12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Емелина Лариса Анатольевна21
5

Бинарный урок по окружающему миру и изобразительному искусству на тему «Органы чувств человека. Зрение. Слух. Образ радуги как средство формирования чувств человека»

Сценарий бинарного урока окружающий мир –изобразительное искусство во 2 классе

Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 31» г. Саратов

Авторы: Емелина Лариса Анатольевна, учитель начальных классов, высшая категория; Перепросова Вероника Константиновна, учитель начальных классов, высшая категория

Предметы: окружающий мир – изобразительное искусство

Тема: «Органы чувств человека. Зрение. Слух. Образ радуги как средство формирования чувств человека»

Продолжительность урока: 45 минут

Педагогические цель урока:

- формировать у учащихся потребность вести здоровый образ жизни, развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве.

 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов обучения:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

 

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Образовательные :

- формировать навык работы с научными и художественными произведениями.

Развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять главное, делать вывод;

Воспитательные:

- воспитывать в учащихся любовь к родному краю, чувство бережного отношения к органам зрения и слуха

 

На уроке применяются:

-технология проблемного обучения;

-исследовательская деятельность;

-информационно-коммуникационная технология.

 

Образовательные ресурсы:

- учебник «Окружающий мир», Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2 класс;

- мультимедийный проектор;

- презентация к уроку из 11 слайдов;

- музыкальный клип «Песенка о радуге», автор Грефенштейн С.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая реализация

 

Слайды, приложения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. – 1 мин.

Цель этапа: Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок; создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

 

 

t1617210918aa.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое лес?

Сосны до небес

Березы и дубы

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки

Пригорки и низинки

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый

Воздух чистый, чистый….

 

 

Приветствуют учителей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе.

 

Личностные – формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности.

Коммуникативные – планирование сотрудничества с одноклассниками

Регулятивные – волевая саморегуляция.

II. Актуализация знаний – 10 мин.

Цель этапа: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания

t1617210918ab.png

Подготовка к восприятию.

Учитель 1: Внимательно рассмотрите этот уголок природы и расскажите все, что вы увидели, почувствовали; вдохните аромат лесного воздуха.

 

Учитель 1: Я предлагаю вам мысленно подойти к стволу березки и погладить ствол дерева. Что вы почувствовали?

Учитель1.- С помощью чего вы получили нужную информацию?

Учитель1. Какую информацию об окружающем мире передает каждый из органов чувств?


 

 

 

Ученики отвечают на вопросы.

 

 

 

Используют восприятие разных органов чувств

 

 

Называют органы чувств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные – определение функций участников.

Регулятивные – волевая саморегуляция.

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации

 

III. Создание проблемной ситуации – 5 мин.

Цель этапа: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1617210918ac.jpg

 

 

 

 

t1617210918ad.jpg

Учитель1.( Закройте глаза. Откройте.) Мы вновь оказались в лесу (слайды: звуковые картины леса с голосами лесных птиц)

Учитель1. Что необычного произошло?

- Изменилось время года на картинах.

Учитель. Голоса каких птиц услышали?

Учитель1. Это чудесное песнопение характерно для весеннего и летнего периода. После 24 июля птицы не поют, они готовят молодняк к отлету.

Учитель1. Как вы получили информацию о пении птиц и звуках леса?

Учитель1. Как вы считаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Учитель1. Я предлагаю вам вместе пройти по исследовательскому пути и более подробно изучить органы чувств человека. Постарайтесь удержать в памяти задание и выполнить его до конца: откройте учебник на странице 24, прочитайте последний абзац и ответьте на 3 и 4 вопросы после текста.

Учитель1. Дайте информацию о выполнении задания, в каком порядке вы будете его выполнять?

Учитель1. Отвечаем на вопросы по прочитанному тексту. Прочитайте 3 вопрос после текста. (Как слух помогает нам в жизни?)

Учитель1. Кто готов ответить на данный вопрос?

Учитель1. Прочитайте первую часть четвертого вопроса. (Что оскорбляет наш слух?)

Учитель1. Вернемся ко второй половине вопроса.

На что вы смотрите с удовольствием?


 

Учитель1. Что вы можете сказать о вопросе?

Учитель1. Я предлагаю вам вернутся и посмотреть на прочитанный абзац. О чем вас спрашивают авторы учебника после абзаца?

