12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45275
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Авторские программы внеурочной деятельности–одно из инновационных направлений деятельности учителя.

«Нам кажется, что почти невозможно без естествознания воспитать действительно мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ум к твердому положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду»[1].

Эти слова А. И. Герцен-русский публицист и писатель, философ и педагог, сказал в первой половине XIX века, подтверждая единство передового естествознания и материалистической философии, следовательно, материалистического мировоззрения. Можно ли Герцена А. И. считать новатором своего времени? Безусловно, да. Почти два века прошло с той поры, наука и технологии сделали мир таким, какой он сейчас, но…школа не сможет двигаться вперед без инноваций! И во времена Герцена, и сегодня естественнонаучные дисциплины, осваиваемые в общеобразовательной школе, были и остаются приоритетными для объяснения различных природных явлений и технологических процессов, поскольку опираются на научные доказательства и понимание естествознания как особой формы человеческого познания.

Инновации в общем образовании бывают разными, одни из них направлены на совершенствование системы учебных занятий, другие–на дальнейшую информатизацию процесса обучения. Но у педагога есть возможность самостоятельного проектирования части образовательного процесса такой, которая позволит каждому ребенку формировать готовность к принятию и адаптации в постоянно меняющемся окружающем мире.

Учитель, способный на основании опыта работы и полученных результатов в урочной и внеурочной деятельности, разрабатывать, апробировать и внедрять авторские программы, может с уверенностью заявлять об инновационной деятельности.

Внеурочная работа–комплексная, направленная на воспитание личностных качеств или развитие компетенций, добровольная и мотивированная дополнительная деятельность ребенка в стенах школы, но вне основных занятий. Её главная ценность–возможность ученика индивидуально реализовать свой образовательный потенциал, раскрыть интеллектуально-творческие способности, смелые замыслы, совершить важные для него открытия [2]

Для меня это важная и интересная часть работы, реализуемая по авторским программам для основной общей и средней профильной школы.

5-6 класс. Программа внеурочной деятельности «Планета естественных наук ЕСТЕНА: открытия, исследования, проекты»

Программа появилась в 2010 году, в настоящее время осваивается её третий вариант, интегрированный с программой курса «Основы естествознания», реализуемый в условиях ФГОС за счет лицейской составляющей ОО. Особенность программы–её метапредметность. Цель–формирование целостной естественнонаучной картины материального мира.

В рамках освоения программы школьник, опираясь на собственное видение единой «планеты» естественных наук, исследует материк «Физландия», посещает архипелаг «Экоазис», постигает тайны океана «Химелио». Он изучает основы составления ментальных карт, рисует, сочиняет, сравнивает и обобщает, проектирует, презентует результаты собственной внеурочной деятельности, раскрывая и развивая творческие и когнитивные способности. Поэтому материалы заданий, в большинстве своем нестандартные, подбирает или составляет не только учитель, их предлагают, участвуя в подготовке, и участники объединения. Одно из таких заданий – на рисунке.

t1611254338aa.png

Планируемые результаты освоения программы «ЕСТЕНА» позволяют продолжать формирование ключевых компетенций школьников 11-13 лет через проектирование и участие в учебных исследованиях, выбор целевого лабораторного оборудования для их проведения, самостоятельный поиск необходимой информации, её преобразование и присвоение, приобретение практического навыка безопасного для себя и окружающих использования учебного оборудования и бытовых приборов.

Компетенции, формируемые у школьников в рамках внеурочной деятельности, представлены на радиальной диаграмме:

t1611254338ab.gif

Готовя статью к публикации, нашла снимки участников объединения, решила разместить потому, что сегодня все они – выпускники лицея, обучаются в высших учебных заведениях края и страны.

t1611254338ac.jpg

7-9 класс. Программа внеурочной деятельности «Физика: от познания к деятельности»

Программа разработана для учащихся 7–9 классов, отдающих приоритет или выбравших в качестве дополнительного естественнонаучное направление собственного основного и среднего общего образования.

Цель курса–создание условий для приобретения каждым участником социального опыта через коллективную или индивидуальную учебно-познавательную, экспериментально-исследовательскую, конструкторскую деятельность в условиях комфортного личностного общения.

К особенностям программы могу отнести её модульность, направление развития личности ребенка–общеинтеллектуальное; форма организации–секция научного общества учащихся лицея.

Программа–победитель дистанционного конкурса «Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности», проведенного педагогическим сообществом «Урок.РФ», после её рецензирования в 2017 году успешно реализуется и моими коллегами в лицее, работающими в классах основной ступени образования.[3]

Критериальная основа содержательного наполнения программы внеурочной деятельности определена требованиями ФГОС, включает в себя:

соответствие последовательности и тематики разделов курса опирается на программу естественнонаучных дисциплин и математики в основной школе. Это позволяет ученику в удобном для него темпоритме отрабатывать практические навыки решения различных типов задач, двигаясь от стандартных к задачам олимпиадного уровня;

учебные исследования и экспериментальные задания подбираются с учетом возможностей использования для их выполнения доступного лабораторного оборудования и бытовых предметов, что не требует специальных навыков, не известных школьникам;

дифференциация дополнительного образования, реализуется через добровольность выбора того уровня и объема заданий, задач, темпа самой деятельности, желаемого или комфортного для ребенка;

большая часть занятий в секции НОУ проектируется так, что должны обеспечить познавательно-образовательную деятельность с коллективным обсуждением рассматриваемой проблемы, дискуссиями, в ходе которых будет найдено оптимальное решение, понятное каждому участнику заседания.

Одаренные школьники в рамках реализации данной программы работают по разработанным индивидуальным маршрутам, требуя дополнительного внимания учителя. Хочется отметить, что высокая результативность и достижения одаренных школьников сторицей окупают эти затраты, принося удовольствие от тьюторско-педагогической деятельности. Некоторые результаты внеурочной деятельности участников секции НОУ, обучающихся по ИОМ, на начальном этапе освоения физики представлены ниже:

t1611254338ad.gif

Ежегодно в рамках освоения курса внеурочной деятельности ведется индивидуальная исследовательская деятельность, результатом которой становятся учебные проекты по физике и астрономии, выполняются межпредметные исследования. Вот названия некоторых из работ: «О чем мне рассказали сплавы?», «Солнечная» Луна», «Как зажечь огни на ёлке?», «Всегда ли работает закон Архимеда?», социальные проекты: «О прошлом нам музей расскажет», «Я живу на улице героя» и другие.

Хочу назвать еще один, на мой взгляд, инновационный способ внеурочной деятельности школьников–публичное представление результатов, полученных в исследовательской и проектной деятельности. В МАОУ лицее № 64 города Краснодара периодически выходит научно-популярный журнал «Резонанс», который зарегистрирован как СМИ, его издатель–наша образовательная организация. В Приложении 1 представлены обзорные статьи–презентации научно-исследовательских работ учащихся основной школы (7 и 8 класс).

10-11 класс, профиль. Программа внеурочной деятельности «От архимедова винта до коллайдера»

Программа модульная, характер предлагаемых заданий–проектно-исследовательский, что обеспечивается обновленной материальной базой кабинета физики.

Программа реализуется с 2019 года для учащихся профильного класса и старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по физике в этом году. Программа–победитель краевого конкурса на лучшую программу внеурочной деятельности. Приложение 2.

Содержательный акцент программы направлен на углубление знаний о физических принципах работы и конструктивных особенностях узлов машин и механизмов, используемых в различных областях техники. Важным структурным компонентом авторской программы внеурочной деятельности считаю историко-патриотическую составляющую, которая позволит акцентировать внимание старшеклассников на вкладе соотечественников в развитие науки, изобретение и совершенствование конструкций машин и механизмов в различных отраслях техники.

Инновационной компонентой программы позволю считать проектирование занятий с практическим применением блочного конструктора «Фермовые конструкции и разводные мосты» и электронного NAUROBO-конструктора, которые появились в лицее год назад.[4, 5]

Должна сказать, что выпускники уже используют возможности нового оборудования в своих исследованиях в рамках выполнения индивидуальных образовательных проектов. В настоящее время идет апробация, программа готовится к рецензированию.

t1611254338ae.gif

Как хорошо, что сопровождение внеурочной деятельности учащихся позволяет учителю, работающему в том числе и по авторским программам, совершенствовать свой творческий потенциал, сопровождая каждого ребенка к достижению цели. Она, высказанная Гербертом Спенсером, определяя ключевую задачу современной школы–сформировать совокупность универсальных действий, и не только учебных, того стоит, ведь «великая цель образования–это не знания, а действия»!

Список источников информации:

1. Герцен Александр. Публичные чтения г-на профессора Рулье http://gertsen.lit-info.ru/gertsen/public/publichnye-chteniya-professora-rule.html

2. https://moluch.ru/archive/262/60523

3. Спицына Л.И. Программа внеурочной деятельности «Физика: от познания к деятельности»: https://урок.рф/library/programma_po_vneurochnoj_deyatelnosti_fizika_ot_poz_070532.html

4. Карпенко Е.П., Поваляев О. А. Научные развлечения. Методические рекомендации «Фермовые конструкции и разводные мосты», М, 2018, с. 78

5. Матвийчук Р.И., Поваляев О.А. Технология электронного управления: Методическое пособие «Электронный конструктор NAUROBO, М.,2018, с.60



Публикации работ в журнале "Резонанс"
PDF / 396.55 Кб

/data/files/n1611254514.pdf (Приложение 1.Публикации работ в журнале "Резонанс")


Приложение 2. Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края
PDF / 274.78 Кб

/data/files/x1611254630.pdf (Приложение 2. Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края) 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Трефилова Раиса Поликарповна, 12.02.21 в 20:11 3Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

Спицына Любовь Ивановна, 13.02.21 в 07:38 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Раиса Поликарповна, за поздравления!
Гроздева Ирина, 07.04.21 в 10:28 1Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, всегда с интересом знакомлюсь с Вашими авторскими программами. Все они содержательно наполнены, актуальны, инновационны.

Поздравляю с такой высокой оценкой конкурсного материала!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.