12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жукова Надежда Николаевна839
Учитель биологии и химии МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" Верховажского района Вологодской области
Россия, Вологодская обл., п/о Урусовская д. Дьяконовская Верховажский район
6

Бинарный урок по окружающему миру, биологии (экологии) и изобразительному искусству в 4 классе



Бинарный урок по окружающему миру, биологии (экологии) и изобразительному искусству в 4 классе «Лунтик и К0»

(Земноводные)

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»

Верховажского района Вологодской области

УМК по биологии, экологии:

1. Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы, 10 -11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010. – 80 с.; 57 с.

2. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (РАО, 2010);

3. Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года (06.12.2011 г. № 1514);

4. УМК «Окружающий мир»

Предмет: Окружающий мир, биология (экология), изобразительное искусство.

Класс: 4.

Тема занятия: Характеристика земноводных.

Имя занятия: «Лунтик и К0».

Тип занятия: Занятие «открытия» новых знаний.

Цель занятия для учителя: Создать условия для изучения учащимися класса земноводных, осознания значения земноводных в природе для сохранения биоразнообразия и устойчивости экосистемы.

Цель занятия для учащихся: Изучить материал о земноводных, понять, почему эти животные оказались занесены в Красную книгу Вологодской области.

Образовательные задачи:

Способствовать пониманию учащимися биологических и экологических терминов: «земноводные, амфибии», «хищник», «цепь питания», «личинка головастик», «экологическая пирамида», «ареал», «миграция», «лимитирующие (ограничивающие численность) факторы», «Красная книга РФ, Вологодской области», «антропогенный фактор» и др.

Способствовать пониманию учащимися роли земноводных в природе;

Способствовать пониманию учащимися роли лимитирующих (ограничивающих численность) факторов в жизни земноводных, причин занесения их в Красную книгу.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию универсальных учебных действий:

познавательных УУД (ПУУД): умений: анализа информации; конкретизации; перевода аудиальной информации в визуальную и обратного перевода; установления причинно-следственных связей; обобщения и формулирования выводов; умений составлять карту памяти;

личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы; составлению оценочных суждений;

регулятивных УУД (РУУД): целеполагания; рефлексии; самооценивания (умений проводить самоанализ и самооценку своих действий);

коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его.

Воспитательные задачи:

Способствовать экологическому образованию учащихся: формированию экологической познавательной и экологической созидательной моделей, рефлексивно-оценочных действий;

Способствовать развитию умений оценивать объекты живой природы с точки зрения воздействия на них антропогенного фактора.

Методы, приемы работы: методы формирующего оценивания: самооценивание, взаимооценивание, комбинированное оценивание (совместно с учителем); карта памяти; методы проблемного обучения: проблемное изложение материала, частично-поисковый метод.

Образовательные технологии: элементы технологий образовательной системы «Школа 2100»: проблемно-диалогической, технологии продуктивного чтения, самооценивания учебных достижений; элементы технологии формирующего оценивания: карта памяти; элементы технологии проблемного обучения: решение проблемы.

Материалы и оборудование: распечатанные на каждого учащегося материалы приложений; медиапроектор, компьютер, экран; фломастеры или цветные карандаши, шаблон карты памяти.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Структурные элементы проблемного занятия (по М. И. Махмутову):

Актуализация прежних знаний, подготовка к восприятию нового материала;

Создание проблемной ситуации, освоение новых знаний и способов действий;

Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.

/data/files/k1519052291.docx (Приложения для учащихся к уроку "Лунтик и Ко")

/data/files/h1519052223.pptx (Презентация "Лунтик и Ко")

Технологическая карта занятия:

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Актуализация прежних знаний, подготовка к восприятию нового материала

Слайд 1. Сегодня мы с вами побудем учеными батрахологами. «Батрахос» в переводе с латыни означает «двоякодышащие». Знаете ли вы таких животных, у которых две родных стихии и двойное дыхание?

Возможно, вам поможет известный герой мультфильмов – Лунтик. Как вы думаете, существует ли реальное животное – прототип Лунтика, как для Гусеницы, Кузнечика, Божьей коровки, Пчелы и других персонажей этого мультфильма? На кого похож Лунтик?

Я вам помогу. Родина этого необычного животного – Мексика, но сейчас его выращивают дома в аквариумах. Знакомо вам это животное? Это аксолотль – личинка амбистомы.

В имени урока кроме Лунтика написаны буквы «К0». Что они означают?

Так на старинных вывесках обозначались владельцы предприятий, торговых лавок: называлась фамилия главного владельца, а остальные совладельцы обозначались как «компаньоны».

Продолжим знакомство с нашими героями. У кого язык прикреплен «задом наперед»? У кого сородичи по женской линии были принцессами, волшебницами, царевнами? Кто никогда не пьет?

Что ж, попытаемся нарисовать наших таинственных незнакомцев: треугольная голова с широким ртом и выпуклыми глазами без шеи переходит в округлое тело. Из двух пар задние конечности – толчковые, с перепонками.

Кто у вас получился?

Слайд 2. Конечно, это лягушка.

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся пытаются нарисовать животное по описанию

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

КУУД: умения публичного мини-выступления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: перевод аудиальной информации в визуальную и обратный перевод

Создание проблемной ситуации, освоение новых знаний и способов действий

Слайд 3. Прочитайте внимательно текст «Лягушка-невеста»:

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж - приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр - богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, за бобра и выйду!» [1]

Согласны ли вы с таким описанием лягушки? Можно ли эти признаки назвать биологическими особенностями? Со всеми ли признаками вы согласны?

Я бы хотела обратить ваше внимание на следующие признаки:

Слайд 4. слишком зелена (все ли лягушки зеленого цвета?),

Слайд 5. слегка лупоглаза (что означает старинные слова: «лупоглаза», «пучеглаза», выпучив глаза», «выкатив глаза»?),

Слайд 6. немного прыщава (это воспаление кожи или что-то иное?), ресницы длинны (у лягушек есть ресницы?),

Слайд 7. наряды ярки и разнообразны…

Какой будет цель нашего урока?

Слайд 8. Имя нашего урока «Лунтик и К0», поэтому мы будем изучать характерные признаки не только лягушки, но и ее сородичей – земноводных.

Слайд 9. Нашими задачами будут:

Изучение биологических и экологических особенностей земноводных;

Знакомство с ролью в жизни земноводных лимитирующих (ограничивающих численность) факторов, причин занесения их в Красную книгу.

Сегодня мы будем учиться составлять карту памяти, которая нам поможет запомнить информацию о земноводных.

Что такое карта памяти? У неё много названий: карта ума, интеллект-карта, ассоциативная карта, ментальная карта, схема мышления, карта понятий. Конечно, в старших классах выбудете составлять сложные интеллект-карты, а сегодня мы попытаемся сделать это впервые, поэтому вы будете работать не самостоятельно, а совместно с учителем. Надеюсь, что это умение поможет вам в дальнейшем стать более успешными учениками.

Наша карта напоминает ячейки, в каждой из которых находится определенная часть информации. Постарайтесь по ходу рассказа заполнять определенные ячейки: дорисовать, дописать необходимую информацию.

Слайд 10. Название «земноводные» состоит из двух слов, показывающих, где обитают эти животные.

Земноводные - это пресноводные животные. Экологическое разнообразие амфибий достаточно велико. Среди них есть чисто водные формы, никогда не выходящие на сушу: таковы протеи, сирены из хвостатых амфибий, африканские шпорцевые лягушки, волосатая лягушка из бесхвостых амфибий.

Большинство бесхвостых ведут полуводный образ жизни. Они живут в водоемах в период размножения. Многие зимуют также в воде. В остальное время эти виды живут на суше и часто уходят от водоемов на большие расстояния. Таковы жабы, бурые лягушки, огненная и кавказская саламандры. Много времени зеленые лягушки проводят вне воды, но от водоемов далеко не уходят и при опасности одним прыжком скрываются в воду.

Известны бесхвостые, живущие на деревьях. В большинстве это обитатели тропических лесов. Квакши лазают по деревьям при помощи больших округлых присосок, расположенных на концах пальцев и богатых железами, выделяющими клейкий секрет. У других видов клейкий секрет выделяется на некоторых участках брюшной поверхности. У филломедуз пальцы приспособлены для обхватывания ветвей: если это животное ухватилось за ветку, его невозможно оторвать, не повредив лапку. У африканских хватающих лягушек специализация лап еще большая: два внутренних пальца у них могут противопоставляться остальным, образуя своего рода клешни. У яванской летающей веслоногой лягушки между удлиненными пальцами расположены перепонки, служащие для планирования.

Еще одна биологическая группа амфибий - это виды, роющиеся в земле. К ним относятся почти все безногие - обычные обитатели толщи почвы, редко выходящие днем на поверхность. Среди бесхвостых есть также виды, которые глубоко закапываются в почву. Такова, например, чесночница. Однако для подавляющего большинства лягушек почва служит лишь местом временного нахождения, а не постоянной средой обитания, как для безногих наземных земноводных.

Лучше других засушливые условия переносят жабы, что связано с ороговением их эпидермиса, защищающего тело от иссушения. Кроме того, жабы ведут ночной образ жизни и в силу этого избегают действия дневного зноя. Жабы обитают даже в пустынных областях Средней Азии, где встречаются, однако, только в оазисах. [2]

«Поместите» изображенных лягушек в их среды обитания: водную и наземно-воздушную. Нарисуйте солнце (обозначает дневной образ жизни) и луну (обозначает ночной образ жизни).

Слайд 11. «Амфибии» – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи.

Легкие земноводных развиты слабо и несовершенны. Они имеют небольшую внутреннюю площадь соприкосновения с вдыхаемым воздухом. Легкие имеют вид продолговатых мешочков с тонкими эластичными стенками, в которых разветвляется множество капилляров. Такие легкие не могут полностью обеспечивать организм кислородом. Амфибии не всасывают, а заглатывают воздух. Животное увеличивает объем ротовой полости, и в нее через ноздри входит воздух. Когда дно ротовой полости поднимается к небу, ноздри закрываются, и воздух проталкивается через гортань в легкие. В легких происходит газообмен: кислород проникает в капилляры, а углекислый газ из крови переходит в воздух, который затем выводится наружу.

Жизнь земноводных сильно зависит от влажности окружающей среды. Это определяется большой ролью в их жизни кожного дыхания, дополняющего, а иногда даже заменяющего несовершенное легочное дыхание. Голая кожа земноводных всегда влажная, поскольку диффузия кислорода может идти только через водную пленку. Влага с поверхности кожи постоянно испаряется, при этом испарение идет тем быстрее, чем меньше влажность окружающей среды. Испарение с поверхности кожи постоянно понижает температуру тела, и чем больше сухость воздуха, тем больше будет падать температура. Зависимость температуры тела от влажности воздуха в сочетании с холоднокровностью приводит к тому, что температура тела земноводных не только следует за температурой среды, как у рыб или пресмыкающихся, но, вследствие испарения, обычно ниже ее на 2-3° (эта разница при большей сухости воздуха может достигать 8-9°). [3]

Легочное и кожное дыхание у земноводных развито неодинаково. У тех, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты легкие, а лучше - кожное дыхание. Личинки земноводных дышат жабрами. У некоторых хвостатых земноводных жабры сохраняются на всю жизнь. [4]

Изобразите легкие и обведите контур лягушки, что будет означать ее двойное дыхание.

Слайд 12. Холоднокровность. Все земноводные активны лишь в теплое время года. При понижении температуры окружающей среды до 4°С они впадают в оцепенение. В состоянии анабиоза процессы жизнедеятельности не прекращаются, но проходят на очень низком уровне, например, сердце совершает 1 - 2 сокращения в минуту.

Влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой испаряется большое количество воды. Испаряясь, вода уносит с собой и тепло. Всегда мокрые амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Удержать тепло не удаётся. Вот и держатся амфибии у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико.

По мере движения к полюсам их становится все меньше. За Северный полярный круг немного заходят только травяная и остромордая лягушки, сибирский четырехпалый тритон и сибирский углозуб.

Весьма неблагоприятен для амфибий и засушливый жаркий климат. Верхний температурный предел жизнедеятельности для большинства видов лягушек равен примерно +40 °С. Имея тонкую кожу, они теряют много влаги. При быстром высыхании лягушки умирают при потере 15% первоначальной массы, но при медленном высыхании выдерживают почти вдвое большую потерю массы.

Сравнительно малая приспособленность амфибий к обитанию в наземной среде обусловливает резкие изменения их образа жизни в связи с сезонными изменениями условий существования. В густых тропических лесах относительно ровная температура и высокая влажность в течение всего года обеспечивают круглогодичное активное существование амфибий. Однако в некоторых областях тропической зоны чередование дождливых и засушливых сезонов приводит к резким изменениям условий жизни. В периоды засух амфибии исчезают. Они зарываются в ил, прячутся в норы, под корни или под камни. Например, на Яве такая летняя спячка длится около пяти месяцев.

В умеренных и северных широтах летней спячки не бывает, амфибии перестают быть активными зимой. Условия зимней спячки у разных групп амфибий различны. Наши лягушки собираются на места зимовок уже в сентябре, когда температура воздуха становится в среднем +8...+12°С, а минимальная падает до +3...+5°С. Отдельные активные особи встречаются под Москвой и до середины октября.

Осенью наблюдается миграция амфибий к местам зимовок. Травяные лягушки в это время собираются в довольно значительные группы. Меняется и их суточная активность. Из ночных они становятся дневными, что связано с понижением температуры ночью. Надо учесть, что понижение температуры совпадает и с прекращением активности насекомых и червей, служащих лягушкам кормом.

