память.
Закрепить умения учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение региона и устанавливать его влияние на формирование природных условий территории.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к красоте своей родной природы, гордость за наши природные богатства
Планируемые результаты урока:
Выявить главные особенности природы Восточно-Европейской равнины.
Оборудование:
Учебник (Баринова И.И.. География России. Природа – М.:2006.), учебный атлас по географии России природа 8 класс, настенная карта, контурная карта Восточно-Европейской равнины, модули для работы в группах, мультимедийный проектор.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Формы работы учащихся: Индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ноутбуки для учащихся.
Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения не превышает 25 минут (СанПин 2011 года)
Перечень используемых ЭОР
№ |
Название |
Характеристика ЭОР |
1 |
ЭОР №1 |
Презентация учителя к уроку «Русская равнина» |
2 |
ЭОР №2 |
Презентация для учащихся, задания к учебным модулям |
3 |
ЭОР №3 |
Интерактивный тест по теме «Русская равнина» (создан в программе My Test) |
Ход урока
Организационный момент
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний (демонстрация ЭОР №1, слайд 1.)
Вспомните, что такое природный комплекс.
С какими природными комплексами Земли вы познакомились при изучении начального курса физической географии; географии материков и океанов?
Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса, как они взаимодействуют между собой? (ЭОР №1, слайд 2)
Назовите крупные природные районы на территории России.
Учитель: Крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом строении, рельефе, ландшафтах. Это целостная природная территория, имеющая своеобразный облик, определенное, только ей свойственное, географическое строение. Каждый природный район индивидуален, неповторим, единственен и прекрасен по-своему. Каждый регион отличается от другого, и люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местности. В жизни мы наблюдаем, как отличается северянин от южанина, сибиряк от волжанина, житель средней полосы от таежного жителя и т. д. Почему так происходит? Каковы особенности природы в различных районах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем познакомившись с крупными природными районами нашей страны и тема сегодняшнего урока «Русская равнина». (ЭОР №1, слайд 3)
Как вы думаете, почему это равнина имеет такие названия? (Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России.)
Почему Восточно - Европейская? (Равнина расположена на востоке Европы.)
Запись темы урока в тетрадь, целепологание (ЭОР №1, слайд 4)
(ЭОР №1, слайд 5)Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:
1. Географическое положение и его влияние на формирование природных условий территории.
2. Рельеф, его связь с геологическими структурами и закономерности размещения полезных ископаемых.
Климат, названия типов климата, качественная и количественная характеристика условий, коэффициент увлажнения.
Внутренние воды, их связь с рельефом и климатом.
Почвы, растительность, животные, их зависимость от климата, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии.
Природные ресурсы, их хозяйственное использование, мероприятия по охране и преобразованию природы.
Изучение нового материала
Географическое положение равнины (ЭОР №1, слайд 6, 7)
Задание 1: дать оценку ГП равнины по плану (на слайде):
1. Протяженность
1). с севера до юга…
2). с запада до востока…
2. Площадь равнины …
3. Пограничные географические объекты:
3). север…
4). юг…
5). восток…
6). запад…
Задание 2: используя карты атласа, дополни предложения (устный опрос по цепочке) – раздаточный материал
Русская равнина расположена на материке _________, в _________ полушарии.
Русская равнина на севере омывается водами _____________ океана и _________ моря.
Изрезанность береговой линии ____________ .
Глубоко в океан вдаются полуострова _______________ и _______________ .
Кроме того с юго-запада равнина омывается водами ______________ моря, а с юго- востока ________ морем.
самая северная точка лежит на широте ____ , а южная ______ .
2. Рельеф и геологическое строение Русской равнины
Учитель: Рельеф равнины – полого-волнистый, равнинность рельефа обусловлена устойчивым платформенным фундаментом, мощным осадочным чехлом.
Задание 3: используя тектоническую карту в атласе дай характеристику геологического строения: (раздаточный материал)
В основании Восточно-Европейской равнины лежит ……………………….., по возрасту она ………………………, об этом говорит …………………………, который сформировался ………………
Он очень неровный, залегает на разной глубине и выходит на поверхность в пределах равнины лишь на Кольском полуострове и в Карелии -………………….. щит.
Понижениям фундамента соответствуют ……………….. (Печерская, ………………., которая располагается на высоте -28 метров над уровнем моря), выступам - ……………………... (Среднерусская, Тиманский кряж).
Рельеф Восточно-Европейской равнины –…………………, преобладающие высоты от ……до…… метров.
Наибольшие высоты Восточно-Европейской равнины на Кольском полуострове в горах Хибины ……….. метров, наименьшие на ………низменности … метров ниже уровня океана.
Рельеф равнины очень разнообразный из-за деятельности …………………. и ……………… сил (на севере – деятельность……………., на юге - …………….).
3. Физминутка: А, теперь ребята, давайте немножко отдохнем. Сделаем за мной упражнение.
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнутся, разогнутся
Три – на ладошке три хлопка, головою три кивка
Путешествуем по свету
Изучаем мы планету.
4. Инструктаж работы с модулями
Работа происходит в мини-группах по 2 человека. В распоряжении группы имеется ноутбук с ЭОР №2 (презентация), атлас, инструктивные карты. Результатом работы группы является презентация с выполненными в ней заданиями практического характера.
№ УЭ |
Источники информации, № ЭОР |
Содержание учебной деятельности |
Формы работы, контроль |
|
УЭ-1 |
ЭОР №2, учебник стр.148, климатическая карта России. |
Характеристика климата Цель: узнать особенности климата Русской равнины и причины его формирования
|
Заполните пропуске в предложениях. |
|
УЭ-2 |
ЭОР №2, учебник стр. 148, физическая карта России |
Внутренние воды Цель: познакомиться с внутренними водами Русской равнины, Задание: Используя физическую карту в атласе стр.4,5 и текст учебника стр.148 дай характеристику внутренним водам: Реки Северного Ледовитого океана: О… Северная ………. П …………. Реки Атлантического океана: Западная ………. Дн……….. Д… Река внутреннего стока - …………….., с правым притоком - ………., с левым притоком - …………….. Найди соответствие: Северные реки Южные реки Признаки: Реки многоводны Реки маловодны В питании значительную роль играют дождевые и грунтовые воды Сток более равномерно распределен в течение года Доля дождевых и грунтовых вод в питании резко сокращается. Большая часть стока приходится на короткий весенний период Взаимопроверка. После выполнения работы, учитель раздает ответы, ребята проверяют работу корректируют знания. |
Заполните пропуске в тексте. |
5. Применение нового знания:
- Используя свои новые знания выполните проверочную работу(тест) –ЭОР №3
6. Оценивание (по результатам теста ЭОР №3)
7. Подведение итогов: Мы изучили причины выделения, существования природного района – Русской равнины. Ознакомились с некоторыми чертами ее природы. На следующем уроке мы продолжим изучение Русской равнины. Я хочу узнать ваше мнение об уроке. Перед вами лежат жетоны разного цвета, если от урока получили удовлетворение, радость выбираете оранжевый цвет, если просто понравился - зеленый цвет, не понравился выбираете синий цвет.
8. Рефлексия:
Что нового вы узнали на уроке?
Как вы это узнали, что вам помогло?
Понравился ли урок? Что именно вам понравилось?
Как оцениваете работу в группах?
Спасибо за совместный урок.
9. Домашнее задание:
П. 27 прочитать - всем,
У кого «4-5» - ответить на вопрос 1,2 стр. 148.
У кого «3» - ответить на вопросы 1-4, стр. 148.
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1454499064.ppt (ЭОР №1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1454499146.ppt (ЭОР №2)
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1454499187.mtf (ЭОР №3)
Хлюпина Татьяна Леонидовна