Бинарные формы работы воспитателя и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями
Старкова Ольга Викторовна
Насырева Екатерина Ильинична
Северный Арктический Федеральный университет имени М.В. Ломоносова,
Детский сад «Центр дошкольного образования «СОВА»
Г.Архангельск
Бинарные формы работы воспитателя и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями
Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей,
ставить себя на место обиженного и чувствовать, -
значит, дать ребенку всю
умственную возможность быть справедливым
К.Д.Ушинский
Актуальность исследования.
В системе дошкольного образования за последние годы происходят существенные изменения. Приказ Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обращает внимание на обязательные требования к дошкольному образованию. Согласно ФГОС ДО организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Весь образовательный процесс в детском саду направлен на воспитание и развитие. Родители дошкольников зачастую обращают внимание только на интеллектуальное развитие, а именно развитию эмоциональной сферы детей уделяют мало внимания. С каждым годом ситуация в детских садах усугубляется, все больше детей приходит с определенными особенностями в развитии, особое место среди них занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие дети редко сопереживают, удивляются и восхищаются, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Необходимость обсуждения и решения данной проблемы
У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Ввиду этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые проявляются в наличии тревожности, гиперактивности, застенчивости, страхов, агрессивности, замкнутости и т.д.
Любая деятельность, в которую включается дошкольник − игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме − должна иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок в силу своего возраста просто не способен делать то, что ему неинтересно. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень важна.
В процессе развития ребёнка в эмоциональной сфере происходят изменения. Взгляды на мир меняются, а так же отношения с окружающими. Ребёнок уже способен осознавать и контролировать свои эмоции. Но эмоциональная сфера качественно сама по себе не развивается, её необходимо развивать.
Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск наиболее эффективного средства развития эмоциональной отзывчивости дошкольников. Для решения данной задачи в ДОУ используются инновационные педагогические подходы. Они, в свою очередь, в настоящее время неразрывно связаны с понятием «интеграция», то есть объединение в целое каких- либо частей или элементов.
Одной из инновационных форм интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении являются бинарные занятия. Бинарные занятия предполагают нетрадиционные занятия, где участвуют два или три педагога, к которым они готовятся совместно исходя из темы, планируют формы и методы работы, как свои, так и воспитанников, однако каждый специалист проводит свою часть занятия автономно.
Преимущества бинарных занятий:
- позволяет использование на занятии различных методов и технологий, интеграции нескольких образовательных областей;
- динамичность, постоянная смена деятельности;
- активное использование творческого потенциала педагогов и дошкольников;
- повышение мотивации и заинтересованности детей;
- усиление индивидуальности обучения позволяет достичь более высоких результатов по сравнению с традиционным занятием;
Цель бинарных занятий воспитателя и педагога-психолога: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности с одной стороны и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста с другой стороны.
Задачи совместной образовательной деятельности педагогов:
- развивать навыки саморегуляции собственных действий;
- развивать коммуникативные навыки со сверстниками и взрослыми;
- формировать навыки понимания эмоций своих и окружающих;
- формировать способы безопасного выражения эмоций и чувств;
- способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- способствовать становлению самостоятельности;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для реализации цели и задач по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством бинарных форм работы воспитателей и педагога-психолога используются следующие формы работы:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей;
комфортная организация режимных моментов.
Работа воспитателей и педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие приемы и методы:
игры (сюжетно-ролевые, коммутативные);
обучающие беседы, рассказ воспитателя;
игровые обучающие ситуации;
элементы арт-терапии (рисование, ритмопластика, танец);
использование наглядных пособий (фотографии, рисунки).
Особое внимание в сопровождении дошкольников педагогом-психологом уделяется методу сенсомоторная интеграция. Сенсомоторная интеграция - это соединение и слаженная работа различных ощущений и движений. Сенсор-ощущения, мото-движение, интеграция — соединение, объединение. Целью занятий является развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
На занятиях ребенок учится познавать собственное тело и его границы, учится управлять целенаправленно (произвольно) своими телодвижениями, эмоциями и чувствами, изучает пространственные характеристики окружающей среды, получает важный эмоциональный опыт, ощущает эмоциональную безопасность, становится увереннее в себе.
В процессе работы с ребенком, педагогами ведется просвещение родителей.
Педагог-психолог проводит консультации по информированию об особенностях индивидуального эмоционального и познавательного развития ребенка, о возможных вариантах помощи ребенку (консультации узких специалистов, посещение ПМПК — с целью определения образовательного маршрута ребенка).
Формы работы воспитателя с родителями:
анкетирование родителей
консультации
индивидуальные и групповые беседы
оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки).
Таким образом, такие занятия доставляют удовольствие и дают положительный эффект не только детям, но и самим педагогам. Ведь аккумулируются все усилия для достижения поставленных задач в воспитании и образовании детей, идет обмен опыта и знаний, новых идей. Налаживание сплоченной работы воспитателей и специалистов.
Список литературы:
1. ФГОС ДО
2. ФОП
4. Мамина Т., Юдина Е. «Метод совопрактика» сенсомоторная интеграция.