12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сердюкова Людмила Юрьевна287 Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса ПНПО "Лучшие учителя", 2007 год. Педагогический стаж 35 лет. Россия, Ульяновская обл., Димитровград Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности «Азбука стихосложения»
Пояснительная записка
Программа творческого объединения «Азбука стихосложения» предназначена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами русской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира поэзии, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности.
Цели:
развитие способности понимать поэзию, её воздействие на ум и чувства читателя;
расширение творческого кругозора учащихся за счёт усвоения литературоведческих знаний; воспитание стилистического чутья;
развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать поэтические тексты;
способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;
совершенствование практических, коммуникативных умений.
Задачи курса:
Создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные игры, тренинги, упражнения, самоорганизации в творческом процессе.
Создать условия для самовыражения, раскрытия радости творческого процесса.
расширить знания о лирических жанрах, познакомить детей с многообразием жанров
обучать основным принципам и законам написания и редактирования художественного текста;
формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников, альманахов;
развивать коммуникативные способности учащихся
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в творческом объединении является связь творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы занятий, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка.
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности.
Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам объединения создавать собственные художественные тексты. Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения.
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
определять жанр стихотворного произведения;
давать характеристику поэтическому тексту; анализировать стихи;
совершенствовать содержание и языковое оформление стихотворения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в стихах;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
Содержание программы кружка
Жанровые особенности загадок, скороговорок, пословиц. Роль рифмы в малых жанрах.
Понятие о поэтических жанрах: письмо, послание, лирический фрагмент, баллада, басня и т.д.
Пейзажные стихотворения, словесная живопись. Роль средств выразительности в художественном тексте.
Стихи и проза. Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме, рифмовке, ритме, стихотворных размерах, строфах. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом стихе, о верлибре.
Особенности поэтического языка: тропы и фигуры речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Дата | ||
Всего | Практика | Теория | ||||
1 | Вводное занятие. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» | Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий | 1 | 1 |
|
|
2-3 | Секреты малых жанров | Как устроены загадки, скороговорки, пословицы? Для чего в них рифма? | 2 | 1 |
|
|
4-7 | Стихи русских поэтов о природе | Чтение и анализ пейзажных стихотворений | 4 | 2 | 2 |
|
8-9 | Этюды о природе | Сочинение пейзажных стихотворений на основе личных наблюдений | 2 | 2 |
|
|
10 | Чем стихи отличаются от прозы? | Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык | 1 | 1 |
|
|
11 | Поэтические жанры |
| 1 |
| 1 |
|
12 | Таинственное «Я». Лирический герой и поэт | Понятие о лирическом герое. Чтение и анализ стихов. | 1 |
| 1 |
|
13 | Ритм стиха | Как строится ритм стиха? | 1 |
| 1 |
|
14-17 | Стихотворные размеры | Двусложные и трехсложные размеры стихов | 4 | 2 | 2 |
|
18-21 | Проба пера | Чтение и анализ стихов собственного сочинения | 4 | 2 |
|
|
22-25 | «Рифма - звучная подруга» | Виды рифм, их роль в стихах | 4 | 2 | 2 |
|
26 | А какая бывает рифмовка? | Виды рифмовки | 1 | 1 |
|
|
27 | «Моим стихам, написанным так рано…» | Анализ стихов, написанных участниками объединения | 1 | 1 |
|
|
28 | Бывают ли стихи без рифмы? | Понятие о белом стихе, о верлибре | 1 |
| 1 |
|
29 | Строфы: терцеты, катрены, октавы… | Различные виды строф | 1 |
| 1 |
|
30 | Тайны поэтического языка | Особенности языка поэтического текста | 1 |
| 1 |
|
31 | Час поэтического вдохновения | Проба пера | 1 | 1 |
|
|
32-33 | Риторические фигуры | Знакомство с видами риторических фигур, составление риторических фигур | 2 | 1 | 1 |
|
34 | Презентация альманаха лучших произведений | Подведение итогов | 1 | 1 |
|
|
Литература.
1. И. Сельвинский «Студия стиха». М., 1979 г.
2. А. Коваленков « Простое и непростое». М., 1999г.
3. Н. Шульговский «Теория и практика поэтического творчества». М., 1998г.
4. В. Жирмунский «Рифма, ее история и теория». М., 2000г.
5. Р. Якубсон «Новейшая русская поэзия». М., 2006г.
6. Б. Томашевский «Стих и язык». М., 2000г.
7. Ю. Тынянов «Проблемы стихотворного языка». М., 1978г.
8. Б. Эйхенбаум «Методика стиха». М., 1998г.
9. В. Холшевников «Основы стиховедения».
10. А. Квятковский «Поэтический словарь». М., 1976г.
11. Ю. Орлов «Восхождение к индивидуальности». М., 2000г.
12. Т. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».М.,