Учитель русского языка и литературы по специальности «Филология» со специализацией «Мировая художественная культура». Факультет дополнительных педагогических профессий "Туризм".
Диплом "Дошкольная педагогика и психология".
Диплом "Педагог-организатор".
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересная и актуальная тема беседы. Мы поговорим о вредных привычках.
Как часто мы слышим: «Привычка - вторая натура». Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Вредные привычки губительно влияют на здоровье людей любого возраста.
Какие привычки называются вредными? (Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными).
К вредным привычкам можно отнести следующие действия:
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши взаимоотношения с гаджетами, соц. сетями, интернетом. Если вы поступаете, так, как сказано, делаете два шага вперёд, не всегда – один шаг, никогда – остаётесь на месте.
Каждый вечер уделяю время компьютерным играм
Общаюсь с друзьями в различных сообществах и мессенджерах в течении дня.
Если родители забрали телефон, то мне становится грустно.
Когда нет интернета, я скучаю.
Ежедневно несколько часов смотрю телевизор.
Ежедневно просматриваю ролики в интернете.
Обобщение: Если вы продвинулись вперёд в ходе нашего упражнения, значит, гаджеты, телевидение, интернет в вашей жизни присутствует всегда.
И тут мы подходим к теме нашей сегодняшней беседы: являются ли гаджеты, интернет, социальные сети вредными привычками?
Исходя из классификации, принятой учёными, выделяют слудующие виды зависимости.
Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.
По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.
Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день, не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
Вопрос: а есть ли у вас какие-либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая
Ответы детей.
3. Результаты анкетирования «Моё свободное время».
В нашей школе во всех группа НП и УТ прошло анкетирование «Моё свободное время».
Результаты ответов на некоторые вопросы вы видите на экране.
Работа с презентацией.
4. Беседа в форме «Разброса мнений».
Как мы видим, мнения разделились как в нашей группе, так и у обучающихся нашей школы по результатам анкетирования. Некоторые результаты нас удивили. Так давайте попытаемся разобраться в проблеме и ответить на вопрос «Гаджеты, интернет, социальные сети – это вредные привычки?». Поможет нам такая формы работы как «Разброс мнений».
«Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».
Методическим ключом такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого вступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент беседы иметь что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.
Раздаются карточки с началом предложения, а ребята должны его продолжить, высказывая своё мнение, оценку проблемы.
Предполагаемые варианты карточек:
Сегодня я узнал(а) то, чего не знала раньше …
Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что …
Я считаю, что …
Я могу доказать это на примере …
Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …
Другими словами, это означает, что …
Если теперь подытожить сказанное, то …
Я думаю о …
Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что …
Мне кажется, что в данном вопросе главным является …
Ежедневно с данной проблемой человек сталкивается, когда …
Решение данной проблемы, на мой взгляд, может быть в …
Я думаю, что вопрос нашей беседы действительно актуален, потому что …
Меня в этом вопросе больше всего смущает …
(Если доставшаяся фраза не нравится участнику, он её может поменять, но не нарушать условий игры. Необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен, и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно – неправильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, что она имеет место среди людей).
Слушаем высказывания ребят.
5. Подведение итогов
Ребята, на сегодняшнем занятии мы обсудили с вами очень интересную тему. Мы поговорили о вредных привычках, что классификация их может быть спорной, может отличаться наш взгляд на эту проблему.
Есть такое мнение: «Здоровому все здорово!» Мы согласны с этим, потому что наше здоровье — это бесценный клад. Его не купишь за деньги. Чтобы быть здоровым, нам необходимо отказаться формировать у себя вредные привычки, вести здоровый образ жизни. В таком случае мы сможем жить долгой и полноценной жизнью. Посмотрите на себя со стороны, приглядитесь к окружающим, подумайте, правильно ли вы себя ведете. Будьте сильными и волевыми личностями, которые готовы меняться для того, чтобы их жизнь стала более разумной и более нравственной.
Список использованной литературы:
Жадсон Брюер: Зависимый мозг. От курения до соцсетей: почему мы заводим вредные привычки и как от них избавиться. - Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г.
Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению. - Санкт-Петербург, 2010.
Карл Ланц Избавляемся от вредных привычек. - Издательство AB Publishing, 2013 ООО «Креатив Джоб», 2013.
Собранье пестрых дел: Метод. материал для работы с детьми / Н. Е. Щуркова. - 2-е изд., [перераб.]. - Москва: Новая шк., 1994.
Кристин Керделлан, Габриэль Грезийон Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. – Издательство: У-Фактория, 2015.
Кэтрин Прайс Оторвись от телефона! Как построить здоровые отношения со смартфоном. - Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2020.
Лев Кругляк. Свобода от зависимости. Что семья должна знать о наркотиках, компьютерных и азартных играх. - ИГ "Весь"; Санкт-Петербург; 2014.
Мадлен Дени Интернет, телевизор, видеоигры. Верная дозировка и правила применения. – Издательство: Clever, 2016.
Николас Карр Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами. - Издательство: BestBusinessBooks, 2012.
Оранж, О'Флинн: Медиадиета для детей. Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора. - Издательство: Диля, 2007 г.
Цифровая диета: Как победить зависимость от гаджетов и технологий/ Д. Сиберг. — «Альпина Диджитал», 2011.