12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сердюкова Людмила Юрьевна287
Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса ПНПО "Лучшие учителя", 2007 год. Педагогический стаж 35 лет.
Россия, Ульяновская обл., Димитровград

Пояснительная записка

Программа творческого объединения «Азбука стихосложения» предназначена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами русской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира поэзии, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности.

Цели:

 развитие способности понимать поэзию, её воздействие на ум и чувства читателя;

 расширение творческого кругозора учащихся за счёт усвоения литературоведческих знаний; воспитание стилистического чутья;

 развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать поэтические тексты;

 способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;

 совершенствование практических, коммуникативных умений.

Задачи курса:

Создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные игры, тренинги, упражнения, самоорганизации в творческом процессе.

Создать условия для самовыражения, раскрытия радости творческого процесса.

 расширить знания о лирических жанрах, познакомить детей с многообразием жанров

 обучать основным принципам и законам написания и редактирования художественного текста;

 формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

 развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников, альманахов;

 развивать коммуникативные способности учащихся

Содержание и методы деятельности

Особенностью методики проведения занятий в творческом объединении является связь творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы занятий, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам объединения создавать собственные художественные тексты. Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения.


 

Результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 определять жанр стихотворного произведения;

 давать характеристику поэтическому тексту; анализировать стихи;

совершенствовать содержание и языковое оформление стихотворения;

 пользоваться разнообразными языковыми средствами в стихах;

 находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

Содержание программы кружка

Жанровые особенности загадок, скороговорок, пословиц. Роль рифмы в малых жанрах.

Понятие о поэтических жанрах: письмо, послание, лирический фрагмент, баллада, басня и т.д.

Пейзажные стихотворения, словесная живопись. Роль средств выразительности в художественном тексте.

Стихи и проза. Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме, рифмовке, ритме, стихотворных размерах, строфах. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом стихе, о верлибре.

Особенности поэтического языка: тропы и фигуры речи.


 

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Дата

Всего

Практика

Теория

1

Вводное занятие.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий

1

1

 

 

2-3

Секреты малых жанров

Как устроены

загадки,

скороговорки, пословицы? Для чего в них рифма?

2

1

 

 

4-7

Стихи русских поэтов о природе

Чтение и анализ пейзажных стихотворений

4

2

2

 

8-9

Этюды о природе

Сочинение пейзажных стихотворений на основе личных наблюдений

2

2

 

 

10

Чем стихи отличаются от прозы?

Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык

1

1

 

 

11

Поэтические жанры

 

1

 

1

 

12

Таинственное «Я».

Лирический герой и поэт

Понятие о лирическом герое. Чтение и анализ стихов.

1

 

1

 

13

Ритм стиха

Как строится ритм стиха?

1

 

1

 

14-17

Стихотворные размеры

Двусложные и трехсложные размеры стихов

4

2

2

 

18-21

Проба пера

Чтение и анализ стихов собственного сочинения

4

2

 

 

22-25

«Рифма - звучная подруга»

Виды рифм, их роль в стихах

4

2

2

 

26

А какая бывает рифмовка?

Виды рифмовки

1

1

 

 

27

«Моим стихам, написанным так рано…»

Анализ стихов, написанных участниками объединения

1

1

 

 

28

Бывают ли стихи без рифмы?

Понятие о белом стихе, о верлибре

1

 

1

 

29

Строфы: терцеты, катрены, октавы…

Различные виды строф

1

 

1

 

30

Тайны поэтического языка

Особенности языка поэтического текста

1

 

1

 

31

Час поэтического вдохновения

Проба пера

1

1

 

 

32-33

Риторические фигуры

Знакомство с видами риторических фигур, составление риторических фигур

2

1

1

 

34

Презентация альманаха лучших произведений

Подведение итогов

1

1

 

 


 

 

Литература.

1. И. Сельвинский «Студия стиха». М., 1979 г.

2. А. Коваленков « Простое и непростое». М., 1999г.

3. Н. Шульговский «Теория и практика поэтического творчества». М., 1998г.

4. В. Жирмунский «Рифма, ее история и теория». М., 2000г.

5. Р. Якубсон «Новейшая русская поэзия». М., 2006г.

6. Б. Томашевский «Стих и язык». М., 2000г.

7. Ю. Тынянов «Проблемы стихотворного языка». М., 1978г.

8. Б. Эйхенбаум «Методика стиха». М., 1998г.

9. В. Холшевников «Основы стиховедения».

10. А. Квятковский «Поэтический словарь». М., 1976г.

11. Ю. Орлов «Восхождение к индивидуальности». М., 2000г.

12. Т. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».М.,

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 18.05.19 в 21:10 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Юрьевна, интересная работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.