Рабочая программа по физике «Баллистическое движение» (9–10 класс)

2
0
Материал опубликован 20 March 2020

Рабочая программа по физике

«Баллистическое движение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика» для 9 (10) класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметной области «Физика».

Предметная область «Физика» может быть реализована через:

1) занятия по предметной области «Физика», учитывающие региональные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы физического образования;

3) включение занятий по предметной области «Физика» во внеурочную деятельность в рамках реализации программы работы с одаренными обучающимися.

В МБОУ «СОШ № 2 с. Шаран» предметная область «Физика» реализуется в рамках программы работы с одаренными обучающимися в форме элективного занятия посредством включения в план внеурочной деятельности курса «Физика», рассчитанного на 34 часа (1 час в неделю)

Данный учебный предмет имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и формирование системного мышления, подготовку к ОГЭ (ЕГЭ) по физике. Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих задач: овладения обучающимися методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; приобретения обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов; овладения обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»

Изучение курса внеурочной деятельности «Физика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные результаты:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;

Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях

Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;

11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.


Предметные результаты:

1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.

2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.

3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.

Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра.

Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.

Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.

Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;

Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;






3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»


ТЕМА 1. Математический аппарат

Векторы. Действия над векторами. Проекции векторов на координатные оси.

Сложение и вычитание векторов геометрически и алгебраически.

Векторные величины в физике.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач

ТЕМА 2. Равнопеременное движение.

Неравномерное движение. Равнопеременное движение. Ускорение. Единицы ускорение. Уравнение скорости и уравнение движения. График скорости и график движения. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение вертикально вверх и вертикально вниз. Максимальная высота подъема. Время движения. Графическое решение задач.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).

ТЕМА 3. Кинематика баллистического движения

Движение под углом к горизонту - результат сложения равномерного и равноускоренного движения. Проекция скорости на горизонтальную и вертикальную ось. Уравнение движения по оси Ох и по оси Оу. Максимальная дальность полета, максимальная высота подъема, время полета. Уравнение и график скорости. Уравнение и график движения.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).

ТЕМА 4.

Классификация задач на движение под углом к горизонту.

Движение тела, брошенное с поверхности Земли под углом к горизонту. Движение тела, брошенное с некоторой высоты.

Формы организации деятельности – классно-урочная.

Виды деятельности – решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).

ТЕМА 5. Динамика баллистического движения

Работа в механике. Кинетическая и потенциальная энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения энергии. Нахождение максимальной дальности полета, максимальной высоты подъема динамическим способом.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ (ЕГЭ) по физике).









4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»


занятия

занятия

в теме

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Теоретический и практический материал

1

2

3

4

5

ТЕМА 1.  Математический аппарат 4 часа

1

Векторы. Действия над векторами. Сложение и вычитание векторов геометрически и алгебраически.

Векторные величины в физике

Повторение математического материала

Составление опорных конспектов

[1]. Глава IX. §1, §2.

[1]. 744,

[9]. ОК 10.1.2

2

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

Практические задания 738-743.

753, 774

3

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам Проекции векторов на координатные оси. Векторные величины в физике

Повторение математического материала

Составление опорных конспектов

[1]. Глава X. §1, §2

[9]. ОК 10.1.3

4

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме


5

Векторное и скалярное произведение векторов Векторные величины в физике

Повторение математического материала

[1]. Глава XI. §3

[9]. ОК 10.1.2, 10.1.3

6

Решение задач повышенной трудности

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].  

[5].  



ТЕМА 2. Равнопеременное движение.


1

Неравномерное движение. Равнопеременное движение. Ускорение. Единицы ускорение

Составление опорных конспектов

[2]. Глава 2. §§11-12

[9]. ОК 10.1.4

3

Уравнение скорости и уравнение движения. График скорости и график движения.

Составление опорных конспектов

[2]. Глава 2. §§11-12

[9]. ОК 10.1.5, [9]. ОК 10.1.6

4

Решение графически

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[8].58-63  

[5].  

