Конспект открытого занятия по финансовой грамотности «Банк и я» (10 класс)

3
0
Материал опубликован 11 April 2021

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия по финансовой грамотности

Старицына А.А

Учитель истории, обществознания и экономики МБОУ «Коневская школа»


Тема : « Банк и я»

Класс: 10 класс

Дисциплина: финансовая грамотность

Продолжительность урока: 60 минут

Цели:


Дидактическая (образовательная)

закрепление и осмысление изученного материала по теме «Кредитные услуги банка»;

формирование у обучающихся 10 класса необходимых умений и навыков для принятия рациональных решений при командной работе.

Развивающая:

развитие познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;

развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

Воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету «Финансовая грамотность».

Методическая – показать методику проведения современного занятия закрепления материала с использованием технологии развивающегося обучения с применением группового подхода.

Методы обучения: интерактивный, проблемный, дискуссионный, наглядно-иллюстративный, игровой.

Формы работы на уроке: групповая.

Вид занятия: закрепление и применение полученных знаний.

Средства обучения:

персональный компьютер

мультимедийный проектор

раздаточный материал (задания по каждому блоку, символические деньги)


Планируемые результаты.

Личностные:

понимание принципов функционирования банковской системы современного государства;

понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с банками;

понимание прав и обязанностей в сфере взаимоотношений человека с банком.

Предметные:

владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Метапредметные:

владение умением решать практические финансовые задачи (математическая база);

владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям.

Использованная литература:

Автономов В.С. Экономика Учебник для 10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.


Ход занятия


Класс делиться на команды по 4-5 чел.

Занятие проходит по блокам. В ходе выполнения команды за правильные ответы получают «деньги». В конце игры их необходимо вложить в банк и получить прибыль. Какая команда получить больше прибыли, та и выиграла.


Присутствующие на занятии гости делятся на 4 группы. ( одна группа – счетная палата, которой команды сдают выполненные задания и начисляют заработанные деньги; остальные 3 группы выступают в роли банков: Сбербанк, МИНбанк, Россельхозбанк – дети делают вклад по выбору)


Рефлексия.


Блок 1.

Молниеносный опрос.


Цена за каждый правильный ответ 100 руб. + 100 руб за скорость выполнения.


Вопросы

Приложение 1

o Финансовое кредитное учреждение. (Банк)

o Денежная единица государства. (Валюта)

o Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)

o Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)

o Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, продукт стихийного обмена и форма стоимости всех других товаров. (Деньги)

o Кредитование под залог недвижимости. (Ипотечное кредитование или Ипотека)

o Денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определенной форм, веса и достоинства. (Монета)

o Плата населения за коммунальные услуги. (Коммунальные платежи)

o Аппарат, предназначенный для приема и выдачи денежных средств с помощью платежной карты. (Банкомат)

o Сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом (Банковский вклад или банковский депозит)


Блок 2.

Функции банков.

Цена за каждый правильный ответ 100 руб. + 100 руб за скорость выполнения.


Соотнесите название коммерческого банка и выполняемые функции.

БАНКИ

ФУНКЦИИ

1. Сберегательный

А Выдают кредиты для внедрения в производство научно-технических изобретений и нововведений

2. Инвестиционные

Б Выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т. е. осуществляет денежные вложения в производство и строительство на длительный срок

3. Инновационные

В Предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)

4. Ипотечные

Г Выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.

5. Сейф-банк

Д Это крупные банки региона: «Возрождение», Инкомбанк и др.

6. Ломбард

Е. Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

7. Региональные банки

Ж. Разновидность банка (кредитная организация). В него можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

8. Международные банки

З. Хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %; выдают в долг денежные ссуды; выполняют различные расчетные операции с населением; покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.


1

2

3

4

5

6

7

8

З

Б

А

Г

В

Ж

Д

Е


Блок 3.

Храните деньги в сберегательной кассе.

Задача 1 Цена за правильный ответ 1000 руб. + 100 руб за скорость выполнения


Банк выплачивает вкладчикам 8% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 200 000 рублей. Какую сумму сможет снять вкладчик через год? Какова будет его прибыль?

(Ответ: 216 000, 16 000)

Задача 2. Цена за каждый правильный ответ 1000 руб. Всего 2000 руб


Предлагаем вам открыть вклад в вашем банке и положить на него 250 000 рублей. На данный вклад начисляется 6% от внесенной суммы. Подскажите, какая сумма будет на моем счете через 5 лет, через 10 лет?


Ответ:

1


250 000,00р.


6%


15 000,00р.


265 000,00р.

2

265 000,00р.

6%

15 900,00р.

280 900,00р.

3

280 900,00р.

6%

16 854,00р.

297 754,00р.

4

297 754,00р.

