Биология 9 класс Тема урока: «Макроэволюция – результат микроэволюций»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Макроэволюция – результат микроэволюций».
Цель: формирование знаний у учащихся о макроэволюции.
Планируемые результаты:
Предметные: углубить знания общих закономерностей эволюционных закономерностей, представления о результатах эволюции.
Метапредметные: способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, умению анализировать, обобщать.
Личностные: поддерживать интерес к активному добыванию знаний.
Тип урока: Урок изучения нового
Оборудование и материалы: Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации «Макроэволюция - результат микроэволюций».
План урока:
Организационный момент.
Вводный этап.
Формирование новых знаний.
Первичное закрепление.
Закрепление.
Заключение.
Домашнее задание.
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые умения |
Текущий контроль |
|||
1.Организационный момент. |
Приветствие, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя. |
Самоконтроль. |
Фронтальная опрос. |
|||
2Вводный этап. |
-Скажите, пожалуйста, какие процессы происходят с видами в природе? -Какой раздел эволюции изучает изменение видов, подвидов, популяций? -Какой раздел эволюции изучает эволюционные явления на надвидовом уровне? -Возникновение каких систематических групп изучает макроэволюция? Верно, тема нашего урока «Макроэволюция - результат микроэволюций». (слайд 1)(слайд 2) |
-Образуются новые виды, и происходит вымирание видов. - Микроэволюция. -Макроэволюция. - Отряды, семейства, классы, типы и т.д. Записывают тему урока в тетрадь «Макроэволюция - результат микроэволюций». |
Анализ.ответов одноклассников. Умение выражать свои мысли. |
Фронтальная опрос. |
|||
3.Формирование новых знаний. |
Микроэволюционные процессы протекают в популяциях на протяжении нескольких поколений и характеризуются малыми изменениями. В итоге у особей появляются новые видовые характеристики, обеспечивающие возможность существования в определенных условиях внешней среды. Новые признаки и свойства могут стать причиной освоения новым видом иных мест обитания, новых источников питания. Это приводит вид к усилению размножения, увеличению численности и к расселению на новые территории. С образованием нового вида микроэволюционные процессы не прекращаются, а продолжаются далее без какого-либо перерыва. Завершение одного этапа грандиозного и постоянно идущего в живом мире процесса эволюции знаменует собой начало нового этапа – образования нового вида, с новыми свойствами. Поэтому вид называют качественным этапом эволюционного процесса. Захватываются и другие систематические группы крупнее, выше вида. Их называют надвидовыми группами. Это род, семейство, отряд (у животных), класс, тип (отдел - у растений), царство и надцарство. Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах, называют макроэволюцией. Макроэволюция – это процессы эволюционных событий крупного масштаба, ведущие к формированию групп организмов более высокого ранга, чем вид. (слайд 3) Макроэволюция не имеет специфических механизмов и осуществляется только посредством микроэволюции, являясь ее общим внешним выражением. В итоге сложных межвидовых отношений возникают особые системы форм родственных организмов, биологически изолированных друг от друга, такие как род, семейство, отдел и т.д. (слайд 4) Пример, черной и красной смородины. (слайд 5) |
Слушают учителя. Записывают определение «Макроэволюция» в тетрадь. |
Анализируют сказанное учителем. |
Наблюдение. |
|||
4.Первичное закрепление |
Вспомните систематические категории растений и животных на примере лисицы обыкновенной и яблони лесной: 1)Хордовые, Млекопитающие, Хищные, Лисица обыкновенная, Позвоночные, Волчьи, Лисица. 2) Яблоня лесная, Розоцветные, Покрытосеменные, Яблоня, Двудольные, Раздельнолепестные. (слайд 6) (слайд 7) Сравнительная характеристика микроэволюции и макроэволюции в виде таблицы (слайд 8) (слайд 9) |
Называют таксоны. Записывают в тетрадь: 1)Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Отряд Хищные Семейство Волчьи Род Лисица Вид Лисица обыкновенная 2)Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Подкласс Раздельнолепестные Семейство Розоцветные Род Яблоня Вид Яблоня лесная Заполняют таблицу в рабочей тетради. |
Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей. Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей. |
Фронтальный опрос. Наблюдение. |
|||
5.Закрепление. |
Выполнение задания. Приложение |
Выполняют задания. |
Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей. |
Наблюдение. |
|||
6.Заключение. |
Подведение итогов. Выставление оценок. |
Слушают учителя. |
Анализируют сказанное учителем. |
Фронтальный опрос. |
|||
7.Домашнее задание. |
Параграф 41, упражнения после параграфа. |
Записывают в дневник. |
Самоконтроль. |
Наблюдение. |
|||
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Микроэволюция. Макроэволюция».
Вариант 1
1. Дайте определение: вид - …
2. Выберите правильные ответы:
1. Единицей эволюционного процесса является:
А - особь; Б - популяция; В - мутация; Г - вид.
2. Эволюция – это:
А - представление об изменении и превращении форм организмов;
Б – объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;
В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.
3. Назовите основные таксономические категории систематики растений.
«Микроэволюция. Макроэволюция».
Вариант 2
1. Дайте определение: популяция - …
2. Выберите правильные ответы:
1. Единицей эволюционного процесса является:
А - особь; Б - популяция; В - мутация; Г - вид.
2. Эволюция – это:
А - представление об изменении и превращении форм организмов;
Б. – объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;
В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.
3. Назовите основные таксономические категории систематики животных.
Татьяна