Бинарный урок окружающего мира и изобразительного искусства в 4 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 66 города Пензы
Имени Виктора Александровича Стукалова
Бинарный урок окружающего мира и изобразительного искусства
в 4 классе
Тема урока: Памятники Москвы покорителям космоса.
Выполнили:
Комарова О.В.
учитель начальных классов,
Бирюкова С.В.,
учитель изобразительного искусства.
Пенза 2019
Цель урока: Овладение картиной мира: познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране и сохранение памяти о важнейших событиях.
Задачи предметные:
- создать у учащихся целостное представление о изучении космического пространства;
- расширить кругозор учащихся в области космоса, познакомить с космическими терминами;
- создать модель (эскиз) памятника покорителям космоса;
- воспитывать чувство патриотизма, желание сберечь и сохранить памятники.
Метапредметные задачи:
- учить принимать и сохранять учебную задачу;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- учить умению принимать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: мультимедийный проектор; экран; компьютер; презентация «Памятники Москвы покорителям космоса»; выставка книг о космосе и космонавтах; тесты; жетоны – звездочки для учащихся; карточки со словами из словарей; словари С.И.Ожегова, Д.Н. Ушакова, В.Н. Даля; слайды мультимедиа с изображением космических кораблей, спутников, теоретических данных, видеофрагменты (DVD)- «Первый полёт человека в космос», «Создание памятника покорителям космоса в Москве», набор вырезанных из цветной бумаги фигур для создания эскиза, фото- листы А-3 для создания эскизов памятников.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы работы учителя на уроке:
На уроке использована технология проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся
(надпредметная универсальная технология РКМ).
Д/з к уроку: назвать памятники Пензы (название, кому или чему они посвящены, и где расположены).
Организационный момент
Слайд 1. Учитель начальных классов -Здравствуйте ребята! Давайте посмотрим друг на друга и пожелаем успешной работы на уроке. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.
Вы, наверняка, обратили внимание на то, что сегодня на уроке у нас 2 учителя. Можете ли вы предположить почему? (тема, которую мы будем изучать относится и к ИЗО и к окружающему миру). Да, это так и поэтому я передаю слово – учителю ИЗО.
Учитель ИЗО - Здравствуйте. Я хочу начать наш урок с того, что в 3 классе на наших уроках «Художник в моём городе» рассматривали разные объекты городской среды и сегодня на уроке я хочу представить некоторые из них. слайд 2 (Памятники Пензы).
-Вы узнаёте эти объекты? Назовите их. (Дети называют памятники).
-Как же назвать все эти объекты, одним словом. (Памятники).
-Что такое памятник?
-Какое у него назначение?
-Обобщим и дадим определение.
-Сравним с определением из словаря. слайд 3
ПАМЯТНИК - произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. Подобным памятникам свойственна обычно функция активного общественного воздействия, памятники, рассчитанные, как правило, на обозрение их большим числом людей, играют важнейшую роль в организации окружающего пространства.
Как вы думаете почему мы начали урок с определения ПАМЯТНИК? (Дети - Наверное, это связано с темой урока!)
-Да, действительно, речь сегодня на уроке пойдёт о памятниках, а вот о каких вы попробуете разобраться с учителем начальных классов.
II. Введение в тему.
– Предположите, что будете делать на уроке? Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока.
-В какой области наша страна в 20 веке опередила все человечество и была первооткрывательницей огромного пространства? (Космической).
III.Изучение новой темы.
А) Составление кластера «Космос. Корзина идей» (1 мин). слайд 4
-Дома вы готовили ответ на вопрос - что такое космос? (Ответы детей).
-Определений много. И в них отражены все современные представления о космосе.
-У Вас на столах находятся рабочие материалами, к которым Вы будете обращаться в течении урока.
Б) Работа со словами из словаря. Нахождение ответов на поставленные вопросы.
-Выберите текст на розовой бумаге, там вы найдете 3 определения слова «космос» (взятых из разных словарей). Сначала зачитайте определение космос -как общее понятие.
Космос – в общем понимании, это понятие пространства, предполагающее бесконечность его распространения во все стороны, в то время как наша вселенная находится внутри космоса, то есть наша вселенная - лишь ничтожно малая часть всего космоса. слайд 5
-Выберите определение «космос» как астрономическое понятие.
Космос в астрономии – это синоним Вселенной. Астрономы различают ближний космос и дальний космос. Ближний космос активно исследуется с помощью искусственных спутников Земли и межпланетных станций, о дальнем космосе - человечество пока может только мечтать – это мир новых галактик и звезд. слайд 5
-Выберите определение «космос» как научное понятие.
С научной точки зрения, космос представляет собой совокупность миров проявленного и непроявленного, объединённых единым принципом, из которого космос проявляется и в который он возвращается. слайд 5
IV. Мотивация.
Вы правильно отметили, что Космосом называется область за пределами земной атмосферы и именно нашей стране принадлежит первенство в освоении и изучении этого грандиозного неведомого пространства. Давайте посмотрим на список- событий космического масштаба, в которых наша страна была первой. (на слайде, вслух не обговаривать). Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире...»
А) Работа с текстом «Первыми в мире...»
(1 мин.) Слайд 6: чтение
Первыми запустили искусственный спутник Земли В 1957 г.;
Первыми направили космическую станцию на Луну 1959 г.;
Первыми совершили пилотируемый космический полет - Ю.А.Гагарин в 1961г.;
первый в мире групповой космический полёт на кораблях Восток-3 и Восток-4. В 1962 г.
Первыми осуществили полет автоматических станций к Марсу в 1962 г. и к Венере в 1966 г.;
Первая женщина- космонавт В. Терешкова побывала в космосе в 1963г.
первый в мире полёт многоместного космического корабля Восход-1. 1964 г.;
Первыми вышли в открытый космос космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.
Первыми в мире создали искусственный спутник Луны В 1966 г.;
Первый выход в космос среди космонавтов-женщин совершила Светлана Савицкая в 1984 году;
Первый самый длительный полёт совершил Валерий Поляков в 1995 г. 437 суток.
Б) Анализ текста.
-Вы прочитали информацию на слайде. Какое событие вас сейчас особенно впечатлило? (2 чел.)
V. Создание проблемной ситуации.
-А ведь освоение космоса произошло в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. Иностранцы считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Они не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.
-Нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Надо ли эти грандиозные события оставить в памяти поколений?
-Как это можно сделать? (Запечатлеть в фильмах, песнях, книгах, памятниках.) слайде 7
-Какой праздник отмечает страна 12 апреля и почему? (День космонавтики).
-В России и во многих других странах этот день отмечается как праздник — Всемирный день космонавтики.
А) Введение новых знаний с опорой на опыт детей.
-Ребята, вспомните с какого определения начался наш урок? Правильно, определение Памятник. Давайте, определим тему урока. (Памятники космонавтам, памятники о космосе и т.п.)
-Обратимся к учебнику и попробуем найти урок с похожей темой. Где будем искать? (В оглавлении). (Дети обращаются к содержанию учебника и находят нужный урок Памятники Москвы покорителям космоса). Тема появляется на слайде 8.
Да, именно в Москве, в нашей столице, находятся самые удивительные и грандиозные памятники, посвященные освоению космоса. (На слайде)
4 октября 1964 года в Москве был открыт монумент «Покорителям космоса». Он состоит из 107-метрового обелиска в виде оставляющей шлейф ракеты. Слайд 9
Б) Работа со слайдом «Высочайшие памятники России».
Слайд 10: -Посмотрите на слайд и скажите: какое место занимает памятник Покорителям космоса на шкале высочайших памятников России? (2)
В) Задача перед просмотром видеофрагмента.
Давайте посмотрим видеофрагмент. Перед просмотром - обратите внимание на вопросы на карточках оранжевого цвета (читают про себя сами):
Что символизирует этот монумент?
Скульптуры каких великих людей являются частью этого монумента?
Чем кроме памятника, он является сейчас?
Г) Просмотр видеофрагмента.
Д) Работа с видеофрагментом. слайд 11
- Ответьте на поставленные вопросы.
1) Что символизирует этот монумент? (Символизирует стремительное развитие научно-технического прогресса и стремление к освоению космоса).
2) Скульптуры каких великих людей являются частью этого монумента? слайд 12. (Да, именно эти люди запечатлены в скульптуре: Циолковский, Королёв и Гагарин).
3) Чем кроме памятника, он является сейчас? (Является музеем космонавтики).
Е) Работа со слайдом.
Как вы думаете, люди каких специальностей должны были вложить свои знания, труд, для того чтобы полёт в космос стал возможен. Кем был Циолковский?
-Королев?
-Гагарин?
-Соотнесите фото великих людей с их профессией. (Работа со слайдом).
Ж) Работа в группах.
-Теперь давайте обратимся к дополнительным материалам на белом цвете и узнаем о них.
Каждой группе подготовлен текст (и вопросы), после его прочтения, Вы должны будете составить небольшой рассказ и при этом ответить на 3 вопроса:
1) Кем был человек?
2) Чем занимался?
3) Чем знаменит?
-Вы можете подчеркнуть нужные предложения в самом тексте. (Тексты распечатаны на 2 чел.-один лист). Получившиеся ответы зачитать.
1 группа – о Циолковском, 2 группа – Королеве, 3 группа – о Гагарине. Дети обращаются к текстам и работают (2 мин).
Текст для 1 группы. Основоположником космонавтики считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский – великий ученый, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений, один из теоретиков авиации и воздухоплавания, писатель – фантаст, основоположник космонавтики.
Константин Эдуардович Циолковский родился в селе Ижевском под Рязанью.
Девятилетним мальчиком заболел скарлатиной, получил осложнения и после болезни потерял слух, стал практически глухим. Это лишило его возможности поступить в учебное заведение, но не лишило любознательности и интереса к наукам и к жизни. Образование Циолковский получил самостоятельно, экстерном сдав экзамены на звание учителя. С 23 лет преподавал физику и математику в Боровском уездном училище Калужской губернии, а затем в гимназии и епархиальном училище в Калуге, где проработал до выхода на пенсию.
Простой учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разработал основные идеи систем жизнеобеспечения экипажа и некоторые другие аспекты космических путешествий. Он верил, что человечество устремится к другим мирам.
Текст для 2 группы. Благодаря русским ученым, у многих иностранцев Россия ассоциируется с космосом. А вот у нас слово космос, в первую очередь ассоциируется с фамилией Королев.
Начало освоения космоса возможно бы не было положено в нашей стране, если бы не труды академика Королева. Сергей Павлович Королев советский учёный, инженер-конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники в СССР, создатель практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Королев прекрасно понимал, что ракеты – это космический транспорт будущего.
В 1931 года Королев создает группу изучения реактивного движения.
Королев создал первый в мировой истории пилотируемый космический корабль. Название корабля – «Восток». На этом корабле человек впервые полетел в космос. И этим человеком был Юрий Гагарин.
Текст для 3 группы. Двадцатый век был веком новых технологий и важных открытий. Двадцатый век – это век, в котором произошло историческое событие — первый полёт человека в космос. Его совершил гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин, он сделал 1 виток вокруг Земли за всего 108 минут. Именно он 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» облетел вокруг планеты Земля, выполнил необходимые задания, и приземлился в намеченном месте.
И смог увидеть нашу планету со стороны, из космоса. Полученные при этом снимки явились доказательством, что Земля имеет форму шара. Полет космонавта показал, что в условиях невесомости можно работать, обживать космическое пространство, создавая условия для безопасной и успешной работы. Своим мужеством, трудолюбием, целеустремленностью он доказал себе и всему миру, что возможности человека неисчерпаемы. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание героя Советского Союза.
Почему первым космонавтом стал именно Юрий Гагарин? Решающее слово в пользу именно этого человека сказал главный конструктор Сергей Павлович Королев. Все пилоты из первой группы космонавтов были подготовлены и физически и морально очень хорошо. Почему Королёв выбрал именно Гагарина? Решающую роль сыграло то, что Гагарин умел очень быстро, быстрее всех, принимать важные решения.
Предоставляю слово 1 группе. Выступление.
Предоставляю слово 2 группе. Выступление.
-В Вашем рассказе прозвучало, что благодаря Королеву, появился первый спутник Земли.
-Что такое «Спутник»? слайд 13.
-Проверим свои ответы в энциклопедии и в словаре.
З) Работа по учебнику.
-На стр.105 учебника, найдите и прочитайте информацию о спутнике, рассмотрите его фотографию.
-Вернемся к работе 3 группы и послушаем их рассказ. слайд 14.
-Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Юрий Гагарин стал героем своей эпохи. Давайте перенесёмся на 56 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи объявили эту грандиозную новость. Посмотрим документальные кадры первого полёта человека в космос.
И) Видеофрагмент.
-Какое чувство вы сейчас пережили, смотря видеоролик? (Гордость).
-Мир затаил дыхание. Он слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала человека, проложившего дорогу к звёздам.
Гагарин был героем для всех людей, в его честь стали называть не только улицы и площади городов, но и новорожденных мальчиков в разных странах. А многие дети мечтали стать космонавтами.
-Вернемся к нашей теме. Мог ли появиться памятник такому известному герою? слайд 15.
К) Работа по учебнику.
-Прочитайте и выберите только ту информацию, которая касается памятника Ю.А. Гагарину. с.104-105 (1 абзац) учебника. Чтение про себя.
Л) Вопросы после прочтения на слайде 16:
-Где установлен памятник?
-Какую форму напоминает?
-Чему посвящен? Подтвердите словами из текста.
-Нельзя ограничиться информацией только учебника, поэтому обратимся к информации на слайде 17, прочитайте ее про себя.
VI. Закрепление материала.
А) Тест «Проверь себя».
-Вы получили много информации, а сейчас проверим насколько эта информация была интересной и запомнилась вам.
Слайд 18. «Проверь себя». Возьмите нужную карточку. В правом верхнем углу запишите фамилию. Прочитайте вопрос и обведите букву правильного ответа.
Памятник Покорители космоса является:
А) музеем космонавтики;
Б) обсерваторией; (Здание, оборудованное для астрономических, метеорологических наблюдений, а также учреждение, в к-ром они ведутся.)
В) картинной галереей.
2) Кто является основоположником космонавтики?
А) Ю.А. Гагарин;
Б) С.П. Королев;
В) К.Э. Циолковский.
3)Что находится у подножия памятника?
А) Копия первого спутника;
Б) Макет земного шара;
В) Копия спускаемого аппарата «Восток».
Б) Самопроверка
-Оцените свою работу по критериям, которые написаны у вас на карточках самопроверки:
Без ошибок- «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Проверка на доске. Слайд 19.
VII. Физминутка.
-Вы усердно работали, а сейчас отдохнем. «Космическая зарядка».
Слайд 20.
Раз, два – стоит ракета. |
Ноги вместе, руки вверху над головой - «домиком». |
Три, четыре – скоро взлёт. |
Прыжок на месте: руки – в стороны, ноги – на ширине плеч. |
Раз, два – хлопок в ладоши. |
Два хлопка в ладоши. |
А потом на каждый счёт. |
Четыре хлопка в ладоши. |
Раз, два, три, четыре |
|
Мы на месте походили. |
Ходьба на месте маршем. |
VIII. Связь г. Пензы с космосом.
А) Пенза и космос.
-Мы с вами живем в Пензе, где нет космодрома и ракет, есть ли в нашем городе места, связанные с освоением космического пространства?
Монумент «Глобус» —олицетворяет земной шар и символизирует международную дружбу, в декабре 2017 году ему исполнилось 45 лет. слайд 21
В нашем городе много улиц, каждая из которых имеет свое название. Есть улицы, названные в честь поэтов и писателей, композиторов, полководцев и других известных людей, среди которых есть и космонавты.
