Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Азбука общения»
МБОУ « Юринская средняя общеобразовательная школа
имени С.А. Лосева»
Утверждаю:
Зам. директора по воспитательной работе
______________/Ермичева Е.А. /
«01» сентября 2017г.
Рабочая программа
занятий внеурочной деятельности
название кружка «Азбука общения»
направление деятельности: духовно-нравственное
Перспективно-тематический план составлен
в соответствии с ФГОС ООО
Рассмотрена на заседании методического объединения
социально-психологической службы от 21 августа 2017г., протокол №1
Руководитель ШМО: Бахарева О.В.
Пояснительная записка
Программа кружка «Азбука общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва,2008.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями - стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни, а также познакомить учащихся с правилами и приемами эффективного взаимодействия и научить применять их на практике.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей, установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Объём курса: 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, разовьют умения и навыки управления механизмами, обуславливающими их успешное функционирование, что может быть использовано для развития гибкости, прочности, восприимчивости мышления, выработки стратегии решения жизненных проблем.
Регулятивные умения. У школьников улучшатся способности к организации своей деятельности и управленяю ею, сможет осознавать причины своих поступков, регулировать свое поведение и гибко взаимодействовать с внешним миром.
Познавательные результаты: познание внутреннего мира личности, умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, устанавливать закономерности, выделять существенные признаки и несущественные, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Содержание программы:
Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме:
1. Введение в тему (актуализация индивидуального опыта).
2. Развертывание темы (эмоциональное включение в тему занятия).
3. Индивидуализация темы (расширение самопознания);
4. Завершение темы (углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация).
№ | Тема занятия | Задачи, решаемые на каждом занятии | Упражнения, игры, | Кол. |
1. | Введение в мир психологии | - Дать основное понятие науки психологии; | - Вводная беседа «Что такое психология?»; | 1 час |
2 | Мое настроение | - Повышение эмоционального фона в классе; | - Беседа «Что такое настроение»; | 1 час |
3. | Кто Я? Какой Я? | - Повышение самооценки; | - Упр. «Кто Я?»; | 2 часа |
4. | Твои поступки | - Развитие умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков; - Развитие понимания необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность | - Чтение стихотворения В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Обсуждение. Выполнение иллюстрации к стихотворению. | 1 час |
5. | Груз привычек. | - Совершенствовать навыки самоанализа и поиск приемлемых способов избавления от вредных привычек. | Беседа с обсуждением, с элементами тренинга | 1 час |
6. | Я – фантазер. Я умею фантазировать. | - Развитие воображения и фантазии - Повышение самооценки - Развитие социально-коммуникативных навыков | - Просмотр мультфильма «Фантазеры». Обсуждение. - Прочтение учителем стихотворения Остера «Вредные советы». Обсуждение. Выполнение иллюстрации к стихотворению. | 1 час |
7. | Радость. | - Определить понятия положительных эмоций; | - Упр. «Радость – это…» | 2 часа |
8. | Грусть. | - Способствовать рефлексии эмоциональных состояний; | - Упр. «Если я камушек»; | 2 часа |
9. | Страх. | - Определить понятие «страх», «тревога», «одиночество»; | - Тест «Страхи в домиках»; | 2 часа |
10. | День психологии | - Научить детей работать сплоченной, дружной командой; | - Задания на внимание; | 1 час |
11. | Я и мир вокруг меня | - Развитие социально-коммуникативных навыков; | - Упр. «Я и мой мир»; | 1 час |
12. | Я и мои друзья | - Развитие коммуникативных навыков; | - Упр. «Групповая дискуссия»; | 2 часа |
13. | Я и моя школа | - Помочь детям осознать особенности позиции ученика; | - Упр. «Школа – это…» | 1 час |
14. | Я и моя семья | - Определить эмоциональное состояние ребенка по рисунку семьи; | - Анкета «Мои взаимоотношения»; - Презентация «Моя семья» | 2 часа |
15. | Мои способности | - Развитие внимания; | - М. «Корректурная проба»; | 2 часа |
16. | Мой внутренний мир | - Развитие воображения, фантазии; | - Упр. «Мой рисунок- это чудо»; | 2 часа |
17. | Дружба девочек и мальчиков | - Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу; | - Упр. «Я – девочка»; | 2 часа |
18 | Я – уникальная и неповторимая личность | - Учит детей внимательно относиться к себе и к другим, уважать и принимать себя; | - Упр. «Мое имя»; | 1 час |
19 | Мы – дружный класс | - Сплочение коллектива; | - Упр. «Цвет моего настроения»; | 1 час |
20 | Познай самого себя и других | - Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков; | - Шуточный тест «Нарисуй свой характер»; | 1 час |
21 | Мои ценности | - Научить детей находить в себе положительные стороны, качества; | - Упр. «Мои ценности»; | 2 часа |
22 | Мое настоящее и будущее | - Изучить интересы детей; | - Коллаж на тему «Мое будущее. Моя цель в жизни» | 2 часа |
23 | Итоговое занятие «Всем спасибо» | - Повышение эмоционального фона в классе; | - Упр. «Мои пожелания классу; | 1 час |
Для решения основных целей программы были использованы различные приемы и методы: психогимнастика, ролевая игра, дискуссия, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, с помощью которых можно решать сразу несколько задач.
МБОУ « Юринская средняя общеобразовательная школа
имени С.А. Лосева»
Утверждаю:
Зам. директора по учебно - воспитательной работе
______________/Ермичева Е.А./
«01» сентября 2017г.
Календарно – тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
2017-2018 учебный год
название кружка «Азбука общения»
направление деятельности: духовно-нравственное
руководитель Ермичева Е.А.
Рассмотрена на заседании методического объединения
социально-психологической службы от 21 августа 2017г., протокол №1
Руководитель ШМО: Бахарева О.В.
№ | Тема занятия | Количество |
1. | Введение в мир психологии | 1 час |
2 | Мое настроение | 1 час |
3. | Кто Я? Какой Я? | 2 часа |
4. | Твои поступки | 1 час |
5. | Груз привычек. | 1 час |
6. | Я – фантазер. Я умею фантазировать. | 1 час |
7. | Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье. | 2 часа |
8. | Грусть. Обида. | 2 часа |
9. | Страх. | 2 часа |
10. | День психологии. | 1 час |
11. | Я и мир вокруг меня. | 1 час |
12. | Я и мои друзья. Правила дружбы | 2 часа |
13. | Я и моя школа | 1 час |
14. | Я и моя семья | 2 часа |
15. | Мои способности | 2 часа |
16. | Мой внутренний мир | 2 часа |
17. | Дружба девочек и мальчиков | 2 часа |
18 | Я – уникальная и неповторимая личность | 1 час |
19 | Мы – дружный класс | 1 час |
20 | Познай самого себя и других | 1 час |
21 | Мои ценности | 2 часа |
22 | Мое настоящее и будущее | 2 часа |
23 | Итоговое занятие «Всем спасибо» | 1 час |
Итого: | 34 часов |