12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина982
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
4

Биология 9 класс Тема урока: «Макроэволюция – результат микроэволюций».



Тема урока: «Макроэволюция – результат микроэволюций».

 

Цель: формирование знаний у учащихся о макроэволюции.

Планируемые результаты:

Предметные: углубить знания общих закономерностей эволюционных закономерностей, представления о результатах эволюции.

Метапредметные: способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, умению анализировать, обобщать.

Личностные: поддерживать интерес к активному добыванию знаний.

Тип урока:  Урок изучения нового

Оборудование и материалы: Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации «Макроэволюция - результат микроэволюций».

План урока:

Организационный момент.

Вводный этап.

Формирование новых знаний.

Первичное закрепление.

Закрепление.

Заключение.

Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Текущий контроль

1.Организационный момент.

Приветствие, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

Фронтальная опрос.

2Вводный этап.

-Скажите, пожалуйста, какие процессы происходят с видами в природе?

-Какой раздел эволюции изучает изменение видов, подвидов, популяций?

-Какой раздел эволюции изучает эволюционные явления на надвидовом уровне?

-Возникновение каких систематических групп изучает макроэволюция?

Верно, тема нашего урока «Макроэволюция - результат микроэволюций».

(слайд 1)(слайд 2)

-Образуются новые виды, и происходит вымирание видов.

- Микроэволюция.

-Макроэволюция.

- Отряды, семейства, классы, типы и т.д.

Записывают тему урока в тетрадь «Макроэволюция - результат микроэволюций».

Анализ.ответов одноклассников. Умение выражать свои мысли.

Фронтальная опрос.

3.Формирование новых знаний.

Микроэволюционные процессы протекают в популяциях на протяжении нескольких поколений и характеризуются малыми изменениями. В итоге у особей появляются новые видовые характеристики, обеспечивающие возможность существования в определенных условиях внешней среды.

Новые признаки и свойства могут стать причиной освоения новым видом иных мест обитания, новых источников питания. Это приводит вид к усилению размножения, увеличению численности и к расселению на новые территории.

С образованием нового вида микроэволюционные процессы не прекращаются, а продолжаются далее без какого-либо перерыва. Завершение одного этапа грандиозного и постоянно идущего в живом мире процесса эволюции знаменует собой начало нового этапа – образования нового вида, с новыми свойствами. Поэтому вид называют качественным этапом эволюционного процесса. Захватываются и другие систематические группы крупнее, выше вида. Их называют надвидовыми группами. Это род, семейство, отряд (у животных), класс, тип (отдел - у растений), царство и надцарство.

Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах, называют макроэволюцией. Макроэволюция – это процессы эволюционных событий крупного масштаба, ведущие к формированию групп организмов более высокого ранга, чем вид.

(слайд 3)

Макроэволюция не имеет специфических механизмов и осуществляется только посредством микроэволюции, являясь ее общим внешним выражением.

В итоге сложных межвидовых отношений возникают особые системы форм родственных организмов, биологически изолированных друг от друга, такие как род, семейство, отдел и т.д.

(слайд 4)

Пример, черной и красной смородины.

(слайд 5)

Слушают учителя.

Записывают определение «Макроэволюция» в тетрадь.

Анализируют сказанное учителем.

Наблюдение.

4.Первичное закрепление

Вспомните систематические категории растений и животных на примере лисицы обыкновенной и яблони лесной:

1)Хордовые, Млекопитающие, Хищные, Лисица обыкновенная, Позвоночные, Волчьи, Лисица.

2) Яблоня лесная, Розоцветные, Покрытосеменные, Яблоня, Двудольные, Раздельнолепестные.

(слайд 6)

(слайд 7)

Сравнительная характеристика микроэволюции и макроэволюции в виде таблицы

(слайд 8)

(слайд 9)

Называют таксоны. Записывают в тетрадь:

1)Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Хищные

Семейство Волчьи

Род Лисица

Вид Лисица обыкновенная

2)Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Подкласс Раздельнолепестные

Семейство Розоцветные

Род Яблоня

Вид Яблоня лесная

Заполняют таблицу в рабочей тетради.

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Фронтальный опрос.

Наблюдение.

5.Закрепление.

Выполнение задания. Приложение

Выполняют задания.

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Наблюдение.

6.Заключение.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Слушают учителя.

Анализируют сказанное учителем.

Фронтальный опрос.

7.Домашнее задание.

Параграф 41, упражнения после параграфа.

Записывают в дневник.

Самоконтроль.

Наблюдение.

   
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Микроэволюция. Макроэволюция».

Вариант 1

1. Дайте определение: вид - …

2. Выберите правильные ответы:

1. Единицей эволюционного процесса является:

А - особь; Б - популяция; В - мутация; Г - вид.

2. Эволюция – это:

А - представление об изменении и превращении форм организмов;

Б – объяснение исторических смен форм живых организмов гло­бальными катастрофами;

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вы­мерших организмов.

3. Назовите основные таксономические категории систематики рас­тений.

«Микроэволюция. Макроэволюция».

Вариант 2

1. Дайте определение: популяция - …

2. Выберите правильные ответы:

1. Единицей эволюционного процесса является:

А - особь; Б - популяция; В - мутация; Г - вид.

2. Эволюция – это:

А - представление об изменении и превращении форм организмов;

Б. – объяснение исторических смен форм живых организмов гло­бальными катастрофами;

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вы­мерших организмов.

3. Назовите основные таксономические категории систематики жи­вотных.


Презентация к уроку « Биология 9 класс Тема урока: «Макроэволюция – результат микроэволюции» (скачать)

Опубликовано


Комментарии (1)

Татьяна, 13.03.18 в 22:09 0Ответить Пожаловаться
скачивается только презентация, а таблица не доступна к скачиванию, очень жаль
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.