Бурые травяные лягушки (Rana temporaria) зимой обычно в ил не закапываются, а держатся на дне под камнями, в зарослях водорослей. Для зимовки выбирают ручейки с быстрым течением и глубокими бочагами. В глубоких канавах и ямах с торфяным дном лягушки зимуют реже, и здесь они зарываются в ил довольно глубоко.

Жабы и квакши зимуют на суше в нежилых норах грызунов, под корнями деревьев, под камнями, в подвалах под домами.

Тритоны и саламандры зимуют также на суше. Они зарываются в мох, залезают в норы, под корни деревьев или под камни, где нередко собирается по нескольку десятков экземпляров. Установлено, что тритоны переносят более низкие температуры, чем лягушки. Они способны выносить охлаждение до -1,5°С, в то время как лягушки только до -0,5...-0,8°С. [2]

Дорисуйте «укрытия» для зимней спячки лягушки: опавшие листья, комки земли для зимующих на поверхности почвы, ил, лед на поверхности водоема – для зимующих в водоеме амфибий. Нарисуйте снежинку, чтобы показать, что начался холодный период.

Слайд 13. Вспомните лето, надоедливых комаров, мух… Почему комары не кусают лягушек, хотя у них тонкая кожа?

Наиболее действенным защитным приспособлением, видимо, являются кожные железы, секрет которых ядовит. Особенно сильно развиты ядовитые железы у жаб, жерлянок, чесночниц и саламандр. По этой причине их почти не трогают птицы и звери. Попадая на слизистые оболочки, яд вызывает сильное раздражение и отравление. Лягушки, посаженные в одну банку с жерлянками, уже через несколько часов погибали, отравленные секретом их кожных желез. Еще сильнее действует этот секрет при попадании в кровяное русло. При значительной его дозе собака, например, погибает менее чем через час.

Активно защищаются лишь немногие виды. Крупные лягушки, например рогатые, бросаются на преследователя и делают попытку кусаться.

Некоторые саламандры, будучи схвачены за хвост, отбрасывают его. В последующем хвост отрастает вновь - регенерирует. Установлено, что регенерируют и другие части тела, например конечности. Особенно наглядно эта способность выражена у личинок. Во взрослом состоянии она хорошо проявляется у хвостатых. Бесхвостые после метаморфоза эту способность утрачивают вовсе. [2]

Эластичная, очень тонкая и ничем не покрытая кожа земноводных имеет большое значение в их жизни. Ни одна амфибия не пьет воду обыкновенным способом, а всасывает ее исключительно через кожу. Вот почему для них необходима близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и скоро погибают.

Насколько велико количество воды, которую всасывают лягушки через кожу, видно из следующего опыта Томсона. Он взял обсохшую древесную лягушку и, взвесив, нашел, что вес ее равняется 95 граммам. После этого он обернул ее мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма. Через кожу у амфибий вода всасывается и выпотевает. Также через кожу, в которой находится огромное количество капилляров, осуществляется газообмен. В закрытой жестяной коробке лягушка, окруженная влажной атмосферой, может прожить 20 - 40 дней даже в том случае, если доступ воздуха в легкие прекращен. Дыхание при помощи кожи осуществляется как в воде, так и на суше. Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводное долго находится в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в водоеме в случае опасности). [4]

Нарисуйте на коже лягушки красные пятнышки, пусть они означают железы, выделяющие ядовитые вещества.

Слайд 14. Питание амфибий довольно однообразно. Пищей служат почти исключительно животные организмы, и только личинки кормятся и растениями. Бесхвостые и большинство хвостатых ловят главным образом беспозвоночных: земляных червей, пиявок, моллюсков и различных насекомых. Зеленые лягушки нападают иногда на птенцов, мелких грызунов и рыб. Лягушка-бык и рогатая лягушка ловят птенцов, мышей, крыс, иногда хватают водяных змей. Гигантская саламандра питается в значительной мере рыбой и икрой. Икру едят и другие хвостатые. Безногие поедают земляных червей и муравьев, в гнездах которых они нередко селятся.

Личинки большинства бесхвостых кормятся в значительной мере растительной пищей. Они заглатывают плавающие водоросли, скоблят роговыми «хоботками» стебли подводных растений. Одновременно они захватывают и планктонных беспозвоночных: инфузорий, коловраток, мелких ракообразных. В связи с питанием растительной пищей кишечник личинок бесхвостых относительно длиннее, чем у взрослых. Личинки хвостатых и безногих амфибий питаются животными организмами.

Техника добывания пищи различна у разных групп. Бесхвостые ловят только двигающуюся добычу, которую они захватывают, выбрасывая клейкий язык. Реже (главным образом - зеленые лягушки) они хватают добычу челюстями и лапами. Распознают добычу они, видимо, только зрением, если объекты питания находятся в движении. Безногие и хвостатые отыскивают добычу при помощи обоняния и ловят не только двигающиеся, но и неподвижные объекты, которые захватывают челюстями или языком. [2] Ученые раскрыли секрет липкого языка лягушек.

Оказалось, что слюна этих земноводных - очень сложная химическая субстанция с тремя режимами работы и что это неньютоновская жидкость, т. е. ее вязкость зависит от градиента скорости и она по-другому, чем «обычные» жидкости ведет себя под давлением. Благодаря мягкости язык превосходно растягивается и может окружить насекомое со всех сторон, обеспечивая проникновение слюны во все изгибы его тела.

Когда слюна касается насекомого, она остается практически такой же жидкой, как и вода, и заполняет все трещины и дыры на поверхности покрова жертвы. Второй режим включается, когда язык начинает оттягиваться назад: слюна становится более вязкой, чем мёд, в результате чего насекомое застревает в ней. Когда рот лягушки закрывается, слюна снова возвращается в жидкий вид, и насекомое сползает с языка в рот амфибии.

Язык лягушки может выдержать массу приблизительно вдвое больше массы самого животного.

Раскрыть секрет необычного «биоклея» помогла камера, способная получать 1400 фотографий в секунду. Подобная скорость, как объясняют ученые, была нужна, так как даже самые обычные леопардовые лягушки (Rana pipiens) ловят сверчков, комаров и прочих насекомых за всего 0,07 секунды - а это в пять раз быстрее, чем моргает человеческий глаз!

Когда лягушка «стреляет» языком и он ударяет по телу насекомого, жертва испытывает сильнейший удар (ещё бы, ведь его сила превышает массу сверчка или комара в 10 раз!). Именно в этот момент слюна обволакивает ошеломленное насекомое, покрывая его крайне вязким и липким слоем жидкости, и соединяет тело жертвы с поверхностью языка лягушки.

Далее в дело вступает еще одно свойство языка лягушки - это его невероятная мягкость (в 10 раз мягче языка человека!). Благодаря этому язык в буквальном смысле становится «амортизатором», который не даёт жертве высвободиться. Слюна лягушки, вступая в контакт с воздухом, густеет, а затем возвращается в жидкое состояние во рту. Липкость языка, покрытого подобной «затвердевшей» слюной, примерно в 50 раз выше, чем у полимерных клейких материалов, которые используются сегодня для изготовления липких игрушек-лизунов. [5]

Нарисуйте и раскрасьте язык лягушки, показав его длину.

Слайд 15. Земноводные занимают заметное место в цепях питания в биоценозах. Лягушки и жабы уничтожают много беспозвоночных животных, в том числе вредителей сельского и лесного хозяйства, членистоногих, моллюсков. Водные виды поедают личинок, вредящих человеку насекомых и животных, распространяющих болезни. Так, тритоны уничтожают личинок комаров, в том числе и тех видов, которые передают малярию. Польза амфибий, особенно жаб, усиливается тем, что они часто активны ночью, когда спит большинство насекомоядных птиц. Известны случаи преднамеренного завоза и выпуска амфибий (главным образом жаб) для биологической борьбы с вредителями сельского хозяйства.

В средней полосе России одна травяная лягушка съедает за сутки примерно 7 животных - вредителей сельского и лесного хозяйства (насекомых, их личинок, брюхоногих моллюсков), а за 6 месяцев периода активности - около 1200.

Некоторые амфибии служат пищей для ценных пушных хищников, например для черного хоря и енотовидной собаки. Пища последней часто состоит более чем наполовину (до 65%) из лягушек и головастиков. Лягушками и головастиками кормятся и многие птицы, например, утки, цапли, журавли и др.

Составьте цепь питания из животных, представленных на слайде.

Слайд 16. С 1990-х годов жители США и Канады начали замечать в местных прудах лягушек с лишними ногами. Узнав об этом, ученые подумали, что причиной мутации могут быть вредные химические вещества, попавшие в воду. Однако позже выяснялось, что виной тому были паразиты Ribeiroia.

Эти плоские черви начинают свою жизнь в улитках. После того как улитка случайно съедает яйца Ribeiroia, вылупившиеся из них личинки растут и развиваются в её организме и вскоре обзаводятся потомством. А чтобы улитка не тратила энергию на спаривание и производство собственных яиц, паразиты съедают её репродуктивные ткани, из-за чего она теряет возможность размножаться. Повзрослев, новое поколение паразитов покидает улитку в поиске следующего хозяина - рыбы или головастика. И если Ribeiroia удается заразить головастика, то вскоре паразит проникает в его только начинающие развиваться лапки и заражает их.

Как известно, для роста конечностей головастика необходимо, чтобы их клетки производили определенные молекулы. Эти молекулы распространяются по развивающимся конечностям, способствуя тому, чтобы другие клетки тоже производили молекулы, росли, делились и тем самым вызывали рост конечностей амфибии.

Одними из важнейших молекул, способствующими развитию лап лягушки, являются молекулы формы витамина А, ретиноевой кислоты. Перед тем как пуститься на поиски головастика, паразит начинает производить эти молекулы. Как только он селится в «зачатках» лап головастика, то выпускает выработанную ретиноевую кислоту в их ткани. По наблюдениям ученых, уровень кислоты в развивающихся конечностях зараженных головастиков на 70% выше, чем у здоровых. Таким образом, повышенный уровень ретиноевой кислоты в «зачатках» конечностей приводит к росту из них дополнительных лап. У некоторых зараженных лягушек из задних конечностей вырастают лишь обрубки лап, а у других - разделенные на две части лапы. Также была замечена особь, у которой выросло по десять лап с каждой стороны.

Но для чего же паразит «выращивает» дополнительные лапы у лягушек? Оказывается, жизнеспособность и скорость передвижения амфибий с дополнительными лапами гораздо ниже, чем у здоровых лягушек. Так, во время эксперимента ученые выяснили, что прыжки зараженных лягушек на 41% короче, чем прыжки здоровых лягушек. Также лягушки с дополнительными лапами на 66% менее выносливы и плавают на 37% медленнее, чем земноводные с нормальным количеством конечностей. Всё это делает больных амфибий легкой добычей для птицы, окончательного хозяина паразита. Именно в кишечнике птицы Ribeiroia будет производить яйца, которые вместе с ее пометом вскоре окажутся в воде или на земле и впоследствии будут съедены улиткой.

Важно заметить, что лягушки, обитающие в сильно загрязненных водоемах, чаще всего оказываются заражены Ribeiroia. Вредные химические вещества могут погубить паразитов, но они также снижают иммунитет земноводных, что повышает у них восприимчивость к инфекциям.

Кроме того, как это ни удивительно, заражению Ribeiroia и другими паразитами менее всего подвержены существа, обитающие в экосистемах с многообразием видов. Так, в экосистемах с большим количеством видов животных у паразита меньше шансов найти нужного хозяина, в котором он будет способен отложить яйца. И, напротив, в экосистемах с небольшим видовым разнообразием паразитам легче попасть в организм подходящего хозяина, произвести потомство и впоследствии заразить больше особей. [6]

Слайд 17. Наверное, вы слышали о черной и красной рыбьей икре. Стиль размножения большинства амфибий – «рыбий». Икра мелкая, многочисленная. После зимней спячки все земноводные скапливаются в пресных водоемах. Вскоре самки начинают откладывать икру. Одни из них, например бурые лягушки, откладывают ее недалеко от берега водоема на мелких, прогреваемых участках. Другие, например зеленые лягушки, откладывают икру на большой глубине, чаще всего среди водяных растений. У лягушек икра склеивается в большие комки, у жаб - в длинные шнуры, у сибирского углозуба – в виде спирали. Тритоны помещают одиночные яйца (икринки) на листья или стебли водяных растений.

Яйца бывают окружены толстым слоем прозрачного студенистого вещества. Эта оболочка имеет большое значение для зародыша. Она предохраняет зародыш от высыхания, механических повреждений, препятствует сближению икринок между собой, тем самым улучшая доступ кислорода, также она защищает их от поедания другими животными; действительно очень немногие птицы в состоянии проглотить студенистый комок лягушачьей икры; также сама оболочка предохраняет яйца и от нападения рыб, моллюсков и водяных насекомых. Кроме того, эта оболочка как линза собирает солнечные лучи на развивающемся зародыше. Сами икринки черные, поэтому хорошо поглощают тепло солнечных лучей, необходимое для развития зародыша.

Внешние различия между самцами и самками у амфибий выражены сравнительно слабо. У некоторых у бесхвостых самцы несколько мельче самок.

Самцы бурых лягушек весной приобретают фиолетовый оттенок на спине и на горле. Яркая пятнистая окраска характерна для брачного наряда тритонов. У самцов гребенчатого тритона кожистая фестончатая оторочка на спине и на хвосте разрастается весной особенно сильно, и в ней развивается густая сеть кровеносных сосудов.

