Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста. Теория и практика»

0
0
Материал опубликован 1 March 2016 в группе

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол № ___

от «__»__________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/Т.В.Титова/

ФИО

«__»____________2015г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/С.В. Шиповская/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2015г.

Рабочая программа по элективному курсу

«Анализ текста. Теория и практика»

9 «д» класс

МБОУ Токаревская сош№1

на 2015-2016 учебный год

 

Учителя: Фетисовой Е.Н.

Токаревка, 2015 год

 

Пояснительная записка

Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, а также формирование практических навыков комплексного анализа текста и создание лингвистических текстов, обучение приемам сжатия текста.
Главная цель обучения русскому языку в 9 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. 
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками сжатия текста и его комплексного анализа. 
Теоретическую основу курса обучения составляют три группы понятий: 
1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца); 
2) стили речи: разговорный, научный, деловой,публицистический, художественный; 
З) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д. 
Уточнены и приведены в систему умения связной речи, выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

Помимо указанных особенностей курса следует отметить следующие: 
1. Структура курса формировалась с учетом требований к подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации. 
2. Речевая направленность курса предполагает усиление языкового и содержательного аспектов в процессе анализа текста. 
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится формированию орфографических, грамматических, лексических умений и навыков в их единстве. 
З. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными средствами языка. 
 

Цели обучения :

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций.
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в процессе подготовки к ГИА, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
развитие умения адекватно понимать информацию прочитанного текста, умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
развитие умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, точно и лаконично излагать содержание текста, находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
развитие коммуникативной компетентности учащихся(умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение).

 

Содержание

Текст как единица языка. Текстология как раздел филологии. Алексей Александрович Шахматов как основатель русской текстологии.

Основные признаки текста — цельность и связность.

Способы выражения темы (цельность текста).

Заглавие. Начало и конец текста

Ключевые (опорные) слова.

Синтаксис текста (связность).

Способы связи предложений в тексте.

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи.

Местоимения и союзы в связующей функции.

Парцеллированные конструкции.

Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования.

Описание. Языковые средства выражения описания.

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

Роль текстологии в современном мире.

Требования к уровню подготовки учащихся


 

Знать, что такое текст.

Знать, чем отличаются первое и последнее предложения текста.

Знать: второй признак текста.

Знать о структуре цепной и параллельной связи предложений в тексте.

Знать, что такое парцелляция.

Знать типы речи, языковые средства выражения повествования.

Знать о языковых особенностях текста-описания.

Знать виды текста-рассуждения, языковые средства выражения

Уметь находить ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах

Уметь различать способы связи смысловых частей текста.

Уметь анализировать текст.


 

Тематическое планирование элективного курса «Анализ текста. Теория и практика.»

Тема курса

Изучаемый материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата по пл.

Дата по факт.

1

Введение. Язык –общение – текст.

Текст как единица языка. Текстология как раздел филологии.

Знать, что такое текст.

   

2

Понятие о тексте.

Текст. Основные признаки — цельность и связность.

Знать понятие-текст,

его основные признаки.

   

3

Начало и конец текста

Первое и последнее предложения текста обладают большой смысловой нагрузкой: первое предложение представляет, заявляет текст, последнее содержит итоговую мысль. Поэтому первое и последнее предложения нуждаются в тщательной работе над ними.

Знать, чем отличаются первое и последнее предложения текста.

   

4

Ключевые (опорные) слова.

С ключевыми (опорными) словами учащиеся знакомы давно, еще с начальной школы. Теперь они обобщают свои знания. Находят ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах.

Уметь находить ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах.

   

5

Синтаксис текста (связность).

С этого урока начинается теоретическое обобщение и изучение второго основного признака текста — его связности.

Знать: второй признак текста.

   

6

Способы связи предложений в тексте.

Учащиеся повторяют структуру цепной и параллельной связи предложений в тексте, иллюстрируя материал прозаическими и поэтическими текстами с разными способами связи.

Знать о структуре цепной и параллельной связи предложений в тексте.

   

7

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи.

На уроке обобщаются многолетние наблюдения учащихся над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста. На уроках учитель обращает внимание школьников на то, какими средствами связываются смысловые части в текстах.

Уметь различать способы связи смысловых частей текста.

   

8

Местоимения и союзы в связующей функции.

Анализ публицистического текста. Внутри смысловых частей учащиеся обнаружат местоименную и союзную связь между предложениями.

Уметь анализировать текст.

   

9

Парцеллированные конструкции.

Парцелляцией называется такое члене- ние предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух (или даже нескольких) единицах, следующих друг за другом и отделенных точкой. Учащиеся подбирают примеры парцелляции из стихотворений М. Цветаевой, А. Вознесенского,

Р. Рождественского и др.

Знать, что такое парцелляция.

   

10-11

Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования.

Структура повествования связывается с цепной и параллельной структурой текста.

Знать типы речи, языковые средства выражения повествования.

   

12-13

Описание. Языковые средства выражения описания.

Учащиеся узнают о языковых особенностях текста-описания, знакомятся с образцами анализа описаний — поэтических и прозаических.

Знать о языковых особенностях текста-описания.

   

14-15

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

Учащиеся знакомятся со всеми видами рассуждений, включая самые элементарные, например определения частей речи

Знать виды текста-рассуждения, языковые средства выражения

   

16

Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического и научного стилей речи.

Работа с текстами. Лексика высокого стиля. Работа со словарем В. И. Даля.

Уметь анализировать тексты разных стилей.

   

17

Итоговый урок. Роль текстологии в современном мире.

Роль текстологии в современном мире.

Уметь анализировать тексты разных стилей.

   

Литература:

1.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

2.Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001.

3.Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.

4.Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб.пособие

для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. .— 2-е изд. - М.,1996.

5.Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

6.Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.

7.Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для

учителя. — М., 2002.

8. Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М. В. Панов. — М., 1984.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации