Билингвы «Принципы обучения ребенка-билингва, заимствованные из РКИ»

2
0
Материал опубликован 6 October 2020

Тема: « Принципы обучения ребенка-билингва, заимствованные из РКИ».

Принципы обучения ребенка-билингва

Принципы обучения носят разноплановый характер: одни определяют весь процесс обучения, другие обучение какому-то конкретному виду речевой деятельности, третьи значимы только для специфической области обучения иностранному языку. А.П. Старков и П.Б. Гурвич разграничивают общедидактические и методические принципы обучения.

Определяющими в процессе обучения русскому языку как неродному являются общедидактические принципы обучения, которые еще в XVI в. сформулировал еще Ян Амос Коменский: доступность, наглядность, посильность, сознательность.

Основные дидактические принципы обучения русскому языку как иностранному можно выделить следующие: принцип сознательности, активности, систематичности, прочности, наглядности, доступности.

1. Принцип сознательности. Существует множество трактовок этого принципа, данных такими учеными, как Л.В. Щерба, Г.Е. Ведель, А.Н. Леонтьев и др. Сознательность заключается в том, чтобы понять, зачем надо учить русский язык. Предполагается сознательное участие обучаемого в общении и обучении иностранному (русскому) языку. Сознательность также выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, во внутренней мотивированности.

2. Принцип активности. Овладение иностранным языком успешно, если обучающийся активно участвует в процессе обучения. Активность - главная характеристика познания. Важным условием активности обучающихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения .

3. Принцип наглядности вытекает из процесса восприятия, осмысливания и обобщения материала. Е.И.  Пассов подробно описывает принципы языковой наглядности.

4. Принцип доступности. Необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. Учет возрастных особенностей.

5. Принцип прочности. Материал должен быть усвоен так чтобы, чтобы обучающийся мог в нужный момент извлечь из памяти нужную информацию и правильно применить. Прочность усвоения обеспечивается путем яркого преподнесения материала, многократных тренировок, самостоятельной работы, систематического контроля.

6. Принцип систематичности. Изложение материала доводится до уровня системности в сознании учащихся. Процесс обучения успешней и результативней, если состоит из последовательных шагов и отличается непрерывностью.

В современной методике обучения иностранному языку отсутствует однозначная классификация методических принципов. Разграничивают общие и частные методические принципы обучения.

К обще методическим - относятся принципы: функциональности, структурного подхода, устной основы обучения, программирования речевой деятельности, ситуативной обусловленности упражнений, коммуникативной направленности обучения, учета родного языка при овладении русским языком, доминирующей роли упражнения во всех сферах овладения русским языком.

К частнометодическим относятся принципы: обучения на речевых образцах, моделях; сочетания языковой тренировки и речевой практики; взаимодействия основных видов речевой деятельности; устного опережения в обучении чтению и письму; аппроксимации учебной деятельности; интенсивности начальной стадии обучения иностранному языку, принцип интенсивности, принцип глобальности.

Зарубежный методист, Ларсен-Фриман, выделяют следующие принципы.

- лингвистические: учет родного языка при овладении русским языком, коммуникативной компетенции (направленности) и функциональности, учет особенностей овладения изучаемым языком как промежуточной языковой системой, взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

- когнитивные : принцип использования внутренней мотивации, автоматизации речевых единиц, использование личного вклада учащегося;

- эмоционально-психологические принципы: принцип языкового «Я», принцип взаимосвязанного овладения языком и культурой страны изучаемого языка.

Принцип коммуникативности и функциональности - учебный материал необходимо распределить по концентрам (циклам) в каждом последующем из которых содержится расширенный материал, включающий в себя ранее изученный. Принцип включает в себя аспекты: 1)практическая направленность (мотивация ) 2)Функциональный подход к отбору и подаче языкового материала.

Опора на родной язык учащихся - предполагает, что при организации учебного процесса языковой материал проходит тщательнейший отбор, для предупреждения интерференции.

Принцип минимизации - ограничивает объемы учебных материалов и содержание занятий согласно целям, задачам, этапам, профилям обучения.

Принцип комплексности и дифференцированности - реализуется в одновременном и параллельном усвоении фонетического, лексического, грамматического материала, а также материалов по развитию устной речи, чтению и письму с самого начала обучения.

Для того чтобы ученики лучше поняли и запомнили материал, я использую

-наглядный материал - предметы, плакаты, видео;

-элементы игры,

-опыты.

Например: 1)Во время опроса детям кидаю мячик и задаю вопрос, дети ловят и отвечают на вопрос.

2)Кто быстрее выполнит задание, оценка в журнал.

3)Совмещение физических упражнений и математики, физическое упражнение выполняем столько раз, сколько получилось в результате математического действия.

4) Совмещение физических упражнений и математики, физическое упражнение выполняем столько раз, сколько получилось в результате математического действия.

5) Совмещение физических упражнений и русского языка, физическое упражнение выполняем столько раз, сколько получилось слогов, букв в слове, слов в предложении.




Список литературы:


Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.

Скалкин В. Л. Основы обучения устной речи. М., 1981

3.Исаев Л.Н. Рационализация принципов развития устной и письменной речи учащихся в дидактике К.Д. Ушинского // Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. СПб.: КУЛЬТ- ИНФОРМ-ПРЕСС, 2015. С. 77-80.

2. Орлова Н.А., Бродзели А.О. Специфика методической организации занятия по русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения // Вест- ник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2016. № 2. С. 230-233.

3. Федотова И.Б. Принципы историко-педагогического исследования в трудах П.Ф. Каптерева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 3 С. 286-290.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации