Программа внеурочной деятельности «Азбука стихосложения»

5
2
Материал опубликован 18 May 2019 в группе

Пояснительная записка

Программа творческого объединения «Азбука стихосложения» предназначена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами русской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира поэзии, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности.

Цели:

 развитие способности понимать поэзию, её воздействие на ум и чувства читателя;

 расширение творческого кругозора учащихся за счёт усвоения литературоведческих знаний; воспитание стилистического чутья;

 развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать поэтические тексты;

 способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;

 совершенствование практических, коммуникативных умений.

Задачи курса:

Создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные игры, тренинги, упражнения, самоорганизации в творческом процессе.

Создать условия для самовыражения, раскрытия радости творческого процесса.

 расширить знания о лирических жанрах, познакомить детей с многообразием жанров

 обучать основным принципам и законам написания и редактирования художественного текста;

 формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

 развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников, альманахов;

 развивать коммуникативные способности учащихся

Содержание и методы деятельности

Особенностью методики проведения занятий в творческом объединении является связь творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы занятий, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам объединения создавать собственные художественные тексты. Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения.


 

Результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 определять жанр стихотворного произведения;

 давать характеристику поэтическому тексту; анализировать стихи;

совершенствовать содержание и языковое оформление стихотворения;

 пользоваться разнообразными языковыми средствами в стихах;

 находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

Содержание программы кружка

Жанровые особенности загадок, скороговорок, пословиц. Роль рифмы в малых жанрах.

Понятие о поэтических жанрах: письмо, послание, лирический фрагмент, баллада, басня и т.д.

Пейзажные стихотворения, словесная живопись. Роль средств выразительности в художественном тексте.

Стихи и проза. Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме, рифмовке, ритме, стихотворных размерах, строфах. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом стихе, о верлибре.

Особенности поэтического языка: тропы и фигуры речи.


 

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Дата

Всего

Практика

Теория

1

Вводное занятие.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий

1

1

 

 

2-3

Секреты малых жанров

Как устроены

загадки,

скороговорки, пословицы? Для чего в них рифма?

2

1

 

 

4-7

Стихи русских поэтов о природе

Чтение и анализ пейзажных стихотворений

4

2

2

 

8-9

Этюды о природе

Сочинение пейзажных стихотворений на основе личных наблюдений

2

2

 

 

10

Чем стихи отличаются от прозы?

Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык

1

1

 

 

11

Поэтические жанры

 

1

 

1

 

12

Таинственное «Я».

Лирический герой и поэт

Понятие о лирическом герое. Чтение и анализ стихов.

1

 

1

 

13

Ритм стиха

Как строится ритм стиха?

1

 

1

 

14-17

Стихотворные размеры

Двусложные и трехсложные размеры стихов

4

2

2

 

18-21

Проба пера

Чтение и анализ стихов собственного сочинения

4

2

 

 

22-25

«Рифма - звучная подруга»

Виды рифм, их роль в стихах

4

2

2

 

26

А какая бывает рифмовка?

Виды рифмовки

1

1

 

 

27

«Моим стихам, написанным так рано…»

Анализ стихов, написанных участниками объединения

1

1

 

 

28

Бывают ли стихи без рифмы?

Понятие о белом стихе, о верлибре

1

 

1

 

29

Строфы: терцеты, катрены, октавы…

Различные виды строф

1

 

1

 

30

Тайны поэтического языка

Особенности языка поэтического текста

1

 

1

 

31

Час поэтического вдохновения

Проба пера

1

1

 

 

32-33

Риторические фигуры

Знакомство с видами риторических фигур, составление риторических фигур

2

1

1

 

34

Презентация альманаха лучших произведений

Подведение итогов

1

1

 

 


 

 

Литература.

1. И. Сельвинский «Студия стиха». М., 1979 г.

2. А. Коваленков « Простое и непростое». М., 1999г.

3. Н. Шульговский «Теория и практика поэтического творчества». М., 1998г.

4. В. Жирмунский «Рифма, ее история и теория». М., 2000г.

5. Р. Якубсон «Новейшая русская поэзия». М., 2006г.

6. Б. Томашевский «Стих и язык». М., 2000г.

7. Ю. Тынянов «Проблемы стихотворного языка». М., 1978г.

8. Б. Эйхенбаум «Методика стиха». М., 1998г.

9. В. Холшевников «Основы стиховедения».

10. А. Квятковский «Поэтический словарь». М., 1976г.

11. Ю. Орлов «Восхождение к индивидуальности». М., 2000г.

12. Т. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».М.,

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Людмила Юрьевна, интересная работа.

18 May 2019

Спасибо за программу.

18 May 2019