У самцов бесхвостых на внутренних пальцах передних ног имеются мозолистые утолщения, увеличивающиеся в брачный период, когда они помогают самцу плотнее обхватить самку и крепче ее удерживать. У некоторых видов брачные мозоли имеются и на других частях конечностей.

Общей особенностью размножения амфибий является их привязанность в этот период к воде, в которую они откладывают яйца, где происходит развитие личинок. Несомненно, что это было изначальной чертой земноводных, унаследованной от рыб.

Как правило, оплодотворенные яйца земноводных развиваются в водоемах, где родители оставляют их на произвол судьбы. Однако известны и исключения. Так, безногие в большинстве случаев откладывают яйца в земляной норе, под корнями или камнями. Отложив около 20 яиц, самка обвивается вокруг них и остается в таком положении до выхода личинок. Личинки переселяются в воду, где очень быстро заканчивают метаморфоз.

У сумчатых квакш оплодотворенные яйца помещаются в глубокую складку кожи на спине. У некоторых видов головастики после выхода из сумки заканчивают свое развитие в воде; у других все стадии развития проходят в сумке, откуда выходят уже закончившие превращение лягушата.

Самки суринамской пипы вынашивают яйца у себя на спине, самец вдавливает яйца в сильно разбухающую к этому времени кожу спины самки так, что каждое яйцо располагается в своей ячейке. Число яиц в кладке бывает 50-100. Все стадии развития проходят в ячейках, и наружу выходят или лягушата, уже закончившие превращение, или личинки.

В очень своеобразных условиях развиваются яйца южноамериканской лягушки - ринодермы Дарвина. Самец заглатывает оплодотворенные яйца и проталкивает их в длинный голосовой мешок, расположенный под кожей на груди и брюхе. Одновременно в мешке помещаются 20-30 яиц. Их развитие первоначально идет за счет желтка. В последующем личинки срастаются поверхностью спины и хвоста со стенками голосового мешка родителя и через богатую кровеносную сеть происходит обмен веществ. Наружу выходят лягушата, уже закончившие превращение.

Некоторые виды лягушек откладывают яйца в своего рода гнезда. Так, южноамериканские филломедузы сближают края листьев и помещают в образовавшийся пакет оплодотворенные яйца. При этом края листьев склеиваются студенистыми оболочками яиц. Выведшиеся личинки некоторое время находятся в разжиженной массе оболочек, после чего вываливаются в воду, где и заканчивают метаморфоз.

Немногим из амфибий свойственно живорождение, и чаще оно встречается у хвостатых, реже - у безногих и немногих видов пустынных жаб. Так, пятнистая саламандра обычно живородяща, но иногда (при содержании в неволе) она откладывает яйца, из которых тотчас же выходят личинки, снабженные уже наружными жабрами. Вполне сформировавшихся детенышей рождают распространенные в Италии пещерные саламандры и некоторые виды безногих.

Все описанные случаи отклонения от типичного для амфибий стиля размножения представляют приспособления, обеспечивающие успех воспроизведения видов, обитающих в специфической жизненной обстановке. Напомним, что внутреннее оплодотворение, забота о потомстве, заключающаяся в предохранении яиц от высыхания, или живорождение свойственны безногим, обитающим в совершенно необычной для амфибий обстановке - под землей. В водоемах, менее пригодных для развития яиц, - в быстрых горных ручьях - живорождение возникает у некоторых саламандр. Наряду с этим многие виды их ведут преимущественно наземный образ жизни, и внутреннее оплодотворение, несомненно, является приспособительной особенностью в этих условиях.

Такие специфические формы, как вынашивание яиц в кожистой сумке (гастротекс), в голосовых мешках (ринодерма), устройство гнезд (филломедуза), присасывание личинок к телу взрослых при их миграциях (древолазы), свойственны видам, населяющим тропические области с их резкими чередованиями засушливых и дождливых периодов, и видам древесным, т.е. заселившим новую, вторичную для земноводных, среду.

Существует зависимость между совершенствованием приспособлений к размножению и плодовитостью. Наибольшее число яиц откладывают виды, мечущие их в воду и оставляющие на произвол судьбы. Травяная лягушка откладывает 1,5-3 тыс. яиц, зеленая лягушка - 3-8 тыс. икринок, жаба - около 10 тыс. Виды же с выраженной заботой о потомстве имеют меньшую плодовитость. Так, черная саламандра рождает единовременно только двух детенышей, а пятнистая саламандра - одного. Несколько большее число яиц имеют виды, вынашивающие их на теле или обвивающиеся вокруг яиц. Так, цейлонский рыбозмей откладывает 10-15 яиц, кольчатая червяга - 5-10 яиц, у пипы число яиц равно 50-100, у ринодермы Дарвина - 20-30. Еще больше яиц у видов, строящих для них гнезда: у летающей яванской лягушки - около 70, у филломедузы - около 100, у квакши-кузнеца - несколько десятков. [2]

Нарисуйте комок икры лягушки, ленту икры жабы и спираль углозуба.

Слайд 18. Наверное, вам не раз приходилось слышать лягушачьи концерты. Почему такие маленькие лягушки издают такие громкие звуки. И кто квакает: самец или самка?

Для привлечения самок звуки издают самцы. В это время у них разрастаются голосовые мешки – резонаторы, усиливающие звук.

Нарисуйте у лягушки голосовые мешки.

Слайд 19. После того как зародыш проходит первоначальные стадии своего развития, (примерно через неделю - у лягушек и жаб, две - три - у тритонов), личинка прорывает студенистую оболочку, питаясь ей, и начинает вести в воде самостоятельную жизнь. Личинка имеет плоскую приплюснутую головку, округленное тело и веслообразный хвост, отороченный сверху и снизу кожистым плавником. На голове отрастают первоначальные наружные жабры в виде древовидных разветвленных отростков. Через некоторое время эти жабры отпадают, и вместо них образуются внутренние жабры. Тело еще более сужается, хвостовой плавник увеличивается, и постепенно начинают развиваться конечности. Головастики питаются сначала преимущественно растительной пищей, но постепенно все более и более переходят к животной. В то же время происходят изменения и в организации всего тела: хвост, который сначала является единственным органом движения, по мере развития конечностей теряет свое значение и укорачивается; кишечник становится короче и приспосабливается к перевариванию животной пищи; роговые пластинки, которыми вооружены челюсти головастика, заостряются, постепенно исчезают и заменяются настоящими зубами. Все укорачивающийся хвост, наконец, исчезает, и головастик превращается в лягушку. [4]

Подпишите стадии развития лягушки: икра (яйца), личинка (головастик), лягушонок, взрослая особь.

Слайд 20. Неотения. Уже давно было замечено, что иногда головастики некоторых бесхвостых (лягушек, жаб, чесночниц, жерлянок) не заканчивают в обычный срок метаморфоз и остаются личинками и на следующий год жизни. Рост их при этом не прекращается, и личинки достигают необычно больших размеров. Однако размножаться они не способны. Такое явление получило название неполной неотении. Более своеобразные уклонения в развитии свойственны хвостатым. У некоторых видов личинки достигают размеров взрослых (а иногда и более) и у них созревают половые продукты. Животные начинают размножаться, сохранив все внешние личиночные признаки. Подобное явление, известное под названием полной неотении, свойственно некоторым видам тритонов и особенно американским амбистомам, неотенические формы которых широко известны под названием аксолотлей. Последних ученые долгое время считали самостоятельными видами. В естественных условиях известны случаи нормального развития амбистомы, когда животное, закончив превращение, после утраты наружных жабр и перехода от водного к наземному образу жизни начинает размножаться. Однако чаще и в природной обстановке встречаются неотенические формы амбистом, т.е. аксолотли.

В неволе превращения аксолотля в амбистому можно добиться путем соответствующих воздействий на развивающийся организм. Установлено, что у аксолотлей недоразвита щитовидная железа. Ее пониженная продукция и служит основной причиной неотении. При введении в организм аксолотлей гормона щитовидной железы тироксина начинается быстрый метаморфоз, превращению способствует также изменение условий их жизни. Затрудняя аксолотлям пребывание в воде и дыхание жабрами и стимулируя наземное существование и легочное дыхание, иногда удается вызвать метаморфоз без введения гормона. Видимо, при таких условиях жизни повышается активность щитовидной железы. Надо думать, что и в природной обстановке превращение аксолотля в амбистому происходит в тех случаях, когда условия жизни стимулируют повышенную гормональную активность щитовидной железы. [2]

Запишите название животного, на которого похож Лунтик.

Слайд 21. Обычно земноводные не передвигаются дальше своего кормового участка. Когда начинает холодать и корма становится меньше, начинается осенняя миграция жаб и лягушек к местам зимовок. Они двигаются по ручьям, канавам, избегая сухих и открытых мест. Весь их путь - не более полутора километров. Направляются они обычно к тем местам, где уже прежде зимовали.

А по весне лягушки и жабы вновь устремляются к водоёмам, в которых они когда-то впервые метали икру. И нередко по дорогам их скапливается так много, что постоянно приходится смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на животное.

Новый дорожный знак – «Сезонные миграции земноводных» установлен в Березинском биосферном заповеднике во время реконструкции шоссе Минск - Витебск.

После реконструкции этой дороги под трассой устроили специальные проходы для животных в тех местах, где во время сезонных миграций земноводных ежегодно гибнет под колесами автомобилей до 1000 животных - до 90% популяции земноводных. На протяжении ряда лет студенты - биологи для спасения животных в Беловежской пуще, национальном парке «Припятский» и Березинском биосферном заповеднике вдоль автотрасс устанавливают сетки, у которых скапливаются лягушки. Затем волонтеры собирают их в ведра и переносят через дорогу.

Проект «Спасти лягушек!» основан американским доктором-экологом Керри Кригер в мае 2008 года. Международная группа ученых, педагогов и натуралистов объединились в борьбе по защите различных видов амфибий, обитающих на Земле. Каждый неравнодушный житель планеты может принять участие в проекте «Спасти лягушек!». Для этого достаточно перенести, например, икру из высыхающей лужи в другой водоем…

Добавьте слова: «Я хочу (не хочу) весной спасти лягушек, т. к. …»

Слайд 22. В семействе настоящих лягушек есть зеленые и бурые лягушки. Познакомимся с ними.

Зеленые лягушки: прудовая (съедобная) и озёрная. Практически вся их жизнь связана с водой.

Из бурых лягушек мы рассмотрим два вида. Травяную лягушку иначе называют обыкновенной или европейской, а остромордую – болотной лягушкой. В воде они только размножаются.

Слайд 23. В настоящее время на земном шаре живет около 3000 видов амфибий.

Безногие земноводные объединяют примерно 165 видов тропических червяг, большинство из которых ведет подземный образ жизни. Скорее всего, это очень древние земноводные, дожившие до наших дней благодаря приспособленности к подземному образу жизни, уйдя, таким образом, от конкуренции с другими более совершенными позвоночными.

Хвостатых земноводных известно всего около 340 видов. К ним относятся саламандры и тритоны, распространенные почти исключительно в северном полушарии.

Бесхвостые земноводные содержат наибольшее число - около 2900 видов, приспособившихся к передвижению по суше прыжками при помощи удлиненных задних конечностей: различные лягушки, жабы, чесночницы, жерлянки, квакши и т. п. Распространены бесхвостые по всем материкам, кроме Антарктиды. [4]

Слайд 24. Охрана земноводных. Состояние природных популяций многих видов амфибий на сильно измененных человеком территориях вызывает опасения из-за быстрого сокращения численности этих животных. Наибольшую опасность представляет разрушение естественных мест обитания. При хозяйственном освоении естественных природных территорий наибольшую угрозу для амфибий представляют вырубка лесов, осушение и загрязнение водоемов, использование удобрений и ядохимикатов. Сильно подорваны природные популяции видов, используемых человеком в гастрономических целях, для научных экспериментов и в учебной практике при подготовке медиков и биологов. Предпринимаются попытки разводить в неволе 30 видов амфибий.

В Красную книгу Международного Союза охраны природы (МСОП) включено немного видов амфибий из-за недостатка сведений о современном состоянии их природных популяций.

В Западной Европе численность одной трети видов амфибий находится в угрожающем состоянии.

Несомненно, что одним из наиболее редких эндемичных видов является европейский протей (Proteus anguinus), обитающий в водоемах карстовых пещер Югославии. Раньше его ловили в больших количествах, когда животных выносило из подземных водоемов во время паводков. Сейчас ловить его запрещено, он включен в Красную книгу МСОП.

Вызывает опасение состояние природных популяций техасской слепой саламандры (Typhlomolge rathbuni), также включенной в Красную книгу МСОП. Теперь она встречается очень редко в водоемах пещер и глубоких колодцах Техаса (США).

В Красную книгу Российской Федерации (1983) включены следующие эндемичные виды. Уссурийский когтистый тритон (Onychodactylus fischeri) - редкий, сокращающий свою численность вид юга Хабаровского и Приморского краев. Он также включен в Красную книгу МСОП.

Малоазиатский тритон (Triturus vittatus), обитающий в горных лесах у водоемов на юге Краснодарского края, - эндемик. Кавказская крестовка (Pelodytes caucasicus) - эндемик Кавказа, спорадически распространена в Краснодарском крае и Северной Осетии. В Красную книгу РФ включена камышовая жаба (Bufo calamita). Она обладает широким ареалом: обитает в Прибалтике, Белоруссии, Западной Европе, но на территории России встречается только в Калининградской области, где численность ее сокращается. [2]

В Вологодской области обитает 9 видов земноводных. Обычными, а местами даже многочисленными видами являются 4 вида: тритон обыкновенный, лягушка травяная, лягушка остромордая, жаба серая.

К редким в области отнесены 5 видов. По территории области проходят границы их ареалов, что и определяет низкую численность видов и ограниченное распространение. Северная граница ареала - у жабы зеленой Bufo viridis, чесночницы Pelobates fuscus, лягушки прудовой Rana lessonae, северо-восточная граница ареала - у тритона гребенчатого Triturus cristatus, западная граница ареала - у углозуба сибирского Salamandrella keyserlingii. Ограничивающие факторы - неблагоприятные погодные условия, особенно в периоды размножения и зимовки. Кроме этого, все амфибии, в силу своих особенностей организации и физиологических процессов, чувствительны к загрязнению водоемов и почв ядохимикатами, минеральными удобрениями, нефтепродуктами. Прудовая лягушка, хоть и имеет низкую численность и ограниченное распространение, но заселяет в основном искусственные водоемы (пруды, канавы) и в специальных мерах охраны не нуждается. Вызывает опасение состояние популяций 4 видов, которые и включены в Красную книгу Вологодской области. [7]

Подпишите рядом с примерами земноводных, обитающих в Вологодской области, названия отрядов, сделайте отметку красным карандашом, если животное внесено в Красную книгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащимся могут показаться любые признаки спорными, например: симпатична, мила и пр.

 

 

 

 

 

 

 

- Изучить характерные биологические признаки лягушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся по ходу урока заполняют ячейки карты памяти

 

 

РУУД: рефлексия содержания материала

ПУУД: конкретизация

КУУД: умения публичного мини-выступления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД: целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения конкретизации, установления причинно-следственных связей, умения

составлять карту памяти

ПУУД: перевод аудиальной информации в визуальную и обратный перевод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения конкретизации, установления причинно-следственных связей, умения

составлять карту памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения конкретизации, установления причинно-следственных связей, умения

составлять карту памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения анализа информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: пере-вод аудиальной информации в визуальную и обратный пере-вод

ПУУД: умения конкретизации, установления причинно-следственных связей, умения

составлять карту памяти

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы, составление оценочных суждений

Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы

Слайд 25. И жабы, и лягушки относятся к классу земноводных - то есть жить они могут как на земле, так и в воде. Кроме них, к этому классу относят тритонов, саламандр и червяг - тропических амфибий, похожих на больших дождевых червей.

И если лягушек с тритонами спутать невозможно, то с жабами история другая.

Жаб считают некрасивыми. Их уродливость стала нарицательной. Часто, когда хотят кого-нибудь оскорбить, его сравнивают с жабой.

Но есть люди, которые смотрят на это животное ДОБРЫМИ глазами, такими, какими должен смотреть человек на животных вообще – и тогда большой рот жабы кажется растянутым в доброжелательной улыбке!

Когда-то у многих народов жаба почиталась, у других – вызывала страх и презрение, считалась вредной и опасной, а потому уничтожалась.

И в тоже время существовали легенды о чудодейственных свойствах жаб.

Шарлатан-аптекарь, знахарь или колдун варили из жаб различные снадобья, закапывали их в землю для большого урожая, изготавливали «смертельный» яд.

У жаб имеются ядовитые железы, которые выделяют беловатую маслянистую жидкость. Отсюда и возникла легенда о страшном жабьем яде, а потом появилось поверье, будто от этой жидкости на руках появляются бородавки.

Яд жабы совершенно БЕЗОПАСЕН для человека, но достаточно силён, чтобы отбить охоту у собаки или барсука напасть на неё. Мало того, ядовитые железы начинают действовать только тогда, когда жаба схвачена, стиснута, или ей причинена боль.

Люди часто путают лягушек и жаб. А отличить их легко. [8]

1. Разберем телосложение и «походку» каждой из них. Лягушки передвигаются большими прыжками на длинных перепончатых ногах, хорошо развиты перепонки между пальцами задних конечностей. Тело у них маленькое и короткое, размеры его не мешают прыгать на большие расстояния. У жабы же, наоборот, тело более грузное, а короткие ноги приспособлены для ходьбы. Поэтому жабы чаще всего ползают, лишь изредка позволяя себе невысоко подпрыгнуть. По сравнению с изящными лягушками, жабы выглядят более массивно.

2. Лягушку от жабы можно отличить даже с закрытыми глазами - на ощупь. Большинство лягушек скользкие и гладкие, кожа у них всегда остается влажной - и благодаря этому они могут через неё дышать. Кожа у жаб сухая, неровная и бородавчатая.

3. Различить этих двух амфибий можно также по зубам: у лягушек есть зубы на верхней челюсти, а вот зубатых жаб в природе вовсе не существует. Но и ряда зубов у лягушки недостаточно для того, чтобы пережевывать пищу, поэтому обе проглатывают свою добычу целиком. В чём лягушки и жабы более-менее схожи - так это в еде. Они всеядны, питаются водорослями, насекомыми, червями, мелкой рыбой и другими жителями болот.

4. Лягушки большую часть времени проводят в воде, а жабы на суше. Вода им нужна только для размножения.

5. Жаба – животное ночное. Днём она сидит под кустом или в неглубокой ямке, а в сумерках выползает на охоту и – до самого утра! Жабы уничтожают мух, комаров, гусениц, слизней.

Недаром крестьяне на Руси приносили жаб из леса и выпускали на огороды. В Англии, где мало жаб, их специально привозили из Франции, а в Париже ещё сравнительно недавно существовал специальный рынок жаб.

6. Икру жабы и лягушки мечут по-разному. Жабы откладывают икринки в виде длинных цепочек, которые лежат на дне или оплетают стебли водяных растений. Икра лягушек выглядит как слизистые комочки, плавающие на поверхности водоемов. Лягушки откладывают гораздо больше икры: некоторые виды могут отложить до 20 тысяч икринок за раз! [9]

На трафарете амфибии дорисуйте признаки лягушки и жабы.

Слайд 26. Всем вам знакома сказка «Царевна-лягушка». Вы помните, что после волшебных превращений Иван-царевич сжег лягушачью кожу, чтобы Василиса больше не превращалась в лягушку. В каждой сказке есть доля правды. Жизнь Царевны-лягушки зависела от наличия кожи. Почему? В какой степени жизнь настоящей лягушки зависит от состояния ее кожи?

Слайд 27. Кто более ядовит: древолаз или жаба?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует присмотреться к окраске этих земноводных.

Наиболее ядовиты яркоокрашенные представители рода листолазов, обитающие в лесах Колумбийских Анд. Их яд сильнее кураре - к ним опасно прикасаться. Индейцы использовали яд листолазов для отравленных стрел.

Другие ядовитые формы - саламандры, жерлянки, древолазы также окрашены очень ярко, имеют предостерегающую окраску: «Не тронь меня, я – ядовит!».

