Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № ___ от «__»__________2015г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/Т.В.Титова/ ФИО «__»____________2015г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/С.В. Шиповская/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2015г. |
Рабочая программа по элективному курсу
«Анализ текста. Теория и практика»
9 «д» класс
МБОУ Токаревская сош№1
на 2015-2016 учебный год
Учителя: Фетисовой Е.Н.
Токаревка, 2015 год
Пояснительная записка
Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, а также формирование практических навыков комплексного анализа текста и создание лингвистических текстов, обучение приемам сжатия текста.
Главная цель обучения русскому языку в 9 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками сжатия текста и его комплексного анализа.
Теоретическую основу курса обучения составляют три группы понятий:
1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2) стили речи: разговорный, научный, деловой,публицистический, художественный;
З) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи, выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Помимо указанных особенностей курса следует отметить следующие:
1. Структура курса формировалась с учетом требований к подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации.
2. Речевая направленность курса предполагает усиление языкового и содержательного аспектов в процессе анализа текста.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится формированию орфографических, грамматических, лексических умений и навыков в их единстве.
З. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными средствами языка.
Цели обучения :
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций.
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в процессе подготовки к ГИА, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
развитие умения адекватно понимать информацию прочитанного текста, умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
развитие умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, точно и лаконично излагать содержание текста, находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
развитие коммуникативной компетентности учащихся(умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение).
Содержание
Текст как единица языка. Текстология как раздел филологии. Алексей Александрович Шахматов как основатель русской текстологии.
Основные признаки текста — цельность и связность.
Способы выражения темы (цельность текста).
Заглавие. Начало и конец текста
Ключевые (опорные) слова.
Синтаксис текста (связность).
Способы связи предложений в тексте.
Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи.
Местоимения и союзы в связующей функции.
Парцеллированные конструкции.
Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования.
Описание. Языковые средства выражения описания.
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.
Роль текстологии в современном мире.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать, что такое текст.
Знать, чем отличаются первое и последнее предложения текста.
Знать: второй признак текста.
Знать о структуре цепной и параллельной связи предложений в тексте.
Знать, что такое парцелляция.
Знать типы речи, языковые средства выражения повествования.
Знать о языковых особенностях текста-описания.
Знать виды текста-рассуждения, языковые средства выражения
Уметь находить ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах
Уметь различать способы связи смысловых частей текста.
Уметь анализировать текст.
Тематическое планирование элективного курса «Анализ текста. Теория и практика.»
№ |
Тема курса |
Изучаемый материал |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата по пл. |
Дата по факт. |
1 |
Введение. Язык –общение – текст. |
Текст как единица языка. Текстология как раздел филологии. |
Знать, что такое текст. |
||
2 |
Понятие о тексте. |
Текст. Основные признаки — цельность и связность. |
Знать понятие-текст, его основные признаки. |
||
3 |
Начало и конец текста |
Первое и последнее предложения текста обладают большой смысловой нагрузкой: первое предложение представляет, заявляет текст, последнее содержит итоговую мысль. Поэтому первое и последнее предложения нуждаются в тщательной работе над ними. |
Знать, чем отличаются первое и последнее предложения текста. |
||
4 |
Ключевые (опорные) слова. |
С ключевыми (опорными) словами учащиеся знакомы давно, еще с начальной школы. Теперь они обобщают свои знания. Находят ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах. |
Уметь находить ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах. |
||
5 |
Синтаксис текста (связность). |
С этого урока начинается теоретическое обобщение и изучение второго основного признака текста — его связности. |
Знать: второй признак текста. |
||
6 |
Способы связи предложений в тексте. |
Учащиеся повторяют структуру цепной и параллельной связи предложений в тексте, иллюстрируя материал прозаическими и поэтическими текстами с разными способами связи. |
Знать о структуре цепной и параллельной связи предложений в тексте. |
||
7 |
Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи. |
На уроке обобщаются многолетние наблюдения учащихся над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста. На уроках учитель обращает внимание школьников на то, какими средствами связываются смысловые части в текстах. |
Уметь различать способы связи смысловых частей текста. |
||
8 |
Местоимения и союзы в связующей функции. |
Анализ публицистического текста. Внутри смысловых частей учащиеся обнаружат местоименную и союзную связь между предложениями. |
Уметь анализировать текст. |
||
9 |
Парцеллированные конструкции. |
Парцелляцией называется такое члене- ние предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух (или даже нескольких) единицах, следующих друг за другом и отделенных точкой. Учащиеся подбирают примеры парцелляции из стихотворений М. Цветаевой, А. Вознесенского, Р. Рождественского и др. |
Знать, что такое парцелляция. |
||
10-11 |
Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования. |
Структура повествования связывается с цепной и параллельной структурой текста. |
Знать типы речи, языковые средства выражения повествования. |
||
12-13 |
Описание. Языковые средства выражения описания. |
Учащиеся узнают о языковых особенностях текста-описания, знакомятся с образцами анализа описаний — поэтических и прозаических. |
Знать о языковых особенностях текста-описания. |
||
14-15 |
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. |
Учащиеся знакомятся со всеми видами рассуждений, включая самые элементарные, например определения частей речи |
Знать виды текста-рассуждения, языковые средства выражения |
||
16 |
Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического и научного стилей речи. |
Работа с текстами. Лексика высокого стиля. Работа со словарем В. И. Даля. |
Уметь анализировать тексты разных стилей. |
||
17 |
Итоговый урок. Роль текстологии в современном мире. |
Роль текстологии в современном мире. |
Уметь анализировать тексты разных стилей. |
Литература:
1.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
2.Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001.
3.Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.
4.Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб.пособие
для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. .— 2-е изд. - М.,1996.
5.Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
6.Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.
7.Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для
учителя. — М., 2002.
8. Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М. В. Панов. — М., 1984.