Учитель1. Сформулируйте вопрос полностью используя текст учебника.

Учитель1. Как вы ответите на данный вопрос?

Учитель2. Вернёмся ко второй половине четвёртого вопроса. Напомните его формулировку

Учитель2. Как вы ответите на этот вопрос?

 


 

Отвечают на вопросы


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети читают текст, готовятся к ответу


 

Формулируют алгоритм действий «Откроем учебник на странице 24, найдем последний абзац, прочитаем его, ответим на вопросы после текста. Проверка выполнения задания.

 

 

Дети читают

 

Отвечают на вопрос. Вопрос не раскрывает содержание прочитанного абзаца.

 

Дети работают в парах, обсуждают, формулируют вопрос к абзацу

Отвечают на сформулированный вопрос С удовольствием смотрят на природу.

 

 

Коммуникативные –планирование сотрудничества с одноклассниками.

 

Познавательные - выделение и обобщение признаков текста.

 

 

Личностные – формирование представления о ценности природного мира.

 

IV. Исследовательская работа – 15 мин.

Цель этапа: формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

 

t1617210918ae.jpg

 

t1617210918af.png

 

t1617210918ag.png

Работа с учителем ИЗО

Учитель 2. Я с согласна и предлагаю вам вместе посмотреть пейзажи родной природы, подумать, что общего в этих пейзажах.

Учитель 2. Что общего вы заметили во всех этих пейзажах?

Учитель 2. Кто из вас знает стихи или загадки о радуге?

Учитель 2. Как вы считаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Учитель 2. Рассматривая радугу, какие вопросы вы могли бы задать друг другу?

Учитель 2. Кто из вас знает, как можно запомнить порядок цветов в радуге?

(Учитель: Фазан – это птица, показ фотографии птицы).

Учитель 2. Как можно расшифровать эту фразу?

Учитель 2. Ребята, какое желание у вас возникло?

 

 

 

Просмотр слайдов

Дети делают вывод, что во всех этих пейзажах есть радуга.

Дети вспоминают, читают стихи и загадки о радуге

Сколько цветов в радуге?

- Из каких цветов состоит радуга?

(звучит стихотворение о семи цветах радуги)

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Расшифровывают фразу

 

Личностные – формирование интереса к учебному труду.

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации.

 

Коммуникативные -

умение формулировать собственное мнение.

 

 

V.Обобщение и систематизация знаний - 10 мин.

Цель этапа: Формирование целостной системы знаний по изученной теме.

t1617210918ah.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1617210918ai.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1617210918aj.png

 

 

 

 

 

 

t1617210918ak.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1617210918al.jpg

 

t1617210918am.png

Учитель 2. Чтобы нарисовать радугу, я предлагаю вам взять три цвета: красный, желтый, синий. Как вы считаете, почему я взяла эти три цвета?

Учитель 2. У радуги семь цветов, как быть?

Учитель 2. Где можно смешивать краски?

Учитель 2. Сегодня я предлагаю смешивать краски на альбомном листе. Посмотрите, как это можно сделать. Назовите первый цвет радуги?

Учитель 2. Набираем кистью красный цвет и проводим дугу.

Учитель 2. Какой следующий цвет?

Учитель 2. Но у нас нет такого цвета, что делать?

Учитель 2. Какие цвета надо смешать?

Учитель 2. Набираю жёлтый цвет и провожу дугу, перекрывая часть красной дуги. Получается оранжевый цвет.

Учитель 2. Следующий цвет какой?

Учитель 2. Я предлагаю вам продолжить работу самостоятельно.

Учитель 2. Какой цвет за ним?

Учитель 2. Как его получить?

Учитель 2. Следующая дуга какого цвета?

Учитель 2. Какой цвет следует за голубым?

Учитель 2. Проводим дугу.

Учитель 2. Последняя дуга какого цвета?

Учитель 2. Как получить этот цвет?

Учитель 2. Проведём дугу синего цвета, а поверх синей дуги – красную.

Учитель 2. Какие новые цвета мы получили, рисуя радугу?

Учитель 2. Каким образом мы получили эти цвета?

Учитель 2. Как можно назвать группу этих цветов?

