Бинарный урок физики и биологии в 7 классе «Рычаги в технике, быту и природе»
Презентация Рычаги в технике и природеPPTX / 7.08 Мб
/data/files/l1727117992.pptx (Презентация Рычаги в технике и природе)
Конспект урокаDOCX / 286.09 Кб
/data/files/p1727118023.docx (Конспект урока)Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Краснослободска»
Бинарный урок физики и биологии в 7 классе
«Рычаги в технике, быту и природе»
Разработчики урока:
учитель физики Петрова Марина Александровна
Оглавление
1.Введение
2.Технологическая карта урока.
3.Ход урока (этапы урока).
4.Сценарий урока (приложение 1)
5.Презентация к уроку(приложение2)
Введение
Бинарный урок по физике и биологии по теме «Рычаги в технике, быту и природе». позволяет выявить межпредметную связь и интегрировать знания из разных наук для решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, увидеть в действии выполнение законов физики в биологии, формирует научное мышление и исследовательские навыки. На уроке много практической работы, позволяющей обучающимся стать активным участником учебного процесса. Урок развивает умения школьников работать в группе, выдвигать гипотезы., искать пути решения предлагаемой практической задачи или исследования собственного тела, формирует простейшие измерительные навыки, умения применять полученную из практического опыта информацию для формулирования вывода. В ходе урока обучающиеся становятся открывателями знания о том, что рычаги могут давать и проигрыш в силе, чтобы взамен получить выигрыш в расстоянии и скорости. Это должно привести ребенка к эмоциональной радости как первооткрывателя нового. Обучающийся понимают насколько «мудро» создан скелет человека и животного.
Урок расширяет знания учащихся по сравнению с информацией, представленной в учебниках. Урок позволяет естественным образом повысить качество изученного материала, повысить интерес к изучаемым предметам, перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков исследовательской работы поднять уровень осмысленной деятельности. При этом активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.
Основной целью бинарного урока является создание условий для мотивированного практического применения знаний и умений, для получения радости и удовлетворения от своего труда, для созерцания связи предметов и целостности мира.
Технологическая карта бинарного урока
Учебный предмет | Физика |
Учебный предмет | Биология |
Класс | 7 |
Тема урока | Рычаги в быту и технике |
Тема урока | Рычажные соединения опорно-двигательной системы человека и животных |
Цели урока | Образовательные: закрепить и расширить знания обучающихся о рычагах на примерах технических устройств, особенностях строения живых организмов. Развивающие: - содействовать развитию мышления обучающихся, умению анализировать ситуацию посредством решения практических задач; -развивать интерес к учению через эмоции удивления, радости. Воспитательные: -воспитывать культуру взаимоотношений при групповой работе, умений выслушать точки зрения собеседников; -содействовать воспитанию сознательного отношения к обучению |
Технологии, методы | Технология интегрируемого обучения Практической метод, метод дискуссии |
Основные понятия, термины | Рычаг, точка опоры, плечо силы, рычаг 1 рода, 2 рода Скелет человека, скелет черепа, скелет верхних и нижних конечностей, суставы, движение |
Тип урока | Урок-исследование |
Планируемые результаты | Предметные: 1) по физике: -проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений; -участвовать в планировании учебного исследования; -выполнять измерения, следуя предложенному плану; -фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц, делать выводы по результатам исследования; 2) по биологии: -применять биологические термины и понятия; -использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека, объяснять результаты измерений; -применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования человека; Метапредметные: 1) по физике: -выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений; -делать выводы, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; -использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; -анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; 2) по биологии: -самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; -в ходе дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; -применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; -выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления. Личностные: 1) по физике: -публично представлять результаты выполненного физического опыта; -понимать и использовать преимущества командной работы при решении конкретной физической проблемы; -принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей; 2) по биологии: -развивать научную любознательность, интерес к биологической науке, навыки исследовательской деятельности; -планировать действия в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. |
Формы работы | Групповая |