Неядовитые зеленые и бурые лягушки, жабы имеют криптическую (покровительственную) окраску и малозаметны в окружающей обстановке. Некоторые виды квакш меняют окраску в зависимости от места нахождения. Так, на листьях она ярко-зеленая, на стволах деревьев - бурая.

Слайд 28. Давайте вспомним начало урока. Сегодня мы с вами были учеными батрахологами. «Батрахос» в переводе с латыни означает «двоякодышащие». Знаете ли вы таких животных, у которых две родных стихии и двойное дыхание?

Как вы думаете, существует ли реальное животное – прототип Лунтика? На кого похож Лунтик?

В имени урока кроме Лунтика написаны буквы «К0». Что они означают?

У кого язык прикреплен «задом наперед»? У кого сородичи по женской линии были принцессами, волшебницами, царевнами? Кто никогда не пьет?

Я рада, что ваше знакомство с нашими соседями – амфибиями состоялось в преддверии весны, и весной, когда вы увидите икру земноводных, которой грозит опасность высыхания, вы не останетесь равнодушными, а спасете лягушек или жаб. И тогда летом вы получите надежную защиту от вредителей для вашего огорода и спасение от кровососущих насекомых – комаров и мух.

 

 

 

 

ПУУД: умения обобщения и формулирования выводов

РУУД: рефлексия содержания материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/data/files/h1519052223.pptx (Презентация "Лунтик и Ко")/data/files/k1519052291.docx (Приложения для учащихся к уроку "Лунтик и Ко")ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы, составление оценочных суждений

КУУД: умения публичного мини-выступления

Д\з: Нарисуйте плакат в защиту земноводных, который бы рассказал об их роли в природе и жизни человека и об их уязвимости, беззащитности.

Запись д\з в дневник, уточнение д\з

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы, составление оценочных суждений

Использованные источники:

https://znanija.com/task/2328942 Т. Рик «Доброе утро, имя прилагательное!»

http://zoologija-pozvonochnyh-konstantinov.odn.org.ua/B1744Part52-150.html Константинов. Зоология позвоночных. Земноводные

https://studfiles.net/preview/2975872/page:21/ Земноводные

https://otherreferats.allbest.ru/ecology/00421280_0.html

http://mulia.ru/interesnye-materialy/lyagushki-i-ix-volshebnaya-slyuna/ Лягушки и их волшебная слюна

http://www.nat-geo.ru http://mulia.ru/interesnye-materialy/zachem-lyagushke-lishnie-lapy/ Зачем лягушке лишние лапы

http://pernatidruzi.org.ua/books/vologda.pdf Красная книга Вологодской области Том 3. Животные Ответственные редакторы тома H. Л. Болотова, Э. В. Ивантер, В. А. Кривохатский

https://www.baby.ru/community/view/920867/forum/post/33864568/ Как отличить лягушку от жабы

http://mulia.ru/interesnye-materialy/pyat-faktov-posle-kotoryx-vy-nikogda-ne-pereputaete-zhabu-s-lyagushkoj/ 5 фактов, после которых вы никогда не перепутаете жабу с лягушкой

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Дементьева Ирина Михайловна
Комментарий был удалён пользователем 04 апр 2018 в 06:53
Медведева Татьяна Александровна, 05.04.18 в 16:29 1Ответить Пожаловаться
Надежда Николаевна, очень замечательная работа, но есть одно но... Для 4-го класса это слишком большой объём информации. За 40-45 минут урока вряд ли успеваете всё намеченное сделать. Очень много текста (в работе). Даже, если будет только говорить учитель, и то надо будет очень много времени! Но ведь на уроке разные виды деятельности. Это моё личное субъективное мнение. Преподаю биологию с 5 по 11 кл., но даже для 7-го класса, когда изучаем з/водных, слишком большой материал для 1-го урока.

Отредактировано 05-04-2018 16:30

Жукова Надежда Николаевна, 05.04.18 в 18:03 2Ответить Пожаловаться
Добрый день, Татьяна Александровна! Конечно, информация в конспекте избыточна. На уроке я им не пользуюсь: листаю презентацию, что-то рассказываю, о чем-то умалчиваю. Ученики работают с приложением для учащихся: что-то дорисовывают, что-то подчеркивают. В этот момент я могу рассказать какие-нибудь интересные сведения.
Мне нравятся учебники «Школы 2100»: в них много избыточной информации, которую ученик может прочитать, если ему это надо, нравится, интересно и т.д., а может и не читать ее.
Так и с конспектом – в нем собран весь полный материал по этой теме, в следующий год будут другие ученики, возможно, что-то я добавлю, или убавлю, но для этого мне надо лишь просмотреть конспект. Получается, что конспект – для подготовки учителя к уроку, ведь должен же быть у него «запас информации» больше, чем он будет рассказывать на уроке. На занятии идет работа учеников с листом индивидуальных достижений, как я его называю и с презентацией. Конспект просто лежит на столе. Мне нравится в нем предусматривать: где, какие конкретные УУД формируются, причем их не много, как у некоторых учителей, где они перечисляются в полном комплекте, но не формируются на уроке…
Данный урок был открытым для учителей начальной школы, длился 45 минут. Так как он был в третьей четверти, то ученики уже что-то немногое знали о земноводных. Бинарный урок должен был им показать, что не надо бояться уроков в основной школе, хотя они и труднее, т.к. требуется работать с большим материалом, более самостоятельно, уметь перерабатывать информацию и пр. Не знаю, смогла ли я развеять Ваши сомнения, Татьяна Александровна.
Ученики 10-11 класса использовали презентацию для подготовки к ЕГЭ.
Спасибо, Татьяна Александровна, за внимание к моей работе, и хорошо, что у Вас возникли вопросы… С уважением, Н. Н.
Евгений Алексеевич, 10.04.18 в 22:24 2Ответить Пожаловаться
Добрый вечер, Надежда Николаевна! Был очень рад, когда увидел Вашу работу. Спасибо, как всегда всё интересно. Понятно, что писали конспект для себя. Это лучше, чем технологическая карта.Но чтобы урок был оценён по достоинству, надо было подчеркнуть своё умение подавать материал в доступной для 4 класса форме. И было бы совсем хорошо, если бы Вы оттолкнулись от реальных познаний, ощущений детей. А у сельских ребят они достаточно широкие. В своё время я работал и детском саду экологом под руководством С.Н. Николаевой. Она меня многому научила. Поэтому и взял на себя смелость так высказаться. С уважением к Вам Е.Стручков
Жукова Надежда Николаевна, 11.04.18 в 21:55 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, Евгений Алексеевич! Спасибо большое за Вашу оценку урока. У данного (бинарного) урока цель немножко другая: познакомиться учащимся 4 класса с будущей их учительницей биологии в 5 классе: как я веду урок, что требуется от них и пр. Учитель начальной школы сказала, что они "примерно" знают кто такие земноводные, немного знают про лягушку и цепи питания. Вот и все знания, от которых я отталкивалась... С уважением, Н. Н.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.