Статья на тему «Принципы развития мышления ребёнка»
Материал подготовила
педагог-психолог
МБОУ СОШ №9
г.о. Ступино Московской области
Кабанова В.А.
Почему-то умный ребёнок чаще всего представляется в очках и с книгой (стереотип такой сложился). Хотя, ум вообще и умение думать, в частности, подразумевает, что человек не только много читает, знает и помнит, но и, что гораздо важнее, может самостоятельно находить решение разных задач, рассуждает, сравнивает, анализирует, делает выводы, а ещё – может логично доказать свою точку зрения. И само по себе это умение не появляется, над ним нужно поработать.
С одной стороны, научить ребёнка думать – дело не такое уж простое (куда легче просто некую сумму знаний дать!). С другой – это вполне возможно, очень интересно и увлекательно, только нужно знать, как развивать мышление ребёнка, заниматься этим постоянно и соблюдать несколько важных (но нетрудных!) принципов.
Так какие это принципы и как их учитывать, если хотите развить мышление у вашего ребёнка?
Принцип первый – обязательно отвечать на вопросы ребёнка, какими бы глупыми или, наоборот, сложными они вам ни казались, и делать это правильно.
Второй принцип – вообще поощрять детей задавать вопросы. Потому что если они не делают этого, значит, их мало что интересует. Если их мало что интересует, значит, у них не возникает потребности понять связи, причины и следствия разных явлений окружающей жизни. А если не искать эти самые связи, то развития мышления не происходит.
Следующий, третий, принцип – если дети ни о чём вас, как правило, не спрашивают, или делают это редко, то самим задавать им вопросы (и те, на которые они, как вам кажется, смогут ответить сами, и те, на которые они могут найти ответ в книгах, интернете или с вашей помощью). Говоря другими (педагогическими) словами, нужно мотивировать их узнавать что-то новое и размышлять.
Четвёртый – если ребёнок не может самостоятельно справиться с решением какой-то ситуации, задачи, найти ответ на вопрос, то не спешить сразу же подсказывать ему правильное решение или ответ. Ведь так он не научится думать, искать, а привыкнет только ждать помощи.
Так что, если перед малышом стоит какая-то задача, с которой он сразу сам не может справиться, то дело взрослых – не дать ему правильный ответ, а лишь натолкнуть, и даже не на ответ, а на путь, который может его к этому ответу привести.
Пятый принцип – разрешать детям ошибаться. Имеется в виду, что не нужно расстраиваться, если они допускают ошибки (пусть даже совершенно «дурацкие», на ваш взгляд), а тем более, ругать за них, стыдить и высмеивать. Потому что это может надолго, если не навсегда, отбить охоту самостоятельно искать ответы на вопросы, и тогда вы рискуете постоянно вместе с ребёнком, или даже за него, решать любые встречающиеся в его жизни более-менее сложные задачи – от математических до глобальных жизненных. И ещё один возможный «побочный эффект» - неуверенность ребёнка в себе и собственных силах. А что делать, если хочется уберечь от ошибок? См. принцип 4.
Принцип шестой. Поощрять детей доказывать своё мнение и даже спорить с вами, причём не суть важно, по какому поводу (главное – не перестараться! ). Тренируясь в отстаивании своей точки зрения, ребёнок учится находить аргументы, логично выстраивать свои высказывания, делать выводы, то есть у него развиваются мыслительные операции. А следовательно, - умение думать.
И, наконец, последний, седьмой принцип. Как можно чаще (конечно, в разумных пределах ) играть с детьми в разные игры для развития мышления, отгадывать с ними загадки, проводить опыты и эксперименты (можно совсем простые!), читать книги, смотреть познавательные передачи и беседовать, соблюдая шесть предыдущих пунктов. И тогда мышление у вашего ребёнка будет развиваться почти «само по себе», без особых усилий.