Используемые источники информации | 1)Перышкин А.В. Учебник Физика, 7 кл.-М-Дрофа 2) https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/20_ФРП-Физика_7-9-классы_база.pdf 3)https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/24_ФРП-Биология_5-9-классы_база.pdf 4) https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/65248/1/978-5-7996-2447-7_2018.pdf 5)https://infourok.ru/plan-uroka-richagi-v-tehnike-bitu-i-prirode-3737074.html 6)http://school9.org.ru/images/NMR/Urok_FGOS_metod_posobie. pdf#:~:text=В%20соответствии%20с%20ФГОС%20цель,по%20 данному%20предмету)%20результатов%20образования 7)https://lesson.edu.ru/lesson/1c61fd81-74ae-4660-884d-33cda7ef7f24 8)Картинки рычагов в природе 9)Картинки рычагов в быту и технике |
Ход урока
Этапы урока | Формируемые умения | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивационный (организационный) этап | - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока | На доске высказывание Леонардо да Винчи «Опыт есть истинный учитель». На доске заготовлена таблица для внесения результатов опытов. Рядом с доской находится модель скелета человека. | Приветствие обучающихся. Эмоциональный настрой на урок Учитель вместе с ребятами вспоминает, что изучала на предыдущем уроке, объявляет, что сегодня урок будет проводится совместно с учителем биологии. Задается вопрос почему? Учитель физики предлагает ученикам сформулировать тему и цель урока. | Приветствуют учителей. Высказывают предположение о присутствии на уроке учителя биологии. Формулируют тему и цель урока |
Актуализация знаний | -ориентироваться в своей системе знаний; - принимать и сохранять учебную задачу; - фиксировать индивидуальное затруднение в учебном действии; -оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | На партах карточки с тестом по теме «Рычаги» | Учитель физики сообщает, для успешной работы на уроке необходимо проверить основные знания о рычагах. Для этого необходимо выполнить тест, а после сделать взаимопроверку | Обучающиеся выполняют тест и осуществляют взаимопроверку. |
Постановка образовательной проблемы | -формулировать проблемную ситуацию и находить способы по ее решению; -выдвигать гипотезу | На демонстрационном столе лежат ножницы бытовые, ножницы по металлу, кусачки, рычажные весы, гаечный ключ. | Учитель физики обращает внимание на бытовые инструменты, лежащие у него на столе и предлагает предположить, зачем они сегодня принесены на урок. Учитель биологии обращает внимание на модель скелета человека и тоже предлагает предположить для чего его принесли. | Высказывают предположения о том, что надо будет объяснить устройство и принцип действия всех этих инструментов, используя знания о рычагах. Ученики догадываются, что рычаги есть и в скелете человека. |
Систематизация и закрепление знаний | - формировать элементарные навыки работы с приборами - высказывать суждения по результатам сравнения; - аргументировать свое мнение; - делать выводы по результатам работы; | Ножницы для бумаги, ножницы по металлу, кусачки, рычажные весы, гаечный ключ, фотография лодки с вёслами Модель скелета человека, слайды презентации | 1)Групповая работа Группам раздается по одному инструменту: ножницы для бумаги, ножницы по металлу, кусачки, гаечный ключ, рычажные весы, фотография лодки с веслами
2)Учитель биологии сообщает, что знания, полученные на уроке физике, поможет ребятам увидеть рычаги в живой природе, в разных частях тела животных и человека. | В группах ребята обсуждают, где на инструментах находится точка опоры, измеряют плечи сил, вычисляют во сколько раз получается выигрыш (для лодки проигрыш) в силе. Представители групп по очереди докладывают о выполненной работе. Результаты опытов заносятся в сводную таблицу на доске С помощью учителя биологии ученики находят рычаги в различных частях тела человека по модели скелета и с помощью слайдов на презентации, определят точку опоры, плечи сил. |
Применение знаний в нестандартной ситуации | -высказывать предположения и намечать план выполнения по достижению результата в поставленной учителем задаче; -проводить прямые измерения искомых величин, -осуществлять обработку и анализ полученных измерений; -формулировать вывод | | Учитель биологии предлагает в парах выполнить расчеты по определению проигрыша в силе, а значит выигрыша в перемещении и скорости рук человека как рычажного механизма при подъеме учебника с парты. | Ребята находят точку опоры на руке товарища, точки приложения мышечных сил, проводят измерения частей рук (плеч рычага) с помощью измерительной (портняжной) ленты. Выполняют расчеты и приходят в выводу, что выигрыш в скорости составляет 8-10 раз |
Выдача домашнего задания | -принимать и осмысливать полученное задание | | В Интернете найти картинку одного механизма с рычагом и одну картинку рычага в живой природе. Создать презентацию с описанием принципа работы рычагов по найденным картинкам | Записывают домашнее задание |
Рефлексия | -формулировать свое отношение к происходящему на уроке; -развивать эмоциональную сферу воспитанника | На слайде презентации представлены начала фраз. Ученикам предлагается продолжит любую на выбор 1 фразу | Учителя предлагают провести рефлексию урока, высказаться каждому одной из фраз, представленных на слайде | Ученики произносят фразы |
Оценивание | -проводить самооценку своей работы на уроке | | Учителя объявляют оценки активным ребятам, благодарят весь класс за продуктивную работу | |
10