6%

17 865,24р.

315 619,24р.

5

315 619,24р.

6%

18 937,15р.

334 556,39р.

6

334 556,39р.

6%

20 073,38р.

354 629,78р


7

354 629,78р.

6%

21 277,79р.

375 907,56р.

8

375 907,56р.

6%

22 554,45р.

398 462,02р.

9

398 462,02р.

6%

23 907,72р.

422 369,74р.

10

422 369,74р.

6%

25 342,18р.

447 711,92р.


Блок 4.

Доллар рублю не товарищ.


Цена за каждый правильный ответ 100 руб. + 100 руб за скорость выполнения.


Задание 1 . Соотнесите валюты и страны

Страна

валюта

Беларусь

крона

Казахстан

лит

Киргизия

лей

Латвия

рубль

Литва

лат

Молдова

тенге

Туркменистан

гривна

Украина

сом

Эстония

манат


Правильные ответы

Страна

валюта

Беларусь

рубль

Казахстан

тенге

Киргизия

сом

Латвия

лат

Литва

лит

Молдова

лей

Туркменистан

манат

Украина

гривна

Эстония

крона


Блок 5.

Термометр соотношения долгов и доходов


Цена за каждый правильный ответ 100 руб. + 100 руб за скорость выполнения.


51% или более

ОПАСНОСТЬ!

Отношение ваших долгов к доходам очень высоко. Возможно, что вы не сможете расплачиваться по всем своим обязательствам.

39% - 50%

ГОРЯЧО!

Отношение ваших долгов к доходам высоко. Возможно, вам следует уменьшить вашу задолженность для того, чтобы беспрепятственно стремиться к своим финансовым целям.

24% - 38%

ПРИЕМЛЕМО

Хотя отношение ваших долгов к доходам находится на приемлемом уровне, вы тратите значительную часть ваших доходов на обслуживание ваших долгов.

16% - 23%

ХОРОШО!

Отношение ваших долгов к доходам сигнализирует, что ваши финансы в безопасности. Вам следует и в дальнейшем ограничивать свои долги на том же уровне. 

15% или менее

ВЕЛИКОЛЕПНО!

Отношение ваших долгов к доходам очень низкое, даже если у вас есть задолженность по ипотеке. Если же все ваши долги – потребительские – ваше финансовое здоровье выглядит великолепным.


Задание (на сравнение ежемесячных платежей по кредиту и зарплаты)

А. Твоя зарплата – 648 000 фиников в год. Ты собираешься взять автокредит с ежемесячным платежом 10 800 фиников. Сможешь ли ты отдавать такую сумму банку ежемесячно?

Решение: 1) 648000:12=54000 фиников заработная плата в месяц;

2) 20 % от зарплаты выплата по кредиту.

Ответ: Да, скорее всего, ты сможешь ежемесячно отдавать такую сумму банку, т.к. на кредит тратится 20% от заработной платы.

Б. Твоя зарплата – 1 200 000 фиников в год. Ты собираешься взять ипотечный кредит с ежемесячным платежом 25000 фиников. Сможешь ли ты отдавать такую сумму банку ежемесячно?

Решение: 1) 1200000:12=100000 фиников заработная плата в месяц;

2) 25 % от зарплаты выплата по кредиту.

Ответ: Да, скорее всего, ты сможешь ежемесячно отдавать такую сумму банку, т.к. на кредит тратится 25% от заработной платы.

В. Твоя зарплата – 180 000 фиников в год. Ты собираешься взять потребительский кредит с ежемесячным платежом 4500 фиников. Сможешь ли ты отдавать такую сумму банку ежемесячно?

Решение: 1) 180000:12=15000 фиников заработная плата в месяц;

2) 30 % от зарплаты выплата по кредиту;

Ответ: Да, скорее всего, ты сможешь ежемесячно отдавать такую сумму банку, т.к. на кредит тратится 30% от заработной платы.

Г. Твоя зарплата – 192 000 фиников в год. Ты собираешься взять потребительский кредит с ежемесячным платежом 8 000 фиников. Сможешь ли ты отдавать такую сумму банку ежемесячно?

Решение: 1) 192000:12=16000 фиников – заработная плата в месяц;

2) 50 % от зарплаты выплата по кредиту.

Ответ: Нет, скорее всего, ты не сможешь ежемесячно отдавать банку такую сумму, на кредит будет тратиться 50% от заработной платы.

В конце игры их необходимо вложить в банк и получить прибыль. Какая команда получить больше прибыли, та и выиграла.


Рефлексия.

Обсудив итоги, капитан каждой команды выступает с итогами.

Мы заработали…..

Вложили в …….

На вклад………..

Получили прибыль……..

Что составило …….% от общей суммы.

Подведение итогов







Раздаточный материал.

o Финансовое кредитное учреждение. ___________________________

o Денежная единица государства. _______________________________

o Деньги, переданные в долг под проценты. __________________________

o Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. ____________________

o Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, продукт стихийного обмена и форма стоимости всех других товаров.

___________________________________________________________

o Кредитование под залог недвижимости. ______________________________

o Денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определенной форм, веса и достоинства. _____________________________________________

o Плата населения за коммунальные услуги. ______________________________

o Аппарат, предназначенный для приема и выдачи денежных средств с помощью платежной карты. ___________________________________________________

o Сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом

_____________________________________________________________

























Соотнесите название коммерческого банка и выполняемые функции.


БАНКИ

ФУНКЦИИ

1. Сберегательный

А Выдают кредиты для внедрения в производство научно-технических изобретений и нововведений

2. Инвестиционные

Б Выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т. е. осуществляет денежные вложения в производство и строительство на длительный срок

3. Инновационные

В Предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)

4. Ипотечные

Г Выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.

5. Сейф-банк

Д Это крупные банки региона: «Возрождение», Инкомбанк и др.

6. Ломбард

Е. Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

7. Региональные банки

Ж. Разновидность банка (кредитная организация). В него можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

8. Международные банки

З. Хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %; выдают в долг денежные ссуды; выполняют различные расчетные операции с населением; покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.



1

2

3

4

5

6

7

8



















Задача 1

Банк выплачивает вкладчикам 8% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 200 000 рублей. Какую сумму сможет снять вкладчик через год? Какова будет его прибыль? _______________________________________






Задача 2.


Предлагаем вам открыть вклад в вашем банке и положить на него 250 000 рублей. На данный вклад начисляется 6% от внесенной суммы. Подскажите, какая сумма будет на моем счете через 5 лет, через 10 лет?


год

сумма

%

Сумма %

Итоговая сумма

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10
























Задание 1 . Соотнесите валюты и страны


Страна

валюта

Беларусь

крона

Казахстан

лит

Киргизия

лей

Латвия

рубль

Литва

лат

Молдова

тенге

Туркменистан

гривна

Украина

сом

Эстония

манат



Ответ.

Страна

валюта

Беларусь


Казахстан


Киргизия


Латвия


Литва


Молдова


Туркменистан


Украина


Эстония


























51% или более

ОПАСНОСТЬ!

Отношение ваших долгов к доходам очень высоко. Возможно, что вы не сможете расплачиваться по всем своим обязательствам.

39% - 50%

ГОРЯЧО!

Отношение ваших долгов к доходам высоко. Возможно, вам следует уменьшить вашу задолженность для того, чтобы беспрепятственно стремиться к своим финансовым целям.

24% - 38%

ПРИЕМЛЕМО

Хотя отношение ваших долгов к доходам находится на приемлемом уровне, вы тратите значительную часть ваших доходов на обслуживание ваших долгов.

16% - 23%

ХОРОШО!

Отношение ваших долгов к доходам сигнализирует, что ваши финансы в безопасности. Вам следует и в дальнейшем ограничивать свои долги на том же уровне. 

15% или менее

ВЕЛИКОЛЕПНО!

Отношение ваших долгов к доходам очень низкое, даже если у вас есть задолженность по ипотеке. Если же все ваши долги – потребительские – ваше финансовое здоровье выглядит великолепным.



Задание (на сравнение ежемесячных платежей по кредиту и зарплаты)

А. Твоя зарплата – 648 000 фиников в год. Ты собираешься взять автокредит с ежемесячным платежом 10 800 фиников. Сможешь ли ты отдавать такую сумму банку ежемесячно?


Решение:





Ответ:






Б. Твоя зарплата – 1 200 000 фиников в год. Ты собираешься взять ипотечный кредит с ежемесячным платежом 25000 фиников. Сможешь ли ты отдавать такую сумму банку ежемесячно?


Решение:





Ответ:





В. Твоя зарплата – 180 000 фиников в год. Ты собираешься взять потребительский кредит с ежемесячным платежом 4500 фиников. Сможешь ли ты отдавать такую сумму банку ежемесячно?


Решение:





Ответ:








Г. Твоя зарплата – 192 000 фиников в год. Ты собираешься взять потребительский кредит с ежемесячным платежом 8 000 фиников. Сможешь ли ты отдавать такую сумму банку ежемесячно?



Решение:









Ответ:



















Мы заработали…..

Вложили в …….

На вклад………..

Получили прибыль……..

Что составило …….% от общей суммы.



Мы заработали…..

Вложили в …….

На вклад………..

Получили прибыль……..

Что составило …….% от общей суммы.



Мы заработали…..

Вложили в …….

На вклад………..

Получили прибыль……..

Что составило …….% от общей суммы.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации