Авторский альбом для автоматизации звука [Р] в игровых упражнениях для детей с ТНР «Приключения Робота Ромы»
Всероссийский конкурс для педагогов коррекционных классов «Задание по коррекции ограничений возможностей здоровья ребёнка»
Авторский альбом для автоматизации звука [Р] в игровых упражнениях для детей с ТНР
«Приключения Робота Ромы»
Пояснительная записка.
Данный коррекционно-развивающий альбом разработан в целях оказания логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые речевые нарушения. В альбоме представлена система игр и игровых упражнений по автоматизации звука [Р]. Пособие содержит 24 развивающих задания, направленных на коррекцию ограничений возможностей здоровья ребёнка, объединенных в систему игр и упражнений на автоматизацию звука [Р]. Занимательно-игровой характер игр и упражнений повышает речевую мотивацию у детей с ОВЗ и позволяет превратить однообразную и монотонную работу по автоматизации звука в интересное, развивающее занятие. А включение заданий направленных на совершенствование мелкой моторики пальцев рук, графических навыков и коррекцию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОВЗ и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.
Все игры и упражнения связаны одной сюжетной линией. Забавный робот Рома попадает в различные трудные, но веселые ситуации и просит детей ему помочь в их решении. Вместе с детьми робот учиться произносить звук [Р] и преодолевать сложности.
Цель коррекционно-развивающего альбома: автоматизация звука [Р] (от этапа изолированного произнесения звука до введения его в самостоятельную связную речь).
Задачи:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, связной речи.
Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
Профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционные приемы: ведущим методом при использовании данного альбома в работе учителя-логопеда является игровой метод, предполагающий использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Имеются упражнения творческого характера.
При работе с альбомом потребуются фломастеры и губка-стиратель для маркерной доски или упаковка влажных салфеток. Возможно использование мелких объемных или плоских игрушек, крупных фигурных пуговиц, счетных палочек, фишек.
Данное пособие можно использовать как при индивидуальной работе, так и при работе с небольшими группами по 2-3 ребенка.
Рекомендуемый возраст: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие тяжелые речевые нарушения.
Содержание альбома:
Инструкция для педагога (ст. 3)
Артикуляционная гимнастика (ст. 4 – 6)
Карточки с картинками для артикуляционных упражнений, характеристика каждого упражнения и методические рекомендации к ним. Упражнения подобранны с учетом направленности на подготовку артикуляционного аппарата ребенка к произнесению звука [Р].
Игры и упражнения на автоматизацию изолированного звука [Р], и введение звука в слоги: «Робот Рома едет на машине», «Робот Рома в цирке», «Песенки» (ст. 7-8).
Игры на автоматизацию звука [Р] в словах в разных позициях (начало, конец, середина слова). Игры «Лабиринт» (ст. 10-12).
Игра «Четвертый лишний». Автоматизация звука [Р] в словах, закрепление навыка использования в речи обобщающих слов, развитие внимания, мышления (ст.13-14).
Игра «Рома рыболов». Автоматизация звука [Р] в словах, дифференциация [Р-Л], совершенствование фонематического слуха, мелкой моторики (ст. 15).
Игровое упражнение «Найди тень предмета». Автоматизация звука [Р], развитие восприятия, внимания, мелкой моторики (ст.16).
Игра «Мечтатели». Введение звука [Р] во фразовую речь, отработка грамматики (ст.17).
Игра «Путаница». Автоматизация звука [Р] в словах и фразах. Совершенствование внимания, мышления (ст. 18).
Игра «Картинное поле». Автоматизация звука [Р], пополнение словарного запаса, формирование умения ориентироваться на горизонтальной поверхности, отработка грамматических категорий, развитие внимания, мышления, памяти (ст. 19).
Игра «Кубики». Дифференциация звуков [Р-Л], развитие внимания, мышления, фонематического восприятия, мелкой моторики (ст. 20).
Игра «Уборка». Автоматизация и дифференциация звуков [Р-Л] в словах, формирование навыка ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики (ст. 21-22).
Игра «Рома-художник». Автоматизация звука [Р] во фразовой речи, развитие внимания, мышления, воображения, творчества, связной речи (ст.24)
Игра «Составь предложение». Автоматизация звука [Р] во фразовой речи, развитие мышления, фантазии, творчества. (ст. 25).
Игровое упражнение «Сложи робота». Автоматизация звука [Р] во фразовой речи, совершенствование мелкой моторики пальцев рук, развитие памяти, внимания, мышления(ст. 26).
Скороговорка. Автоматизация звука [Р] в скороговорке, совершенствование памяти. ( ст. 27).
Игра «Веселый поезд». Автоматизация звука, отработка понятий «дикие-домашние» животные, формирование навыка деления слов на слоги. (ст. 28)
Игра «Воздушные шары». Отработка навыка чтения слогов с буквой Р, развитие мелкой моторики, фантазии. (ст. 29)
Игра «Слоговое лото». Развитие мышления, внимания, совершенствования навыка осознанного чтения, мелкой моторики. (ст. 30)
Игровое упражнение «Подбери слова». Автоматизация звука [Р], чтение слогов с буквой Р, развитие фонематического восприятия, малкой моторики. (ст. 31)
Данное пособие использую в своей работе уже четвертый год. Дети полюбили игры с веселым роботом Ромой. Занятия с использованием данного альбома проходят более увлекательно для детей и эффективно, повышается мотивационная заинтересованность.
(Все страницы альбома за ламинированы, что позволяет производить его санитарную обработку).
Шабанова Алёна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Зайтуна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Светлана
Тихомирова Екатерина Витальевна
Светлана
Тихомирова Екатерина Витальевна
Desteni
Тихомирова Екатерина Витальевна
Дементьева Ирина Михайловна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Дементьева Ирина Михайловна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Дементьева Ирина Михайловна
Родионова Татьяна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Максакова Наталья Михайловна
Тихомирова Екатерина Витальевна