Урок биологии на тему «Луговые травы» (Биология, 5 класс)
Открытый урок природоведения в 5 классе по теме
«Луговые травы»
Цели:
Обобщить знания учащихся о разнообразии и жизни растений.
Развивать внимание, и познавательную активность на уроке.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с наиболее распространенными представителями, растительного мира луга;
сформировать представление о луге, как природном сообществе
Коррекционно-развивающие
развивать наблюдательность, память, мышление через работу с иллюстрациями;
развивать внимание, речь детей при помощи ведения диалога, изучения словарных слов
умение анализировать, делать выводы;
расширять кругозор.
Воспитательные:
Осуществлять экологическое воспитание;в данном уроке раскрыватся
продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
Наглядность и оборудование: компьютерная презентация, гербарии луговых трав, кроссворд.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок
- Кто отсутствует на уроке?
- Открыли тетради, учебники.
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
(ответы детей)
- Откройте учебник на странице 113 и просмотрите домашнее задание.
II Проверка домашнего задания.
1. В природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества- леса, поля, луга. Посмотрите на слайды . Вы видите картинки с изображением различных местностей. Ваша задача найти на одной из картинок луг? (слайдовая презентация слайд 2-6). Выскажите ваше мнение, что такое луг?
2. Найти лишнее. Посмотрите на доску перед вами картинки назовите, что на них (елка, сирень, кактус, одуванчик). Что растет на лугу?
3. Каких животных мы можем встретить на лугу?
Вам нужно внимательно послушать, узнать кто это, а потом сказать можем мы их встретить на лугу. (аудио запись со звуками животных, слайд 7)
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о луге. Но для того, чтобы узнать как называется тема нашего урока ,мне нужна ваша помощь. Найдите среди разноцветных букв 7 одного цвета и 5 другого цвета, и составить из них слово.
(ответы детей)
Тема урока «Луговые травы». Цель урока – выяснить, какие растения произрастают на лугу, как они взаимосвязаны, какое значение имеют луга для человека (запись в тетрадях)
IV Работа над новым материалом.
1. учитель. (слайд 8)
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы
- О чем говорится в стихотворении? (Луговые растения.)
- Сейчас мы с вами отправимся на луг. И внимательно рассмотрим какие растения будут красоваться на нашем лугу. А в этом нам помогут загадки.
2.Загадки (составление кроссворда)
Я — розовый и белый
Цветочек луговой
С округлыми листочками
И круглой головой,
Привлекает пчёлок
Мой душистый сок.
Ученик
Я — какой цветок?
Клевер (слайд 9)
В головке красного клевера собрано много небольших цветочков- трубочек. Выньте осторожно одну трубочку- цветочек возьмите светлой стороной в рот и попробуйте сладкий нектар, что собран в цветке. За нектаром летят шмели и пчелы.
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший ...
Одуванчик (слайд 10)
Легко узнаем по ярко - желтым, пушистым головкам. Из этого растения можно приготовить вкусный салат со специфическим горьковатым вкусом.
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный ...
Василёк (слайд 11)
Зацветает василек в июне и цветет до осени. Кормовое растение.
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.
Ромашка (слайд 12)
Лекарственное растение.
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми…
Гвоздиками (слайд 13)
Растет на солнечных лугах. Листья острые. Лепестки ярко – розовые. Цветут все лето. Аромат очень сильный.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук
Подорожник (слайд 14)
Листья подорожника успокаивают боль при ссадинах укусах насекомых. В жаркий полдень, когда очень жарко отыщите подорожник и осторожно приподнимите его листья, а под ними земля холодная
у него метелочки
напоминают елочки.
их колоски- на веточках
и в них цветки-иголочки
Мятлик (слайд 15)
Кормовое растение.
(Словарные слова)
3. Исследовательская работ. Работа с гербарием луговых трав.
- У вас на столах гербарий. Что такое гербарий? (ответы детей).
- Рассмотрим их.
( На доске плакат “Луговые травы”)
Что можете сказать о травах луга? Что у них общего?
(Ответы детей.)
Вывод. Листья у луговых трав узкие и длинные
V Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Вниз присели на цветочки посмотрели,
А потом все дружно встали
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
VI. Беседа. Виды растений. (слайд 16)
- Какие вы знаете растения луга?
(ответы детей)
Растения луга: кормовые, лекарственные, ядовитые (запись в тетрадях)
Кормовые: клевер луговой, мятлик, лисохвост, мышиный горошек, тимофеевка(слайд 17)
Лекарственные: одуванчик, подорожник, зверобой, ромашка(слайд 18)
Ядовитые: вех ядовитый, лютик едкий(слайд 19)
(работа в тетради)
VII. Продолжи предложение:
Птицам луг дает……………..(пищу и укрытие)
Домашним животным луг дает………….(корм)
Человеку луг дает…………………………(место отдыха, лекарства)
VIII. Повторение термина «экология»
- Ребята посмотрите на доску на словарные слова, какое слово у нас получилось выделенное красным.
(Ответы детей)
Правильно «Экология» это наука которая изучает, а что я забыла напомните мне.
Работа с учебником
IX. Работа с учебником.
- Верно ли говорят, что луг меняет за лето несколько разноцветных одежд?
- Найдите правильный ответ в учебнике на странице116 в последнем абзаце.
X. Правила поведения на лугу.
1. Учитель. Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу.
Учитель показывает две картинки: на первой – луг до приезда детей, на второй- луг после их отъезда. (слайд 20)
Учитель. Чем отличаются эти две картинки? Какие правила нарушили дети?
- А вы, ребята, так не поступаете?
(Ответы детей).
2. Охрана лугов(слайд 21)
Книжная выставка. Ребята вы видели на картинке как вели себя дети, если мы бездумно будем рвать и топтать растения то их совсем не останется. Есть такая книга в которую занесены редкие и исчезающие виды. Как называется эта книга?
(ответы детей)
Но у нас есть и другие книги обратите на них внимание, в которых вы можете для себя узнать много нового, полезного и интересного. Все вы их можете взять и почитать они находятся в библиотеке.
IX. Итог урока.
Сегодня мы с вами побывали на лугу узнали много новых растений, для чего они необходимы и как нужно себя вести на лугу.
У каждого из вас на парте есть растения луга, ваша задача назвать его и поставит в нашу вазу.
Оценки. Домашнее задание страница 115-117 вам нужно будет внимательно прочитать и запомнить какие травы растут на лугу. В конце параграфа находятся вопросы на них нужно ответить.