Рабочая программа по физике «Баллистическое движение» (9–10 класс)
Рабочая программа по физике
«Баллистическое движение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика» для 9 (10) класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметной области «Физика».
Предметная область «Физика» может быть реализована через:
1) занятия по предметной области «Физика», учитывающие региональные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы физического образования;
3) включение занятий по предметной области «Физика» во внеурочную деятельность в рамках реализации программы работы с одаренными обучающимися.
В МБОУ «СОШ № 2 с. Шаран» предметная область «Физика» реализуется в рамках программы работы с одаренными обучающимися в форме элективного занятия посредством включения в план внеурочной деятельности курса «Физика», рассчитанного на 34 часа (1 час в неделю)
Данный учебный предмет имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и формирование системного мышления, подготовку к ОГЭ (ЕГЭ) по физике. Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих задач: овладения обучающимися методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; приобретения обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов; овладения обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»
Изучение курса внеурочной деятельности «Физика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.
2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.
Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра.
Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.
Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;
Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»
ТЕМА 1. Математический аппарат
Векторы. Действия над векторами. Проекции векторов на координатные оси.
Сложение и вычитание векторов геометрически и алгебраически.
Векторные величины в физике.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач
ТЕМА 2. Равнопеременное движение.
Неравномерное движение. Равнопеременное движение. Ускорение. Единицы ускорение. Уравнение скорости и уравнение движения. График скорости и график движения. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение вертикально вверх и вертикально вниз. Максимальная высота подъема. Время движения. Графическое решение задач.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 3. Кинематика баллистического движения
Движение под углом к горизонту - результат сложения равномерного и равноускоренного движения. Проекция скорости на горизонтальную и вертикальную ось. Уравнение движения по оси Ох и по оси Оу. Максимальная дальность полета, максимальная высота подъема, время полета. Уравнение и график скорости. Уравнение и график движения.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 4.
Классификация задач на движение под углом к горизонту.
Движение тела, брошенное с поверхности Земли под углом к горизонту. Движение тела, брошенное с некоторой высоты.
Формы организации деятельности – классно-урочная.
Виды деятельности – решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 5. Динамика баллистического движения
Работа в механике. Кинетическая и потенциальная энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения энергии. Нахождение максимальной дальности полета, максимальной высоты подъема динамическим способом.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ (ЕГЭ) по физике).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»
№ занятия | № занятия в теме | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Теоретический и практический материал |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ТЕМА 1. Математический аппарат 4 часа | ||||
1 | Векторы. Действия над векторами. Сложение и вычитание векторов геометрически и алгебраически. Векторные величины в физике | Повторение математического материала Составление опорных конспектов | [1]. Глава IX. §1, §2. [1]. 744, [9]. ОК 10.1.2 | |
| 2 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | Практические задания 738-743. 753, 774 |
| 3 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам Проекции векторов на координатные оси. Векторные величины в физике | Повторение математического материала Составление опорных конспектов | [1]. Глава X. §1, §2 [9]. ОК 10.1.3 |
| 4 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | |
| 5 | Векторное и скалярное произведение векторов Векторные величины в физике | Повторение математического материала | [1]. Глава XI. §3 [9]. ОК 10.1.2, 10.1.3 |
| 6 | Решение задач повышенной трудности | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [5]. |
| | ТЕМА 2. Равнопеременное движение. | | |
| 1 | Неравномерное движение. Равнопеременное движение. Ускорение. Единицы ускорение | Составление опорных конспектов | [2]. Глава 2. §§11-12 [9]. ОК 10.1.4 |
| 3 | Уравнение скорости и уравнение движения. График скорости и график движения. | Составление опорных конспектов | [2]. Глава 2. §§11-12 [9]. ОК 10.1.5, [9]. ОК 10.1.6 |
| 4 | Решение графически | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [8].58-63 [5]. |
| 5 | Свободное падение. Ускорение свободного падения. | Составление опорных конспектов | [2]. §§13-14 [9]. ОК 10.1.9 |
| 6 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [8].67 [7]. 18--35 |
| 7 | Движение вертикально вверх и вертикально вниз. Максимальная высота подъема. Время движения | Составление опорных конспектов | [9]. ОК 10.1.9 |
| 8 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. 207-216 [7]. 18--35 |
| | ТЕМА 3. Кинематика баллистического движения | | |
| 1 | Движение под углом к горизонту - результат сложения равномерного и равноускоренного движения. Проекция скорости на горизонтальную и вертикальную ось. Уравнение движения по оси Ох и по оси Оу. | Составление опорного конспекта | [2]. §§15 [3]. § 13 [9]. ОК 10.1.10 |
| 2 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [5]. №№176-182
|
| 3 | Максимальная дальность полета, максимальная высота подъема, время полета. Уравнение и график скорости. Уравнение и график движения | Составление опорного конспекта | [3]. § 13
|
| 4 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [8]. 68-72 [4]. [5]. 184-186 |
| 5 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. |
| 6 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. |
| 7 | Решение задач на соответствие и на изменение физических величин | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. [10]. |
| | ТЕМА 4. Классификация задач на движение под углом к горизонту. | | |
| 1 | Движение тела, брошенное с поверхности Земли под углом к горизонту. | Составление опорного конспекта | [2]. [3]. [9]. ОК 10.1.11 |
| 2 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. 187-194 |
| 3 | Движение тела, брошенное под углом с некоторой высоты. | Составление опорного конспекта | [2]. [3]. [9]. ОК 10.1.11 |
| 4 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. |
| 5 | Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. |
| 6 | Решение задач на соответствие, на изменение физических величин | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. [10]. |
| | . ТЕМА 5. Динамика баллистического движения | | |
| Работа в механике. Кинетическая и потенциальная энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения энергии. | Составление опорного конспекта | [2]. [3]. [9]. ОК 10.1.30 ОК 10.1.31 | |
| Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. | |
| Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. | |
| Нахождение максимальной дальности полета, максимальной высоты подъема динамическим способом | Составление опорного конспекта | [2]. [3]. | |
| Решение задач | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [6]. [4]. [5]. | |
| Задачи на соответствие | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [7]. [8]. [10]. | |
| Задачи на определение изменений физических величин | Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме | [7]. [8]. [10]. | |
| Итоговый урок | Подведение итогов курса | |
Литература
Геометрия 7-9 классы. Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина 2010.
Физика. 10 класс. Профильный уровень. Учебник / Касьянов В.А. -М., 2013. -432 с.
Физика 10 класс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский 2019 Просвещение
3800 задач для школьников и поступающих в ВУЗы. Автор и составитель Н.В. Турчина, Л.И. Рудакова, О.И. Суров и др., М.: - Дрофа 2000.
Сборник задач по физике 10-11 класс. Г.Н. Степанова 1997: Просвещение - 259с
Сборник задач по физике 10-11 класс А.П. Рымкевич 2013: Дрофа – 192 с
1000 задач с решениями и ответами. М, Ю Демидова. В.А Грибов, А.И. Гиголо, Издательство «Экзамен» Москва, 2018
ЕГЭ. Физика. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/ О.И Громцева М.: Издательство «Экзамен» 2015
Физика 10 класс. Кормаков Н.А. Опорные конспекты. Механика
ЕГЭ.2009.Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов. /Авт. составитель М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский М.: Эксмо, 2009- 238с.
Монастырский Л.М . Физика ЕГЭ. Все разделы 2016. Ростов-на-Дону. «Легион»-236с.
Хуснуллина Р.Г