Это улицы: Циолковского, Гагарина, Беляева, Титова, Пацаева и Терешковой. слайд 22
Именем Пацаева названы улицы и не только в Пензе. На территории школы №39 Пензы установлена ему стелла. слайд 23
-Наш город имеет отношение к 2 космонавтам: Пацаев –учился в городе и Самокутяев – наш земляк. Самокутяев 7.04.11 г. стал 200-м космонавтом, посетившим Международную Космическую станцию. Среди вас, есть ребята, которые лично знакомы с последним, он вручал им награды по плаванию в городе Спутнике, поднимите, пожалуйста, руку. слайд 24
-И это все, что связывает наш город с космосом. Как вы думаете: нужен ли городу памятник, посвященный космосу? (Да).
-А сейчас я передаю слово учителю ИЗО.
Б) Памятник, посвящённый освоению космического пространства в Пензе.
- Ребята, вы решили, что в нашем городе вполне мог бы появиться памятник, посвящённый освоению космического пространства. С чего художник начинает работу над проектом. – Правильно. С эскиза. Так и мы сейчас попробуем создать эскизы будущих монументов.
-Что нам для этого нужно знать. (Как создаётся монумент, из чего состоит и какие образы можно использовать для его создания).
слайд 25 – Мы с вами уже определили, что такое ПАМЯТНИК, и каково его назначение. Теперь я прошу вас обратить внимание ещё на одно определение. Прочитайте внимательно, определите какая дополнительная информация заключена в этом определении. В этом определении содержится конструктивное описание.
В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого-либо человека, сыгравшего выдающуюся роль в жизни всего общества.
-Давайте посмотрим отчего зависит масштабность монумента.
Масштабность зависит от размера скульптурной композиции и основания, на котором она закреплена.
слайд 26 Монумент такого масштаба, установленный на высокой ступенчатой основе – стилобате может быль установлен на большом пространстве.
слайд 27 Композиция среднего размера на подставке цилиндрической и призматической формы(постамент). Может быть установлена на небольшой площади.
слайд 28 Композиция небольшого размера низкой подставке – пьедестале хорошо вписывается в небольшое пространство.
- Какие образы могут войти в скульптурную композицию. слайд 29 Ребята перечисляют: ракета, космонавт, спутник, звезда, планета.
Рассмотрите фотографии существующих памятники. Как передан полёт, стремление в высь.
IX. Практическая работа. Работа в группах.
Каждой группе предлагается аппликативно составить эскиз памятника освоения космоса. Каждой группе предлагается 1 из 3х фотографических снимков тех мест в Пензе, где можно разместить монумент. 1 группа – площадь на набережной Спутника, 2 группа – площадь перед входом в Олимпийский парк, 3 группа – школьная территория школы 56. слайд 30
- Беседа с учащимися об особенностях создания эскиза памятника. Представление и защита проекта. Оценивание.
X. Обобщение.
Учитель начальных классов. Итак, ребята, вы представили достойные проекты по созданию памятника освоения космоса для нашего города.
-Я еще раз прошу вас обратить внимание на тему урока. В его начале я сказала, что вы узнаете почему эта тема очень важна? Можете теперь сделать вывод.
-Что вас удивило? О чем захотелось узнать больше? О чем можете рассказать другим?
-Сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, о памятниках, благодаря которым они остаются в памяти людей.
XI. Стадия рефлексии.
-Прикрепите звезды к небу, которые лежат у вас на столах (можно не одну).
-Желтую -мне удалось ответить на все вопросы.
-Зеленую -я сделал правильные выводы.
-Красную –я справился с проектом.
-Покажите ваши результаты по группам: 1, 2, 3. (Дети встают по группам и демонстрируют свои плакаты).
-Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний вы получили и сколько идей у вас появится в голове.
XII. Домашнее задание на слайд 31
-Тем ребятам, которые хотели бы узнать о космосе еще больше, я предлагаю вот такую литературу. (выставка книг)
XIII. Подведение итогов урока.
Урок подходит к концу, но на этом познания не закончились, у вас всё впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
Эмоциональное завершение урока -ученик читает стих
Когда над Землею летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порой глядят в небеса,
Сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!
Готовьтесь, отважные, в радостный путь.
Сквозь бурю и ветер, и шторм,
Метель обгоняя, ракеты уйдут,
И мы их, друзья, поведем!