Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Азбука общения»

6
0
Материал опубликован 26 August 2022

МБОУ « Юринская средняя общеобразовательная школа

имени С.А. Лосева»


Утверждаю:

Зам. директора по воспитательной работе

______________/Ермичева Е.А. /

«01» сентября 2017г.






Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности




название кружка «Азбука общения»

направление деятельности: духовно-нравственное




Перспективно-тематический план составлен

в соответствии с ФГОС ООО



Рассмотрена на заседании методического объединения

социально-психологической службы от 21 августа 2017г., протокол №1




Руководитель ШМО: Бахарева О.В.















Пояснительная записка

Программа кружка «Азбука общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва,2008.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями - стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни, а также познакомить учащихся с правилами и приемами эффективного взаимодействия и научить применять их на практике.

Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей, установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.


Объём курса: 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.


Планируемые результаты

Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, разовьют умения и навыки управления механизмами, обуславливающими их успешное функционирование, что может быть использовано для развития гибкости, прочности, восприимчивости мышления, выработки стратегии решения жизненных проблем.

Регулятивные умения. У школьников улучшатся способности к организации своей деятельности и управленяю ею, сможет осознавать причины своих поступков, регулировать свое поведение и гибко взаимодействовать с внешним миром.

Познавательные результаты: познание внутреннего мира личности, умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, устанавливать закономерности, выделять существенные признаки и несущественные, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.


Содержание программы:
Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме:
1. Введение в тему (актуализация индивидуального опыта).
2. Развертывание темы (эмоциональное включение в тему занятия).
3. Индивидуализация темы (расширение самопознания);
4. Завершение темы (углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация).


Тема занятия

Задачи, решаемые на каждом занятии

Упражнения, игры,
психотехники.

Кол.
часов

1.

Введение в мир психологии


- Дать основное понятие науки психологии;
- Установить принципы работы на занятиях;
- Повышение самооценки

- Вводная беседа «Что такое психология?»;
- Упр. «Правила работы на занятиях»;
- Упр. «Ласковое имя»;
- Упр. «Мое настроение»;
- Игра «Атомы и молекулы»;
- Упр. «Комплименты»;
- Рис. «Это Я»

1 час

Мое настроение


- Повышение эмоционального фона в классе;
- Повышение самооценки;
- Сплочение классного коллектива;
- Определить понятие «эмоции»;
- Научить осознавать свои эмоциональные состояния

- Беседа «Что такое настроение»;
- Упр. «Я дома, в школе, с друзьями»;
- Упр. «На что похоже мое настроение»;
- Рисуночный тест «Узнай о себе все»;
- Игра «Молекулы»;
 
- Упр. «Мои эмоции»;
- Упр. «Тренируем эмоции»;
- Упр. «Рисуем настроение»

1 час

3.

Кто Я? Какой Я?

- Повышение самооценки;
- Развитие рефлексии;
- Развитие взаимопонимания;
- Развитие доброжелательного отношения к себе и к другим

- Упр. «Кто Я?»;
- Упр. «Какой Я?»;
- Рис. «Какой я сейчас»;
- Физ. мин. «Мороженое»;
- Упр. «Мое имя»;
- Рис. «Я в виде растений»;
- Упр. «Герб»;
- Упр. «Чем я отличаюсь от остальных» - мини-сочинение

2 часа

4.

Твои поступки

- Развитие умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;

- Развитие понимания необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность

- Чтение стихотворения В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Обсуждение. Выполнение иллюстрации к стихотворению.

1 час

5.

Груз привычек.

- Совершенствовать навыки самоанализа и поиск приемлемых способов избавления от вредных привычек.

Беседа с обсуждением, с элементами тренинга

1 час

6.

Я – фантазер. Я умею фантазировать.

- Развитие воображения и фантазии

- Повышение самооценки

- Развитие социально-коммуникативных навыков

- Просмотр мультфильма «Фантазеры». Обсуждение.

- Прочтение учителем стихотворения Остера «Вредные советы». Обсуждение. Выполнение иллюстрации к стихотворению.

1 час

7.

Радость.
Удовольствие.
Интерес.
Счастье.

 - Определить понятия положительных эмоций;
- Способствовать адекватному самовыражению;
- Способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
- Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли

- Упр. «Радость – это…»
- Упр. «Моя ладошка»
- Упр. «Мои желания»;
- Упр. «Мои счастливые моменты в жизни»;
- Рис. «Счастье»;
- Упр. «Моя звезда»;
- Методика «Волшебная страна чувств»

2 часа

8.

Грусть. 
Обида.

- Способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
- Определить понятия отрицательных эмоциональных переживаний;
- Научить отличать отрицательные эмоции от положительных.

- Упр. «Если я камушек»;
- Рис. «Дом. Дерево. Человек»;
- Упр. «Я внутри и снаружи»;
- Рис. «Я обиделся»;
- Рис. «Мне грустно»;
- Упр. «Мои колючки»;
- Упр. «Имена чувств»;
- Упр. «Работа с плакатом» (одиночество)

2 часа

9.

Страх.






- Определить понятие «страх», «тревога», «одиночество»;
- Помочь подросткам в преодолении страхов;
- Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека

- Тест «Страхи в домиках»;
- Рисуночная терапия «Несуществующее животное»;
- Рис. «Мой страх»;
- Упр. «Одиночество»;
- Упр. «Способы преодоления страха»;
- Коллективный рисунок «Я ничего не боюсь»

2 часа

10.

День психологии



- Научить детей работать сплоченной, дружной командой;
- Умение высказывать свое мнение;
- Воспитывать дух соревнования;
- Повышение самооценки;
- Умение работать в парах, группах,  командой.

- Задания на внимание;
- Упр. на память;
- Упр. на воображение и фантазию;
- Упр. на мышление;
- Коллективные рисунки;
- «Почта доверия»;
- «Психологическая газета»;
- Рефлексия

1 час

11.

Я и мир вокруг меня



- Развитие социально-коммуникативных навыков;
- Повышение самооценки;
- Сплочение класса;
- Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства

- Упр. «Я и мой мир»;
- Упр. «20 желаний»;
- Упр. «Пожелание»;
- Упр. «Сад цветов»;
- Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха»

1 час

12.

Я и мои друзья
Правила дружбы

- Развитие коммуникативных навыков;
- Помочь детям осознать качества настоящего друга;
- Повышение самооценки;
- Сплочение коллектива в классе;
- Обсудить проблемы подростковой дружбы

- Упр. «Групповая дискуссия»;
- Упр. «Солнце, тучка, дождик»;
- Упр. «Кто такой настоящий друг?»;
- Игра «Мы - команда»;
- Методика «Социометрия»;
- Игра «Измерим друг друга»;
- Упр. «Телеграмма»;
- Упр. «Выбираем друзей»;
- Рис. «Школа зверей»

2 часа

13.

Я и  моя школа


- Помочь детям осознать особенности позиции ученика;
- Повышение самооценки;
- Сплочение классного коллектива;
- Развивать умение высказывать свое мнение;
- Развивать навыки общения

- Упр. «Школа – это…»
- Упр. «Неоконченные предложения»;
- Рис. «Школа на планете «Наоборот»;
- Анкета «Психологический климат в классе»;
- Методика «Мотивация учения»

1 час

14.

Я и моя семья


- Определить эмоциональное состояние ребенка по рисунку семьи;
- Изучить индивидуальные особенности «Образа мира»;
- Выявить уровень самооценки;
- Изучить взаимоотношения «родитель-ребенок»

- Анкета «Мои взаимоотношения»;
- Рис. «Моя семья в виде растений»;
- Игра «Фруктовый салат»;
- Анкета «Ласковые слова»;
- Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»;
- Сочинение – размышление «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома» или «Мой дом – моя крепость?!»

- Презентация «Моя семья»

2 часа

15.

Мои способности

- Развитие внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие мышления;
- Развитие речи, активного и пассивного словаря;
- Сплочение коллектива в классе;
- Повышение эмоционального фона в классе

- М. «Корректурная проба»;
- М. Мюнстерберга;
- Упр. «Исключение понятий»;
- М. «Выделение существенных признаков»;
- Тест «Кольца»;
- Игра «Цветок, дерево, фрукт»;
- М. «Исключение лишнего».

2 часа

16.

Мой внутренний мир

- Развитие воображения, фантазии;
- Сплочение классного коллектива;
- Повышение самооценки;
- Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека;

- Упр. «Мой рисунок- это чудо»;
- Упр. «Если я камушек»;
-  Игра «Скрепка»;
- Тест «Конструктивный человек из геометрических фигур»;
- Упр. «Моя вселенная»;
- Упр. «Точки»

2 часа

17.