Учитель 2. Я предлагаю вам посмотреть на радугу, нарисованную вами. Радуга-красавица, как тебя найти? Далеки по лесу до тебя пути.

Учитель1. С помощью какого органа чувств мы радуем себя такой красотой?

Учитель 2. Не зря говорят, что зрение – это великий дар природы! Только человек награждён даром, видеть мир в цвете и этот дар надо беречь!

Учитель 2. Я вновь возвращаю вас в мир красок. Алина, Лида, Юра, Марина, Полина возьмите свои работы и подойдите к доске.

Учитель 2. Сейчас мы вместе составили радугу. Это фрагмент нашей будущей групповой работы о природе.

Учитель 2. Ребята! Когда и над чем может раскинуться радуга?

Учитель 2. Радуга, в большинстве случаев, это – дождь, а дождь – это благо. Благо для человека, благо для природы. Вот почему люди радуются, видя в небе радугу!

Учитель 2. Я предлагаю вам подписать работы, и на следующем уроке мы продолжим наш коллективный труд.

Учитель1. Мой юный друг!

Чтоб видеть радугу,

над полем, лесом, лугом,

считай свой орган зрения -

наиглавнейшим другом.

Ты береги его, как бережет его природа

и защищает в любое время года.

 

Учитель1. Что мы можем определить с помощью органа зрения?

 

Учитель1. Как, по вашему мнению, природа защитила глаза?


 

Учитель1. Прочитаем текст учебника и убедимся в правильности ваших суждений. Откройте страницу 24, найдите первый абзац сверху

Учитель1. Какую новую информацию вы получили из текста учебника?

Учитель1. Какие советы дают авторы учебника в этом абзаце?

Учитель1. Я предлагаю вам выработать правила по охране зрения и выполнить эту работу в группах. Для этого прочитайте статью учебника на странице 24 в голубой рамке.

Учитель1. Какие правила вы выработали на основе текста?

 

 

Учащиеся опираются на собственные знания, полученные в исследовательской деятельности на уроке.

Высказывают свое мнение.

 

Дети предлагают смешивать краски на палитре, на листе

На доске закреплён белый лист, работа выполняется учителем совместно с учениками, показывая смешивание красок

 

 

 

Дети. Набираем синий цвет и проводим дугу, которая перекроет жёлтую дугу.

 

 

 

 

 

 

 

Дети. Оранжевый, зелёный, фиолетовый.

Дети. Путём смешивания, составления красок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(На доске закреплён лист ватмана А1. Детские работы предварительно вырезали )

 

 

 

 

Смотрят клип «Песенка о радуге»

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос (цвет, форму, расстояние до предмета)

 

Называют естественную защиту глаза (веки, ресницы, брови)

 

Дети находят абзац и читают текст вслух


 

Отвечают на вопросы

 

 

работа детей в группах

 

 

Представитель одной из групп знакомит класс, с правилами по охране зрения, остальные внимательно слушают, дополняют и комментируют ответы, учитель на доске прикрепляет правила:

Нельзя читать лежа при плохом освещении.

Во время чтения держи книгу на расстоянии 30 см от глаз.

Смотри телевизор не ближе 2 м от экрана, не больше 2 часов в день.

 

 

Регулятивные – умение оценивать результат своих действий.

Познавательные – умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные – волевая саморегуляция.

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

 

VI. Рефлексия деятельности. Итог урока. Домашнее задание – 3 мин.

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии.

 

 

t1617210918an.png

Учитель1. Каков был сегодня наш урок?

Учитель1. У кого из вас повысилось настроение? (все дети подняли руки)

Учитель 2. Чем восхищались на уроке? Чему удивлялись?

Учитель1. Чем вам хотелось бы поделиться с родителями и друзьями?

Информация о домашнем задании.

Учитель1. Какое, по- вашему мнению, вы определили домашнее задание по окружающему миру?

Учитель1. Из предложенных заданий я предлагаю выбрать то, которое вам более интересно, и подготовить его к следующему уроку.

Спасибо за урок!

 

Дети выражают свое отношение к уроку.

Размышляют, анализируют, подводят итоги

 

 

Предлагают составить памятку по охране слуха

или нарисовать плакат по охране зрения

Регулятивные – оценка своей деятельности, адекватное восприятие оценки своей деятельности учителем.

 

Познавательные – рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.