Биология 9 класс Тема урока: «Макроэволюция – результат микроэволюций»

4
1
Материал опубликован 12 November 2016

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: «Макроэволюция – результат микроэволюций».

 

Цель: формирование знаний у учащихся о макроэволюции.

Планируемые результаты:

Предметные: углубить знания общих закономерностей эволюционных закономерностей, представления о результатах эволюции.

Метапредметные: способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, умению анализировать, обобщать.

Личностные: поддерживать интерес к активному добыванию знаний.

Тип урока:  Урок изучения нового

Оборудование и материалы: Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации «Макроэволюция - результат микроэволюций».

План урока:

Организационный момент.

Вводный этап.

Формирование новых знаний.

Первичное закрепление.

Закрепление.

Заключение.

Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Текущий контроль

1.Организационный момент.

Приветствие, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

Фронтальная опрос.

2Вводный этап.

-Скажите, пожалуйста, какие процессы происходят с видами в природе?

-Какой раздел эволюции изучает изменение видов, подвидов, популяций?

-Какой раздел эволюции изучает эволюционные явления на надвидовом уровне?

-Возникновение каких систематических групп изучает макроэволюция?

Верно, тема нашего урока «Макроэволюция - результат микроэволюций».

(слайд 1)(слайд 2)

-Образуются новые виды, и происходит вымирание видов.

- Микроэволюция.

-Макроэволюция.

- Отряды, семейства, классы, типы и т.д.

Записывают тему урока в тетрадь «Макроэволюция - результат микроэволюций».

Анализ.ответов одноклассников. Умение выражать свои мысли.

Фронтальная опрос.

3.Формирование новых знаний.

Микроэволюционные процессы протекают в популяциях на протяжении нескольких поколений и характеризуются малыми изменениями. В итоге у особей появляются новые видовые характеристики, обеспечивающие возможность существования в определенных условиях внешней среды.

Новые признаки и свойства могут стать причиной освоения новым видом иных мест обитания, новых источников питания. Это приводит вид к усилению размножения, увеличению численности и к расселению на новые территории.

С образованием нового вида микроэволюционные процессы не прекращаются, а продолжаются далее без какого-либо перерыва. Завершение одного этапа грандиозного и постоянно идущего в живом мире процесса эволюции знаменует собой начало нового этапа – образования нового вида, с новыми свойствами. Поэтому вид называют качественным этапом эволюционного процесса. Захватываются и другие систематические группы крупнее, выше вида. Их называют надвидовыми группами. Это род, семейство, отряд (у животных), класс, тип (отдел - у растений), царство и надцарство.

Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах, называют макроэволюцией. Макроэволюция – это процессы эволюционных событий крупного масштаба, ведущие к формированию групп организмов более высокого ранга, чем вид.

(слайд 3)

Макроэволюция не имеет специфических механизмов и осуществляется только посредством микроэволюции, являясь ее общим внешним выражением.

В итоге сложных межвидовых отношений возникают особые системы форм родственных организмов, биологически изолированных друг от друга, такие как род, семейство, отдел и т.д.

(слайд 4)

Пример, черной и красной смородины.

(слайд 5)

Слушают учителя.

Записывают определение «Макроэволюция» в тетрадь.

Анализируют сказанное учителем.

Наблюдение.

4.Первичное закрепление

Вспомните систематические категории растений и животных на примере лисицы обыкновенной и яблони лесной:

1)Хордовые, Млекопитающие, Хищные, Лисица обыкновенная, Позвоночные, Волчьи, Лисица.

2) Яблоня лесная, Розоцветные, Покрытосеменные, Яблоня, Двудольные, Раздельнолепестные.

(слайд 6)

(слайд 7)

Сравнительная характеристика микроэволюции и макроэволюции в виде таблицы

(слайд 8)

(слайд 9)

Называют таксоны. Записывают в тетрадь:

1)Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Хищные

Семейство Волчьи

Род Лисица

Вид Лисица обыкновенная

2)Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Подкласс Раздельнолепестные

Семейство Розоцветные

Род Яблоня

Вид Яблоня лесная

Заполняют таблицу в рабочей тетради.

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Фронтальный опрос.

Наблюдение.

5.Закрепление.

Выполнение задания. Приложение

Выполняют задания.

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Наблюдение.

6.Заключение.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Слушают учителя.

Анализируют сказанное учителем.

Фронтальный опрос.

7.Домашнее задание.

Параграф 41, упражнения после параграфа.

Записывают в дневник.

Самоконтроль.

Наблюдение.

   
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Микроэволюция. Макроэволюция».

Вариант 1

1. Дайте определение: вид - …

2. Выберите правильные ответы:

1. Единицей эволюционного процесса является:

А - особь; Б - популяция; В - мутация; Г - вид.

2. Эволюция – это:

А - представление об изменении и превращении форм организмов;

Б – объяснение исторических смен форм живых организмов гло­бальными катастрофами;

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вы­мерших организмов.

3. Назовите основные таксономические категории систематики рас­тений.

«Микроэволюция. Макроэволюция».

Вариант 2

1. Дайте определение: популяция - …

2. Выберите правильные ответы:

1. Единицей эволюционного процесса является:

А - особь; Б - популяция; В - мутация; Г - вид.

2. Эволюция – это:

А - представление об изменении и превращении форм организмов;

Б. – объяснение исторических смен форм живых организмов гло­бальными катастрофами;

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вы­мерших организмов.

3. Назовите основные таксономические категории систематики жи­вотных.


Презентация к уроку « Биология 9 класс Тема урока: «Макроэволюция – результат микроэволюции» (скачать)

Предварительный просмотр презентации

Тема урока: «Макроэволюция – результат микроэволюции»

Макроэволюция – это процессы эволюционных событий крупного масштаба, ведущие к формированию групп организмов более высокого ранга, чем вид. Макроэволюция – это процессы эволюционных событий крупного масштаба, ведущие к формированию групп организмов более высокого ранга, чем вид.

Надцарство Эукариоты Царство Растения Отдел Покрытосемянные Класс Двудольные Семейство Крыжовниковые Род Смородина Вид Черная смородина Вид Красная смородина

Вспомните систематические категории растений и животных на примере лисицы обыкновенной и яблони лесной: 1) Млекопитающие, Хищные, Лисица обыкновенная, Позвоночные, Волчьи, Хордовые, Лисица. 2) Яблоня лесная, Розоцветные, Покрытосеменные, Яблоня, Двудольные, Раздельнолепестные.

2) 2) Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Подкласс Раздельнолепестные Семейство Розоцветные Род Яблоня Вид яблоня лесная 1) Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс млекопитающие Отряд Хищные Семейство Волчьи Род Лисица Вид лисица обыкновенная

Микроэволюция и макроэволюция Признаки Микроэволюция Макроэволюция Результат эволюционных преобразований Механизмы Длительность

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

скачивается только презентация, а таблица не доступна к скачиванию, очень жаль

13 March 2018