5

Свободное падение. Ускорение свободного падения.

Составление опорных конспектов

[2]. §§13-14

[9]. ОК 10.1.9

6

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].  

[4].

[8].67

[7].   18--35

7

Движение вертикально вверх и вертикально вниз. Максимальная высота подъема. Время движения

Составление опорных конспектов

[9]. ОК 10.1.9

8

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6]. 207-216


[7].   18--35



ТЕМА 3. Кинематика баллистического движения


1

Движение под углом к горизонту - результат сложения равномерного и равноускоренного движения. Проекция скорости на горизонтальную и вертикальную ось. Уравнение движения по оси Ох и по оси Оу.

Составление опорного конспекта

[2]. §§15

[3].  § 13

[9]. ОК 10.1.10

2

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[5].   №№176-182

 

3

Максимальная дальность полета, максимальная высота подъема, время полета. Уравнение и график скорости. Уравнение и график движения

Составление опорного конспекта

[3].  § 13


[9]. ОК 10.1.10


4

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[8]. 68-72 

[4].

[5]. 184-186   

5

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].  

[4].

[5].   

6

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].  

[4].

[5].   

7

Решение задач на соответствие и на изменение физических величин

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].  

[4].

[5].   

  [10].   



ТЕМА 4.

Классификация задач на движение под углом к горизонту.


1

Движение тела, брошенное с поверхности Земли под углом к горизонту.

Составление опорного конспекта

[2].  

[3].

[9]. ОК 10.1.11

2

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].

[4].

[5].   187-194 

3

Движение тела, брошенное под углом с некоторой высоты.

Составление опорного конспекта

[2].  

[3].

[9]. ОК 10.1.11

4

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].

[4].

[5].   

5

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].

[4].

[5].   

6

Решение задач на соответствие, на изменение физических величин

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].  

[4].

[5].  

 [10].   



. ТЕМА 5. Динамика баллистического движения


Работа в механике. Кинетическая и потенциальная энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения энергии.


Составление опорного конспекта

[2].  

[3].

[9]. ОК 10.1.30

ОК 10.1.31

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].  

[4].

[5].   

Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].  

[4].

[5].   

Нахождение максимальной дальности полета, максимальной высоты подъема динамическим способом

Составление опорного конспекта

[2].  

[3].


Решение задач

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[6].  

[4].

[5].   

Задачи на соответствие

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[7].

[8].

 [10].   

Задачи на определение изменений физических величин

Работа над алгоритмом решения задач по указанной теме

[7].

[8].

  [10].   

Итоговый урок

Подведение итогов курса



Литература

Геометрия 7-9 классы. Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина 2010.

Физика. 10 класс. Профильный уровень. Учебник / Касьянов В.А. -М., 2013. -432 с.

Физика 10 класс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский 2019 Просвещение

3800 задач для школьников и поступающих в ВУЗы. Автор и составитель Н.В. Турчина, Л.И. Рудакова, О.И. Суров и др., М.: - Дрофа 2000.

Сборник задач по физике 10-11 класс. Г.Н. Степанова 1997: Просвещение - 259с

Сборник задач по физике 10-11 класс А.П. Рымкевич 2013: Дрофа 192 с

1000 задач с решениями и ответами. М, Ю Демидова. В.А Грибов, А.И. Гиголо, Издательство «Экзамен» Москва, 2018

ЕГЭ. Физика. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/ О.И Громцева М.: Издательство «Экзамен» 2015

Физика 10 класс. Кормаков Н.А. Опорные конспекты. Механика

ЕГЭ.2009.Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов. /Авт. составитель М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский М.: Эксмо, 2009- 238с.

Монастырский Л.М . Физика ЕГЭ. Все разделы 2016. Ростов-на-Дону. «Легион»-236с.




Хуснуллина Р.Г


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.