Дружба девочек и мальчиков




- Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу;
- Определить – что такое дружба девочек и мальчиков;
- Сплочение классного коллектива

- Упр. «Я – девочка»;
- Упр. «Я – мальчик»;
- Анкета «Я»;
- Упр. «Мои проблемы»;
- Почта доверия;
- Упр. «Письмо»;
- Коллаж на тему «Дружба»

2 часа




18

Я – уникальная и неповторимая личность

 - Учит детей внимательно относиться к себе и к другим, уважать и принимать себя;
- Повышение самооценки;
- Умение находить в других положительные качества

- Упр. «Мое имя»;
- Упр. «Мои пожелания» (психологу, учителю, одноклассникам, родителям);
- Упр. «Солнышко»;
- Методика «Дерево»;
- Тест на самооценку (Дембо –Рубинштейн);
- Метод символических заданий

1 час

19

Мы – дружный класс

 - Сплочение коллектива;
- Научить детей общаться при помощи жестов и мимики;
- Развитие навыков координации совместных действий

- Упр. «Цвет моего настроения»;
- Игра «Деление на команды»;
- Упр. «Снежки»;
- Упр. «Выстраивание»;
- Упр. «Вавилонская башня»;
- Упр. «Мое впечатление»;
- Игра «Покажи и объясни»;

1 час

20

Познай самого себя и других

- Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков;
- Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека;
- Развитие интереса к себе

- Шуточный тест «Нарисуй свой характер»;
- Тест «Какие у тебя друзья?»;
- Упр. «Лесенка»;
- Упр. «Мои качества»;
- Рис. «Какой я сейчас»;
- Рис «Я и мой мир»;
- Игра «Я и ты»

1 час

21

Мои ценности

- Научить детей находить в себе положительные стороны, качества;
- Научить детей в конфликтах идти на компромисс;
- Повышение самооценки.

- Упр. «Мои ценности»;
- Упр. «Мои качества»;
- Упр. «Я хочу, я могу,
 
я умею»;
- Игра «Волшебный магазин»;
- Рис. «Самое главное»

2 часа

22

Мое настоящее и будущее

- Изучить интересы детей;
- Определить склонность к будущей профессии;
- Провести беседу и анализ полученных результатов;
- Дать советы и рекомендации по выбору профессии

- Коллаж на тему «Мое будущее. Моя цель в жизни»
- Игра «Я сейчас и я потом»;
- Оформление психологической газеты;
- Методика «ДДО»;
- Анкета «Мои интересы»

2 часа

23

Итоговое занятие «Всем спасибо»

- Повышение эмоционального фона в классе;
- Развитие эмпатии;
- Сплочение коллектива в классе;
 - Развитие рефлексии

- Упр. «Мои пожелания классу;
- «Пожелания учителю»;
- «Пожелания психологу»;
- «Хотим сказать спасибо!»;
- Рис. или мини – сочинение «Я и психология»

1 час


Для решения основных целей программы были использованы различные приемы и методы: психогимнастика, ролевая игра, дискуссия, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, с помощью которых можно решать сразу несколько задач.

МБОУ « Юринская средняя общеобразовательная школа

имени С.А. Лосева»


Утверждаю:

Зам. директора по учебно - воспитательной работе

______________/Ермичева Е.А./

«01» сентября 2017г.






Календарно – тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности


2017-2018 учебный год




название кружка «Азбука общения»

направление деятельности: духовно-нравственное

руководитель Ермичева Е.А.





Рассмотрена на заседании методического объединения

социально-психологической службы от 21 августа 2017г., протокол №1



Руководитель ШМО: Бахарева О.В.














Перспективно-тематический план

Тема занятия

Количество
часов

1.

Введение в мир психологии

1 час

Мое настроение

1 час

3.

Кто Я? Какой Я?

2 часа

4.

Твои поступки

1 час

5.

Груз привычек.

1 час

6.

Я – фантазер. Я умею фантазировать.

1 час

7.

Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье.

2 часа

8.

Грусть. Обида.

2 часа

9.

Страх.

2 часа

10.

День психологии.

1 час

11.

Я и мир вокруг меня.

1 час

12.

Я и мои друзья. Правила дружбы

2 часа

13.

Я и  моя школа

1 час

14.

Я и моя семья

2 часа

15.

Мои способности

2 часа

16.

Мой внутренний мир

2 часа

17.

Дружба девочек и мальчиков

2 часа

18

Я – уникальная и неповторимая личность

1 час

19

Мы – дружный класс

1 час

20

Познай самого себя и других

1 час

21

Мои ценности

2 часа

22

Мое настоящее и будущее

2 часа

23

Итоговое занятие «Всем спасибо»

1 час


Итого:

34 часов





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.